Конспект наука о русском языке

Обновлено: 03.07.2024

Систематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.

Формирование потребности быть здоровым.

Привитие учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

ВложениеРазмер
razdely_nauki_o_russkom_yazyke.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 127 Разделы науки о русском языке.

1) повторить разделы науки о русском языке;

2) систематизировать и закрепить знания учащихся о разделах лингвистики;

3) формировать потребность быть здоровым;

4) способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.

Но мы будем не только путешествовать, но и повторим разделы науки о русском языке (запись числа и темы). Слайд 6

- . Но прежде, чем начать наше путешествие, необходимо проверить, готовы ли вы к нему, готовы ли к преодолению трудностей, с которыми мы сможем встретиться.

4.А теперь нам необходимо определить маршрут нашего путешествия. Для этого выполните задание.

Найдите соответствие раздела и его значения. Запишите шифр соответствия.

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

5.Самопроверка (на слайде правильный шифр + раздел и его значение ). Слайд 8

- Сначала давайте вспомним все разделы русского языка Слайды 9 – 16

6.Итак, пока мы обсуждали наш маршрут, на горизонте показался первый порт «Фонетика

Дополнительные вопросы после разбора:

- с какими фонетическими явлениями вы столкнулись при выполнении разбора?

- в каких случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

- какие буквы не обозначают звуков?

- с каких букв не могут начинаться слова?

Назовите основные способы словообразования в русском языке.( ответы учащихся )

Слайд 19 СЛОВА: СПОРТИВНЫЙ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕПРЫГНУТЬ, РАСПОРЯДОК, ПИТАНИЕ, ТРЕНАЖЁРНЫЙ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык, 11 класс. Урок № 17

Наука о русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме

Лингвистика — наука о языке.

Русистика — наука о русском языке в его истории и современном состоянии.

Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, которое понимается как факт происхождения от общего праязыка.

Фонема — кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Пример: в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы , , .

Фонетика — раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Лексикография — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Диалектология — раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов, наречий и говоров какого-либо языка.

*По материалам Словаря лингвистических терминов Д. Э. Розенталя и Википедии

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985 - 300 с.;
  2. Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь//Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н., 2013 – 585 с.;
  3. Ярцева В. Н., Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990 – 709 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Лингвистика — это наука о языке, а русистика — наука о русском языке в его истории и современном состоянии. Основателем науки о русском языке можно считать М. В. Ломоносова. В развитии русистики участвовали многие выдающиеся учёные-лингвисты. Огромный вклад в становление и развитие русистики внесли А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль, А. А. Потебня , Я. К. Грот, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртенэ. Значимым поворотом в истории русского языка и русистики стала реформа русского правописания 1917–18 гг., уточненная в 1956 году. После нее активно развивались такие направления лингвистики, как диалектология, фонетика, история языка, лексикография.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Соотнесите лингвиста и его вклад в русистику.

  1. М. В. Ломоносов.
  2. А. Х. Востоков.
  3. Ф. И. Буслаев.
  4. Я. К. Грот

А. Опубликовал с обстоятельными лингвистическими комментариями Остромирово евангелие.

Б. Первым из русских учёных широко применил сравнительно-исторический метод в исследовании русского языка.

В. Положил начало самой большой словарной картотеке русского языка.

Г. Разработал теорию трех штилей.

1 – Г. 2 – А. 3 – Б. 4 – В.

Распределите учёных по фонологическим школам, к которым они относились.

Московская фонологическая школа

Ленинградская фонологическая школа

Рубен Иванович Аванесов, Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Александр Александрович Реформатск ий, Михаил Викторович Панов, Маргарита Ивановна Матусевич.

Московская фонологическая школа

Ленинградская фонологическая школа

Рубен Иванович Аванесов, Александр Александрович Реформатский, Александр Александрович Реформатский

Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Маргарита Ивановна Матусевич

Регулятивные: выдвигать версии, выдвигать средства достижения цели, определение цели и умение её формулировать, умение находить и исправлять ошибки, оценивать степень успешности достижения цели по критериям;

Коммуникативные: создание устных и письменных текстов с использованием различных речевых средств.

Личностные: объяснение оценки, поставленной с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей, объяснение своей связи с Россией, признание своих недостатков и умение их осознавать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Расширение имеющихся знаний об истории развития русского языка, выдающихся русистах.

2. Учительское чтение притчи об Эзопе (приложение 1)

3. Подводящий диалог:

– О чем идет речь в притче?

– О каком именно языке идет речь?

– Носителями какого языка являемся мы?

– Кто занимается изучением русского языка?

– Как называют ученых, которые изучают именно русский язык?

– Как называется наука, которая изучает русский язык?

(вариант 2. На доске заранее записаны слова филолог, лингвист, русист, языковед. Выберите специалиста-ученого, который занимается изучением именно русского языка)

4. Определение обучающимися темы урока.

5. Актуализация знаний. Подводящий диалог.

– Фамилии каких ученых, изучающих русский язык, вам известны?

– Чем они прославились?

– Кто из ученых вам знаком?

– Нужно ли современному человеку знать имена этих людей и их вклад в развитие русской науки?

(Портреты ученых. Приложение 2)

– Из каких источников вы можете получить информацию об этих ученых?

6. Работа с текстом.

– Учительское чтение текста о русистике (Приложение 3)

– Как можно озаглавить текст? Что нового вы узнали о лингвистах?

Работа с текстовой информацией. Перевод из одной знаковой системы в другую: составление таблицы. (Предлагается два варианта заданий в зависимости от уровня сформированности УУД).

1 вариант. Даются критерии, по которым необходимо заполнить таблицу информацией из текста.

2 вариант. Предварительное чтение текста детьми и выделение основных критериев заполнения таблицы.

7. Работа в группах. (Предлагается два варианта работы в зависимости от уровня сформированности УУД)

1 вариант. Каждая из групп анализирует текст в целом.

2 вариант. Каждая из групп анализирует свой микротекст.

8. Выступление представителей групп. Обобщение работы, составление и корректировка общей таблицы.

9. Рефлексия. Обучающимся предлагаются фразы клише, помогающие им построить устный ответ на вопрос, что нового вы узнали (получили для себя) на уроке.

10. Домашнее задание (дифференцированное) на основе фрагмента из работы отечественного лингвиста Л. В. Щербы (Приложение 4).

1 уровень. Синтаксический разбор предложения № 2.

2 уровень. Составить высказывание в письменной форме «Какие вопросы возникли по ходу чтения текста. Какие мысли ученого кажутся вам наиболее значительными, актуальными.

– Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!

Подошёл гость, Эзоп его спрашивает:

– Чем собака поводит?

Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил:

– Хвостом и ушами!

– Вот тебе, хозяин, учёный гость, а больше не было!

На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет:

– Какие же они учёные, если на такой простой вопрос ответить не могли?

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу:

– Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?

Эзоп возвращается и говорит:

– Только один человек.

Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным полно.

– Что же ты мне вздор говорил?

Русистика в широком понимании – это область филологии, занимающаяся русским языком, литературой, словесным фольклором. В узком смысле слова русистика – наука о русском языке в истории и современном состоянии.

Создателем первой русской исторической грамматики стал учёный-русист Фёдор Иванович Буслаев.

Труды М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, В. И. Даля, Я. К. Грота и других выдающихся русских языковедов легли в основу многих позднейших исследований.

Не следует думать, что филология является старой, изживающей себя наукой (или искусством). Она нужна теперь так же, как и на заре человеческой культуры, являясь необходимейшим элементом всякой простой культуры.

Лингвистика является одной из наиболее развитых гуманитарных наук.

Правильно поставленное лингвистическое образование – единственный путь к созданию более высокой культуры. В этом нас убеждает опыт всего человечества на протяжении всей его истории.

Русистика как комплекс наук о русском языке, ее составляющие: грамматика, лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование, стилистика. Ученые-русисты, истории их жизни и выдающиеся открытия в языкознании.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.09.2014
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №591 Невского района

Выполнила: Сидоркина Анастасия

Ученица 11А класса

Санкт-Петербург 2013 год

Наука о русском языке называется русистикой. Русистика как филологический термин имеет двоякое содержание. В широком понимании русистика -- это область филологии, занимающаяся русским языком, литературой, словесным фольклором; в узком смысле слова русистика -- наука о русском языке в его истории и современном состоянии. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Граммамтика -- раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Совокупность правил изменения слов и их сочетания в предложения также называется грамматикой. русистика языкознание ученый

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

историческую грамматику -- науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

описательную грамматику -- науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане.

Лемксика -- совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Фразеоломгия -- раздел лексикологии, посвященный изучению происхождения, функционирования и значения устойчивых словосочетаний: фразеологизмов или фразеологических единиц Фразеологические единицы можно разделить на три категории: фразеологические сочетания, фразеологические единства и фразеологические сращения.

Фонемтика -- раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Графика -- прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы.

Орфография -- раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.

Пунктуамция -- система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

Орфоэпия -- наука занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Словообразовамние -- образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.

Стилимстика -- филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Научные идея Михаила Васильевича Ломоносова обогатили многие отрасли знания.

Александр Христофорович Востоков (1781-1864).

Начало XIX века в Европе ознаменовалось становлением языкознания как науки. Научную строгость лингвистики приобрела благодаря сравнительно-историческому изучению языков.

Яков Карлович Грот (1812-1893)

Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог, известен прежде всего своими трудами по упорядочению русского правописания. Им разработаны также основные принципы составления словарей.

Я.К.Грот родился 15 декабря 1812 года в Петербурге. Он закончил Царскосельский лицей, изучил там французский, немецкий, латинский и итальянский языки. Но особенно серьезно он начал заниматься русским языком. В 1845 появляются первые статьи Грота о русском языке. С 1862 года он целиком посвятил себя науке, начав с подготовки первого издания сочинений Г.Р.Державина, ставшего образцом для всех последующих академических собраний сочинений писателей.

В ряду русских филологов второй половины XIX особенно ярко выделяется имя Федора Ивановича Буслаева. Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского искусства, он был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета.

Алексей Александрович Шахматов(1864-1920)

А.А. Шахматов, великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. С ранних лет он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания. Еще учась в гимназии, он принимал участие в научных диспутах. Тогда же была опубликована его первая статья.

Многогранны научные интересы языковеда. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он, наконец, выдающийся русский синтаксист.

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)-русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

Подобные документы

Методическая разработка урока по теме "Словообразование": способы построения и образования слов в русском языке: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, бессуффиксного; лингвистическая игра. Орфографические правила написания слов.

конспект урока [28,2 K], добавлен 14.11.2011

Объекты изучения в словообразовании. Сущность словообразовательной мотивации. Понятие и пример словообразовательного гнезда. Отличительные черты и особенности словообразования существительных, прилагательных и глаголов в болгарском и русском языке.

презентация [68,5 K], добавлен 18.01.2011

Теория лингвистических исследований. Сравнительно-исторический метод как основа для классификации языков. Изучение этимологических гнёзд в современной науке. Исконная и заимствованная лексика. История слов, восходящих к корню "men" в русском языке.

дипломная работа [81,1 K], добавлен 18.06.2017

Национально-специфичное и заимствованное в языке. Окказиональные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Иноязычные аффиксы в русском языке и их продуктивность. Новые заимствования и их производные.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 24.01.2007

Понятие о типах образования слов. Аффиксация как способ образования слов. Особенности современного словообразования в русском языке. Словообразовательные аффиксы в современном русском языке. Префиксально-суффиксальный (смешанный) способ словообразования.

Читайте также: