Конспект на тему газ

Обновлено: 05.07.2024

Расстояния между молeкулами газа значительно больше. Двигаясь хаотично, молекулы сталкиваются между собой и ударяют о стенки, занимаемого им сосуда. Давление газа на стенки сосуда и вызывается этими ударами молекул газа.

Для газа характерно одинаковое давление по всем направлениям, оно является следствием беспорядочного движения огромного числа молекул.

Давление газа на внутренние поверхности (дно, крышку, стенки) сосуда, в который он помещён, одинаково по всем направлениям .

Все воздушные шары приобретают форму, в которой давление равномерно растягивает стенки шара. Сфера (шар) — форма, в которой давление на поверхность имеет наименьшее значение и равномерно по всем направлениям.

Сжатые газы проще транспортировать. Плотность сжатых газов больше, давление намного больше. Поэтому используют прочные сосуды — стальные баллоны.

1. При уменьшении объёма газа его давление увеличивается, а при увеличении объёма — давление уменьшается (при условии, что масса и температура газа остаются неизменными).


2. Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа (при условии, что масса газа и объём не изменяются).

ГБОУ СПО Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга.

План проведения учебного занятия

Учебная дисциплина: Физика.

Раздел № 3: Молекулярная физика. Термодинамика.

Тема 3.1: Основы МКТ. Свойства реальных газов, жидкостей и твердых тел.

Тема занятия: Идеальный и реальные газы. Строение и свойства газов. Давление газа. Связь давления газа со средней кинетической энергией хаотического движения молекул.

Количество часов на тему: 2 часа.

Порядковый номер по плану: № 7-8

Преподаватель Поляков Ю.В.

2. Повторение пройденного материала;

3. Изложение нового материала;

4. Закрепление пройденного материала;

5. Подведение итогов урока.

1. Повторение знаний;

2. Введение новых понятий;

3. Изучение новой темы;

4. Организация усвоения новых знаний. Р азвивающие:

1. Способствовать развитию умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, критически мыслить, выдвигать гипотезы и проверять их на практике;

2. Способствовать умению самостоятельного приобретения знаний;

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность обучаемости, самостоятельности , сообразительности, активности, уверенности, оценки хода и результата деятельности;

2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в учебном коллективе, критичности и самокритичности.

1. Мультимедийная установка;

2. Приборы и материалы для проведения демонстрационного эксперимента по теме;

3. Опорные конспекты для студентов.

4. презентация на тему

1. Вербальный: объяснение, комментирование, дополнение;

2. Наглядный: демонстрационный материал;

3. Практический: проведение эксперимента, работа с опорным конспектом

Лекция с элементами беседы.

Виды контроля - текущий;

Форма контроля — индивидуальная;

Методы контроля — практический.

  1. Мякишев Г.Я., Физика: Учебник. Для 10 класса., М. : Просвещение, 2014.

Организационный этап урока

Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Сегодня мы продолжим изучать Идеальный и реальные газы. Строение и свойства газов. Давление газа. Связь давления газа со средней кинетической энергией хаотического движения молекул. Это очень интересная тема. На предыдущих занятиях вы уже слышали о других аграгатных состояниях веществ.. Сегодня же мы рассмотрим газы. Вас ожидает практическая работа, в ходе которой вы создатите таблицы о положениях МКТ, и конспект основных понятий.

Презентация (слайд 1,2,3)

Повторение пройденного материала

На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко, азот (данные вещества даны при комнатной температуре).

Вы разделили вещества на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, КАКИЕ? например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, чем эти вещества отличаются друг от друга.

Презентация (слайд 4-10)

Изложение нового материала

Презентация слайд (11-25)

Опорный конспект урока по теме:

Ключевые слова конспекта: Углеводородное сырьё. Природный газ. Конверсия метана. Пиролиз. Синтез-газ.

Состав природного газа

Бюджет Российской Федерации в немалой степени зависит от добычи и экспорта природных ископаемых, которые называют углеводородным сырьём. К таким подземным богатствам относят природный газ, попутный нефтяной газ, нефть, каменный уголь, горючие сланцы.

Владение природными источниками углеводородов и контроль над ними играют немаловажную роль в мировой политике: служат основой интеграции экономик различных стран или причиной военных конфликтов.


В недрах нашей планеты под большим давлением содержится одно из важнейших полезных ископаемых — природный газ. Он представляет собой смесь предельных углеводородов и неорганических газов, образовавшихся в результате бактериального разложения органических останков без доступа воздуха. Содержание отдельных компонентов природного газа зависит от месторождения. Однако в любом случае в природном газе преобладает метан, количество других предельных углеводородов резко сокращается с уменьшением их относительной молекулярной массы.

Использование природного газа и его переработка

Природный газ — важнейший вид топлива, поскольку он обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими энергоресурсами:

  • 1) дешевизна (это самый экономичный вид топлива);
  • 2) высокая теплотворная способность;
  • 3) лёгкость транспортировки (по газопроводам);
  • 4) экологичность (минимальное количество вредных выбросов при сгорании). В последнем преимуществе легко убедиться, ещё раз проанализировав уравнение реакции горения метана. При полном сгорании этого углеводорода воздух практически не загрязняется вредными выбросами, поскольку продукты горения углеводородов — это углекислый газ и водяной пар:

Метан горит бесцветным пламенем, а пропан и бутан, сжиженной смесью которых заполняют резервуар газовой зажигалки, — светящимся пламенем. Различие в характере пламени объясняется разной массовой долей углерода в указанных алканах.

Россия обладает огромными запасами природного газа, занимая по этому показателю первое место в мире. Наиболее крупным является Уренгойское месторождение, расположенное на севере нашей страны, в Ямало-Ненецком автономном округе. Богаты природным газом Иран, страны Персидского залива, США, Канада. Государства Европы, напротив, — крупнейшие потребители голубого топлива, поскольку собственные запасы этого природного ископаемого там довольно скудны.


Природный газ используют для обеспечения работы тепловых электростанций, котельных установок, доменных и стекловаренных печей. Бытовой газ — это тот же природный газ, только с добавкой специальных компонентов, позволяющих по запаху определить его утечку из газовых труб или бытовых приборов.

Природный газ используют не только в качестве топлива, но и как важнейшее сырьё для химической промышленности.

Взаимодействие метана с перегретым водяным паром называют конверсией. В результате этой реакции образуется смесь газообразных продуктов — оксида углерода(II) и водорода в соотношении 1:3:


Такую смесь называют синтез-газом. Это название отражает назначение продукта конверсии: его используют для получения синтетического бензина (смеси предельных углеводородов, содержащих от 6 до 12 атомов углерода в молекуле), а также синтеза кислородсодержащего органического вещества (с которым вы познакомитесь в начале следующей главы нашего учебника) — метилового спирта:

Пиролизом (нагреванием без доступа воздуха) природного газа в зависимости от условий проведения процесса получают углерод (сажу), водород и ацетилен. Уравнение реакции пиролиза метана вам уже известно.

Наряду с природным газом одним из самых ценных природных ископаемых считается нефть, которой будет посвящён следующий конспект.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ карточки.docx

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Гранит, мел, песок, нефть, глина, известняк, торф, уголь

Вставь пропущенные слова. Запомни правила пользования газом.

Нельзя оставлять включённой ________________________________________.

Это может привести к ______________________________. Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________. Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.

Вставь пропущенные слова. Запомни правила пользования газом.

Нельзя оставлять включённой ________________________________________.

Это может привести к ______________________________. Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________. Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.

Вставь пропущенные слова. Запомни правила пользования газом.

Нельзя оставлять включённой ________________________________________.

Это может привести к ______________________________. Если человек почувствовал запах газа, надо: выключить __________________________, быстро открыть ________________________ и скорее бежать на __________________________. Ни в коем случае нельзя зажигать ____________________ и включать ___________________________________.


Недавно мы рассмотрели такую величину, как давление на примере твердых тел. Но, оказывается, давление может создаваться и газами. На этом уроке мы рассмотрим, каким образом возникает давление газа и от чего зависит это давление.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Давление газа"

Давление газа

«Вызывает изумление

В этой теме речь пойдёт о том, каким образом могут оказывать давление газы.

В газах молекулы расположены друг от друга на большом расстоянии, поэтому, силы взаимного притяжения между молекулами практически отсутствуют. Известно также, что газы легко сжимаются. Молекулы газа двигаются беспорядочно, занимая весь предоставленный им объём. Молекулы сталкиваются не только друг с другом, но и ударяются о стенки сосуда. Именно эти удары и создают давление. Сила удара одной молекулы ничтожно мала, но ведь количество молекул даже в маленьком сосуде очень велико.


Рассмотрим классический опыт: возьмем завязанный шарик с небольшим количеством воздуха и накроем его стеклянным сосудом. Если выкачать из сосуда воздух, то объём воздушного шарика увеличится. Почему же это произошло? Дело в том, что изначально по шарику ударяли молекулы воздуха внутри сосуда, противодействуя ударам молекул внутри шарика. Таким образом, оболочка шарика сохраняла свой объём. Но когда воздух был откачен из сосуда, во много раз уменьшилось количество молекул воздуха внутри него. Ударов по шарику снаружи стало гораздо меньше, но вот количество молекул внутри шарика не изменилось. Это позволило газу внутри шарика расширяться до тех пор, пока давление газа внутри не стало равно давлению газа снаружи. Из этого можно сделать вывод, что при увеличении объёма, давление газа уменьшается. Но если мы вновь наполним сосуд воздухом, то шарик снова сдуется. Значит, при уменьшении объёма, давление увеличивается.


Следует понимать, что эти утверждения верны только в том случае, если речь идет о неизменной массе газа, находящейся при неизменной температуре. Также следует отметить: когда воздух был откачен из сосуда, форма шарика действительно стала шарообразной (а не вытянутой, как это было изначально). Это значит, что газ давит на оболочку шарика (или стенки сосуда) одинаково по всем направлениям. Это объясняется беспорядочным движением молекул. Они двигаются в случайных направлениях, но их число настолько велико, что можно с уверенностью сказать, что во всех направлениях летит одинаковое число молекул. В результате этого на каждый маленький кусочек площади поверхности шарика приходится одинаковое число ударов, то есть, создается одинаковое давление.

Проведем еще один опыт: возьмем цилиндр с подвижным поршнем и поместим туда некоторое количество газа.


Если поршень будет двигаться, то можно изменять объём газа, при этом сохраняя его массу. Таким образом, плотность газа увеличиться, то есть на единицу объёма будет приходиться большее число молекул газа. В этом случае, они значительно чаще будут ударяться о стенки сосуда. То есть, таким способом можно увеличить давление. Это еще раз доказывает, что при уменьшении объёма газа постоянной массы и температуры, давление увеличивается, а при увеличении объёма – давление уменьшается.

Если плотно закрыть пластиковую бутылку и сжать её, то можно почувствовать значительное сопротивление – молекулы газа будут давить на стенки бутылки изнутри, не давая вам сжать её.

Поставим опыт: Не будем изменять ни массу газа, ни его объём, а просто нагреем газ в плотно закрытом сосуде. В этом случае давление газа увеличится. Это объясняется тем, что при увеличении температуры, молекулы газа начинают двигаться быстрее, а, следовательно, будут чаще ударяться о стенки сосуда. То есть, при увеличении температуры газа постоянной массы и объёма, давление газа увеличивается, и, наоборот, при уменьшении температуры, давление газа уменьшается. Если слегка заткнуть стеклянную бутылку пробкой и нагреть бутылку, то пробка выскочит из горлышка под давлением газа.

Зависимость давления газа от температуры нередко используется людьми. Например, чтобы поместить большое количество газа в сравнительно небольшой объём, газ охлаждают и закачивают в баллон. После того, как газ вновь нагревается, в баллоне создается очень высокое давление. Именно поэтому на таких баллонах, как правило, пишут предупреждения о том, чтобы баллон ни в коем случае не нагревали и не ударяли (это может привести к взрыву – настолько в баллоне высокое давление).


Примеров давления газа можно привести очень много: это и накачанный мяч, и накачанные шины автомобиля, и атмосферное давление.

Упражнение 1. Из баллона медленно выпустили половину газа и снова закрыли его. Как изменится давление в баллоне?


Поскольку молекул газа внутри баллона стало вдвое меньше, они вдвое меньше стали ударяться о стенки баллона. Следовательно, давление уменьшилось вдвое.

Упражнение 2. Одинаковые массы одного и того же газа находятся в двух баллонах: зеленом и синем. Известно, что температура и в том, и в другом баллоне одинакова. В каком баллоне давление будет больше?


По условию задачи, в обоих баллонах одинаковые условия. Из рисунка явно видно, что синий баллон больше зеленого. Поэтому давление в нем будет меньше, поскольку молекулы газа меньше будут ударяться о его стенки.

Упражнение 3. Воздушный шарик завязали и облили его ледяной водой. Из-за этого шарик немного сжался. Можете ли вы объяснить, почему это произошло?


Из-за понижения температуры, давление внутри шарика уменьшилось. В результате внешнее давление сжимало шарик до тех пор, пока внутреннее давление вновь ни стало равным внешнему.

Основные выводы:

– Давление газа – это давление, которое создается в результате ударов молекул о стенки сосуда (или о какое-то другое тело).

– Давление газа одинаково по всем направлениям.

– При неизменной массе и температуре, давление газа тем больше, чем меньше его объём. И, наоборот, давление газа тем меньше, чем больше объём.

– При постоянной массе и объёме, давление можно изменить, изменяя температуру. При нагревании газа, его давление будет увеличиваться, а при охлаждении – наоборот, уменьшаться.

Читайте также: