Конспект урока беспозвоночные животные

Обновлено: 06.07.2024

Тема

Беспозвоночные.

Цели и задачи

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках беспозвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

- ЛичностныеУУД: развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены.

- Регулятивные УУД: научиться отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать в паре.

Планируемый результат

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, показывать по рисункам части животных: туловище, голова, конечности, классифицировать беспозвоночных животных, объяснять значение животных, характеризовать среду обитания.

Метапредметные УУД: познавательные: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; умение ставить задачи на урок; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, проявление ответственного отношения к природе, любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены.

Основные понятия

Беспозвоночные, простейшие, многоклеточные, позвоночник, кишечнополостные, колония, рифы, черви, паразиты, моллюски, членистоногие, панцирь, ракообразные, паукообразные, губки, насекомые, иглокожие.

Межпредметные связи

Экология, литература, гигиена, география, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1. Организационный этап. 1.1. Актуализация знаний

- Посмотрите на аквариум. Какие животные обитают в нём? Чем они отличаются друг от друга? На какие группы их можно разделить?

Отвечают на вопросы по аквариуму.

1. Какие организмы относятся к простейшим?

2. Чем животные отличаются от растений?

3. В чём сходство и различия между простейшими и бактериями?

4. Какова роль простейших в природе и жизни человека?

Анализируют, кто из животных обитает в аквариуме, на какие группы их можно разделить.

1.2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?

- О какой группе организмов пойдет речь на уроке?

- Дополните недостающие элементы в схеме.

Отвечают на вопрос (по количеству клеток, наличию наружного и внутреннего скелета).

Отгадывают о чем идет речь?

1. На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?

1.3. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

- Как построим свою работу на уроке?

- Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в тетради.

Записывают фразу. Формулируют цели урока.

- прочитаем текст в учебнике,

- посмотрим на рисунки,

- сравним особенности строения и жизнедеятельности.

В тетрадях записывают, что бы хотели узнать на уроке.

Потом проговаривают свою цель.

Предполагают варианты учебной работы на уроке.

2.Основной этап. Изучение нового

- Посмотрите в учебнике рисунки на стр. 95 и ответьте на вопросы.

- Используя данные из различных справочников, достройте диаграмму (определите какой сектор обозначает членистоногих, а какой моллюсков. (диаграмма транслируется через проектор).

- По диаграмме определите, каких видов беспозвоночных животных больше всего.

Смотрят электронное приложение.

Находят информацию на рисунке, отвечают на вопросы.

Один из учащихся отвечает, какая группа не подписана на диаграмме. (Приложение 2.)

1. Какие животные относятся к членистоногим, моллюскам, иглокожим, червям, кишечнополостным?

2. Какая группа беспозвоночных животных включает наибольшее количество видов?

3. Животные каких групп беспозвоночных обитают только в воде?

Отвечают на вопросы

3. Ориентировочный этап. Систематизация знаний. (15 мин).

- Я вам показываю животных: если это беспозвоночное животное, то поднимаете обе руки вверх, если позвоночное – качаете головой, если простейшее - приседаете.

- Вам необходимо заполнить таблицу. Работаете парами, вместе, как сидите. Можете использовать справочники, интернет, учебник.

Учащиеся встают и выполняют задания физкультминутки.

Заполняют недостающие элементы в таблице (Приложение 3).

Через проектор транслируются рисунки различных животных.

Используя учебник и др. источники информации заполняют недостающие элементы в таблице.

4. Осмысление содержания. (4 мин)

- Для некоторых животных характерны определённые качества, без которых их представить невозможно. Вспомните их и подберите к каждому качеству беспозвоночное животное.

- Отгадайте загадки о беспозвоночных животных.

Подбирают к каждому качеству животное. (Приложение 4)

Фронтальный опрос. Подбирают к качеству беспозвоночное (Приложение 4).

Отгадывают загадки. (Приложение 5)

5. Домашнее задание (3 мин)

- Домашнее задание для всех: выучить § 20,

по желанию найти и выписать в тетрадь пословицы и поговорки, в которых упоминаются беспозвоночные животные или найти художественные произведения о беспозвоночных животных.

Записывают домашнее задание в дневник.

6. Рефлексия (3 мин)

- Оцените свою работу на уроке.

- Кого бы вы из одноклассников отметили за активную работу на уроке.

- Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока.

- Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы эти знания пригодились вам в жизни.

Заполняют листочки самооценки. (Приложение 7.)

Индивидуальная работа. Заполняют листочки самооценки.

Анализируют работу одноклассников.


Полный текст материала Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации о группе беспозвоночных животных.

  • формировать у детей представление о группе беспозвоночных животных, их представителях, внешнем виде, их образе жизни и строении тела;
  • формировать умение самостоятельно получать новую информацию и отбирать необходимый материал;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развитие речи (умение выражать свои мысли в устной форме), мышления;
  • воспитывать уважение к другому мнению, умение работать в группе.

Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, вырезки из статей, карточки с таблицами для заполнения, учебник и рабочая тетрадь.

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Вновь звенит звонок в стране Чудес и Знаний,
Увлекая всех за парты в школьный класс,
Чтоб раскрыть секреты, тайны мирозданий,
Окрыляя вновь и просвещая нас.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Интересным? (хором да)

- Увлекательным? (да)

- Познавательным? (да)

- Скучным? (нет)

- Так давайте начнем наш урок с улыбок и хорошего настроения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (6-7мин)

- Ребята, скажите, как по-другому называется окружающий нас мир? (Природа)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Назовите царства живой природы (бактерии, грибы, растения, животные)

- Что значит слово “фауна” (мир животных)

- От какого слова произошло название “животные” (от слова “жизнь”)

-Назовите признаки живых организмов. (дышит, питается, дает потомство, растет, умирает)

Слайд с изображениями животных

- Назовите животных (Муравей, ящерица, стрекоза, червь, медведь, дельфин, медуза)

- Посмотрите на внешний вид этих животных. Попробуйте среди этих животных найти, которые относятся к группе беспозвоночных. Объясните свой выбор.

- В чем, по-вашему, заключается особенность беспозвоночных животных? И почему данная группа является самой многочисленной на Земле?(высказывают свои мнения, либо затрудняются ответить).

- Почему возникло затруднение? (не хватает знаний)

III. Постановка учебной задачи (1 мин)

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Откуда можно взять нужную нам информацию? (учебник, энциклопедия, интернет, научные статьи, видеофильмы, спросить у взрослых и т.д.)

IV. Построение проекта выхода из затруднений. (1 мин)

- Каким путем сегодня на уроке будет интереснее пойти: услышать готовый ответ от учителя или побыть в качестве исследователей и добыть самим ответы на вопросы?

- Проведем исследование и попробуем себя в роли маленьких исследователей.

ФИЗМИНУТКА (2 мин)

Учитель организует работу в группах по 4 человека.

- У каждой группы на столах лежат статьи из интернета, вырезки из научных статей, иллюстрации и карточки для заполнения. Не забудьте пользоваться учебником.

  • 1 группа – моллюски
  • 2 группа – насекомые
  • 3 группа – пауки
  • 4 группа – ракообразные
  • 5 группа – черви
  • 6 группа – кораллы
моллюски насекомые пауки ракообразные черви кораллы
Размеры (маленькие, средние, большие)
Покровы тела
Строение тела (количество ног, части тела)
Среда обитания
Приспособительные особенности (смена окраски, защитные реакции, наличие панциря и т.д.)
Представители

Выступление каждой группы с демонстрацией на слайдах иллюстраций (демонстрирует учитель), остальные группы при необходимости задают вопросы и заполняют пустые колонки.

VI. Первичное закрепление (3-4 мин)

- Подведем итоги вашей исследовательской работы.

- Какие главные особенности беспозвоночных животных можно выделить? (отсутствие позвоночника, сравнительно небольшие размеры, занимают все среды обитания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируется представление о группе "Беспозвоночные животные". Обучающиеся знакомятся с внешним видом, особенностями строения тела, образом жизни.

конспекта урока по окружающему миру

Берина Инесса Анатольевна

учитель начальных классов

г. Новокузнецк

Тема: Беспозвоночные животные

- формировать представления о данной группе животных;

- познакомить с внешним видом, особенностями строения тела, образом жизни;

- расширить знания детей о жизни данной группы животных;

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям, мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;

Познавательные:

- формирование познавательной цели, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение информации, доказательство;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи, планирование (определение плана последовательности действий), контроль, коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах

- Окружающий мир 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф,2016;

улыбнёмся друг другу.

Улыбки подарим гостям.

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!

II. Минутка фенолога

а)- Отметим погоду:

б) Отгадайте загадку:

Назовите - ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду, упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?
- О каком месяце говорится в загадке?

- Ребята, давайте посмотрим презентацию, обратите внимание на цветовую окраску января (синие тона)

- Какого цвета небо? (от голубого до синего)

- Не случайно январь в народном календаре называют

- Январь – просинец, перелом зимы.

-Почему? (Ещё больше синих тонов в эту пору. Синее день ото дня.)

- Почему? ( Январь сечёт, рубит зиму напополам.)

- Почему так говорят.

-Ребята, а какие пословицы вы знаете?

-Январь тулуп до пят надевает.

Тулуп – длинная меховая шуба, покрытая тканью.

-Почему так говорят? (Январь самый холодный месяц)

- Ребята, какой праздник праздновали 19 января православные крестьяне? (Крещение Господне).

- Праздник установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней, которые начинались с 7 января. Главное событие праздника - Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней.

- Какие приметы, связанные с Крещением вы знаете?

На Крещенье снег хлопьями – к хорошему урожаю.

-Какие изменения в неживой природе заметили?

День стал намного длиннее. С 22 декабря уже прибавилась продолжительность дня на 51 минуту. С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается всё выше и выше над горизонтом, светит ярче.

- Какие изменения происходят в живой природе?

В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; цветущих ранней весной растений. Зимой на растениях происходит дозревание почек.

Скоро запоёт большая синица. Как только запоёт большая синица – знай, наступает последний этап – перелом зимы. Большая синица поёт свою песню в конце января, начале февраля.

- Какую помощь вы оказываете птицам в зимнее время?

- Стихотворение о помощи птицам.

- Подготовленный ученик читает стихотворение о помощи птицам:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- А как вы подкармливаете наших пернатых друзей?

III. Проверка домашнего задания.

- Рассказать, как животные дышат.

- Что является органами дыхания многих водных животных?

- С помощью какого органа дышат многие наземные животные?

- Рассказать, как дышат насекомые.

Фамилия, имя

Все животные размножаются, то есть …

Как правило, животные делятся на …

Как могут жить животные?

Как самцы стараются привлечь своё внимание к самкам?

IY. Определение темы и цели урока

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Пашут землю целый день

Землю им пахать не лень

Без сохи и плуга

В поле и под лугом

В праздники и выходные

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!

- Как называют этих животных? (Беспозвоночные)

- Назовите тему урока (слайд)

Беспозвоночные животные

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

- Почему этих животных назвали беспозвоночными? ( у них нет позвонка и внутреннего скелета)

- Какие группы животных относят к беспозвоночным?

- Какой у них внешний вид, особенности строения тела?

- Какой образ жизни ведут эти животные?

- Назовите цель нашего урока:

- Расширить знания о группах беспозвоночных животных.

Y. Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 110.

- Прочитайте про себя первый абзац.

- Ответ на какой вопрос вы нашли?

Беспозвоночные – многочисленная группа животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник.

Беспозвоночные составляют примерно 95 % современных животных. Они имеют различное строение. Многие хорошо приспосабливаются к изменениям условий обитания

-Посмотрим на слайд

- Беспозвоночные делятся на группы. В 5 классе вы будете изучать эти группы.

- А сейчас назовём представителей этих групп (слайд).

С особенностями этих беспозвоночных, вы познакомитесь сейчас в группах.

YI. Работа в группах

Цель: выяснение особенностей представителей беспозвоночных животных

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

- Сейчас, ребята, разделимся на группы.

- Повторить правило работы в группах

- Прочитайте задание для групп (на доске)

1 группа – о дождевых червях (стр. 110)

2 группа – осьминоги (стр.110-111)

3 группа – насекомые (стр. 112 – 115)

4 группа – пауки (стр. 115 -116)

- Прочитайте инструкцию перед таблицей.

Внимательно прочитайте текст и найдите информацию о животном.

Заполните соответствующие графы таблицы.

Ответ пиши кратко.

Какова роль щетинок?

Почему его назвали дождевой червь?

Чему поддаются осьминоги?

Где прячутся осьминоги?

Как защищается от врага?

Одинаково ли питаются?

Что помогает отпугивать хищников?

Относят ли пауков к насекомым?

Сколько ног у пауков?

Как мелкое насекомое попадает в паутину?

- Проверка работы групп.

(представитель каждой группы читает заполненную таблицу).

- Почему этих животных относят к беспозвоночным? (они не имеют позвоночника)

- Какую особенность беспозвоночных животных выявили?

- Каждая группа животных имеет свои приспособления к условиям жизни.

Дождевые черви (Группа Черви)

- Ребята, а вы знаете, почему дождевые черви огромными количествами выползают на поверхность? Это значит, что ему нечем дышать. Такое случается после обильных дождей. Земля забивается влагой, и ему совсем нет кислорода. Дождевые черви приносят большую пользу. Они рыхлят почву, делают её структурной.

Осьминоги ( Группа моллюски)

У осьминога мешковидное тело, которое зовётся мантией. Мантия сращена с крупной головой, на ее верхней поверхности имеются глаза. Глаза осьминога имеют выпуклую форму. Рот осьминога крошечный и окруженный челюстями, зовущимися клювом. Он необходим осьминогу для измельчения пищи, поскольку целиком глотать добычу они не умеют. Также в глотке у него есть специальная терка, она перетирает кусочки пищи в кашицу. Вокруг рта расположены длинные, мускулистые щупальца.

Осьминог – мастер маскировки. Он принадлежит к группе так животных - хамелеонов. Осьминог, затаившийся на дне океана в водорослевом царстве, среди кучи подводных камней делается просто незаметным. Он способен и изменить цвет кожи под цвет окружающей обстановки.

- Кто изображён на слайде?

- Ребята, а вы знаете, почему этих животных называют насекомыми?

Группа Членистоногие.

В эту группу входят:

Ракообразные.

-Почему группу животных так назвали?

Из-за строения ног. Они состоят из отдельных члеников.

YII. 1. Работа с учебником.

- Рассмотри рисунок-схему. Расскажи, какие части тела есть у насекомых.

Строение тела насекомых:

- Голова, грудь, брюшко, крылья, конечности

- Сколько лапок у насекомых? (6 лапок)

- Какую роль играют усики – антенны у насекомых?

Усики – антенны – это органы чувств, при помощи их они чувствуют запахи, так же служат и органом осязания (чувствуют температуру воздуха). Без усиков – насекомое не сможет жить.

Хоботок у насекомых является важнейшим органом, с помощью которого насекомые питаются соком растений или кровью животных.

Они имеют различное строение и неодинаковую способность видеть.

Насекомые по разному воспринимают цвет, объём, движующиеся и неподвижные предметы.


- Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.


- Сколько крыльев у бабочки, комара, мухи, стрекозы?

- 2 пары крыльев у бабочки, мухи, стрекозы

- одна пара крыльев у комара

На крыльях видны жилки. Они играют роль прочного каркаса крыла.

- Зачем нужны насекомым крылья?

- Откройте стр. 114


- Посмотрим на строение ног этих насекомых.

- Какое значение имеет такое строение ног для кузнечика?

Задние ноги кузнечика приспособлены для прыгания – с утолщёнными бёдрами и длинными голенями (поэтому их называют прыгающими насекомыми).(прыгательные)

- А для жука плавунца?

( С помощью задних ног, покрытых тонкими волосками, плавунец плывёт вперёд. Ноги, как вёсла (плавательные)

У жука плавунца задние ноги расширены и работают как вёсла.

Ведёт подземный образ жизни. Ведь только у нее передняя пара конечностей напоминает лапы крота – короткие, мощные, вывернутые и с утолщенной передней голенью. Имеет твёрдый панцирь.

Передняя пара лап создана для копания земли и значительно отличается от остальных конечностей. (копательные)

Богомол — насекомое с длинным и узким телом, и, когда оно неподвижно, его большие передние ножки подняты и сложены, словно в молитве.
Но богомол в это время вовсе не молится, а.. .охотится.
Богомол живет, питаясь другими насекомыми. Именно из-за необходимости быть постоянно готовым к атаке, передние лапки богомола подняты вверх.

Удержать добычу ему помогают острые зазубрины, расположенные на внутренних частях передних лапок. Передвигается богомол на четырех задних лапках или перелетает с места на место

У богомола подвижная голова. Она имеет почти треугольную форму и способна вращаться практически вокруг своей оси. Благодаря этому насекомое может заметить приближающегося сзади врага.

При нападении врага (змеи, птицы, летучей мыши или хамелеона) либо встретившись с сородичем-соперником богомолы стараются напугать противника. Они принимают довольно устрашающую позу, расправив веером крылья, выставив вперед передние хватательные лапки и задрав вверх конец своего брюшка. Такая поза может дополняться угрожающими звуками.

-Можно ли сказать строение ног насекомых зависит от их среды обитания?

- Какую роль насекомые играют в природе?

(Одни служат пищей другим животным, другие опыляют растения, рыхлят и удобряют почву. Они играют большую роль в природе.)

- Можно ли сказать, что между строением тела и образом жизни существует тесная связь?

-Почему беспозвоночные наиболее обширная группа животных?

- С какими представителями беспозвоночных познакомились? (дождевые черви, осьминоги, насекомые, пауки)

YIII. Итог урока.

- Какую цель мы ставили вначале урока?

- Расширить знания о группах беспозвоночных животных.

- Мы ответили на поставленные вопросы?

-Какие открытия сделали?

- Какая информация была для вас новой?

IX. Рефлексия

- Оцени свою работу на уроке:

-Выберите начало фразы и продолжите своё предложение.

- На уроке я работал (а) … (активно, не очень)

- Своей работой на уроке я …. (доволен, довольна; не доволен, не довольна)

- Моё настроение… (стало лучше; стало хуже)

YIII. Домашнее задание:

- Сегодня на уроке мы узнаем о значении животных и их охране, какие животные приносят пользу человеку, а какие вред; будем учиться правильно строить предложения при ответе на вопросы.

Прежде чем перейдём к изучению нового материала вспомним, что изучали на прошлом уроке.


  1. Какое значение имеют дикие животные в жизни человека?

  2. Какое значение имеют домашние животные в жизни человека?

  3. Почему нельзя сказать, что такие-то животные полезны, а такие-то – вредны?

  4. Почему некоторые животные стали редкими?

  5. Что делают для того, чтобы увеличить количество редких животных?

(показ изображений животных)

Общие признаки беспозвоночных животных.

На Земле живёт множество самых разнообразных животных, которых называют беспозвоночными. К ним относятся разные черви, медузы, улитки, раки, пауки, мухи, комары, пчёлы, жуки. Среди беспозвоночных имеются и очень мелкие животные, которых можно увидеть только с помощью микроскопа, и крупные – величиной в несколько метров. Беспозвоночные животные внутри тела не имеют костного скелета и, следовательно, его главной части – позвоночника. Поэтому они и получили название беспозвоночные. Беспозвоночных животных на Земле больше, чем позвоночных.

Общие признаки червей.

Черви – беспозвоночные животные, обитающие в почве, в толще воды и на дне водоёмов, в органах растений, животных и человека. К ним относятся дождевые черви, пиявки, трубочники, аскариды, сосальщики.

Тело большинства червей вытянутое и заострённое спереди и сзади. Оно бывает разделено на повторяющиеся членики – кольца, но у некоторых червей тело слитное. Многие черви живут в почве, но есть среди червей и паразиты, обитающие во внутренних органах растений, животных и человека. Почвенные черви играют важную роль в природе. Они рыхлят почву, обогащают её перегноем и служат пищей некоторым животным. Черви-паразиты вызывают опасные заболевания, и с ними ведётся борьба.


  • Рассмотрите на рисунке 6 дождевого червя. Найдите передний и задний концы его тела. Измерьте живого червя линейкой: какой длины его тело? Сосчитайте, сколько (примерно) колец образуют его тело.

  • Пустите червя ползти по шероховатой бумаге. Выясните, не будет ли слышно при его движении шуршание. Осмотрите при помощи лупы нижнюю (брюшную) часть тела червя – попробуйте обнаружить щетинки, помогающие ему при передвижении.

Дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем. Они ведут скрытный образ жизни, прокладывая в почве ходы и норки. Из своих норок черви выползают на поверхность почвы ночью, когда бывает роса, или днём после дождя. Поэтому они и названы дождевыми.

Дождевой червь достигает в длину 15-20 см. Его цилиндрическое тело разделено на кольца (членики), которых можно насчитать до 160 и более. Передний конец его тела более толстый и заострённый, чем задний. На переднем конце тела с брюшной стороны расположен рот. Задняя часть тела немного сплющена со спинной стороны. На конце тела находится заднепроходное отверстие.

Окраска тела дождевого червя красновато-бурая. Спинная сторона немного темнее брюшной. На брюшной стороне тела на каждом членике находится по две пары небольших твёрдых и острых щетинок. Острыми концами щетинки направлены назад. Поэтому, когда червь вытягивается, передний конец его тела продвигается вперёд, а задний остаётся на месте. Когда червь сокращается, задний конец подтягивается к переднему. Вытягиваясь и сокращаясь, червь передвигается в почве.

При передвижении в почве дождевой червь раздвигает её частицы. Если почва плотная, то он пропускает её через своё кишечник, как бы проедает себе дорогу. Питается дождевой червь отмершими корешками растений, а также опавшими листьями и засыхающими стебельками трав, которые затаскивает в свои норки.

Дышит дождевой червь воздухом, который находится между частицами почвы. После дождя вода вытесняет воздух из почвы и дыхание червей затрудняется. Поэтому они покидают норки и выползают на поверхность почвы. Кислород воздуха поступает в тело червя через всю поверхность его влажной кожи. При высыхании кожи дыхание прекращается и червь погибает. Поэтому дождевые черви держатся в местах с влажной почвой.

Слизь, которая покрывает кожу червя, предохраняет её от высыхания и, кроме того, облегчает его передвижение в почве.

У дождевого червя нет глаз, но он отличает свет от тьмы. Пищу дождевые черви находят по запаху.

При помощи кожи они чувствуют малейшее сотрясение почвы и быстро уползают в случае опасности.

Дождевые черви играют важную роль в природе. Они рыхлят и перемешивают почву, затаскивают в неё остатки растений, которые, разлагаясь, образуют перегной. Дождевыми червями питаются многие животные: ежи, кроты, землеройки, скворцы, жабы.

Дождевых червей нужно охранять: нельзя вносить в почву удобрения, которые губительны для них, нельзя сильно уплотнять почву при уходе за растениями на полях.

Читайте также: