Конспект открытого урока по литературе в 5 классе

Обновлено: 06.07.2024

Задачи урока : расширить представление учащихся о творчестве поэта С.Я. Маршака;

дать представление о драме как роде литературы;

раскрыть традиции народной сказки в пьесе С.Я.Маршака;

развивать навыки выразительного чтения как элемента культуры речи;

формировать умение анализировать художественное произведение;

формировать навыки работы в группе.

Организационный момент. Приветствие.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.

- Сегодня мы проводим открытый урок литературы. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(весёлым, интересным, познавательным)

Отчего это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг друга, дружно работать в команде.)

Правильно. Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.

2. Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое целеполагание.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, а вы верите в чудеса? А в сказки?
Урок литературы – один из самых интересных предметов в школьной программе. У вас есть возможность на уроке создать волшебную атмосферу своей фантазией, своими словами. Потому что каждый урок литературы – встреча с мастером слова, а не просто с поэтом и писателем.

2. Актуализация опорных знаний.

- Итак, мы продолжаем изучение творчества С.Я Маршака.

Работа над теорией литературы.

Ребята, вы уже знаете, что сказка С.Я. Маршака относится к литературным сказкам. А что вы еще знаете о литературных и народных сказках? Я предлагаю вам поработать в парах, прочитайте статью о сказках и заполните таблицу - опору. А затем мы обсудим наши результаты. (Слайд)

Итак, у вас на столах листы с таблицей-опорой, заполните ее6 общие черты, различия.

Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка

Герои дел-ся на положительных и отрицательных

Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка

Герои дел-ся на положительных и отрицательных

Нет конкретного автора

Герои созданные самим автором

Определить время, место и действие

Пишут сказки для постановки на сцене

Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.

Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая рыбка…

Сказки писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а литературные сказки могут занимать десятки страниц.

Некоторые писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции народных сказок.

(Вместе обсуждаем рез-т работы)

- А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки, сказы, рассказы, повести)

Действительно, мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.

- А какие жанры этих родов вы знаете?

- А о чем обычно говорится в эпических произведениях? (повествуется о каких-то событиях из жизни героев)

- В лирических (рисуются отдельные состояния характера в отдельный момент жизни)

- А вот о третьем роде, т.е о драме, мы подробно поговорим сегодня на уроке.

Ребята, а как вы считаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Какие цели мы поставим пред собой: (СЛАЙД)

- определить……………..(особенности пьесы как жанра)

- сравнить……………….(драму с другими родами литературы)

- научиться………………Понимать особенности чтения драмы

- Воспитывать……………….чувство ответственности за свои поступки.

Сегодня мы подробней познакомимся с драмой, дадим понятие этому роду литературы, выявим путем сравнения особенности этого рода литературы, поймем особенности чтения драмы.

В тетрадях и на доске

К какому роду литературы относится Сказка – пьеса С.Я. Маршака– драме. Попытаемся дать определение драмы.

Первая – эпическая сказка с подзаголовком – новогодняя сказка.

Вторая – драматическая сказка.

Вот на основе сравнения этих сказок мы и дадим понятие ДРАМЫ.

- Мы уже с вами говорили об этих сказка, но мы в них сравнивали сюжет, героев

- Сегодня у нас задача: сравнить эти два одноименных произведения с целью выявления особенностей драматической сказки.

- Что легче пересказать? (эпическое повествование) А почему?

А пересказ какого произведения вызывает трудности и какие? Почему? (Драматическое)(Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)

- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)

- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

Ребята, из чего состоит текст драмы ? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)

- Обратим внимание на то, что следует в обеих сказках после названия? (В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц, т.е. АФИША )

Повествованию предшествует афиша (СЛАЙД)

- Обратите внимание, что в тексте драматической сказки слова, заключенные в круглые скобки. А в этической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они нужны? Их роль? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в драматической сказке эти слова поясняют, как действуют персонажи)

- Это РЕМАРКИ - слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.

Итак, ребята, текст драмы состоит из монологов, диалогов, афиши и ремарок.

А как вы думаете, есть ли в драматической сказке описание (отдельное) внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)

- А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора) О внешности и характере персонажей мы узнаем из реплик героев.

Какое определение драмы вы могли бы дать?

( Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене .

Постановка пьесы

Друзья, а сейчас мы с вами отправимся в театр.

Представим себе: Маленький домик на окраине города Жарко топится печка, за окнами метель, сумерки…

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке).

Работа над содержанием пьесы

А сейчас мы с вами поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила вопросы, Обсудите и дайте связный и развернутый ответ.

Кто из героев стоит на стороне добра?

Какие их добрые дела и мысли показаны в пьесе?

Кто помогает Падчерице?

Почему ей помогают окружающие?

За что наказаны отрицательные герои?

Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?

(Ответы каждой из групп. Совместно делается вывод, почему в сказках всегда побеждает добро. Слайд )

(Вместе обсуждаем рез-т работы)

Характеристика героев.

Как и в народной сказке герои нашей сказки делятся на положительных и отрицательных:

Назовите положительных героев нашей сказки

Продолжаем работу в группах (3 мин.)

- подберите эпитеты характеризующие:

(Слайд): (взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная, ленивая)

Какие же поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

(Инсценирование фрагмента пьесы- сказки)

И снова мы отправляемся в театр и пред нами герои сказки. Сцена в королевском дворце.

Мы вспомнили героев нашей сказки, а какие же из них часто встречаются в народных сказках.

Есть ли в пьесе сказке действующие лица не фольклорные, а литературные? (профессор, канцлер, солдат, глашатай, астролог)

Художественные особенности

— Ребята, как вы думаете ч то в сказке жизненно , правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? В сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

и ложью и верим в добро и справедливость.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я предлагаю вам выполнить Мини-тест

Что такое драма?

А) это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.

Б) это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека

В) по­вествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людь­ми, события

2 . Что такое ремарка?

А) крылатые фразеологические выражения

Б) слова, сказанные героями

В) слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.

3. Символы пьесы –сказки?

4. Из чего состоит драма?

А) актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши

Б) актов, картин, сцен.

Ключ: 1 А), 2 Б), 3 Б), 4А)

Итак, вначале урока мы ставили перед собой цели, достигли ли вы их:

- Сегодня я узнал.

- Я выполнял задание.

- Я почувствовал, что…….

- Урок дал мне для жизни.

Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:

Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?

Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Какой урок вы извлекли для себя?

Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.

Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая рыбка…

Сказки писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а литературные сказки могут занимать десятки страниц.

Некоторые писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции народных сказок.

Что такое драма?

А) это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.

Б) это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека

В) по­вествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людь­ми, события

2 . Что такое ремарка?

А) крылатые фразеологические выражения

Б) слова, сказанные героями

В) слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.

3. Символы пьесы –сказки?

4. Из чего состоит драма?

А) актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши

Б) актов, картин, сцен.

Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:

1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?

2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:

1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?

2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:

1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?

2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:

1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?

2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Славянская сказка в обработке С. Маршака

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

- подберите эпитеты характеризующие:

( глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная, ленивая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Образовательные:

развить представление о сказке;

показать особенности жанра сказки;

дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся;

развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент.

- Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

- Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

- Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

- Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 15).

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

- А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!


Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Урок литературы в 5 классе.

Пинегина Елена Вячеславовна - учитель русского языка и литературы

УМК: учебник Г.И. Беленького «Литература. 5 класс, М.: Мнемозина, 2013.

Цель деятельности учителя

Формировать умение работать с эпическим произведением, прививать навыки анализа текста.

Образовательные:

Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.

Развивающие:

Развитие устной и письменной речи через диалог;

Развитие творческих способностей;

Воспитательные:

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать умения аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

печатно-словесный;

наглядно- иллюстративный;

деятельностный;

эвристический.

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, групповая, фронтальная

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник

Наглядно – демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал.

Нравственность, безнравственность, ассоциации, аналогия.

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации содействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Эвристическая беседа по теме урока

Эпиграфы к уроку:

Антуан де Сент-Экзюпери.

3. … ты всегда в ответе за тех, кого приручил…

А. де Сент-Экзюпери

Прочитайте эпиграфы к уроку и подумайте, о том, как вы понимаете высказывание.

Запишите понравившееся вам высказывание.

Что объединяет эти высказывания?

Действительно! Человек ответственен за тех, кого приручил.

Слушают учителя, читают, записывают в тетрадь, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Обратимся к тексту рассказа. Прочитайте его развязку.

Как вы считаете, почему Кусака воет?

Правильно ли Лёля поступила?

Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность?

НРА́ВСТВЕННОСТЬ – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

БЕЗНРА́ВСТВЕННЫЙ – нарушающий нормы нравственности, морали; пренебрегающий нравственными нормами; порочный (о человеке).

Большой толковый словарь русского языка.

Чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Работают с текстом произведения , отвечают на вопросы учителя

Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Давайте подберём к слову нравственность слова – ассоциации. Составим кластер.

Подберите антоним к слову нравственность

Теперь подберём слова – ассоциации к этому слову.

(кластеры записывают в тетради)

Как поступили люди по отношению к Кусаке?

Сравнивают кластеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5. Этап реализации построенного проекта.

Эвристическая беседа, подбор примеров

Работа в группах (работа с текстом)

1 группа: выписывает цитаты, относящиеся к жизни собаки до встречи с Лёлей.

Какой была жизнь собаки до появления людей?

2 группа: выписывает цитаты, относящиеся к жизни собаки при встрече с Лёлей.

Как изменилась жизнь Кусаки с появлением человека?

3 группа: пытается сформулировать, какой будет Кусака после.

Лёля поступила по отношению к Кусаке безнравственно.

Можно ли оправдать такой поступок человека?

Давайте посмотрим, какую роль играет собака в жизни человека.

Мы с вами увидели, что так многообразна деятельность собак, проявление их свойств. Но есть одно условие: собака способна на многое, только если она служит человеку.

Как должен относиться человек к тому, кто ему служит?

Кто виной тому, что Кусака стала несчастной?

Когда Кусаке было легче жить до встречи с людьми или после?

А когда Кусаке было легче выжить?

Работают в группах,

Зачитывают свои работы, сравнивают.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: осуществляют, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Для того чтобы обобщить всё выше сказанное на уроке, давайте вернёмся к высказываниям, которые вы записали в тетрадях.

Какое из высказываний может послужить выводом к нашему уроку? И почему вы так думаете?

Читают высказывания, делают выводы

Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

На уроке мы говорили о нравственном и безнравственном поведении людей по отношению к Кусаке.

А что бы вы сказали сегодня девочке Лёле? Сформулируйте свой ответ, записав 1-2 предложений в тетради.

Выполняю самостоятельно задание, зачитывают свой ответ.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания в практической деятельности.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Обобщение полученных сведений на уроке.

Завершая разговор о Кусаке, составьте синквейн на тему:

Кусака (1 группа)

Друг человека (3 группа)

2. Бездомная, преданная

3. Привыкла, просила, выла.

4. Печальная участь бездомного существа.

2. Веселая, беззаботная

3. Приласкала, оставила, забыла.

4. Девочка неискренне привязалась к собаке.

1. Друг человека

2. Верный, преданный

3. Охраняет, защищает, спасает.

4. Собака – верный друг человека.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

- Что нового узнали на уроке?

- Что было трудно, непонятно?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

А теперь запишем домашнее задание:

Напишите письмо Лёле (сильным)

Напишите сочинение о своём домашнем питомце (остальные)

Спасибо за урок!

Подводят итоги своей работы на уроке

Записывают домашнее задание

Личностные: дают самооценку своей деятельности.

Содержимое разработки

Цель: Формировать умение работать с эпическим произведением, прививать навыки анализа текста

Задачи: Образовательные:

Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.

Развивающие:

Развитие устной и письменной речи через диалог;

Развитие творческих способностей;

Воспитательные:

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные : применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать умения аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа на межпредметном уровне.

Личностные : желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Эпиграфы к уроку:

Антуан де Сент-Экзюпери.

3. … ты всегда в ответе за тех, кого приручил…

А. де Сент-Экзюпери

НРА́ВСТВЕННОСТЬ – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. БЕЗНРА́ВСТВЕННОСТЬ – нарушение нормы нравственности, морали; пренебрежение нравственными нормами; порочный (о человеке). Большой толковый словарь русского языка.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

БЕЗНРА́ВСТВЕННОСТЬ – нарушение нормы нравственности, морали; пренебрежение нравственными нормами; порочный (о человеке).

Большой толковый словарь русского языка.


Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью. Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Не помня себя от страху, переметываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала. Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место. На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями и палками. Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.

Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью.

Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Не помня себя от страху, переметываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала.

Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место.

На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями и палками.

Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.

Шерсть повиснет клоками, голодная, грязная На собаку будут кричать, бросать камни и палки Отняли злобу, равнодушная

Шерсть повиснет клоками, голодная, грязная

На собаку будут кричать, бросать камни и палки

Отняли злобу, равнодушная

Собака – друг человека

Собака – друг человека

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека.

Собака-поводырь

  • Собачий нюх спас жизни многих людей. Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега.
  • Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям. Собак специально обучают также и для службы спасения на воде.
  • Гончие собаки, охотничьи собаки, назначение которых состоит в том, чтобы, найдя след зверя, преследовать его с лаем.
  • На сегодняшний день существует множество пород собак, которые значительно отличаются друг от друга и внешностью, и характером, и цветом.
  • В настоящее время в мире

насчитывается около 500 пород, однако селекционная

Эпиграфы к уроку:

Антуан де Сент-Экзюпери.

3. … ты всегда в ответе за тех, кого приручил…

А. де Сент-Экзюпери

СИНКВЕЙН Кусака (1 группа) 1. Кусака 2. Бездомная, преданная 3. Привыкла, просила, выла. 4. Печальная участь бездомного существа. 5. Собака Лёля (2 группа) 1. Леля 2. Веселая, беззаботная 3. Приласкала, оставила, забыла. 4. Девочка неискренне привязалась к собаке. 5. Девочка Друг человека (3 группа) 1. Друг человека 2. Верный, преданный 3. Охраняет, защищает, спасает. 4. Собака – верный друг человека. 5. Помощник

СИНКВЕЙН

Кусака (1 группа)

2. Бездомная, преданная

3. Привыкла, просила, выла.

4. Печальная участь бездомного существа.

2. Веселая, беззаботная

3. Приласкала, оставила, забыла.

4. Девочка неискренне привязалась к собаке.

Друг человека (3 группа)

1. Друг человека

2. Верный, преданный

3. Охраняет, защищает, спасает.

4. Собака – верный друг человека.

С каким настроением вы уйдёте с урока?

С каким настроением вы уйдёте с урока?


-75%

Войти через uID

Войти через uID


Витохина Людмила Александровна (Публикатор)


30.10.2021

Урок развития речи. Обучение составлению сопоставительной характеристики героинь сказки.


Орлова Светлана Александровна (Публикатор)


29.10.2021

Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.


Наталья Николаевна Покровкова (НАТАЛЛ)


26.05.2021

Каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Зачем рождается человек? В чем его предназначение? Почему после одних остается след, как от сияющей кометы на черном небе, а жизнь других проходит бесследно или напоминает тлеющие огоньки? Почему одни люди остаются в памяти людей навеки, а другие исчезают бесследно?


Панарина Татьяна Анатольевна (Публикатор)


21.10.2020

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.


Борисова Наталья Анатольевна (Публикатор)


15.08.2020


Презентация к уроку литературы "Роберт Льюис Стивенсон "Вересковый мёд" для 5 класса.


Антоненко Александра Николаевна (Публикатор)


15.08.2020

Данный урок посвящен произведению Ж. Санд "О чем говорят цветы". Этот урок относится к разделу "Зарубежная литература" и проводится в 5-м классе.


Головина Наталья Ивановна (golonat)


03.05.2020

Цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.


Романова Елена Александровна (Публикатор)


01.04.2020


Русецкая Валентина Васильевна (Публикатор)


06.03.2020

Цель: раскрытие творческих способностей учащихся, выявление способных и одаренных детей, духовно-нравственное воспитание с использованием технологии творческих мастерских.


Боедова Анна Викторовна (Публикатор)


12.02.2020



Антиперович Светлана Николаевна (Публикатор)


24.01.2020


Планируемые результаты: знание содержания и героев сказок Андерсена, формирование читательских умений, овладение навыками литературной игры, понимание непреходящих нравственных ценностей и современного звучания сказок.


Антиперович Светлана Николаевна (Публикатор)


24.01.2020

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова; показать особенности басни как жанра.


Беляева Татьяна Владимировна (Публикатор)


05.11.2019

Данный проект был проведен с учениками 5 класса нашей школы с целью изучения особенностей волшебных сказок, пробы своих способностей в написании сказок, создания памятки "Уроки волшебства или как сочинить свою сказку" и в дальнейшем создании книги "Волшебные сказки" (на кружке "Декоративно -прикладное искусство" с использованием различных техник аппликации). Когда книга была готова, дети познакомили со своими сказками учеников 1 класса, продемонстрировав иллюстрации к каждой из них. Хочу отметить, что дети с удовольствием участвовали в этом проекте, данная книга стоит на почетном месте в кабинете технологии и является гордостью ее создателей. Я с удовольствием поделилась опытом проведения проекта "Сочиняем волшебную сказку" со своими коллегами на заседании МО и педсовете. Данный проект будет интересен как для педагогов, так и для детей и их родителей.


Богданова Ольга Алексеевна (Публикатор)


18.08.2019

Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по курсу русской литературы в 5 классе. В игровой форме ребята вспомнят известные им произведения: сюжет, систему персонажей, некоторые детали. Также обучающиеся повторят изученных ими авторов и вспомнят некоторые моменты их биографии. Кроме того игра дает возможность пятиклассникам повторить информацию по теории литературы.


Городишенина Елена Валерьевна (Публикатор)


26.06.2019

Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа. Цель: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь внимание детей к произведениям литературы, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам. В архиве содержатся 3 файла: КИМ, вариант для учителя с ответами, в пояснительной записке - примерное оценивание.


Покровкова Наталья Николаевна (НАТАЛЛ)


05.06.2019

Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа. Цель: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь внимание детей к произведениям литературы, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам.


Покровкова Наталья Николаевна (НАТАЛЛ)


05.06.2019


Брянцева Анастасия Сергеевна (123455330)


20.12.2018

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе". Урок обобщения и подготовки к сочинению.


Шагирова Оксана Сабировна (ксюююша)


10.12.2018


Презентация предназначена для проведения урока "Летописи - чудо России" в рамках курса "Социокультурные истоки" для 5-х классов.


Сидорова Светлана Юрьевна (svsidorova76)


10.11.2018



Везе Наталья Петровна (nveze)


21.10.2018


Миндагалиева Лариса Губертовна (Публикатор)


19.09.2018

Задачи: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы, развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.


Рзаева Ирина Вячеславовна (Публикатор)


26.06.2018

Сказки А.С.Пушкина знакомы нам с детства. В данном ресурсе делается попытка в игровой форме познакомить учащихся с теми записями, на основе которых поэт создавал свои чудесные сказки. Презентацию можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеклассной работе с учащимися 5 класса.


Гольцова Елена Алексеевна (ElenG)


17.06.2018


Коваленко Ирина Ивановна (Ириска0358)


15.05.2018


Презентация предназначена для контроля знаний обучающихся 5 класса по разделу "Мифы Древней Греции".


Машкова Екатерина Геннадьевна (Публикатор)


27.08.2017



Бичевая Ирина Александровна (Публикатор)


25.08.2017


Интерактивная презентация посвящена 200-летнему юбилею книги "Щелкунчик и Мышиный король" Э.Т.А. Гофмана (книга-юбиляр 2016 года) и предназначена для проведения урока литературного чтения или внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов.


Лобанова Елена Александровна (Lobanova)


24.08.2017



Фуфлыгина Наталья Николаевна (наТека)


14.08.2017

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: