Культура западной европы в xi xv веках конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;

2. Продолжить формирования универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;

3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;

4. Развитие интереса к истории Средних веков;

5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Методы: словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.

Тип урока: защита презентаций.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Оргмомент. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.

Так как тема урока довольна объемна, а времени на изучение отводится мало, ребятам были заранее представлены темы проекты, которые они на этом уроке будут представлять и защищать.

Объявление темы, формулировка цели урока.

Я предлагаю вам окунуться в эпоху Средневековья, и изучить ее с разных сторон.

На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая из которых изучала свой вопрос. Сегодня мы поделимся между собой полученными знаниями.

В ходе занятия попробуем понять и ответить на вопрос : в чем заключается очарование Средневековья?

А для этого ответим в ходе нашей работы на вопросы:

- Каковы истоки средневековой культуры?

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье ?

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

- Что дошло к нам из Средневековья?

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

(Культура- это достижения людей в различных областях человеческой жизни)

Хорошо, а что относиться к культуре?

(жанры культуры: Литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино)

В эпоху Раннего Средневековья все самое необходимое для своей жизни, человек изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки и крепости, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.

Все что было перечислено, ученые относят к какому виду исторических источников (материальные исторические источники).

По мере развития городов, торговли, в ходе военных предприятий, завоеваний новых территорий люди стали чаще покидать родные насиженные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников, веселых школяров, монахов, паломников, актеров, воинов. человек не просто покидал насиженные места, он покорял мир. Во времена Крестовых походов европейцы убедились, что мир широк и разнообразен, у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Появляются люди, которые не только путешествуют, но и описывают земли в которых они побывали.

Выступления учащихся с проектами

Марко Поло - венецианский купец, путешественник, почти 25 лет он провел в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, написал книгу о народах Азии, об их обычаях.

Марко Поло, как и другие путешественники привозили с собой трактаты греческих и арабских ученых, на основе новых данных развивались такие науки как: география, астрономия, математика, медицина. Круг знаний европейцев расширяется и обогащается.

Беседа: Как вы думаете, можем ли мы ответить на один из вопросов?

Слово учителя: В Европе XIв. Появляются университеты. И появляется новая сословная прослойка общества - ученые, преподаватели, школяры, студенты.

«Занятия в университетах велись на латинском языке и люди из разных стран могли учится в любом университете. Студенты объединялись в землячества, а преподаватели - объединения по предметам - факультеты.

Обычно в университетах было 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.

Со временем расцветает новая религиозная философия - схоластика, которая стремилась познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты Ансельм Кентерберийский, а затем Фома Аквинский - логически доказали существование Бога.

« Фома Аквинский - Ангельский доктор

«Роджер Бэкон - Удивительный доктор.

Слово учителя: Образование способствовало развитию литературы

Выступления учащихся: Рыцарская поэзия.

Во Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты - певцы назывались - трубадурами, это были люди образованные. Был создан образ рыцаря - идеального защитника женщин и детей, сирых и убогих. В поэзии трубадуров воспевалось служение прекрасной даме, Мадонне:

И мира нет - и нет нигде врагов;

Страшусь - надеюсь, стыну и пылаю,

В пыли влачусь - и в небесах витаю;

У нее в плену неволи я не знаю.

Появляются поэты - певцы и в других странах, в Италии, Испании, Германии их называли труверы или миннезингерами.

Слово учителя: В это же время возникают рыцарские романы и повести. Особенно широко отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история о Тристане и Изольде.

В XIIв. Начинает расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. Их героями были ловкие, хитрые горожане, бюргеры или веселые и находчивые крестьяне. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке, прославляли любовь, высмеивали лицемерие. Больше всех прославился своими стихами вагант - Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

В своей книге он описывает путешествие в загробный мир: ад для грешников, рай для проповедников и чистилище.

В эту удивительную эпоху, все отрасли культуры развивались, не осталась в стороне от преобразований и архитектура. Именно в Средневековье распространяются два удивительных стиля архитектуры.

Романтизм и готика.

Работа в рабочих тетрадях, заполнение сравнительной таблицы.

Архитектура. Романтизм и готика Средневековья.

Романский храм- это массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичными украшениями. Везде полукруглые арки. Храмы больше напоминали замки. В плане романский храм имеет форму креста, в центре - башня, завершавшаяся пирамидой.

Готические храмы отличались легким и высоким стрельчатым сводом (потолком), который опирался изнутри на пучки узких, высоких колонн, а с наружи на массивные опорные столбы, и соединительные арки. Они богато украшались живописью, резьбой, барельефами.

Изобретения и открытия.

Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XVв. В развитии техники появились новшества.

Открытие водяного двигателя и другие открытия.

Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.

Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков - токарных, шлифовальных.

Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия - это приборы для определения места, где находится корабль.

А в XVв. Появился быстрый легкий парусник - каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.

Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.

Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.

А в середине XVв. Немец, Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.

В 1456году Гутенберг выпустил первую печатную книгу - Библию.

Изобретение книгопечатания - одно из самых величайших открытий в истории человечества.

- Каковы истоки средневековой культуры? (Это древнегреческие источники, заметки путешественников, труды греческих, римских и арабских ученых.)

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?

( в раннее Средневековье человек мало путешествовал, редко бывал за пределами своего поселения, и поэтому мало знал о мире. Считал, что Солнце всходит и заходит по велению Бога и т.д.)

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

( Да, изменился. Люди начали путешествовать, узнавать мир, они даже доказывали существование Бога, начали изучать человека, явления природы и т.д.)

- Что дошло к нам из Средневековья? ( стихи Петрарки, Алигьери, соборы и замки, и многое другое)

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг - шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.

и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры XIV первой трети XVI в., которая построена на принципах гуманизма и интереса к античности.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – в широком смысле: мировоззрение, ставящее человека в центр мира, в узком смысле: изучение наук о человеке.

Инкунабула – книга, напечатанная в период с момента изобретения книгопечатания до 1501 г. Такие книги, демонстрируют переход от рукописных книг к печатным и очень редки.

Университет – объединение преподавателей и студентов, созданное для преподавания и приобретения знаний.

Диспуты – формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Схоластика – направление в средневековой философии, в котором истины веры должны были подкрепляться разумом и Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Алхимия – средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные металлы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI – XII веках, его характерные черты строгость и монументальность. Преимущественно господствовал в архитектуре.

Готика – стиль средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XIII по XVI века. Характерные особенности – устремлённость ввысь, большое количество арок, полуарок и шпилей, ажурный силуэт зданий.

Трубадур – средневековый поэт-музыкант.

Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к языческим верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.

В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъём. Развитие городов, знакомство с византийской и арабской культурами способствовали развитию средневекового образования. Оно уже не ограничивалось монастырскими и церковными школами. В городах появлялись светские школы. В крупнейших городах Западной Европы при соборах возникали высшие школы (университеты), где преподавали богословие, философию, медицину, право.

Университет представлял собой сообщество преподавателей (профессоров) и студентов, целью которого было расширение круга научных знаний. Университетом управлял ректор, согласно принятому уставу. Отдельные факультеты возглавляли деканы. Лекции преподавателей дополнялись диспутами (словесными поединками). По окончании университета студенту присваивалась степень бакалавра, а затем – магистра.

Главной наукой считалась теология (богословие). Вопросы соотношения веры и разума рассматривала схоластика. Одним из самых известных философов-схоластов XII в. Был француз Пьер Абеляр, а в XIII в. – Фома Аквинский.

С VI – VIII вв. в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни.

Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. С течением времени песни соединялись, перерастая в эпические поэмы (эпосы).

В XI в. на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты – певцы назывались трубадурами, а рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, германии – труверами и миннезингерами. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря. Стихи воспевали не только верность сеньору, щедрость и благородство, но изящество и привлекательность рыцаря. Поэты воспевали служение Прекрасной Даме.

На XII век приходится расцвет городской литературы. Создавались короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы, героем которых становился находчивый крестьянин, способный одурачить рыцарей и жадных монахов.

Ряд технических знаний накапливался в ходе строительства соборов и церквей. Среди наук процветали астрология и алхимия.

Романский стиль в архитектуре XI – XIII вв. сменился готическим (XII – XV вв.). Огромные окна храмов заполняли витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Бытовые сцены изображались на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV – XV вв.

В середине XIV в. В Италии зарождается культура Возрождения. В этот период служители искусства наряду с современными приёмами используют элементы, заимствованные из античных времён.

Эти идеи находили отражение в произведениях искусства. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени. Один из известнейших живописцев эпохи раннего Возрождения был Сандро Боттичелли.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые ______________________. Университет включал в себя три факультета: юридический, ___________, богословский. Однако обучение начиналось с особого, _______________ факультета. Преподавание шло на _________________________ языке.

Правильный вариант:

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые деканом. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, богословский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного факультета. Преподавание шло на латинском языке.

Задание 2. Религиозно – философское учение, пытающееся познать Бога и мир с помощью логических рассуждений. Выберите один ответ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект открытого урока истории в 6 классе с использованием информационной технологии (поиск информации, создание презентаций)

Тема: Культура Западной Европы в 11-15в.

1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;

2. Продолжить формирования универсальных учебных действий – самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;

3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;

4. Развитие интереса к истории Средних веков;

5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Методы : словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.

Тип урока: защита презентаций.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I . Оргмомент. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.

Так как тема урока довольна объемна, а времени на изучение отводится мало, ребятам были заранее представлены темы проекты, которые они на этом уроке будут представлять и защищать.

Объявление темы, формулировка цели урока.

Я предлагаю вам окунуться в эпоху Средневековья, и изучить ее с разных сторон.

На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая из которых изучала свой вопрос. Сегодня мы поделимся между собой полученными знаниями.

В ходе занятия попробуем понять и ответить на вопрос : в чем заключается очарование Средневековья?

А для этого ответим в ходе нашей работы на вопросы:

- Каковы истоки средневековой культуры?

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье ?

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

- Что дошло к нам из Средневековья?

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

(Культура- это достижения людей в различных областях человеческой жизни)

Хорошо, а что относиться к культуре?

(жанры культуры: Литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино)

В эпоху Раннего Средневековья все самое необходимое для своей жизни, человек изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки и крепости, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.

Все что было перечислено, ученые относят к какому виду исторических источников (материальные исторические источники).

По мере развития городов, торговли, в ходе военных предприятий, завоеваний новых территорий люди стали чаще покидать родные насиженные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников, веселых школяров, монахов, паломников, актеров, воинов. человек не просто покидал насиженные места, он покорял мир. Во времена Крестовых походов европейцы убедились, что мир широк и разнообразен, у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Появляются люди, которые не только путешествуют, но и описывают земли в которых они побывали.

Выступления учащихся с проектами

Путешественники.

Марко Поло – венецианский купец, путешественник, почти 25 лет он провел в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, написал книгу о народах Азии, об их обычаях.

Марко Поло, как и другие путешественники привозили с собой трактаты греческих и арабских ученых, на основе новых данных развивались такие науки как: география, астрономия, математика, медицина. Круг знаний европейцев расширяется и обогащается.

Беседа: Как вы думаете, можем ли мы ответить на один из вопросов?

Образование.

Слово учителя: В Европе XI в. Появляются университеты. И появляется новая сословная прослойка общества – ученые, преподаватели, школяры, студенты.

Выступления учащихся:

Образование.

«Занятия в университетах велись на латинском языке и люди из разных стран могли учится в любом университете. Студенты объединялись в землячества, а преподаватели – объединения по предметам – факультеты.

Обычно в университетах было 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.

Со временем расцветает новая религиозная философия - схоластика, которая стремилась познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты Ансельм Кентерберийский, а затем Фома Аквинский – логически доказали существование Бога.

« Фома Аквинский - Ангельский доктор

«Роджер Бэкон – Удивительный доктор.

Слово учителя: Образование способствовало развитию литературы

Выступления учащихся: Рыцарская поэзия.

Во Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты – певцы назывались – трубадурами, это были люди образованные. Был создан образ рыцаря – идеального защитника женщин и детей, сирых и убогих. В поэзии трубадуров воспевалось служение прекрасной даме, Мадонне:

И мира нет – и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю,

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

У нее в плену неволи я не знаю.

Появляются поэты – певцы и в других странах, в Италии, Испании, Германии их называли труверы или миннезингерами.

Слово учителя: В это же время возникают рыцарские романы и повести. Особенно широко отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история о Тристане и Изольде.

Выступления учеников:

Городская литература.

В XII в. Начинает расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. Их героями были ловкие, хитрые горожане, бюргеры или веселые и находчивые крестьяне. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке, прославляли любовь, высмеивали лицемерие. Больше всех прославился своими стихами вагант – Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Данте Алигьери.

В своей книге он описывает путешествие в загробный мир: ад для грешников, рай для проповедников и чистилище.

Слово учителя:

В эту удивительную эпоху, все отрасли культуры развивались, не осталась в стороне от преобразований и архитектура. Именно в Средневековье распространяются два удивительных стиля архитектуры.

Романтизм и готика.

Работа в рабочих тетрадях, заполнение сравнительной таблицы.

Выступление учащихся:

Архитектура. Романтизм и готика Средневековья.

Романский храм- это массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичными украшениями. Везде полукруглые арки. Храмы больше напоминали замки. В плане романский храм имеет форму креста, в центре – башня, завершавшаяся пирамидой.

Готические храмы отличались легким и высоким стрельчатым сводом (потолком), который опирался изнутри на пучки узких, высоких колонн, а с наружи на массивные опорные столбы, и соединительные арки. Они богато украшались живописью, резьбой, барельефами.

Изобретения и открытия.

Слово учителя.

Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XV в. В развитии техники появились новшества.

Выступления учащихся:

Открытие водяного двигателя и другие открытия.

Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.

Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков – токарных, шлифовальных.

Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия – это приборы для определения места, где находится корабль.

А в XV в. Появился быстрый легкий парусник – каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.

Развитие книгопечатания.

Слово учителя:

Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.

Выступления учащихся:

Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.

А в середине XV в. Немец, Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.

В 1456году Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию.

Изобретение книгопечатания – одно из самых величайших открытий в истории человечества.

III Итог урока.

- Каковы истоки средневековой культуры? (Это древнегреческие источники, заметки путешественников, труды греческих, римских и арабских ученых.)

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?

( в раннее Средневековье человек мало путешествовал, редко бывал за пределами своего поселения, и поэтому мало знал о мире. Считал, что Солнце всходит и заходит по велению Бога и т.д.)

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

( Да, изменился. Люди начали путешествовать, узнавать мир, они даже доказывали существование Бога, начали изучать человека, явления природы и т.д.)

- Что дошло к нам из Средневековья? ( стихи Петрарки, Алигьери, соборы и замки, и многое другое)

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг – шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.

Тема: Культура Западной Европы в 11-15в.

1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;

2. Продолжить формирования универсальных учебных действий – самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;

3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;

4. Развитие интереса к истории Средних веков;

5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Методы: словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.

Тип урока: защита презентаций.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Орг . момент. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие у них тетрадей и учебников.

Так как тема урока довольна объемна, а времени на изучение отводится мало, ребятам были заранее представлены темы проекты, которые они на этом уроке будут представлять и защищать.

Объявление темы, формулировка цели урока.

Я предлагаю вам окунуться в эпоху Средневековья, и изучить ее с разных сторон.

На прошлом уроке вы разделились на группы, каждая из которых изучала свой вопрос. Сегодня мы поделимся между собой полученными знаниями.

В ходе занятия попробуем понять и ответить на вопрос : в чем заключается очарование Средневековья?

А для этого ответим в ходе нашей работы на вопросы:

- Каковы истоки средневековой культуры?

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье ?

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

- Что дошло к нам из Средневековья?

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

(Культура- это достижения людей в различных областях человеческой жизни)

Хорошо, а что относиться к культуре?

(жанры культуры: Литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино)

В эпоху Раннего Средневековья все самое необходимое для своей жизни, человек изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки и крепости, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.

Все что было перечислено, ученые относят к какому виду исторических источников (материальные исторические источники).

По мере развития городов, торговли, в ходе военных предприятий, завоеваний новых территорий люди стали чаще покидать родные насиженные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников, веселых школяров, монахов, паломников, актеров, воинов. человек не просто покидал насиженные места, он покорял мир. Во времена Крестовых походов европейцы убедились, что мир широк и разнообразен, у них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Появляются люди, которые не только путешествуют, но и описывают земли в которых они побывали.

Путешественники.

Марко Поло – венецианский купец, путешественник, почти 25 лет он провел в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, написал книгу о народах Азии, об их обычаях.

Марко Поло, как и другие путешественники привозили с собой трактаты греческих и арабских ученых, на основе новых данных развивались такие науки как: география, астрономия, математика, медицина. Круг знаний европейцев расширяется и обогащается.

Беседа: Как вы думаете, можем ли мы ответить на один из вопросов?

Образование.

Слово учителя: В Европе XI в. Появляются университеты. И появляется новая сословная прослойка общества – ученые, преподаватели, школяры, студенты.

Выступления учащихся:

Образование.

«Занятия в университетах велись на латинском языке и люди из разных стран могли учится в любом университете. Студенты объединялись в землячества, а преподаватели – объединения по предметам – факультеты.

Обычно в университетах было 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.

Со временем расцветает новая религиозная философия - схоластика, которая стремилась познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты Ансельм Кентерберийский, а затем Фома Аквинский – логически доказали существование Бога.

« Фома Аквинский - Ангельский доктор

«Роджер Бэкон – Удивительный доктор.

Слово учителя: Образование способствовало развитию литературы

Выступления учащихся: Рыцарская поэзия.

Во Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты – певцы назывались – трубадурами, это были люди образованные. Был создан образ рыцаря – идеального защитника женщин и детей, сирых и убогих. В поэзии трубадуров воспевалось служение прекрасной даме, Мадонне:

И мира нет – и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю,

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

У нее в плену неволи я не знаю.

Появляются поэты – певцы и в других странах, в Италии, Испании, Германии их называли труверы или миннезингерами.

Слово учителя: В это же время возникают рыцарские романы и повести. Особенно широко отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история о Тристане и Изольде.

Выступления учащегося:

Городская литература.

В XIIв. Начинает расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. Их героями были ловкие, хитрые горожане, бюргеры или веселые и находчивые крестьяне. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке, прославляли любовь, высмеивали лицемерие. Больше всех прославился своими стихами вагант – Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Прослушивание Тимур Миргалимов - Баллада истин наизнанку

Данте Алигьери.

В своей книге он описывает путешествие в загробный мир: ад для грешников, рай для проповедников и чистилище.

Слово учителя:

В эту удивительную эпоху, все отрасли культуры развивались, не осталась в стороне от преобразований и архитектура. Именно в Средневековье распространяются два удивительных стиля архитектуры.

Романтизм и готика.

Работа в рабочих тетрадях, заполнение сравнительной таблицы.

Выступление учащегося:

Архитектура. Романтизм и готика Средневековья.

Романский храм- это массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичными украшениями. Везде полукруглые арки. Храмы больше напоминали замки. В плане романский храм имеет форму креста, в центре – башня, завершавшаяся пирамидой.

Готические храмы отличались легким и высоким стрельчатым сводом (потолком), который опирался изнутри на пучки узких, высоких колонн, а с наружи на массивные опорные столбы, и соединительные арки. Они богато украшались живописью, резьбой, барельефами.

Изобретения и открытия.

Слово учителя.

Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XVв. В развитии техники появились новшества.

Выступления учащегося:

Открытие водяного двигателя и другие открытия.

Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.

Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков – токарных, шлифовальных.

Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия – это приборы для определения места, где находится корабль.

А в XVв. Появился быстрый легкий парусник – каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.

Развитие книгопечатания.

Слово учителя:

Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.

Выступления учащегося:

Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.

А в середине XVв. Немец, Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.

В 1456году Иоган Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию.

Изобретение книгопечатания – одно из самых величайших открытий в истории человечества.

III Итог урока.

- Каковы истоки средневековой культуры? (Это древнегреческие источники, заметки путешественников, труды греческих, римских и арабских ученых.)

- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?

( в раннее Средневековье человек мало путешествовал, редко бывал за пределами своего поселения, и поэтому мало знал о мире. Считал, что Солнце всходит и заходит по велению Бога и т.д.)

- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?

( Да, изменился. Люди начали путешествовать, узнавать мир, они даже доказывали существование Бога, начали изучать человека, явления природы и т.д.)

- Что дошло к нам из Средневековья? ( стихи Петрарки, Алигьери, соборы и замки, и многое другое)

- В чем отличие Средневековья от культуры наших дней?

Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг – шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.

Читайте также: