Конспект нод по развитию речи в первой младшей группе маша и медведь

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шмелева Екатерина Алексеевна

Населенный пункт: Калужская область, г. Киров

Цель:

Ознакомление с новым произведением.

Задачи:

  1. познакомить с русской народной сказкой;
  2. учить понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию;
  3. развивать внимание, память, мышление;
  4. Воспитывать интерес к русской народной сказке;
  5. Вызвать радость от прослушивания.

Материалы и оборудование:

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости сегодня пришел? (воспитатель показывает игрушку медвежонка)

Дети: Мишка!

Воспитатель: Правильно ребята, к нам пришел сегодня в гости мишка. А хотите узнать, что принес медвежонок с собой?

Дети: Да!

Воспитатель: вам нужно отгадать загадку.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней!

Дети: Это книжка!

Воспитатель: правильно, ребята, мишка с собой принес книжку. А в книжке написана русская народная сказка. Какие русские народные сказки знаете вы?

Дети: курочка ряда, колобок, репка и т.д.

Воспитатель: А какая у вас самая любимая русская народная сказка?

Дети: (каждый ребенок называет сказку).

Воспитатель: сегодня я вам прочитаю очень интересную сказку из книжки которую принес нам мишка. Усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.

(дети присаживаются в кружок вокруг воспитателя)

(Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, сказку вам я прочитала. А сейчас предлагаю сделать вам физминутку.

ФИЗМИНУТКА:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили!

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Из реки водичку пили

Вот так, вот так

Из реки водичку пили.

А потом они плясали

Лапы дружно поднимали,

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали!

Воспитатель: вот вы, какие молодцы! Как дружно сделали зарядку!

Беседа по прочитанной сказке.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую сказку вы слушали?

Дети: Маша и медведь.

Ребята, а куда пошла Маша?

Дети: В лес.

Воспитатель: Верно, ребята, Маша пошла в лес. А с кем пошла Маша в лес?

Дети: С подружками.

Воспитатель: Правильно! А зачем пошла Маша в лес?

Дети: По грибы и ягоды.

Воспитатель: да, маша с подружками, собралась по грибы и ягоды!

А что Маша увидела в лесу?

Дети: Избушку.

Воспитатель: Да, Маша увидела в лесу избушку. А кто жил в этой избушке?

Дети: Медведь!

Воспитатель: Когда медведь вернулся, кого он увидел?

Дети: Машу!

Воспитатель: А медведь, когда увидел Машеньку обрадовался?

Дети: Да!

Воспитатель: Что сказал медведь Машеньке?

Дети: теперь я не отпущу тебя!

Воспитатель: Что делала Маша в доме у медведя?

Дети: печку топила и кашу варила.

Воспитатель: что придумала Маша, чтобы вернуться домой к бабушке и дедушке?

Дети: Напекла пирожков.

Воспитатель: правильно, Маша напекла пирожков, достала большой короб. Попросила медведя отнести пирожки бабушке и дедушке. А пока мишка собирался, что сделала Маша?

Дети: Влезла в короб.

Воспитатель: правильно, она влезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирожками. А что говорила Машенька из короба?

Дети: не садись на пенек, не ешь пирожок!

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: (по очереди говорят) пришел в деревню, постучался в дверь. А собаки почуяли медведя и бросились на него. Медведь испугался поставил короб и убежал в лес!

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята. а кто к вам в гости приходил?

Дети: Мишка!

Воспитатель: А что он приносил вам?

Дети: книжку!

Воспитатель: А вы помните, как называется сказка которую мы читали?

1 Обучающие задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой.

2. Развивающие задачи: Развивать умение детей слушать сказку, сопереживать героям сказки.

3. Воспитательные задачи: Прививать интерес к русским народным сказкам.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель в сказочном образе предлагает детям подойти и встать полукругом.

В гости к вам пришла

С собою принесла.

Пришла я вместе с мишкой. Он пришел к вам в гости, что бы послушать сказку. Посмотрите и скажите:

- Какой, мишка цветом? (коричневый)

- Какого цвета бант на шее? (красный)

Предлагаю потрогать мишку.

- Какой он? (Пушистый, мягкий, красивый)

Скажите, а какие вы сказки знаете в которых встречается медведь?

Хотите ли вы послушать, что случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в лесу?

Воспитатель : - Я думаю, что и мишка с удовольствием послушает эту сказку.

Миша садись на стул поудобнее.

Физкультминутка:

У медведя дом большой Руки поднять вверх, подъем на носки

А у зайца - маленький Приседание на корточки, руки вытянуть перед собой

Наш медведь пошел домой, Переступать с ноги на ногу

А за ним и заинька Прыжки

Мы зверяток провожаем Прощальные взмахи рукой

И занятье продолжаем Дети садятся на места

Вопросы после прослушивания сказки :

- Как называется сказка?

- Куда пошла Маша с подружками?

- Что случилось с Машей?

- Что увидела Маша в лесу?

- Чей был домик, в который она вошла?

- Чем занималась Маша в домике медведя?

-Что случилось, когда пришел медведь домой?

- Маша о чем попросила медведя?

- Куда положила Маша пирожки для бабушки и дедушки?

- Куда спряталась Маша от медведя?

- Что произошло с Машей в конце сказки?

- Чем закончилась сказка?

Рефлексия.

Сказочница: обратите внимание на игрушку-мишку. Ему понравилась сказка. Мишка останется с вами в группе поиграть.

Сказочница прощается с детьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Организационный момент:

Приветствие: Вы пришли сегодня к нам.

Рады мы всегда гостям!

Ребята, поздоровайтесь с гостями!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Молодцы ребята!

Сегодня предлагаю вам, позвать в гости сказку.

Глазки мы сейчас закроем, (дети закрывают глаза ладошками)

Сказку в гости позовём.

Скажем дружно раз, два, три,

Сказка в гости приходи (звучит музыка в гостях у сказки)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где сидит мишка, накрытый платком

Воспитатель: посмотрите кто-то здесь спрятался. Хотите узнать кто? Слушайте загадку: Неуклюжий, косолапый

Когда спит сосет он лапу

Ест малину, любит мёд

И в берлоге он живёт.

(ответ детей: медведь)

Воспитатель: да это мишка. Посмотрите и скажите: какой мишка цветом(коричневый) какого цвета у него бант на шее (красный) предлагаю потрогать мишку: какой он? (пушистый, мягкий, красивый). Он пришёл к нам в гости чтоб послушать сказку.

Воспитатель: ребятки рассаживайтесь на стульчики. (дети садятся на стульчики).

2.Основная часть.

Воспитатель: читает сказку

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Воспитатель: Давайте мы все вместе поможем Маше кашу сварить (пальчиковая гимнастика).

Машина каша

Маша каши наварила Указательным пальцем

Положила Маша кашу в левой ладошке.

Кошке – в чашку. Загибают по одному

Жучке – в плошку пальчику на левой

А коту – в большую ложку руке на каждое

В миску курицам, цыплятам название посуды.

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы. Сдувают

Все до крошки раздала воображаемые крошки с ладони

Воспитатель: Слушайте дальше сказку.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого.

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу! А Машеньке того и надо!

Воспитатель: И мы сейчас с вами тоже будем печь пирожки (пальчиковая гимнастика):

Быстро тесто замесили

На кусочки поделили

Раскатали все кусочки

И слепили пирожочки

Пирожки с вареньем

Всем на удивление.

Воспитатель: Помогли мы свами Маше напечь пирожки.

А что же было дальше?

СобралаМашенька пирожки, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки

спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба:

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл- шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

— Сяду на пенёк, съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее.

Физминутка (дети встают около стульчиков)

Топай, Мишка топаем ногами

Хлопай Мишка, хлопаем в ладошки

Приседай со мною, Мишка приседаем

Лапы вверх, вперёд и вниз движение руками

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ну, вот, с медведем мы поиграли, а теперь садитесь и слушайте, что было дальше.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

3.Заключительная часть:

Вопросы по содержанию сказкис опорой на иллюстрации:

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? А вы внимательно слушали? Сейчас мы с мишкой проверим.

- Как называется сказка?

- Куда пошла Маша с подружками?

- Что случилось с Машей?

- Что увидела Маша в лесу?

- Чей был домик, в который она вошла?

- Что напекла Маша для бабушки с дедушкой?

-Куда Маша положила пирожки?

- Где спряталась Маша?

-Кто понес пирожки бабушке и дедушке?

- Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Внимательно слушали.

А теперь вставайте мы с вами немножко поиграем

Воспитатель: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

Всё на нас глядит

(медведь рычит, и дети убегают от него)2-3 раза

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мишку. Ему тоже очень понравилась сказка.

Мишка: Дети вы такие молодцы! Вы так хорошо играли и отвечали на вопросы, всё запомнили.

Воспитатель: Ребята, а теперь Мишке надо возвращаться в лес, но он обязательно к нам ещё придёт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить детей слушать сказку не отвлекаясь, участвовать в инсценировке и драматизации ее отрывков, учить элементам пересказа, воспитывать интонационную выразительность речи.

Родитель рассказывает сказку. Показывает картинку.

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!


Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.


Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.


Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно. " А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.


Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого.

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.


А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!


Пальчиковая гимнастика:

Маша кашу наварила.

Маша кашей всех кормила.

Положила Машу кашу

Кошке – в чашку, Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску – курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошки раздала

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.


Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

Сяду на пенёк,
Съем пирожок!


А Машенька из короба:

Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.

Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

Сяду на пенёк,
Съем пирожок!


А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.


Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.

- Что это в коробе? - говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит - живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


Родитель спрашивает, что же должна была делать Машенька в доме медведя.

Читайте также: