Человек и мир звуков влияние городской экологии на здоровье конспект

Обновлено: 05.07.2024

сформировать понятия звук, шум, шумовое загрязнение, научить распознавать природные звуки и звуки искусственного происхождения, создать у учащихся представление о положительном и отрицательном воздействии шума на здоровье человека. Содействовать воспитанию экологического сознания.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сначала я предлагаю вам прослушать записи и ответить, что вы ощущаете при их прослушивании. (слушаем запись некоторых звуков). А теперь сформулируйте тему нашего урока. Какие цели и задачи перед нами стоят сегодня на уроке? (ответы учащихся, формулировка темы, целей и задач урока.) и в продолжении урока предлагаю эпиграф:

Кстати говоря, невыносимый шум – самая характерная особенность людей, они чемпионы по отвратным звукам, нет, правда, уже многие тысячи лет никто не производит более мерзких звуков, чем человек.

Эрленд Лу. Допплер современный норвежский писатель

III. Изучение нового материала.

1. Понятие звук, шум, шумовое загрязнение.

Рассказ с элементами беседы.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки окружают нас повсюду, зачастую мы не можем их выбирать – шум проезжающих машин, работ на стройке, чья-то речь или навязчивая музыка в маршрутке. Все звуки, осознаем мы это или нет, оказывают сильное влияние на наше сознание и самочувствие. Итак…(объяснение материала с элементами беседы)

Звук - это механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

(таблица формируется по мере объяснения из фрагментов формата А4 на доске)

Инфразвук 16 – 20000 Гц

Море, гроза, цунами

Слышат рыбы, медузы Слышат дельфины,

Слоны…. летучие мыши

Давайте посмотрим, как наше ухо воспринимает звуки (Видео)

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Измеряется в Дб.

Источники шума

Назовите шумы, которые нас окружают? Вот те звуки, которые мы слушали в самом начале, какие из них приятные, какие нет, какие чувства они вызвали у вас? Какие хочется послушать ещё раз, какие терпимые, какие невыносимые?

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: природные и антропогенные. Назовите природные шумы (вьюга, дождь, ветер, стрекотание насекомых, пение птиц, шум прибоя…)Назовите антропогенные шумы (ссора, плач детей, транспорт, перфоратор…) Давайте посмотрим, какие шумы нас окружают в городе и как это влияет. (раздаётся каждому учащемуся экземпляр таблицы)

3. Влияние шума на человека. Давайте проанализируем таблицу

Таблица шумов

Уровень шума в дБ

Реакция организма, последствия

Тихий класс, квартира

Шум дождя, журчание ручья, море, лес

Стиральная машина, пылесос, телевизор

Улица в час пик

При длительном воздействии появляется раздражительность, утомляемость, головная боль, нарушение сна

Допустимый предел 80 -100

Выстрел из орудия

Дискотека, рок – концерт

Взрыв атомной бомбы

Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, разрушает психику, приводит к глухоте

130 – 160 –болевой порог, контузия, травма

Вопросы для анализа таблицы:

1. Назовите антропогенные шумы и природные шумы в каждом уровне.

2. Назовите шум, который является нормой для человека.

3. Какие последствия длительного воздействия шума. И т.д. Итак:

20 - 30 Дб – практически безвреден

80 Дб - допустимая граница

130 Дб - болевое ощущение

150 Дб - непереносим Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. (эта информация на А4 помещается на доску)

(на этом этапе можно провести практическую работу с шумомером, который можно скачать с Google Play на смартфон, создавая различные шумы в классе)

Но, что мы зачастую делаем, чтоб отгородиться от шума? – Вставляем наушники в уши, делаем их громче и думаем, что таким образом мы помогаем себе. Какую музыку слушает современная молодёжь? Что сокрыто в этой музыке, как она пишется, на каких частотах и чем она отличается от классики, а главное как она влияет, расскажет следующее видео. (Видео о влиянии музыки) прим.- видео показать до середины

Итак мы увидели всё многообразие влияния шума и музыки на человека и отмечаем, что

среди антропогенных шумов практически нет полезных

шум влияет на наш организм хотим мы того или нет

он влияет буквально на все органы , психику, сознание и настроение и разрушает их.

В первую очередь страдают наши уши, и снижается порог слышимости. Давайте проверим наш слух. (Тест на проверку слуха)

Итак, если вы слышите частоту:

8000 Гц – слышат все

10000 – 11000 вы старше 50 лет

12 000 Гц – вы младше 50-ти лет

15 000 Гц – вы младше 40-ти лет

16 000 Гц – вы младше 30-ти лет

17 000 – 18 000 – вы младше 24-лет

19 000 – вы младше 20-ти лет (таблица форматом А4 помещается на доску)

Но что же делать? Ведь мы не можем полностью отгородиться от шума, к тому же плеер и наушники тоже не решение проблемы.

Что может сделать для этого каждый из нас?

Вот если бы вы писали законы, что бы вы предложили для решения проблемы шумового загрязнения? (предложения учащихся)

А если бы вы были архитекторами?

А если бы вы были администрацией города?

Ну и наконец, как простой человек может отгородиться от шума?

Так же необходимо слушать классическую музыку. Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку. Слушая Баха и Вивальди, вы обретете состояние гармонии, равновесия, и очень поможете своему сердцу: произведения этих композиторов имеют идеальный музыкальный ритм (60 ударов в минуту), который соответствует нормальному, здоровому биению сердца.

3. Закрепление, рефлексия. (на фоне музыки Моцарта – флейта)

Я сейчас предлагаю восстановить равновесие, привести в порядок эмоции, успокоить нервную систему от впечатлений и под классическую музыку подвести итог урока:

Что мы узнали нового?

Что больше всего впечатлило?

Как будем применять полученные знания?

4. Домашнее задание – измерить шумомером различные бытовые шумы в своей квартире, на оживлённой улице. Изучить влияние музыкальных инструментов при проведении звукотерапии.

Цель: расширить и углубить знания о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека.

I. Актуализация знаний

Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна. Сегодня мы ограничимся ее небольшой частью и познакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды.

О чем идет речь в этом отрывке?

В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним на данном занятии.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значение, не остается безразличным для нашего организма.

II. Изучение нового материала


Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклерозов.

III. Практическая работа. Изучение шума в квартире и на прилегающей к дому территории (можно проводить с балкона)

Оборудование: приложение на телефон «Шумомер;


IV. Изменение частоты пульса под влиянием шума

Оборудование: секундомер, аудиофайл с громкой музыкой.

Ход исследования: измерьте свой пульс после 20 минут пребывания в тишине. Запишите результат. Включите аудиофайл с музыкой (громкость 60 Дб). Снова произведите измерение пульса. Как изменился пульс?

V. Разработка проектов защиты человека от шумового воздействия

Предложите пути защиты человека от шума на разных социальных уровнях и их защита.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человек и мир звуков 7 класс ОБЖ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Человек и мир звуков 7 класс ОБЖ

Человек и мир звуков 7 класс ОБЖ

Цель: Формированию основ культуры здоровья у подрастающего поколения Задачи.

Цель: Формированию основ культуры здоровья у подрастающего поколения Задачи: Выяснить влияние шума на организм человека и предложить меры по снижению шума в школе Повысить эффективности формирования полезных навыков и привычек.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том чис.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Человек живёт в мире звуков Звук - источник информации. Звук предостерегает о.

Человек живёт в мире звуков Звук - источник информации. Звук предостерегает об опасности. Звук доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Шум дождя, шелест листьев…- всё это дорого человеку.

Что такое шум? Шум — это беспорядочная совокупность звуковых волн различных ч.

Что такое шум? Шум — это беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Шумом называют обычно всякий мешающий звук.

Причина звука? – вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаме.

Причина звука? – вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза. КОЛЕБАНИЯ - процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени (повторяющееся движение по одной и той же траектории).

Колебания бывают механические, электромагнитные, химические, термодинамически.

Колебания бывают механические, электромагнитные, химические, термодинамические и различные другие. Несмотря на такое разнообразие, все они имеют между собой много общего.

Чтобы слышать звук необходимы: 1. источник звука; 2. упругая среда между ним.

Чтобы слышать звук необходимы: 1. источник звука; 2. упругая среда между ним и ухом; 3. определенный диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20 кГц, достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

Источники звука — физические тела, которые колеблются т.е. дрожат или вибриру.

Источники звука — физические тела, которые колеблются т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым например, струна или земная кора, газообразным например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке жидким например, волны на воде. Волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, а с частотой более 20 кГц – ультразвуком.

Громкость. Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волны За едини.

Громкость. Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волны За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь АлександраГрэхема Белла, изобретателя телефона). На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. 10 дБ – шепот; 20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях; 50 дБ – разговор средней громкости; 80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля; 130 дБ – порог болевого ощущения. Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА. СКОРОСТЬ ЗВУКА. Распространение звука происходит не мг.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА. СКОРОСТЬ ЗВУКА. Распространение звука происходит не мгновенно, а с конечной скоростью. Для распространения звука обязательно нужна среда — воздух, вода, металл и т.д. Звук в вакууме распространяться не может, т.к. здесь нет упругой среды, и поэтому не могут возникнуть упругие механические колебания. В каждой среде звук распространяется с разной скоростью. Скорость звука в воздухе - приблизительно 340 м/с. Скорость звука в воде — 1500 м/с. Скорость звука в металлах, в стали — 5000 м/с. Скорость звука зависит от среды и температуры

Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного зво.

Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного

Подумай! Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет лет.

Подумай! Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится позади пилота? Почему? 3. Во время дождя капли барабанят по крыше дома. Чем будут различаться возникающие при этом звуки во время крупного, сильного и мелкого, моросящего дождя? 2. Почему телеграфные столбы гудят при ветре?

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека Ещё в конце прошлого века и особенно многочисленными исследованиями в последние два десятилетия неопровержимо установлено, что действие шума далеко не ограничивается влиянием на органы слуха. Шум является причиной и первоисточником многих заболеваний. Под разрушительным воздействием шума развиваются заболевания сердца и сосудов.

Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. По данным физи.

Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. По данным физиолога Е.А. Гельтищевой, вследствие шума в школьных помещениях учащиеся тратят больше времени на решение задач и увеличивается количество ошибок. У школьников наблюдали снижение внимания на 12-16%. В таких условиях от учащихся требуется большое нервное напряжение. Шум, вредно воздействующий на рефлекторную деятельность и зрение, является одной из причин частых головных болей и развития близорукости у детей школьного возраста.

От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах шк.

К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают нар.

Реакция организма на воздействие шума Источник шума школьника Общее самочувс.

Реакция организма на воздействие шума Источник шума школьника Общее самочувствие после шумового воздействия Пути решения по снижению шума

МР3-плееры делают глухими Прослушивание музыки через MP3-плеер может серьезно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету Экология учителя Бардаковой Валентины Петровны

Цели: пояснить влияние звука на живые организмы, сформировать понятия: шумовая болезнь, уровень шума и его разновидности

Тип урока: комбинированный

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Вопрос: Какие факторы, по вашему мнению, оказывают воздействие на здоровье человека.

Факторов, оказывающих негативное влияние достаточно много. Это выхлопные газов, и радиационное излучение и, конечно, звуки. Про воздействие звука на живой организм мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала.

1. Понятие шумовое загрязнение.

Рассказ с элементами беседы.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки окружают нас повсюду, зачастую мы не можем их выбирать – шум проезжающих машин, работ на стройке, чья-то речь или навязчивая музыка в маршрутке. Все звуки, осознаем мы это или нет, оказывают сильное влияние на наше сознание и самочувствие. Конечно, от звукового фона города можно отгородиться плеером. О том, что в таком случае полезнее всего в нем слушать, я хочу поговорить сегодня.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Обобщение (основные выводы записываются в тетрадь).

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

2. Понятие об уровне шума.

Рассказ с элементами беседы.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Вопрос к аудитории

Как, по-вашему, длительный шум влияет на орган слуха?

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Рассказ с элементами беседы.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Вопрос к аудитории

Какие меры по устранению шума в обыденной жизни вы принимаете?

Вывод из главы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека из-за шума становятся заметными лишь с течением времени.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Подводим итоги

Вопрос: так к чему же приводит длительное шумовое возде йствие на организм человека?


Автор: Данильченко Оксана Анатольевна,заведующий отделом по основной деятельности, ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Описание: Конспект занятия в объединении по интересам "Эврика", который посвещен влиянию шума на здоровье человека. Публикация представляет интерес для педагогов и родителей.

Цель: знакомство ребят с воздействием, которое оказывает шум на состояние и функционирование человеческого организма.

Задачи:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся;
- привлечь их внимание к необходимости ослабления негативного влияния окружающей среды на человека;
- развивать коммуникативные способности, умение человека взаимодействовать с природой.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но все-таки есть смысл задуматься над полученной информацией.


2.2. Звуки окружающие нас



2.4. Шумовое загрязнение


2.4.2. Шум и его действие





Викторина
1. Какой запрет вынесла королева Англии Елизавета первая, заботясь о покое своих подданных?
2. В каком году в Париже началась борьба с шумом? (1954г.)
3. В чём измеряется интенсивность шума? (децибелах)
4. На сколько лет шум может сократить человеческую жизнь?
5. В каком возрасте люди наиболее чувствительны к шуму? (от 58 лет и старше)
6. Какие негативные последствия на организм человека может оказать шум?
7. С помощью чего можно уменьшить воздействие шума на человеческий организм в городе? (зеленые насаждения…)
8. Полезна ли человеку абсолютная тишина?
9. Какие шумы могут оказывать хорошее действие на человека?
10. Как называется шум, который мы не замечаем?
11. Что сделал Юлий Цезарь, чтобы уменьшить уличный шум?
12. Какое количество дБ практически безвредно для человека?
13. Как влияет шум на животных и растения?
14. Что мы можем сделать, чтобы уменьшить шумовое загрязнение?
15. Какой силы шум действует на детей в школе? (40-100 дБ)
16. На верхних этажах Нью-Йоркских небоскрёбов плата за жильё в несколько раз превышает оплату на нижних этажах. Какие причины ухудшают уровень жизни обитателей нижних этажей? (Уличный шум, выхлопные газы, система вентиляции метрополитена).

После последнего вопроса и ответа на него участников, педагог благодарит всех, просит занять свои места и предлагает примерный алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии (бодрость, подавленность, радость, огорчение, удовлетворение и т.д.);
- назовите причины своего состояния (все были активны, интересно, полезно и т.д.).

Читайте также: