Конспект на тему особенности ритмики метрики и строфики пушкинской поэзии теория проза реализм

Обновлено: 04.07.2024

Доклад на XVIII Пушкинской конференции "А.С. Пушкин в Подмосковье и Москве". ГИЛМЗ А.С. Пушкина. Большие Вязёмы Московской обл. 4 октября 2014 г.

Публикация: А.С.Пушкин в Москве и Подмосковье. Материалы XVIII Пушкинской конференции и XVII Троицких чтений. - М. Мелихово, ГИЛМЗ А.С.Пушкина, 2015. С.87-107.


Ритмический рисунок поэтических произведений является одним из выразительных средств и помогает поэтам наряду с другими способами создавать образы. В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. На ритмику влияют стремление автора достичь определённых эффектов в отдельных отрывках произведений и подсознательные ритмические предпочтения.

1. Ритмический рисунок как выразительное средство

Особенно удобно изучать ритмику стихов на примерах ямба и хорея. В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп – пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. Спондеи (стопы с двумя ударениями) играют гораздо меньшую роль, поскольку одно из ударений в них, как правило, более слабое по сравнению с ритмическим ударением основного размера.

Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.

К этому же приёму великий поэт прибегает в поэме ещё несколько раз, чтобы описать спокойный и чистый образ жизни пока неиспытавшей любви Марии в отцовском доме, а затем унылую картину заброшенного и разорённого набегом татар поместья…

Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

В приведённом отрывке строк с четырьмя метрическими ударениями почти 40%, а с пропуском 1-го и 3-го ударений – почти 30%, что значительно больше, чем в среднем по всей поэме и чем вообще характерно для Пушкина в четырёхстопном ямбе. Это и создаёт такой чеканно-величавый ритм.

При исследовании крупных произведений или больших подборок стихов на первый план выходят подсознательные ритмические предпочтения автора, но как мы убедимся ниже, в отдельных поэмах они могут в той или иной степени нарушаться в зависимости от творческих задач.

Построение и анализ ритмических фигур не входит в задачи нашего исследования. Сосредоточимся на ритмических особенностях крупных поэтических форм и больших подборок стихотворений (обычно не менее 300 стихов) у Пушкина в сравнении с некоторыми поэтами - его современниками: М.Ю. Лермонтовым, Е.А. Баратынским, П.П. Ершовым, П.А. Вяземским. Так можно выявить особенности ритмических предпочтений Пушкина в разные периоды его жизни и влияние особых творческих задач на ритмику.

2. Виды ритмического рисунка стихов в равностопном ямбе и хорее

Для удобства анализа введём обозначения, основанные на номерах стоп с пропуском сильного метрического ударения, и приведём примеры. Белые стихи исключаются из рассмотрения, поэтому последнее ритмическое ударение в строке всегда присутствует, поскольку именно заключительная стопа определяет рифму.

Для четырехстопных размеров обозначения следующие:

Форма 2-3 встречается редко, а теоретически возможная форма 1-2 (т.е. пропуск первых двух ударений) не встречается ни в одном изученном нами произведении в силу особенностей русского языка, в котором трудно встретить естественные безударные последовательности из пяти слогов

Таким образом, в пятистопном ямбе актуальны 11 видов ритмически различных стихов, из которых 8 видов имеют значимую частоту.

3. Ритмика четырёхстопного хорея

Этим размером написано большинство сказок Пушкина и довольно много стихотворений, особенно в лицейские годы. Результаты скандирования и подсчёта частот ритмически различных строк приведены в таблице 1:

Тип хорея, произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин [3]:
Лицейские стихи 1813-1817 гг. 19,3 4,0 41,7 20,3 14,0 0,7
"Царь Никита" и стихи 1822-1826 19,0 1,3 37,0 23,3 19,3 0,0
Сказка о царе Салтане. 1831 г. 19,7 3,0 29,3 24,3 23,0 0,3
Сказка о мёртвой царевне. 1833 г. 19,3 1,1 31,7 23,0 24,7 0,0
Сказка о золотом петушке. 1834 г. 22,6 1,3 23,7 31,7 20,7 0,0
В среднем у зрелого Пушкина 19,3 1,5 32,7 23,5 22,3 0,1

М.Ю. Лермонтов[4]. Стихи 22,8 1,8 33,8 20,8 20,8 0,0

П.П. Ершов. Конёк-Горбунок 22,0 0,3 38,7 18,0 21,0 0,0

Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, - ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, -
Нет Дадону донесенья.

4. Ритмика четырёхстопного ямба

Это любимый размер Пушкина, которым написано множество стихотворений и большинство поэм великого поэта. Результаты ритмического анализа нескольких подборок и ряда поэм приведены в таблице 2.

Тип ямба и произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин:
Послание к Юдину и стихи [7] 1815 г. 2,0 11,0 53,3 29,3 3,7 0,0
Руслан и Людмила. Песнь 3. 1819 г. 5,7 11,3 51,0 29,3 2,4 0,7
Бахчисарайский фонтан. 1822 г. 4,0 12,3 52,0 24,7 7,0 0,0
Полтава. 1828 г. 6,0 8,0 52,0 24,3 9,7 0,0
Евгений Онегин. Глава VIII. 1830 г. 7,3 8,3 47,5 27,6 9,4 0,3

В среднем у зрелого Пушкина 5,8 9,5 50,5 25,5 8,7 0,1

Медный всадник. 1833 г. 5,3 5,0 47,0 31,3 11,3 0,0
Граф Нулин. 1825 г. 6,7 12,3 43,0 28,0 10,0 0,0

М.Ю. Лермонтов:
Тамбовская казначейша 8,0 9,3 48,0 25,7 9,0 0,0
Мцыри 4,3 8,0 48,0 32,7 7,0 0,0

Е.А. Баратынский. Бал 7,0 1,3 54,3 25,3 12,0 0,0

Особенностью ямба как у Пушкина, так и у Лермонтова и Баратынского является львиная доля стихов с пропуском только 3-го (предпоследнего) метрического ударения. Эта конструкция, видимо, наиболее естественна для русской поэтической речи и её частота варьируется около 50% у большинства авторов. У Пушкина в произведениях зрелых лет эта доля немного ниже, чем в юности.

Выше по сравнению с хореем в большинстве произведений Пушкина и доля строк со всеми четырьмя метрическими ударениями, а также намного выше частота пиррихиев только во второй стопе, но при этом заметно ниже частота пиррихиев только в первой стопе и одновременно в первой и третьей стопах. Это объясняется особенностью ямба: при наличии пиррихия в первой стопе первое сильное ударение падает на четвёртый слог, а таких конструкций в русском языке заметно меньше, чем тех, когда первое ударение падает на третий слог. Поэтому в ямбе увеличивается доля строк 2-го, 3-го и 4-го типов по сравнению с хореем.

С течением времени ритмические предпочтения Пушкина в ямбе претерпели такие изменения: увеличилось частота стихов типов 1 и 1-3 за счёт некоторого сокращения частот стихов типов 2 и 3, то есть произошёл сдвиг в сторону увеличения разнообразия и гармонии ритма.

5. Ритмика пятистопного ямба

В 1830-е годы ритмические предпочтения Пушкина несколько изменились: в подборке стихов до 20,3% сократилась доля стихов без пропусков метрических ударений, до 32,5% – доля стихов с пропуском только 4-го ударения и при этом возросла доля стихов с пропуском 2-го и 2-4-го ударений (понизилась ударность 2-й стопы и повысилась 3-й), то есть ритм стал разнообразнее при сохранении достаточной чёткости.

Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе,
Иначе стих то в яме, то на кочке.

Произведения и тип ямба 1 2 3 4 5 1-4 2-4 Прочие
А.С. Пушкин [8]:
Монах. 1813 г. 7,5 6,2 3,0 35,5 25,5 9,0 10,0 3,0
Стихи 1815 г. 2,5 12,0 1,5 37,7 25,0 5,1 13,8 1,5
Стихи 1819-1822 гг. 4,9 6,3 1,4 35,7 25,9 9,8 14,7 1,4
Стихи 1830-х гг. 5,2 11,8 4,2 32,5 20,3 8,0 16,5 1,4
Домик в Коломне. 1830 г. 4,4 10,0 14,7 27,9 16,3 5,0 14,4 7,2
Гавриилиада 4,7 7,3 2,5 37,8 16,6 9,7 19,7 1,8
В среднем молодой Пушкин 5,0 8,2 2,0 36,3 25,5 8,0 12,8 2,0

П.А. Вяземский. Стихи [9] 5,6 6,9 8,1 33,1 9,4 5,6 25,0 6,8

М.Ю. Лермонтов. Литвинка 9,3 12,0 7,3 27,0 21,3 12,3 9,7 1,0

Итак, Пушкин покаялся перед царём и был прощён, а в дальнейшем старался собирать и уничтожать списки богохульной поэмы. Уважая это стремление, П.А. Вяземский распорядился уничтожить имевшийся в его имении собственноручный список Пушкина, что, по-видимому, и было сделано [12].

Разумеется, сами по себе результаты ритмического исследования могут быть лишь одним из серьёзных аргументов в споре об авторстве того или иного произведения, но не исчерпывающим доказательством, как правило.

Ритмические предпочтения А.С. Пушкина в разных двустопных стихотворных размерах сравнительно устойчивы и не подвержены резким изменениям, хотя и несколько различаются в зависимости от возраста. Эти изменения направлены на увеличение четкости и красоты ритма, гармонии и разнообразия классических ритмических интонаций.

Ссылки и комментарии

Очень интересный анализ творения Пушкина вы произвели. Вы его хорошо знаете, поэтому просьба - расшифровать его строки:
- "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман".
Что сие значит? Я многим "пушкиноведам" на Прозе задавал этот вопрос, но ответ не получил.

Спасибо за хороший отзыв. Фразу надо понимать так: "нас возвышающий обман - лесть, приукрашивающая нас, "пускающая пыль в глаза" информация. Низкие истины то, что о себе знаешь, но что знать, а тем более от других слышать, неприятно. Это по сути девиз тщеславия. Но заметьте, что речь только о низких истинах, а не о высоких - то есть о высших ценностях. То есть тщеславие ограничено конкретикой, житейским, а не высшим смыслом, который дороже "возвышающего обмана".

Так-то оно так, но почему дороже?
И еще его же - "Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад". Что сие значит?
У А.Мадорского есть книга о Пушкине "Сатанинские зигзаги Пушкина", написанная на основе писем, дневников поэта и высказываний современников. Не читали?

Да, видела книгу Мадорского, там много преувеличений. Слово и фраза, о которых вы спрашиваете. комментариев не требуют, нет в них никакого "второго дня" или переносного смысла,никаких вывертов.

По материалам писем - да. Объективно - далеко не всё. У каждого своё личное восприятие. Объяснять очевидные слова не имеет смысла.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основные виды деятельности
Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление особенностей ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

I. Две Болдинские осени в творчестве поэта

— Какие произведения А. С. Пушкин создал в Болдине?

*Можно ли соотнести их содержание с фактами биографии поэта? Обоснуйте свой ответ.

Стихотворение в актёрском исполнении

Аналитическая беседа:

— Какова эмоциональная тональность стихотворения?

— Назовите центральный образ стихотворения. (Метель.)

Каков его символический смысл и роль в произведениях А. С. Пушкина?

— Что видела в этом образе народная фантазия?

— Разделите стихотворение на смысловые части.
(Ч. 1: 1-я строфа; ч. 2: 2—3-я строфы; ч. 3: 4-я строфа; ч. 4: 5—6-я строфы; ч. 5: 7-я строфа.)

— *Какой смысл имеет многократное повторение первого стиха?

— Почему лирический герой испытывает тревогу? Чем грозит человеку, по Пушкину, утрата способности понимать и объяснять жизненные явления?

— Докажите, что поэт в аллегорической форме размышляет о смысле жизни, о верной жизненной дороге для отдельного человека и для всей страны.

Пушкин ищет путей сближения дворянства и народа, убеждён, что его собственная судьба так же неопределённа, как и судьба России

С темой исторических путей личности в России соединяется тема заблудшего человека, обуреваемого силами зла и рока

Повторы и рефрены, выражающие торжество разбушевавшейся стихии, указывают на связь лирического героя и всего бытия

Временное ощущение страха от непонимания происходящего объясняется невозможностью разумного подхода к действительности, что равносильно угрозе сойти с ума

IV. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.
Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии

— Каковы композиционные особенности стихотворения?

— Чем объясняется печаль воспоминаний поэта о юности?

— *Какой смысл придаёт тексту его парная рифмовка?

— Докажите, что поэт подводит итоги жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям и трагизму человеческого бытия.

— Почему поэт употребляет в первом стихе местоимение нам, а не местоимение мне? Обоснуйте свой ответ.

— Какие чувства поэт считает близкими каждому человеку?

— Как вы понимаете выражения: в них обретает сердце пищу, самостоянье человека, залог величия?

VI. Групповая практическая работа:

Какой смысл имеет в них образ дороги?

Чем объясняются причины душевного надрыва лирического героя?

Показана ли в них возможность преодоления трагизма мировосприятия? Обоснуйте свой ответ.

Сделайте выводы об их сходстве и различии.

Почему тема поэта и поэзии оказывается в зрелой лирике Пушкина сопряжённой с поисками смысла жизни и предназначения человека?

Как проявился в философской лирике Пушкина её общественно-исторический и религиозный подтекст?

Заполнить седьмую-восьмую графы хронологической таблицы.

Выучить наизусть философское стихотворение Пушкина.

Сделать письменный анализ стихотворения или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Подобрать материалы о произведениях русских поэтов XX века на тему памятника.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ЭХО
А. С. Пушкин[2]

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
‎ На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
‎ Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
‎ И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва. Таков
‎ И ты, поэт!
1831

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)

БЕСЫ
А. С. Пушкин[3]

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошёл, ямщик. "–"Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали. "Что там в поле?" –
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
1830

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как через колдовское кружение метели создается ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.

2. Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,– печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ.
А. С. Пушкин[5]

* * *
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Как …………. пустыня
И как алтарь без божества.
1830

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)

ЗИМНЯЯ ДОРОГА
А. С. Пушкин[6]

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно. Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1826

Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)

СТИХИ,
СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ
ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ
А. С. Пушкин[7]

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
1830
Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(вернуться к уроку)

3. Бесы — напечатано в "Северных цветах" на 1832 год. Написано 7 сентября 1830 года в Болдине.
В "Бесах" можно отметить черты романтической баллады в народном стиле:
а) событийный план стихотворения: заблудившийся ночью путник, ставший жертвой нечистой силы;
б) фольклорные образы: "бес", "чистое поле";
в) искусно нагнетаемая атмосфера тревоги и страха:
ряд литературных приемов (прямые повторы и параллельные синтаксические конструкции "Мчатся тучи, вьются тучи", "Мутно небо, ночь мутна", "Еду, еду в чистом поле", "Страшно, страшно поневоле" создают напряженный ритм, напоминающий заклинание или заговор;
композиция создает ощущение изнурительного бессмысленного движения в замкнутом круге: трижды повторяется четверостишие
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

В монографии О.А.Проскурина "Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест" дан многосторонний анализ сюжетных, интонационно-лексических связей "Бесов" со стихотворением К.Н.Батюшкова "Привидение", с романтическими балладами П.А.Катенина, В.А.Жуковского и многими другими текстами.
В народных суевериях во время метели вступает в свои права нечистая сила, враждебная и неподвластная человеку. У Пушкина именно в метель с героями происходят события, определяющие их дальнейшую судьбу. Описание метели в "Бесах" во многих деталях перекликается с описаниями метели в "Капитанской дочке" (во время метели Гринев знакомится с Пугачевым), "Метели" (во время метели Владимир теряет свою невесту), "Зимнем вечере".

Пушкину пришлось провести в Болдино три месяца, вот отрывки из его писем:
. тёща моя отлагала свадьбу… Я бесился! Тёща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила, и чёрные мысли мной овладели… Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. (Пушкин – П.А.Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина в Петербург.)
. Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы. Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров. Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, – разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать? (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 30 сент. 1830., Болдино в Москву.)
Въезд в Москву запрещён, и вот я заперт в Болдине. Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать. Мы окружены карантинами… Погода ужасная. Я провожу моё время в том, что мараю бумагу и злюсь. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 11 октября 1830 г., из Болдина в Москву.)
. Я получаю от вас маленькую записку, из которой узнаю, что вы вовсе и не думали выезжать. Я беру почтовых лошадей, приезжаю в Лукоянов; мне отказывают в выдаче паспорта под тем предлогом, что я выбран для надзора за карантинами моего округа. Я решился продолжать мой путь, послав жалобу в Нижний. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 26 ноября 1830 г., из Болдина в Москву.)
Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава! Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку… Я доказывал им, что вероятно где-нибудь да учреждён карантин, что не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета. (Пушкин. Холера, 1831 г.)
См. также статью из Пушкинской энциклопедии. (вернуться)

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(III, 226)

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
И все величие его.

Однако вторая строфа позже зачеркнута, третья не дописана:

Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Как …………. пустыня
И как алтарь без божества.
(III, 242)

Таким образом, стихотворение существует в виде трех строф, отражающих разные стадии незаконченной работы. Печатается в виде двух строф — первой и второй или первой и третьей (последний вариант принят в Акад.).

Во второй, отброшенной позже строфе оформлена своего рода поэтическая антропология Пушкина:

Несмотря на очевидную недоработанность стихотворения (автограф последней строфы представляет собой трудноразбираемое наслоение вариантов), под ним нарисована орнаментальная птица — знак завершенности.

Ритмический рисунок поэтических произведений является одним из выразительных средств и помогает поэтам наряду с другими способами создавать образы. В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. На ритмику влияют стремление автора достичь определённых эффектов в отдельных отрывках произведений и подсознательные ритмические предпочтения.

Особенно удобно изучать ритмику стихов на примерах ямба и хорея. В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп – пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. Спондеи (стопы с двумя ударениями) играют гораздо меньшую роль, поскольку одно из ударений в них, как правило, более слабое по сравнению с ритмическим ударением основного размера.

Раскинув легкие власы,

Как идут пленницы младые

Купаться в жаркие часы,

И льются волны ключевые

На их волшебные красы,

Забав их сторож неотлучный,

Он тут; он видит, равнодушный,

Прелестниц обнаженный рой;

Он по гарему в тьме ночной

Неслышными шагами бродит;

Ступая тихо по коврам,

К послушным крадется дверям,

От ложа к ложу переходит.

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Четырехстопный ямб - э то любимый размер Пушкина, которым написано множество стихотворений и большинство поэм великого поэта.

Strophe -строфа(греч.) - поворот,сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико – интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки

П рив едем примеры различной строфической организации стихов А.С.Пушкина .

а) Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печать.

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил

б) … Тогда я демонов увидел черный рой,

Подобный издали ватаге муравьиной –

И бесы тешились проклятою игрой:

До свода адского качалася вершиной

Гора стеклянная, как Арарат остра –

И разлегалася над темною равниной.

в) Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты

г) В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать

д) Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам:

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

С трофа из 14 стихов 4-х стопного ямба, 3 четверостишия с разными видами рифмовки( перекрёстная, смежная, кольцевая) и завершающие 2 строки с парной рифмой . О негинская строфа очень гибко организована и оттого выразительно звучит, её источники – сонет и октава, но изобретение сложного ритмико-синтаксического сращения предстающего лёгким и кружевным словесным рисунком – заслуга Пушкина.

2. Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Ожидаемые результаты
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями Пушкина, в которых он говорит о миссии, предназначении поэта, о высокой роли поэзии. Узнаем, каким видит Пушкин поэта. Повторим приёмы анализа лирического текста, поговорим о слиянии личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Сможем оценить богатство духовного мира А.С. Пушкина, определить особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

Какое стихотворение А. С. Пушкина был написано под впечатлением
событий 14 декабря 1825 года?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Ритмика и строфика. Презентация на заданную тему содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ритмика Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов). Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп.

Хорей Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи; Невиди́мкою луна́ Освеща́ет сне́г лету́чий; Му́тно не́бо, но́чь мутна́. Как запомнить? Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи, На хорей они летят

Ямб Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, Когда́ не в шу́тку занемо́г, Он уважа́ть себя заста́вил И лу́чше вы́думать не мо́г Как запомнить? Второ́й уда́рит я́мбом сло́г

Дактиль В ра́бстве спасе́нное Се́рдце свобо́дное — Зо́лото, зо́лото Се́рдце наро́дное! Как запомнить? Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая А́нна Андре́евна Ахма́това

Амфибрахий На се́вере ди́ком стои́т одиноко На го́лой верши́не сосна́, И дре́млет, кача́ясь, и сне́гом сыпу́чим Оде́та, как ри́зой, она́. Как запомнить? ДАМА: Д – Дактиль (первая буква – ударение на первый слог) АМ – АМфибрахий (ударение в центре) А – Анапест (последняя буква – ударение на последний слог)

Анапест Прозвуча́ло над я́сной реко́ю, Прозвене́ло в поме́ркшем лу́гу, Прокати́лось над ро́щей немо́ю, Засвети́лось на то́м берегу́. Как запомнить? Никола́й Гумиле́в

Пиррихий Двусложная стопа, в которой нет ударения. Нормальное явление для русского языка, так как во многих словах 4 и больше слогов Пример: Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи; Невиди́мкою луна́

Спондей Двусложная стопа, в которой два ударения. Редко встречается в классической поэзии, но часто – в современной. Добавляет разговорность в стихотворную речь, выделяет слово, усиливает динамику. Пример: Шве́д, ру́сский, ко́лет, ру́бит, ре́жет

Трибрахий Трехсложная стопа, в которой нет ударения. Это очень редкое явление в поэзии. Пример: И невы́полотые зано́сы На око́нный ползу́т парапе́т. За стака́нчиками купоро́са Ничего́ не быва́ло и не́т.

Мчатся тучи, вьются тучи; Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

Я вся — тона жемчужной акварели, Я вся — тона жемчужной акварели, Я бледный стебель ландыша лесного, Я легкость стройная обвисшей мягкой ели, Я изморозь зари, мерцанье дна морского. Там, где фиалки и бледное золото Скованы в зори ударами молота, В старых церквах, где полет тишины Полон сухим ароматом сосны, - Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма, Я шелест старины, скользящей мимо, Я струйки белые угаснувшей метели, Я бледные тона жемчужной акварели.

Я вся — тона жемчужной акварели, Я вся — тона жемчужной акварели, Я бледный стебель ландыша лесного, Я легкость стройная обвисшей мягкой ели, Я изморозь зари, мерцанье дна морского. Там, где фиалки и бледное золото Скованы в зори ударами молота, В старых церквах, где полет тишины Полон сухим ароматом сосны, -

Читайте также: