Конспект на тему экологические факторы и их влияние на живые организмы 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Сформулировать и сформировать представления об экологических факторах, применив знания о средах обитания, условиях в них. Определить влияние факторов на живые организмы.

познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), антропогенными -влиянием деятельности человека на природу.

развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлением схем. Создать условия, побуждающие учащихся к осмыслению заданий при работе с натуральными объектами, развивать логическое и творческое мышление, учить наблюдать, выделять главное, сравнивать и делать выводы, обобщать. Формирование умения работать в группах, паре.

Воспитательные: формировать у учащихся потребность бережного отношения к природе, к своему краю. Уважение к мнению других.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.

освоение знаний по теме и основным понятиям: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Различать на рисунках факторы неживой, живой природы и антропогенные.

Анализировать и сравнивать экологические факторы, применяя понятия. Отработать навыки работы с текстом, рисунками, преобразовывать информацию по описанию факторов. Характеризовать роль человека в природе, как антропогенного фактора. Проводить работу с живыми объектами в соответствии с техникой безопасности.

самостоятельное формулирование и выдвижение предложений, и их обоснование по действию факторов среды на организмы. Умение оперировать опорными понятиями и делать выводы на основе полученной информации.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, 2 анализа и отбора информации. Строить логические цепочки рассуждений, приводить доказательства, защищать свои идеи, извлекать необходимую информацию из текста и рисунков.

учить учащихся планировать и организовывать свою учебную деятельность; развивать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать и представлять конечный результат.

выстраивать продуктивное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом, при выполнении совместной работы в паре, группе.

Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов в зависимости от конкретных условий; умение воспринимать информацию на слух.

Обеспечить познавательную мотивацию учащихся. Понимать сложность воздействия факторов на организмы. Оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.

Закрепление понятий – среда обитания, особенности водной, наземно-воздушной, почвенной, внутренней. Организмы паразиты и симбионты. Понятия экология.

Формирование понятий: Экологические факторы: абиотические ( влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые , теплолюбивые, холодостойкие) биотические ( хищничество, конкуренция, кооперация), антропогенные.

Фронтальная, индивидуальная, в паре, группе.

Учебник, тетрадь. Электронное приложение к учебнику, рисунки учеников, Растения кабинета: Растение, испытывающее недостаток света и достаточное количество его. Презентация с типами взаимоотношений. Карточки с заданиями.

1. Инициация 2 мин. (Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад)

2. Погружение в тему – 4 мин. (Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения)

3. Закрепление изученного. 9 мин. (Повторение Д /З. Контроль и коррекция ЗУН).

5. Проработка содержания темы. 10 мин. (Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК )

6. Эмоциональная разрядка 2 мин. ( Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.)

7. Рефлексия и Д/з 5 мин. Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Учитель: Ребята, я рада нашей встречи с вами. Вы старательные, добрые, приветливые. Давайте глубоко вдохнем воздух, ведь нам нужно будет активно думать, выдохнем. Забудем про обиды и беспокойство. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте быстрого урока, пятерок. Я желаю вам интересной, творческой работы на уроке.

2 этап - Погружение в тему.
Учитель: Будьте внимательны. О чем идет речь?

(отвечаем хором) « Все , что окружает живой организм

И есть среда обитания.

Обмен здесь энергией и веществом –

Какие среды обитания Вам известны?

(водная, наземно-воздушная, почвенная, внутренняя )

Вам надо было нарисовать рисунки обитателей разных сред обитания . Внимание!

Работа учеников. А) Поднимите рисунки те, кто нарисовал обитателей почвы. Б). Покажите тех, кто живет внутри других организмов.

В). Обитателей водной стихии.

Г). И самые многочисленные обитатели наземно-воздушной среды обитания.

Задание 1. Работая парой, объясните приспособления этих организмов к своей среде обитания. (если среды совпали, поменяйтесь местом с теми, где тоже совпадение). (4 мин.)

Откройте тетрадь – поставьте оценку за объяснение выставленную одноклассником.

3 этап - Закрепление материала изученного на предыдущем уроке

Работа учеников .Задание 2 . Индивидуально .

А). Третий лишний. ( на карточке написаны обитатели сред подчеркнуть , кто лишний) (2 мин. )

1. Камбала, белуха, скопа. 2. Аскарида, вирус гриппа, комар

3. Лось, медведь, овод 4. Дождевой червь, муравей, крот

5. Водоросль ламинария одуванчик, ромашка.

Б). Кто, где живет. (Соотнесите организм и среду обитания) ( 4 мин.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Охрана природы.

Учебник №5 биология 5 класс

Автор: В.В. Пасечник

Создание условий для формирования представлений о экологических факторах, познакомить учащихся с влиянием антропогенного фактора на природу.

Планируемые образовательные результаты:

1) Выделять существенные признаки экологических факторов природы

2) Различать на рисунках факторы неживой, живой природы и антропогенные.

3) Сравнивать факторы неживой и живой природы.

3) Определять принадлежность природных условий к различным экологическим факторам.

4) Объяснять роль антропогенного фактора на природу.

Метапредметные

1) Уметь работать с текстом, выделять в нем главное.

2) Уметь работать с рисунками в учебнике и выделять в них главное.

3) Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую.

1. Проявлять учебно-познавательный интерес к живой природе, ее многообразию.

2. Вызывать у учащихся желание охранять природу.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, карточки для проверки домашнего задания,

компьютерная презентация, карточки для закрепления нового материала, стаканчики с семенами для проведения исследования.

1 этап Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников и ручек).

Заявка на оценку

Поставьте на полях оценку, которую вы хотели бы получить.

2 этап Проверка домашнего задания.

Задание 1. Н апротив каждого живого организма в таблице, напишите среду жизни этого живого организма.

Задание 2. В каждой строке найдите лишнее понятие (подчеркните его) и объясните, почему оно лишнее.

1. Акула, дельфин, тигр.

2. Вши, блохи, кукушка.

3. Грач, белка, карась.

4. Кит, окунь, дождевой червь.

5. Слон, жираф, аскарида.

3 этап Постановка учебной задачи

Учитель . Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чем оно.

Среда обитания

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья

-Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня и ночи,

И у каждого своё

Лишь своё меню обеда,

А в дороге изберут

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

Учитель. Сформулируйте тему урока и учебные задачи

(1балл за каждый правильный ответ)

Учитель: У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен.

Хорошо ли им жить в своей среде?

Учитель: Хорошо, да не очень. Почему?

(Потому что, на них действуют условия среды обитания, которые могут изменяться)

Учитель: Приведите примеры условий среды.

Учитель : Условия среды еще называют экологическими факторами среды.

Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы, занимается наука ….

По этому факторы окружающей среды – по другому можно назвать ….

( экологическими)

Итак, тема нашего урока называется….. (Экологические факторы)

4 этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются экологические факторы… (живой и неживой природы)

Биотические

Абиотические антропогенные

2.Физкультминутка

3.Самостоятельная работа с учебником

Учитель: устно на вопросы:

Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?

(температура, свет, влажность, количество кислорода, соленость воды)

Учитель: Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы?

(дятел долбит дупло; дупло становится домом для птиц; птенец, выпавший из гнезда становится добычей для других животных; навоз слонов среды выживания навозных жуков; растительноядные животные поедают

съедобные растения; паразиты живут на других животных; хищники и добыча; мелкие грызуны пища для змей; норки грызунов укрытие для змей)

Учитель: Как же экологические факторы могут влиять на организмы?

4.Проведем небольшую исследовательскую работу:

Цель: Как влияет экологический фактор – влажность на прорастание семян фасоли?

Ответьте устно на вопросы:

  1. Что произошло с семенем, которое находилось целиком в воде?
  2. Что произошло с семенем, которое находилось без воды?
  3. Что произошло с семенем, которое только смачивалось водой?

Учитель: Вывод : экологический фактор влажность, может оказывать влияние на организмы, как благоприятное, так и неблагоприятное.

При благоприятном влияние влажности семена прорастают, а при неблагоприятном влиянии, чувствуют себя плохо и даже погибают.

5. Работа с тетрадью:

Экологические факторы

Благоприятные Неблагоприятные

6.Учитель: ответьте устно на вопросы:

Что называется антропогенными факторами?

(Антропогенные факторы – разные формы влияния хозяйственной деятельности человека на природу.)

Учитель: Приведите примеры антропогенных факторов?

(вырубание лесов; распашка степей; строительство платин на реках; взведение городов; сооружение мусорных свалок)

7.Учитель: Заполните таблицу, распределив следующие понятия по видам экологических факторов (на слайдах презентации картинок с изображением разных экологических факторов)

(2 балла, если нет ошибок)

  • Пожар в лесу по вине человека,
  • Белка грызет орехи,
  • Косуля поедает траву,
  • Человек строит скворечник
  • Загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобилей
  • Шторм на море
  • Бегемот греется на солнце
  • Шмель опыляет клевер

Учитель : проверяем заполнения таблицы (читают ответы по цепочке)

Учитель: Ребята как человек может повлиять на живые организмы? Приведите примеры.

(1 балл за каждый правильный ответ)

Учитель: но человек не только отрицательно влияет на природу, есть и положительные действия по отношению к окружающей среде.

1) Создание красной книги – увеличение численности растений и животных.

2) Посадка деревьев.

3) Создание плантаций устриц, водорослей.

4) Разведение и выращивание ценных пород рыб.

5) Разведение и расселение исчезающих растений и животных.

5 Этап. Рефлексия

Учащиеся должны проговорить, что они узнали. (2 -3 учащихся)

6. Домашнее задание

Учить конспект. Повторить параграфы 1-5, подготовиться к контрольной работе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 409 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2021 309
  • DOCX 57.5 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олейник Валерия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Из урока вы узнаете об экологических факторах и их влиянии на живые организмы, о том, что абиотические факторы — это факторы неживой природы. Биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. А антропогенные ― это формы деятельности человека. В данном уроке приводятся следующие понятия: экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

На прошлом уроке вы познакомились со средами обитания организмов: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной.

Условия среды оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.

Экологические факторы — это любые внешние факторы, которые оказывают прямое или непрямое влияние на численность (обилие), географическое распространение животных и растений.

По происхождению экологические факторы условно подразделяют на три большие группы:

Абиотические факторы — это факторы неживой природы. И это, прежде всего, климатические факторы: температура, влажность, солнечный свет. И местные: рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер, радиация и т. д.

Рассмотрим влияние некоторых факторов на организмы.

Влияние температуры

Большинство видов растений и животных приспособлены к какому-то определённому колебанию температуры.

В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 (например в пустыне) и до ― 70 (например в некоторых областях Восточной Сибири).


Для наземных организмов температурный интервал, в котором они способны обитать, составляет от ― 50 до + 50 С, а для организмов Мирового океана от +1 до +27 С.

Некоторое организмы, например микроорганизмы выдерживают охлаждение до ―200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80.

Пережить высокие температуры организмам помогают различные покровы тела.

Например, густой шёрстный покров защищает верблюда от перегрева в палящую жару и от переохлаждения при низких температурах ночью, а также предотвращает большие потери влаги.

Роговой покров также предохраняет животных от потери влаги, защищает от механических повреждений.

У растений усиливается испарение влаги через устьица ─ поры, которые находятся на нижней или верхней поверхности листа растения. Это приводит к снижению температуры листьев.

У животных повышенная температура воздуха вызывает испарение воды через дыхательную систему и кожу.

В жаркую погоду кенгуру валлаби Парри лижет свои передние лапы, чтобы улучшить охлаждение организма с помощью испарения.

Необычные рыбы протоптеры обитают в пресноводных водоёмах Африки. При их пересыхании в жаркие периоды они зарываются в грунт и впадают в спячку на несколько месяцев до наступления сезона дождей.

Многие животные, населяющие засушливые места, имеют большие уши, пронизанные огромной сетью капилляров. Это и лисица фенек, обитающая в пустынях Северной Африки.


И слоны ― самые крупные наземные животные на Земле, которые обитают в Юго-Восточной Азии и Африке в тропических лесах и саваннах.

Уши африканского слона в три раза больше, нежели у азиатского вида. Ушами слон охлаждает организм во время жаркого дня.

Даже зайцы, которые проживают в пустынях, гордятся поистине длинными ушами.

Уши и спереди, и сзади пронизаны сетью мельчайших кровеносных сосудов. Обдувающий эти уши ветер охлаждает омывающую их кровь.

А вот те, кто проживает в холодных местах, имеют очень маленькие уши, например белые медведи. Если повышенные температуры помогает выдерживать вода, то пониженные ― ее отсутствие.

Как правило, с приближением зимы относительное содержание воды в теле животных уменьшается. Особенно заметны эти изменения у животных, чья температура тела меняется в зависимости от температуры внешней среды. Их зимостойкость осенью существенно возрастает.

Например, жужелица с Аляски в зимнее время выдерживает температуру до -87° С в течение нескольких часов. В летнее время эти жуки погибают уже при температуре -6-7 С.

Древесная лягушка, обитающая на Аляске зимой, замерзает до такой степени, что становится похожа на ледышку. С приходом весны она постепенно оттаивает.

С наступлением зимы, когда температура понижается, многие животные впадают в зимнюю спячку. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается.

При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, накапливаются сахара, препятствующие замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.

Влажность, наличие воды ― также один из главных факторов влияющих на жизнеспособность живых организмов.

Разнообразный животный и растительный мир отмечается там, где достаточно тепла и воды, к примеру в области экватора. Влажность воздуха здесь около 85―90 %.

Однако есть животные, которым вода и необязательна. Например, американские тушканчиковые прыгуны вообще никогда не пьют. Почти вся вода, которая имеется в их теле, получается в клетках при переваривании пищи.

Своеобразная группа живых организмов ― лишайники, которые долгое время могут обходиться без воды. Они улавливают водяной пар из воздуха.

Некоторые виды жуков-чернотелок в юго-восточной африканской пустыне Намиб выработали удивительную способность добывать воду из воздуха. Когда количество воды в теле насекомого уменьшается, жук поднимает нижнюю часть тела вверх по направлению ветра, чтобы использовать ― плотный туман, надвигающийся по утрам с моря. Влага конденсируется на задней части тела жука, стекает вниз и попадает ему прямо в рот.

Также важным климатическим фактором для живых организмов является солнечный свет ― основной источник энергии организмов на Земле. Растения улавливают солнечную энергию, преобразуют ее в своих тканях и передают далее по цепям питания.

Свет служит сигналом ко многим сезонным и суточным изменениям организмов.

От света зависит, например, цветение прорастание семян, миграция, впадение в спячку у животных и так далее.

Многие животные ведут дневной образ жизни (большинство птиц), другие ― исключительно ночной (многие мелкие грызуны, летучие мыши).

Итак, мы с вами рассмотрели влияние факторов неживой природы на организмы.

Взаимоотношения между организмами разных видов, которые сосуществуют на одной территории, очень разнообразны: они могут быть полезны всем организмам либо только одному из них, либо быть вредными.

Представители каждого вида способны существовать в такой среде, в которой связи с остальными организмами обеспечивают им нормальные условия жизни.

Основными формами проявления таких связей служат пространственные взаимоотношения. Когда животные стремятся первыми занять лучший участок обитания. Например, весной птицы заняв подходящий участок, начинают петь, сигнализируя тем самым что территория уже занята.

А в результате пищевых взаимоотношений формируются сложные цепи питания.

Биотические факторы ― это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга.

Например, один вид служит местом для поселения другого вида (деревья используются птицами для гнездования или для поселения на их стволах лишайников, мхов, водорослей).

Также организмы одного вида способствуют распространению другого.

Например, насекомые помогают в опылении растений. Благодаря длинным хоботкам шмели активно опыляют трубчатые цветки клевера.

Очень большую пользу в опылении сельскохозяйственных растений, особенно в садах, приносит медоносная пчела.


Если одну ветвь груши или яблони покрыть лёгким марлевым мешком, т. е. изолировать ее от насекомых в тот момент, когда на ней завяжутся цветочные бутоны, то к осени на ней не окажется ни одного плода. В то же время на соседних ветвях, которые пчёлы посещали, окажется много поспевающих плодов.

Один вид использует другой для строительства жилья, гнёзд, убежищ и т. д.

Взаимоотношения организмов могут выражаться в форме конкуренции, соревнования за пищу. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса.

К биотическим факторам относится и поедание одних организмов другими. Хищники часто поедают слабых, больных животных и тем самым улучшают условия жизни здоровых.

К экологическим факторам относятся и антропогенные факторы. От греч. anthropos — человек.

Антропогенные факторы ― это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных. И чаще всего это влияние бывает негативным.

Раздел ОГЭ: 5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Любой компонент среды, способный оказывать влияние на живые организмы, называют экологическим фактором.

Каждый вид приспособлен к определённым значениям факторов среды. Так, существуют теплолюбивые и холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые виды.

Пределы колебаний фактора, при которых возможно существование данного вида организмов (например, температура от О °С до 45 °С), называют диапазоном устойчивости или пределами выносливости вида. При этом оптимальным, наиболее благоприятным для данного вида является более узкий диапазон (например, температура от 18 °С до 28 °С). Биологический оптимум — это наилучшее сочетание условий для вида (например, температура от 18 °С до 28 °С, влажность от 60% до 85% и т. д.).

Влияние экологических факторов на организмы

Если в определённой местности какой-то из факторов приближается к пределу максимума или минимума диапазона устойчивости вида, то недостаток или избыток именно этого фактора ограничивает возможности нормальной жизнедеятельности, и такой фактор называют лимитирующим или ограничивающим. Например, в пустыне ограничивающим фактором для растений является количество влаги.

Экологические факторы действуют на организм в комплексе, поэтому ему легче перенести отклонение какого-то фактора от нормы, если остальные факторы близки к оптимуму. Сочетание жаркой и засушливой погоды неблагоприятно для растений средней полосы, поскольку чрезмерное повышение температуры организма может быть предотвращено с помощью испарения воды. Однако, если и воды в окружающей среде недостаточно, перенести такое сочетание факторов трудно. Теплокровные животные в морозы могут замерзать при нехватке корма и нормально себя чувствовать, если корма достаточно.

Приспособления живых организмов к различным экологическим факторам выражаются в особенностях:

  • строения (морфологические приспособления, например большая или меньшая длина корней растений или ушей животных);
  • процессов жизнедеятельности (физиологические приспособления, например, аэробность или анаэробность организмов, возможности повышения или снижения плодовитости);
  • поведения (этологические приспособления, например у животных есть возможность перейти в тень или мигрировать) (табл. 2, разд. 3.6).

Конкретные приспособления или адаптации зависят прежде всего от среды обитания.

среды жизни

В пределах среды жизни организмы разных видов предпочитают местообитания с конкретными условиями, к которым имеются приспособления. Организмы с приспособлениями к определённым взаимоотношениям со средой образуют экологические группы.

У разных водных обитателей есть приспособления к степени солёности воды (см. с. 54, 55), концентрации в ней растворённого кислорода.

Для растений важен режим освещённости (светолюбивые растения имеют более толстые листовые пластинки, теневыносливые — тонкие). Для растений, обитающих на суше, особенно важен режим влажности.

эко группы растений

У наземных животных стратегии выживания в неблагоприятных температурных условиях зависят от того, теплокровны они или холоднокровны. Холоднокровные обычно прекращают активность при температуре свыше 45 °С и ниже О °С. Теплокровные сохраняют тепло с помощью перьев или меха, жировой прослойки. Они могут впадать в спячку (с понижением температуры тела до 5 °С — ежи, летучие мыши) или зимний покой (в состоянии уменьшенной активности и обмена веществ — белки, хомяки) или мигрировать, что обычно связано с недоступностью кормовой базы. В жару животные снижают физическую активность, ищут укрытия, некоторые выделяют пот. Усилению теплоотдачи способствует относительно большая поверхность тела, поэтому среди близких видов обычно более крупные с маленькими ушами обитают в более холодном климате. Среди животных также выделяют экологические группы.

эко группы птиц

Для питания различными видами пищи у птиц формируются особые приспособления, выражающиеся в форме клюва и лап, скорости полёта, особенностях зрения.

Сезонные изменения в природе

К периодичности действия факторов (смене дня и ночи и времён года, фаз Луны, приливов и отливов) организмы приспосабливаются с помощью наследственно закреплённых биоритмов.

Фотопериодизм — реакция организмов на изменение длины светового дня (фотопериода). Например, существуют растения, которые цветут при большой продолжительности светового дня. Такие растения называют длиннодневными (лён, овёс). Растения, цветущие при меньшей продолжительности фотопериода, называют короткодневными (магнолии), обычно это растения южного происхождения. Если такие растения выращивают в северных районах, то они зацветают ближе к осени, когда день становится короче.

Фотопериодические реакции обеспечивают не только приспособление к сезонным изменениям абиотических факторов, но и приспособление к совместному обитанию в биоценозе. Так, в лесу многие растения цветут до распускания основной массы листьев.

При смене сезонов — наступлении зимы — листопадные деревья и кустарники уменьшают испарение, сбрасывая листья, а также концентрируют соки, прекращая всасывание воды и запасая питательные вещества (концентрированные коллоидные растворы не замерзают).

У многолетних и двулетних трав отмирает надземная часть, и растение зимует в виде корневищ, клубней или луковиц. Однолетние растения отмирают целиком, оставляя на зиму семена.

Большинство наземных холоднокровных животных впадают в оцепенение, многие насекомые зимуют на покоящихся стадиях развития (яйца, куколки), теплокровные линяют, применяют другие стратегии (см. выше).

Для рассмотрения вопросов о взаимоотношениях организмов с биотическими факторами среды важно учесть, что в экосистемах обитают не одиночные особи, а популяции различных видов.

Популяции

Популяциями называют совместно обитающие группы особей одного вида, не имеющих преград для скрещивания.

Особи популяции так или иначе связаны между собой (имеются внутривидовые отношения) и с особями других видов (межвидовые отношения). Внутривидовые отношения часто характеризуются конкуренцией (за пищу, самок, у растений — за свет и т. д.). Иногда наблюдаются формы группового поведения.

межвидовые отношения

Внутри- и межвидовые отношения и действие условий среды определяют численность популяции — общее число её особей.

Изменение численности зависит от таких характеристик, как возрастная и половая структура, рождаемость, смертность и ёмкость среды, т. е. предельная допустимая плотность популяции в данных условиях.

Плотность популяции — число особей (или биомасса), приходящееся на единицу площади или объёма биогеоценоза.


Численность популяций подвержена колебаниям: наблюдаются согласованные колебания хищников и жертв, для некоторых видов (например, насекомых) характерны сильные сезонные колебания. Однако численность популяции не должна быть ниже определённого предела, иначе любое случайное событие (пожар, наводнение) с большой вероятностью уничтожит её полностью.

Читайте также: