Конспект на тему частицы не и ни

Обновлено: 07.07.2024

Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока

Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)

НЕ с причастиями, деепричастиями ,глаголами группа “А”

НЕ и НИ с местоимениями группа “В”

НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”

Проверить дифференцированное домашнее задание

“А” - составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;

“В” - составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;

“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.

1. Словарная работа

Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.

А) Работа с пятью первыми примерами на доске

Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)

2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)

Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.

  1. Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
  2. (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
  3. (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
  4. (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
  5. Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
  6. Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
  7. Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
  8. (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
  9. (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.

Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.

3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Я возвращался домой и забрел в какую-то . (незнакомую) усадьбу. (Неяркое) . солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись . (неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные . (непроходимые) стены. Я легко перелез через . (небольшую) изгородь и пошёл по этой . (необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на . (недосягаемых) вершинах кое - где дрожал . (неяркий) золотой свет и переливал радугой в . (невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут . (небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались . (неподвижные) тени.

4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2, приложение 3)

5. Всем раздаю листы с такими примерами:

  1. Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
  2. Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
  3. И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)

НИ в придаточном предложении - “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).

  1. Куда бы путник ( не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
  2. И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
  3. А если спросит кто-нибудь. ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.

Риторический вопрос, восклицание - это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:

Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)

Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.

Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.

Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.

А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:

Кто не знает станционных смотрителей?
. Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!

Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО. Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит )

Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).

Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?

8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)



  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите тему текста, придумайте заголовок.
  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выполните предложенные задания.

Кто (н. )слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?

Кто (н. ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н. разу не проводилось н. каких исследований. Н. один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н. запретить н. спрятать искусство не удастся н. кому.

  • Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
  • ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
  • ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.

Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту .

Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .

9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).

I вариант – группа В

Горы производят незабываемое впечатление. Н. один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Н. одного мгновения не хочется терять. Кто н. хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

Что н. говори, горы всегда прекрасны. Сколько н. смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

Эту вершину пытались покорить н. раз. И н. разу восхождение не было легким. Вокруг н. души.

Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н. опытные альпинисты.

II вариант – группа С

В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.

Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.

Н.. раз художники пытались изобразить горы.

Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.

Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

На подготовку к восхождению уходит н.. один день.

Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.

Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

Когда я вижу горы, то не могу . .

Не одно столетие . Ни ветер, ни солнце не властны . . Даже человек, сколько бы ни пытался , не способен . . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не . .

Сама пробую составить текст:

. не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. . возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо . над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. . не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы . . . не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.

10. Работа по развитию речи

  1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
  2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
  3. Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.

  1. И уже было не пятнышко.
  2. Только разве . по небольшим рожкам . можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
  3. И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
  4. Я совсем не хороша.
  5. Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
  6. Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
  7. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
  8. Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
  9. Не хочу . ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
  10. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
  11. Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
  12. Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
  13. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)

  1. Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
  2. С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
  3. Кругом (н)деревца.
  4. (Н)какая работа не страшна.
  5. Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
  6. Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
  7. Что (н)спроси, растолкует, научит.
  8. (Н )когда печалиться, надо работать.
  9. Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
  10. В зависти нет (н)проку, (н )радости.
  1. В предрассветной тишине не слышно н. шороха.
  2. Ощутить себя частичкой мироздания дано н. каждому.
  3. Н. славы, н. денег не требуют отважные путешественники.
  4. Н. раз художники пытались изобразить горы.
  5. Но н. один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
  6. Разве вы н. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  7. Как н. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
  8. На подготовку к восхождению уходит н. один день.
  9. Тот, кто побывал в горах, н. разу не пожалеет о проведенном времени.
  10. Мы должны добраться во что бы то н. стало.
  1. Н. стыдно н. знать, стыдно н. учиться.
  2. Н. брани и н. хвали того, кто н. испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
  3. Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
  4. Мальчик н..чаянно разбил стекло.
  5. По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
  6. Анна была н.. в чем н.. виновата.
  7. Н.. разу я не был в туманном краю.
  8. Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
  9. Н.. раз пытался он постичь эту науку.

13. Дидактический сундучок.

  1. Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
  2. Она н..чего н.. делает.
  3. Он все делает хорошо, что н.. поручи.
  4. Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
  5. Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
  6. Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
  7. Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
  8. Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
  9. Ружье оказалось (н..)заряженным.
  10. Печаль беде н.. помощник.

14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.

Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится). Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

(По Е. Пономареву)

1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.

2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” - Москва: “Дрофа”, 2000 г.

3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. - Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.

4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.

Не и ни

Не про­сох­шая за ночь доро­га зали­та лужами.

В отри­ца­тель­ном зна­че­нии эта части­ца пишет­ся раз­дель­но со все­ми частя­ми речи, кро­ме неопре­де­лен­ных и отри­ца­тель­ных место­име­ний и наречий:

  • не́чего, не́кого, не́который, не́сколько;
  • не́где, не́куда, не́зачем, не́когда.

Чтобы пра­виль­но напи­сать эти место­име­ния и наре­чия, доста­точ­но поста­вить в них уда­ре­ние. Приставка не- явля­ет­ся удар­ной. Если в падеж­ной фор­ме место­име­ния появ­ля­ет­ся пред­лог, то это соче­та­ние пишет­ся в три слова:

  • не́ у кого, не́ с кем, не́ от кого;
  • не́ для чего, не́ с чем, не́ для чего.

Я не могу не налю­бо­вать­ся кра­со­той золо­той осени!

Нельзя не при­знать, что он насто­я­щий художник.

Кому не извест­ны сти­хи Пушкина? (Всем извест­ны сти­хи Пушкина).

Нам ли не зна­ком с дет­ства этот пей­заж? (Нам зна­ком с дет­ства этот пейзаж).

Кто толь­ко не бывал в гостях у Чехова! (Многие писа­те­ли быва­ли в гостях у Чехова).

Пока не насту­пи­ли сумер­ки, схо­дим в сад собрать ябло­ки под деревом.

Хочешь не хочешь, а при­дёт­ся выпол­нить это задание.

Слыхом не слы­хи­вал об этом случае.

В сен­цах дед Матвей чуть ли не уро­нил вед­ро впотьмах.

Пока не зай­мет­ся заря, тихо в лесу.

Я про­шу тебя, толь­ко не опоз­дай на занятие!

Не то дождь шумит, не то маши­на гудит во дворе.

В зоо­пар­ке нас инте­ре­су­ют не толь­ко зве­ри, но и птицы.

В кон­це лыж­ни пока­зал­ся нако­нец не кто иной, как Лёнька.

Это было не что иное, как осле­пи­тель­но блес­нув­шая молния.

Отличаем эти соче­та­ния от выражений:

1) для уси­ле­ния отри­ца­ния при отри­ца­тель­ном сказуемом

Никто дру­гой, кро­ме тебя, доход­чи­во это не объяснит.

Ничто иное не при­влек­ло наше вни­ма­ние на выставке.

2) в срав­ни­тель­ном обороте

Вы, как никто иной, отлич­но раз­би­ра­е­тесь в джазе.

Этот шарф, как ничто иное, отлич­но подой­дет к мое­му пальто.

3) в при­со­еди­ни­тель­ных конструкциях

На сорев­но­ва­ни­ях высту­пит Андрей Павлов, и никто другой!

Значение частиц не ни

Ни один фонарь не све­тил вдоль дороги.

Нет ни души на ули­це в этот позд­ний час.

Сколько ни смот­рел в бинокль, вда­ли не вид­но ни одно­го паруса.

Как ни све­тит ярко солн­це, а зимой не греет.

Где я ни бывал, а все же род­ная зем­ля милее.

Хотя я мно­го где бывал, а род­ная зем­ля милее.

Я мно­го где бывал, а род­ная зем­ля милее.

У меня нет ни вре­ме­ни, ни жела­ния раз­би­рать­ся в этой ситуации.

Отметим слу­чай, когда этот союз не име­ет отри­ца­тель­но­го значения.

Доктор Иван Петрович ни тол­стый, ни худой (а средний).

  • ни бе ни ме;
  • ни боль­ше ни меньше;
  • ни два ни полтора;
  • ни жив ни мёртв;
  • ни отве­та ни привета;
  • ни с того ни с сего;
  • ни рыба ни мясо и пр.

Отметим упо­треб­ле­ние повто­ря­ю­щей­ся части­цы в устой­чи­вых оборотах:

Ни боль­ше ни меньшеНи да ни нетНи днём ни ночью
Ни кон­ца ни краяНи мно­го ни малоНи себе ни людям
Ни стать ни сестьНи взад ни вперёдНи дать ни взять
Ни два ни полтораНи жив ни мёртвНи за что ни про что
Ни нашим ни вашимНи отве­та ни приветаНи рыба ни мясо
Ни свет ни заряНи пуха ни пераНи слу­ху ни духу
Ни с того ни с сегоНи там ни сямНи то ни сё
Ни туда ни сюдаНи шат­ко ни валкоНи так ни сяк

  • никто́, ничто́, ниче́й. никако́й;
  • нигде́, ника́к, ниотку́да и др.

В этих сло­вах без уда­ре­ния пишет­ся при­став­ка ни-.

Если с отри­ца­тель­ным место­име­ни­ем исполь­зу­ет­ся пред­лог, то эта падеж­ная фор­ма пишет­ся в три слова:

  • ни у кого, ни с кем, ни для кого;
  • ни с чем, ни от чего, ни для чего.
  • не раз (часто) — ни разу (нико­гда);
  • не один (мно­го) — ни один (никто).

Примеры

Ещё не раз схо­дим за водой к колодцу.

Ни разу не видел его после той встре­чи на вече­ре выпускников.

Не один из нас сра­зу пред­ло­жил свою помощь Татьяне.

Ни один из при­сут­ству­ю­щих не про­го­ло­со­вал про­тив это­го предложения.

Парус не виден в тумане. — Парус виден в тумане.

Что ни ска­жет, всё выпол­нит. — Что ска­жет, всё выполнит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Частицы НЕ и НИ. Значение и употребление.

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах.

Задачи урока:

образовательные :

- умение обучающихся различать значения частиц НЕ и НИ;

- умение обучающихся обосновывать свой выбор при решении орфографических задач.

развивающие :

- развитие логического мышления (формирование умения создавать алгоритм деятельности, работать по алгоритму);

- формирование коммуникативных навыков (устные высказывания с обобщением);

воспитательные :

-поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока : комбинированный урок.

Оргмомент . Приветствие. Запись даты и вида работы. (1 мин)

Повторение изученного. Слитное и раздельное написание НЕ. (5-6 мин)

О какой части речи мы говорили с вами на прошлых двух уроках? (частица)

Правописанию какой частицы был посвящен прошлый урок? (Не)

От чего в первую очередь зависит правописание частицы не? (от части речи)

Словарная работа (1 чел у доски) 4-5 мин

Несмотря на плохую погоду

Не встреченный хозяйкой гость

Не готов отвечать

Няня недосмотрела за ребенком.

Мы с вами вспомнили, в каких случаях частица НЕ пишется слитно, а в каких раздельно. Но ведь трудности может вызвать не только слитное и раздельное написание, но и выбор между частицами НЕ и НИ. Целью нашего сегодняшнего урока и будет умение различать на письме эти две частицы. В тетрадях записываем тему:

Частицы НЕ и НИ.

Давайте запишем предложения и словосочетания и вспомним, для чего служит частица НИ (2-3 мин)

Не умолкала ни на минуту (усиление отрицания)

Куда ни поеду, всюду встречаю друзей (усиление утверждения)

Ни слуху ни духу (в устойчивых сочетаниях) Помним, что знаки препинания внутри подобных сочетаний не ставятся!

Раз мы заговорили об устойчивых сочетаниях, предлагаю вам поработать именно с ними.

Перед вами карточки. (4-5 мин)

Внимательно прочитайте задание:

Закончите фразеологизмы, используя частицу НИ. Составьте предложение с одним из них. Предложение запишите в тетрадь.

Карточка (у всех одинаковые):

Проверка. Слушаем предложения.

Освоение новых знаний: (6-7 мин)

Попробуем разобраться, в чем состоит различие следующих написаний:

НИ РАЗУ и НЕ РАЗ

НЕ ОДИН и НИ ОДИН

Объясните, в чем же смысловая разница? (ни разу - никогда, не раз – много раз. Не один – много, ни один – никто).

Под диктовку запишем предложения (1 чел к доске)

Ни один человек не знал о случившемся

Не один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Эту вершину пытались покорить не раз.

И ни разу восхождение не было легким.

Закрепление материала (5-6 мин).

Работа в парах по карточкам:

Перейдем к работе в парах

Сидящие на первом варианте выписывают предложения, в которых пропущена буква Е.

Сидящие на втором варианте выписывают предложения, в которых пропущена буква И.

Выполняя это задание, вы можете обсуждать задание, чтобы выяснить, какое предложение кому достанется.

Учтите, что не может быть такого, что предложение записано у двоих учеников за партой.

Куда нИ кинь взор, всюду развалины.

Ощутить себя частичкой мироздания дано нЕ каждому.

Задача нЕ решена.

Нельзя нЕ любоваться закатом.

Гриша не знал нИ правил, нИ формул.

Работа с учебником (если успеваем, у доски 1 чел):

Упражнение 372. (Греков, Чешко)

Предложение 1 записать. Разобраться с правописанием частицы. Выделить грамматическую основу, оставить схему.

Давайте проговорим, в каких же случаях употребляется частица НИ.

В чем же разница между конструкциями НЕ РАЗ и НИ РАЗУ, НЕ ОДИН и НИ ОДИН.

- параграф 63 читать, разбирать примечания,

- упражнение 372 предложения 10-18.

Обратите внимание! Предложения 11, 15, 16 выделить грамм. основы, составить схемы. Выполняем по аналогии с классной работой.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 017 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.04.2018 2392
  • DOCX 18.5 кбайт
  • 101 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родина Лилия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На этом уроке мы будем отличать частицы НЕ и НИ. Мы попытаемся выяснить их основные функции. И узнаем, когда нужно писать НЕ, а когда НИ в особенно трудных выражениях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Различение частиц НЕ и НИ"

· Поговорим о тех случаях, когда нужно употреблять НЕ.

· Узнаем, когда употребляется НИ

· Выясним, как различить НЕ и НИ в речи.

Итак, мы разобрались со слитным и раздельным написанием частиц НЕ и НИ. Но наши проблемы с отрицательными частицами на этом не закончились.

Русский язык подбрасывает нам ещё один вопрос: а как различить эти частицы между собой?

Частицы НЕ и НИ в предложениях различаются своими функциями. Но сложность в том, что эти же частицы могут входить в состав союзов, выступать в некоторых устойчивых сочетаниях и даже становиться приставками.

Начнём мы с частицы НЕ. Частица НЕ используется для отрицания.

В класс вошёл не учитель. Не перебивайте учителя на уроках! Он выучил не то стихотворение. Частица НЕ может относиться как ко всему высказыванию, так и к какому-то отдельному члену предложения.

Однако иногда НЕ может употребляться и для утверждения. Мы помним, что в математических правилах минус на минус даёт нам плюс.

Посмотрим на предложения:

Я не мог этого не сказать.

Она не могла не улыбнуться.

Мы не могли не прослезиться.

Здесь у нас составное глагольное сказуемое, и частиц НЕ здесь две. Они просто уничтожают отрицательное значение друг друга.

Не мог не сказать – значит, сказал. Не могла не улыбнуться – значит, улыбнулась.

А вот частица НИ используется для усиления отрицания. И это значит, в предложении есть, что усиливать. То есть, где-то неподалёку непременно обнаружится частица НЕ или НЕТ.

Он не издал ни звука. В классе нет ни человека. На небе ни облачка.

В последнем случае, правда, мы не видим вторую отрицательную частицу. Но её легко можно вставить.

Частица НИ может использоваться и для того, чтобы выразить запрет в восклицательном предложении. Например:

Ни звука! Ни с места! Отсюда ни ногой!

Вообще-то, при желании мы все равно можем здесь восстановить НЕ:

Не издавай ни звука!

Итак, для чего используются отрицательные частицы в предложениях?


И здесь нам может показаться, что мы нашли верный способ легко отыскать НИ в тексте. Ведь НИ всегда будет стоять там же, где есть НЕ или НЕТ!

На самом деле, это не совсем так.


Посмотрим на вот такие сочетания.

Кто не мечтал о путешествиях?

Кто только не приходил к ним с просьбой!

В обоих предложениях мы написали НЕ.

Как он ни мечтал о путешествиях, ничего не выходило.

Кто бы ни приходил к ним, все получали отказ.

А здесь в обоих случаях мы написали НИ. Почему же?

В первом случае у нас были простые предложения. И интонация у них была вопросительная или восклицательная.

А во втором случае предложения у нас были сложными. И у придаточной части было так называемое уступительное значение: Хотя он мечтал о путешествиях, ничего не выходило.

Если мы встречаем такие конструкции, придётся обратить внимание на тип предложения.

Но НЕ и НИ могут быть ещё и частью союзов! Есть союзы не то – не то, не только – но и, не то чтобы – а. И в них мы пишем не. А есть союз ни – ни. И в нём мы пишем НИ.

Этот союз можно легко заменить на и – и.

Из комнаты донёсся не то крик, не то стон. Разделительный союз не то… не то напишем через е.

Сестры не было ни в комнате, ни в кухне. Соединительный союз ни… ни… можно заменить на и – и. Поэтому мы и пишем и.

Нужно различать эти союзы, следить за их значением… наконец, нужно просто знать написание союзов.

НЕ и НИ нам встречается в отрицательных местоимениях и наречиях. И тут уже приходится следить за ударением.

Е мы напишем под ударением: негде, некогда, не о ком, нечего, некоторый.

На и ударение в этом случае не падает: нигде, никогда, ни о ком, ничего, никакой.

Но как раз здесь возможна и дополнительная подсказка. Рядом с НИ должна быть вторая отрицательная частица – частица НЕ.

Мне некого попросить об этой услуге. Только одна приставка, которую мы напишем через е.

Я никого не попросил об этой услуге. Есть частица НЕ. Приставку мы напишем через и.

Мне некогда заниматься этим делом. Второго НЕ нет, значит, пишем е.

Я никогда не занимался такими делами. Два отрицания – в приставке пишем и.

Проблемы у нас могут возникнуть при различении сочетаний не кто иной как, не что иное как и сочетаний никто иной, ничто иное.

Посмотрим на предложения.

Это был не кто иной, как директор школы.

Никто иной, кроме него, этого не знает.

Я согласился не на что иное, как на руководство работой.

Я не соглашался ни на что иное, кроме руководства.

НЕ мы пишем в утвердительных предложениях. При этом всё сочетание можно попросту выкинуть: Это был директор школы.

На то, что перед нами именно сочетание с не, указывает как. Оно появляется только рядом с НЕ.

А вот в отрицательных предложениях мы писали НИ. И оно здесь привычно усиливало отрицание, потому что обычно в предложении есть ещё и частица НЕ.

Есть и ещё некоторые выражения, которые нужно различать. Не один и не раз и ни один и ни разу.

Я не раз ходил в походы. И в этот раз я собираюсь в поход не один.

Я ни разу не ходил в походы. Ни один друг меня туда не приглашал.

Здесь мы можем увидеть и нашу привычную подсказку – дополнительное НЕ.


Нужно различать слова немало и нимало. Синоним для слова немаломного.

Немало рассказов мы слышали об этом человеке. – то есть много.

Синоним слова нималонисколько.

И меня это нимало не волнует.

Здесь мы в очередной раз видим дополнительное НЕ.

А ещё не и ни могут встречаться в некоторых устойчивых сочетаниях.

НЕ – в сочетаниях была не была, плачь не плачь, хочешь не хочешь. Тут, как мы видим, повторяются слова.

А НИ мы встречаем в сочетаниях ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни больше ни меньше, ни с того ни с сего, ни дать ни взять, ни слуху ни духу. Здесь уже повторяются частицы НИ.

Итак, попытаемся объединить основные сведения о частице НЕ.

Она выражает отрицание. Но при удвоении и в некоторых сочетаниях может выражать утверждение. В наречиях и местоимениях встречается под ударением.

А частица НИ усиливает отрицание. И потому рядом с ней часто можно увидеть то, что она усиливает – частицу НЕ. При этом с этой частицей они именно выражают отрицание.

НИ используется без ударения в местоимениях и наречиях.

Иногда НИ можно заменить на И, а иногда – на никто и никогда.

Читайте также: