Конспект нод изобретения человека

Обновлено: 09.07.2024

можно спрятаться от ветра и холода, так появился первый дом – пещера.

Если вход в пещеру заслонить камнем получится… дверь. Спасаясь от

холода, люди прикрывались шкурами убитых животных, но тяжёлая шкура

скользила и падала с плеч, тогда древний человек взял острую кость и

закрепил концы шкуры, так была сшита первая накидка. Оцарапавшись об

острый загнутый шип на кусте, челов ек стал использовать его в качестве

крючка для ловли рыбы. Наблюдая за животными, челов ек отметил, что у

кабана очень острые клыки, которыми он может сражаться и рыть земл ю, и

сделал себе ор удие – нож, с кото рым стал охотиться на зве рей.

Много предметов - пом ощников при думал себе наблюдательный

человек. А тот, кто придумывает что - то новое и полезное для себя и других,

Изобретатель – это такой же человек, как и мы с вами, но только более

любознательн ый. Он всегда задаёт вопросы: почему? зачем? для чего? к ак ? и

пробует ответить на них самостоятельн о. Он со вершает открытия,

придумывает полезные и нужные предметы. Придумывает, то есть

изобретает. Изобретатели жи ли ран ьше, живут и изобретают сейчас, и будут

изобретать в будущем. Ведь без у мных и любознательных людей жизнь

остановилась бы. Как вы думаете, кто был главным учителем челове ка?

Конечно – это природа! Г лядя на птиц, которые могли летать, человеку тоже

Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека.

— обогащать первоначальные представления о роли техники в прогрессе человечества, расширять представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И. П. Кулибине, А. С. Попове, П. Н. Яблочкове);

— воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Ход занятия

Дети. Мы можем рассказать о том, кто такие изобретатели, какие они; можем рассказать о наших играх, картинках, альбомах, книгах.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете об изобретениях и достижениях человека. Человек в своем труде использует много машин, техники. Ребята, как помогает людям техника?

Дети. Она облегчает труд, помогает стирать, готовить, убирать, считать, решать сложные задачи.

Воспитатель. Да, техника помогает людям во многих делах. Она необходима человеку для того, чтобы работать быстрее, лучше и легче. Предлагаю отгадать загадки о технике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Воспитатель: Гомзякова Л.А.

Тема: Мы - изобретатели

познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина;

обогатить знание о мире открытий и изобретений;

Оборудование:

В разных углах группы находятся:

1. стол, на котором стоит старинная шкатулка, в ней песочные часы.

2. стол, на котором разложены иллюстрации: птица, стрекоза, одуванчик, колокольчик. Закрытая коробка, в которой лежит объемный самолет, вертолет, колокольчики по количеству детей; иллюстрация парашюта.

3. Стенд с портретом И. П. Кулибина и изображением его изобретением- велосипед.

4. расставлены столы, стулья. На столах приготовлены простые и цветные карандаши.

5. Мультимедийная презентация.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель подзывает к себе детей.

- Ребята, посмотрите, что это такое? (шкатулка)

-Давайте посмотрим, что внутри. ( воспитатель достает песочные часы. Дети разглядывают песочные часы).

- А как вы думаете, откуда взялись такие часы, кто придумал их? (люди)

-Правильно. Кто знает как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи? (ответы детей).

-Таких людей называют изобретателями.

-Давным-давно человек был очень близок к природе.

Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!

Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать за природой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве. (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков)

Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)

- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или

О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:

Каков мастер - такова и работа.

Дерево дорого плодами, а человек - делами.

Умелые руки не знают скуки.

Дело мастера боится.

(Воспитатель проходит с детьми к 2 столу).

- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)

- Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (показывает иллюстрацию летающей птицы) Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал, все-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) (из коробки педагог достает объемную игрушку-самолет; сравнивают с птицей) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. (показывает иллюстрацию стрекозы)

Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет. (педагог достает из коробки объемную игрушку вертолет; сравнивают со стрекозой).

- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает одуванчик.) (ответы детей). Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики. (показывает иллюстрацию парашюта)

- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) (воспитатель достает из коробки колокольчики и раздает каждому ребенку. Давайте послушаем колокольный перезвон. (Дети звенят в колокольчики) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

А звона не слышится.

- И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Не то чтоб скучно, серо,

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Стул, двери, ложка, вилка,

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил.

А сейчас мы немного отдохнем .

(дети становятся в круг и выполняют движения следуя словам)

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой!

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем!

(После разминки воспитатель подводит детей к стенду)

- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями. (дети рассматривают портрет И. П. Кулибина)

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

1.Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед)

2.Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька .(автомашина)

3.Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

Рвутся в небе неустанно

Брызги света всюду льют,

Это праздничный. (салют)

4.Я весь день жужжу-жужжу,Ветерком тебя стужу. (вентилятор)

5.То снизу вверх, то сверху вниз

Он целый день послушно ходит.

Ты только к кнопке прикоснись —

Он тут же сам к тебе подходит. (лифт) - А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей) (Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, раздает каждому ребенку нарисованный силуэт велосипеда). Детям предлагается «дорисовать интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т. д.) Свои изобретения дети вешают на стенд для работ.

5. Сейчас мы с вами на проекторе посмотрим и познакомимся со знаменитым мастером, умельцем и изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. (Включаю проектор)
Слайд 1.
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, был трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком. Над некоторыми изобретениями он работал в течении все своей жизни. Старался сделать их лучше т полезнее для людей. Он много знал, умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Хотите узнать, что он изобрел?
Слайд 2.
Он изобрел удивительные часы размером с куриное яйцо, каждый час дверца в часах открывались, и золотые и серебряные куколки показывали театральное представление. Иван Кулибин подарил их царице Екатерине Второй, за это она забрала его в свои мастерские.
Слайд 3.
Иван Кулибин придумал мощный прожектор – фонарь, где свет от пламени свечки увеличивался в много раз за счет маленьких кусочков зеркала. Таким фонарем освещали мастерские, маяки.
Слайд 4.
Одним из знаменитых изобретений была телега-самокатка, в которой использовались разные рычаги, двигатель, тормоза. В ней сидел человек и управлял самокаткой. Закрываю крышку проектора.

Другие его изобретения отгадайте из загадок:
1. Я весь день жужжу-жужжу, ветерком тебя стужу. (Вентилятор)
2. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед)
3. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомашина)
4. То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись – Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт)
Вы еще познакомитесь с его другими изобретениями. Вот такой был замечательный изобретатель. Напомните, как его звали? Иван Петрович Кулибин.

8. Чтобы научиться изобретать, мы должны научиться наблюдать за природой. Посмотрите на эти картинки (на проекторе). Включила - потом открыла крышку проектора.
1 картинка
Что придумал человек, глядя на летающих птиц?
Придумал диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется Чудо-птица? (Самолет).
2 картинка
Что общего? (Могут летать). Чем отличаются? (Птица – живой мир, самолет – предметный мир, тело у птицы покрыто перьями, а самолет создан из железа, пластика).
Что хорошего в самолете, а что плохого? (+ Быстро перевозит людей, груз, летает над водой. – Надо большой разбег для взлета, не может летать в непогоду.)
3 картинка
Не может взлетать самолет с места, что придумал человек, глядя на полет стрекозы? Вертолет. Что общего? (Вертикальный взлет из-за формы предмета). Чем отличаются? (Стрекоза – живой мир, а вертолет – природный мир, у стрекозы крылья двигаются вверх-вниз, а у вертолета лопасти двигаются по кругу).

11. Изобретатели придумали много разных предметов, которые мы сейчас используем дома и на работе. А для чего они нужны человеку? Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать ее веселее и радостнее.
Поиграем в игру "Узнай по описанию"
Ребенку предлагаю взять картинку в руки, не показывая ее детям, дать определение предмета, не называя предмет.
- Аппарат, для связи друг с другом, для того, чтобы можно было разговаривать на расстоянии – телефон.
- Наземный транспорт, который помогает быстро передвигаться – машина.
- Предмет, который фотографирует – фотоаппарат.
- Предмет, с помощью которого люди слушают музыку – плеер.

2. История развития машины:
- одноместная трехколесная телега с паровым котлом; - двухместный самодвижущий экипаж на трех колесах с бензиновым двигателем; - двигатели стали мощнее, появились резиновые надувные шины, появились спортивные гоночные машины; - Современные машины с бензиновым, электрическим и водородным двигателями.
Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?

3. История развития плеера:
- граммофон; - патефон; - магнитофон; - плеер.
Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?

4. История развития телефона:
- телефон, с которого надо было позвонить на телефонную станцию, чтобы соединили; - дисковый круглый телефон; - телефоны стали кнопочные, появился автоответчик, определитель номера, громкая связь; - мобильный телефон.
Воспитатель: Кто вспомнит, о чем нас спрашивал Незнайка? (Кто такой изобретатель) А давайте ему отправим голосовой почтой ответ на его вопрос. Включу диктофон, а вы скажите, кто такой изобретатель. (Идет запись на диктофон).

Занятие о выдающихся людях России. Подготовительная группа

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.

Задачи: формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И. П. Кулибине, А. С. Попове, А. Н. Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.

Ход занятия

- Вы знаете кто, такие изобретатели? (Люди, которые придумывают разные машины, станки, нужные людям инструменты и другие полезные вещи.)

- Как вы думаете, трудно ли сделать автомобиль? Холодильник? А построить дом, мост? Чтобы сделать машину, построить дом, необходимо выполнить чертеж - своего рода рисунок будущей машины - и не ошибиться в расчетах. Эта работа инженера. Люди этой профессии знают математику, физику, механику, умеют делать чертежи. Эта профессия появилась не очень много лет назад. Но на Руси всегда были умельцы, которые делали необыкновенные вещи.

Жил двести лет назад в городе Нижнем Новгороде Иван Петрович Кулибин: невысокого роста, с бородой, сделал он как-то часы размером с утиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца, появлялись крошечные человечки и весело передвигались под музыку. Он также придумал различные компасы, фонарь-прожектор, часы с календарем. Это был очень талантливый человек.

- Как вы думаете, было ли время, когда не было радио, телевизоров? Да, это было всего сто лет назад. В это время жил на Урале мальчик Саша Попов. Он очень любил мастерить, строить модели игрушечных машин. Много учился. Когда стал взрослым, после долгой работы он создал первый в мире радиоприемник. Попов принял первую телеграмму с помощью телеграфной азбуки - точки, тире.

- Кто создает самолеты? А знаете ли вы, как назывался первый самолет? (ТУ-104.)

- А почему он так назывался? Это первые буквы фамилии Туполев. Андрей Николаевич Туполев - создатель самолета. Он сконструировал более ста самолетов.

- Представьте, что вы инженеры. Нарисуйте автомашину, самолет или какую-либо другую модель, конструкцию, которую вам хотелось бы увидеть в будущем.

Читайте также: