Конспект наблюдения на прогулке в средней группе зимой

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Конспект прогулки

в средней группе №3

Интеграция образовательных областей:

- формировать умение выделять и называть сезонные изменения в природе зимой;

- развивать сообразительность, умение отгадывать загадки;

- воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок, работать дружно, помогая друг другу;

- упражнять в умении чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами;

- развивать интерес к окружающему миру;

Методические приемы:

- художественное слово (стихотворение о зиме)

- индивидуальная работа по развитию движений;

- экспериментирование со снегом.

Оборудование:

Лопатки, ведерки, хоккейные клюшки, формочки, совочки, маска (кошка), мелкие игрушки, обручи.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы;

- ознакомление с зимними видами спорта;

- спортивные игры и физические упражнения.

Ход прогулки

1. Наблюдение

- Ребята, послушайте стихотворение:

На ладонь упала робко

Ей наверно очень плохо

На лесной тропинке?

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

- О каком времени года это стихотворение?

- Правильно, ребята, о зиме. Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

- Стало очень холодно

- Люди надели теплые шапки и шубы

- Дни стали короче, а ночи длиннее

2. Загадывание загадок

Ребята, я предлагаю вам разгадать мои загадки:

Укрыла землю одеялом,

Сковала реки крепким льдом

И окна нам разрисовала

Искристым белым серебром (Зима)

Ему не холодно в мороз,

У него морковка – нос,

А когда весна настанет,

Он, растаяв, лужей станет. (Снеговик)

Две метки кладем;

Две другие кладем. (Лыжи)

Бежит речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

- Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

3.Трудовая деятельность

- Ребята, посмотрите, наш участок весь замело снегом, совсем нет свободного местечка. Давайте все дружно возьмем по лопатке и ведерку и расчистим площадку для игр.

- Собирайте снег в ведерки и относите под кусты, так мы заодно утеплим корни кустов, чтобы они не замерзли в сильные морозы.

- Ребята, какие вы молодцы, так стараетесь, помогаете друг другу.

- А теперь посмотрите вокруг, какой наш участок стал просторный и опрятный. А еще мы утеплили корни кустов, помогли им.

4.Физическое упражнение

- Встаньте друг за другом в колонну

- Сначала мы превратимся в Великанов. Великаны огромного роста и шаги у них тоже огромные. Готовы? Шагаем как великаны!

- А теперь мы превратимся в Карликов. Карлики маленького роста и шаги у них тоже маленькие. И раз – два, зашагали!

- А теперь по моей команде: Великаны! Карлики!

- Молодцы, ребята. Очень внимательные.

5. Игры с элементами спорта

- Скажите мне, ребята, в какие игры можно играть зимой?

- Кататься на санках, на коньках, на лыжах

А чем играют в хоккей?

- Клюшкой и шайбой

- Старайтесь прыгать легко, отталкивайтесь от земли обеими ногами. Молодцы!

- Чтобы стать снайперами вам нужно слепить себе по снежку. Возьмите в руку горсть снега, примните его другой рукой – получился снежок. Теперь прицельтесь в снежинку и по моей команде бросайте.

- Молодцы, давайте еще раз попробуем. Слепите себе еще по снежку.

6. Экспериментирование со снегом

- Ребята, подойдите ко мне. Как вы думаете, может ли снег принимать какую-нибудь форму?

- Давайте проверим. Я беру лопатку и набираю снег в формочку. Теперь переворачиваю. Посмотрите, какую форму принял снег?

- А хотите сами попробовать придать снегу форму? Берите себе по лопаточке и по формочке и приступайте.

- Вот видите, как интересно играть и экспериментировать со снегом.

7. Самостоятельная деятельность

- А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть самостоятельно. Посмотрите, сколько мы взяли с собой игрушек.

- Берите то, что вам нравится.

- Настя, Ульяна, возьмите Мышку и лопаточку, выройте в снегу для мышки норку.

- Дима, Артем, возьмите обруч, положите его на землю и пробуйте попасть в него снежками.

8. Индивидуальная деятельность

- Миша и Саша, подойдите ко мне.

- Давайте потренируемся с вами прыгать на двух ногах. Давайте подойдем к нашей снежинке из клюшек и будем перепрыгивать через клюшки. Старайтесь прыгать повыше, приземляйтесь на носочки.

- Молодцы, вы очень старались.

9. Подвижная игра

Маша сеяла горох

Уродился он густой

Мы помчимся, ты постой!

Кошка уходит с площадки, прячется за скамейкой. Дети выполняют движения:

Непоседа-воробей прыгает и кружится

Очень радуется он, что замерзла лужица прыгают на двух ногах

Хорохорится, храбрится маршируют

Кошка выбегает из укрытия, мяукает и начинает ловить убегающих детей. Пойманный воробей становится кошкой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип: интегрированный.

Возраст детей: 4-5 лет.

Формы образовательной деятельности: групповая.

Цель: продолжать знакомить с явлениями природы. Побуждать детей активно использовать приобретенные навыки в выполнении разных спортивных упражнениях и играх. В оспитывать положительные отношения к коллективной деятельности, к труду, к здоровому образу жизни, дружелюбие, целеустремленность, наблюдательность , любознательность. Обращать внимание детей на красоту природы.

Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание сюжетных картин про зиму.

Оборудование и материал: лопатки для уборки снега на участке, формочки, санки, салазки.

Структура прогулки:

Художественное слово – 2 мин.

Наблюдение за снегом и снежинками – 10 мин.

Опыт со снегом – 5 мин.

Трудовая деятельность – 15 мин.

Индивидуальная работа – 10 мин.

Самостоятельная игровая деятельность детей – 40 мин.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой. А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают.
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

Наблюдение за снегом, снежинками.

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?

Воспитатель: Правильно, ребята, о зиме. Красивое стихотворение, правда? А скажите, что кружиться в воздухе?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Ребята давайте внимательно посмотрим на белые снежинки, как они кружатся и медленно и плавно опускаются на землю. Давайте вытянем ручки вперёд и посмотрим, на чью варежку упадет больше снежинок!

Опыт со снегом. Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.

Воспитатель: А как вы думаете, если снежинку поймать на ладонь, что произойдет? (Дети ловят снежинки на голую руку и убеждаются, что снежинки быстро тают).

Дети: Она растаяла .

Воспитатель: Да, они таят, потому что снег – это вода. Зимой холодно, мороз и дождинки замерзают и превращаются в снежинки. А какой снег, потрогайте ладошкой?

Дети (трогают снег): Холодный.

Воспитатель: Молодцы ребята. А давайте еще поиграем. Для начала отгадайте загадку:

Индивидуальная работа по развитию движений с Семеновым Кириллом и Ахмадиевой Юлией – отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 – 3 м. Прогулка заканчивается свободными играми детей с выносным спортивным инвентарем (свободная игровая деятельность детей). Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. Беседа с детьми. Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей. - Что вам понравилось сегодня на прогулке? Ответы детей. - Зачем, мы сегодня наблюдали? Ответы детей. (Вместе с детьми сделать вывод о том, что наступила зима. Зимой стало холодно и выпал снег. Снег – это вода и много снежинок.). Воспитатель: Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу.

Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Описание: используя данный материал, в детях воспитывается наблюдательность, любознательность, внимание. Данный материал будет полезен для родителей и воспитателей детских садов при проведении зимних прогулок для детей средней группы.
Цели: обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение.
Задачи:
1. Формировать представления о зиме, ее признаках и месяцах.
2. Развивать интерес к явлениям, происходящим в природе.
Оборудование: лопатки, ведерки, маска Деда Мороза.


Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.

Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным признакам; закреплять знание об особенностях внешнего облика птиц.

Развивающие: развитие интереса к природе и наблюдательности.

Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к природе; продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.

Предварительная работа:

Цикл наблюдений за деревьями в зимний период: за березой, рябиной, тополем. Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь).

Изготовление кормушек и подкормка птиц на участке детского сада; изготовление зерновых палочек для птиц (состав: мука, вода, желатин, зерновая смесь для птиц: пшено, пшеница, просо, семечки, гречка, проволока для основы).

Ввести в активный словарь:

- существительные: зима, февраль, снег, лед; ворона, снегирь, корм, помощь.

- прилагательные: красные, высокий, раскидистый, сухие, белый, грязный; голодные,

- глаголы: кормить, клевать.

Ввести в пассивный словарь : белоствольная .

Подготовка к прогулке: ноутбук, проектор, экран.

Выносной материал: сумка на ремне, зерновые палочки, фотоальбом с изображением птиц, маска лисы.

Ход прогулки

В группе раздается громкий телефонный сигнал.

(Воспитатель включает проектор).

На экране появляется Лесовичок, который приглашает ребят в гости на зимнюю экологическую тропу.

Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы к прогулке по зимней экологической тропе вместе с Лесовичком?

Мы снимаем тапки,

Готовимся к прогулки!

(Дети совместно с воспитателем подготавливают выносной материал и идут в приемную, одеваются на прогулку)

Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг. Какое сейчас время года?

Воспитатель: Назовите мне признаки зимы?

Дети: Везде лежит много снега, все белым бело, деревья укутаны снегом, на улице холодно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Правильно, береза. А как вы определили, что это береза?

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали дерево. А рядом с березой какое дерево?

Дети: Тоже береза.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на деревья, вокруг деревьев и под ними? Одинаковые ли они?

Дети: Под первой березой снег белый, мусора нет, а под второй очень много мусора, снег грязный.

Воспитатель: Почему под деревом столько много разбросано семян? Откуда он взялся? Что здесь произошло?

Дети: Птички клевали плоды дерева, а мусор бросали на землю.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим.

(На улице возле березы ребята встречают Лесовичка.)

Лесовичок: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Давно вы меня не навещали. Только одни вороны в гости и прилетают. Слышал я что вы говорите о моих деревьях. Да, птицам зимой очень трудно найти корм. Ребята, а вы знаете почему?

Дети : Холодно зимой, везде лежит снег, и птицам тяжело найти себе корм.

Воспитатель : Лесовичок, мы с ребятами каждый день выходим на прогулку и обязательно берем с собой лакомство для птичек. И сегодня мы с ребятами взяли с собой зерновые палочки, что бы угостить птичек. Ребята, давайте повесим угощение на веточки березы.

(Дети с помощью воспитателя вешают лакомство на дерево).

Лесовичок: Ой, ребята, какие вы заботливые, не бросаете в беде пернатых друзей. Я думаю, птицам понравится ваше угощение. Пойдемте, я покажу вам мое следующее дерево.

(Дети идут по тропе к рябине).

Вы угадали это дерево? Как оно называется?

Дети: Рябина.

Воспитатель: А как вы определили, что это рябина?

Дети: На веточках висят красные ягоды.

Воспитатель: Кто больше всего любит лакомится ягодами рябины?

Дети: Ягоды рябины очень любят снегири и свиристели.

Лесовичок: Ох, я уже и забыл, как они выглядят. Уже больше года они не прилетают на мою рябину.

Воспитатель: Лесовичок, не огорчайся, мы сегодня на прогулку взяли фотоальбом с зимующими птицами. Мы тебе покажем и расскажем о них.

Воспитатель достает из сумочки фотоальбом, показывает птицу снегирь

Что это за птица?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: А как вы определили, что это снегирь?

Дети: У снегиря красная грудка.

Воспитатель: А это что за птица?

Дети: Свиристель.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: У свиристели на голове красивый хохолок. На крыльях яркие желтые перышки.

Лесовичок: Спасибо вам, вспомнил я как они выглядят. Надеюсь, что они прилетят на мою рябину. Ребята, а вы знаете что рябина считается оберегом от различных бед и несчастий. С рябиной связано много народных примет: по тому, как она обильно цветет, определяли раньше погоду, каков урожай овощей и хлебов ожидает. А вы знаете приметы о рябине?

Дети: Если уродиться рябина – рожь будет хорошая.

В лесу много рябины – осень будет дождливой.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Лесовичок: Как много примет вы знаете и правда, зима в этом году морозная, снежная. Я немного замерз. А вы не замерзли?

Дети : Да, за чертой домик птичек, а в кругу сидит лиса. Нужно не попасться лисе.

Воспитатель: Давайте, с помощью считалки определим, кто будет у нас Лисой. Кто знает считалку?

Ребенок: Ра, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

(лиса располагается по одну сторону от черты в кругу, птички на другую сторону)

Лесовичок: Какая веселая игра, я согрелся, мне стало тепло. А отгадывать загадки вы любите?

Лесовичок: У него в июне с веток

Теплым снегом пух летит.

В сентябре он желтый, светлый-

Словно солнышко блестит!

Дети: Тополь.

Лесовичок: Ребята, вы знаете где на моей экологической тропе находиться тополь?

Дети: Да. Он встречает нас у входа в детский сад.

Лесовичок: Давайте пройдем к нему. Только путь к нему не простой. Вам нужно пройти по извилистой, цветной дорожке.

Воспитатель: Ребята, дорожка узкая нам надо построиться в одну колонну.

(Дети идут по извилистой дорожке с высоким поднимание колена).

Шагают по дорожке.

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ.

А потом все вместе – стоп!

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о тополе? Какое оно?

(дети рассматривают ствол дерева)

Дети: Тополь высокое дерево. У тополя раскидистые ветви. На стволе глубокие морщины.

Лесовичок: Да, все правильно, много знаете о деревьях, но еще ребята, тополь очищает воздух от городского дыма и пыли. Мне с вами очень интересно. Но меня ждет много дел. Пора иди осматривать тропу, не случилось ли что во время моего отсутствия? До свидания ребята. Приходите ко мне еще в гости.

Дети: До свидания.

Воспитатель сажает Лесовичка возле дерева.

Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок за прекрасную и интересную прогулку.

Ребята, вам понравилась прогулка по экологической тропе? К кому мы в гости приходили? Что показывал нам Лесовичок? Про каких птиц мы с вами говорили? В какие игры играли? Что вам понравилось больше всего на прогулке?

Читайте также: