Конспект муравей и голубка

Обновлено: 03.07.2024

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

  • помогай ближнему от чистого сердца и светлой души, безо всякой надежды на выгодное вознаграждение, и твоя доброта отразится в помощи тебе самому;
  • помогая кому-то, не думай о том, как и чем он тебе сможет отплатить, ведь порой даже самый маленький и не наделенный властью в этом мире человек может сыграть самую большую/важную роль в твоей жизни.

Задачи:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • извлечение необходимой, существенной информации из прослушанного текста-повествования, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в диалоге, умение аргументировать свою точку зрения, умение создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме);
  • развитие речи, мышления, воображения;
  • умение выбирать средства языка, пользоваться словарём;
  • умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста
  • освоение лексических и орфографических знаний;
  • пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;
  • расширение кругозора, формирование читательских интересов.

Текст изложения

Муравей спустился к ручью. Он хотел пить. Волна накрыла его с головой.
Голубка бросила муравью ветку. Он сел на ветку и выбрался на берег.
Однажды охотник сетью поймал голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(45) (По Л. Толстому)

Личностные УУД. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий на уроках.

Познавательные УУД. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план

Коммуникативные УУД. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Методы формирования УУД Целеполагание. Составление алгоритма подготовки к изложению. Отслеживание последовательности хода работы по алгоритму. Самооценка. Рефлексия.

Методы развития памяти. Природосообразная подача текста, зрительный ряд иллюстраций, вопросы для воспроизведения текста.

Оборудование: карточки с алгоритмом работы, текст изложения, карточки с вопросами и ответами, карточки для орфографической работы, презентация или фото и рисунки, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Настрой на работу

У: Дети, кто из вас мечтает стать образованным и культурным? Что для этого вам потребуется?
Не будем терять ни минуты – я вас приглашаю на урок русского языка
У: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте, расскажем гостям о себе.
Д: Мы умные, серьезные. Мы отлично учимся, всё у нас получится!
У: Ребята, давайте, улыбнемся друг другу. Чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
У: Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 1).
Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.
У: Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?
Д: Научиться письменно, пересказывать текст
У: Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, певучесть, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным, ловким и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит – написать изложение? (Слайд 2)
Д: Это значит – письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.
У: Для чего школьники пишут изложения? Узнать новое, научиться пересказывать текст письменно, точно употреблять слова, правильно строить предложения, учиться общаться и вести беседу, диалог, учиться слушать, получать информацию, выбирать главное…
У: Чему еще сможем поучиться, что повторить, работая с текстом?
Д: Повторить правописание слов. Узнать что-то новое

II. Подготовка к изложению

1. Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора (Слайд 3)

Он прожил 82 года, и написал много книг для взрослых и детей. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам и девочкам – учащимся Яснополянской школы: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”
Лев Николаевич Толстой много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом. (Слайд 5)

2. Антиципация

Знакомство с текстом, выявление темы

У: Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей). (Слайды 6-11)

Вопросы для беседы:

4. Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор

А) Задание в парах

1. Куда спустился муравей? К ручью
2. Что сделала волна? Накрыла его
3. Что бросила ему голубка? Ветку
4. Как муравей спасся? Сел на ветку, выбрался
5. Чем однажды охотник поймал голубку? Сетью
6. Что сделал муравей? Подполз, укусил
7. Как поступил охотник? Бросил сеть
8. Что сделала голубка? Вспорхнула, улетела

2) Фронтальная проверка

– Проверим вашу работу в паре. (Дети читают, записывают слова для построения предложений.)

Б) Выборочное чтение и разбор вступления (зачина текста)

– Сколько частей в тексте? (В тексте 3 части)
– Как начинается текст? (Муравей спустился к ручью.).
– О чем мы узнаем из второго предложения? (Он хотел пить.)

В) Выборочное чтение и разбор второй части текста

– Проследим за развитием событий. Что мы узнаем из 4-ого предложения?
– Чем еще интересно это предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Голубка помогла муравью.)

Г) Выборочное чтение и разбор третьей части.

Д) Пересказ по вопросам и опорным словам.

5. Работа над пересказом в парах

1-2 ученика пересказывают текст у доски.

6. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению

III. Музыкальная динамическая пауза

Раз-два – выше голова,
Три-четыре руки шире,
Пять-шесть чуть присесть,
Семь-восемь лень отбросим!

IV. Написание изложения

1. Самостоятельная запись текста
2. Самопроверка

V. Итог урока

1. Чтение 2-3 работ вслух

Словесная оценка содержания текстов одноклассниками и учителем.

2. Рефлексия

– Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным? (Слайды16). (Полезно связать высказывания детей с содержанием эпиграфа).

3. Завершение учебной деятельности на уроке

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока внеклассного чтения

Формирование читательской компетенции.

Повышение уровня нравственного воспитания учащихся.

Задачи урока

Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого. Развивать умение анализировать текст, пробудить у детей добрые чувства, чувство ответственности за свои поступки, воспитание высоких моральных качеств.

Основные понятия

Басня, мораль басни

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

- дополнительные

Л. Ф. Климанова В.Г Горецкий, Л.А.Виноградская, Литератутное чтение 1 класс

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран, выставка книг.

Организация урока

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Обеспечивает эмоциональ-ную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях-

Мудрейший человек и мастер слова.

-Уверена, вы поймёте, о ком идёт речь, прослушав рассказ об этом писателе.

Регулятивные:

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

II этап

Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганиза-ции при решении проблемной ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Рассказ учителя.

На мультимедийном экране портрет Л.Н Толстого.

Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Л. Н. Толстой ( выставка книг )

-Многие произведения мы с вами уже прочитали.

-Угадайте, из каких произведений эти строки.

Викторина. ( ИКТ Вопросы на слайдах)

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III этап

Проблемная ситуация

цель -постановка учебной задачи.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы с басней в следующих формах:

Vl этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Домашнее задание

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по вопросам

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Организовать работу в парах

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

И сегодня мы с вами будем учиться выразительно читать. Читать выразительно - значит выражать чувства автора произведения.

-Для этого надо подумать, как автор относится к своим героям?

-Но прежде чем приступит к чтению, важно понять, что же такое басня. Есть такие литературные произведения, которые по-особому построены. Басня и есть такое произведение. Она несёт в себе особый поучительный смысл. В конце басни есть краткое нравоучительное заключение, так называемая мораль басни. Героями могут быть животные, растения, вещи, через характеристику которых высмеиваются пороки людей.

-А о чём говорит Лев Николаевич в своих произведениях?

( О сочувствии и помощи слабым; о настоящей дружбе и смелости; о жизни животных, о защите слабых; об уважении родителей; о честности.)

-Мы начинаем работу с новым для вас произведением.

-Рассмотрите иллюстрацию, предположите содержание этого произведения. ( Ответы детей )

- Прочитайте название.

-Что можно сказать про муравья? Какой он?

- Что можно сказать о голубке? Какая она? ( Ответы детей )

-ЧТО важно понять, прочитав басню ?

Физкульминутка

Учитель читает текст выразительно .

Понравилась ли басня? Оправдались ли наши предположения?

У каждого ученика на столе текст.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Перечитывание басни учащимися.

-Как же автор относится к муравью?

Давайте прочитаем выразительно первое предложение.

-Объясните, почему муравей спустился к ручью?

Прочитаем выразительно второе предложение.

-Подумайте, чувствуется ли отношение автора к муравью?

-Автор сочувствует муравью.

-Прочитайте выразительно это предложение, покажите голосом, что вы переживаете за муравья.

-Прочитайте третье и четвёртое предложение. - Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения?

-Передайте голосом беспокойство голубки. Символом чего является голубка в басне? ( добра )

А четвёртое предложение нужно читать с интонацией беспокойства? Так как же прочесть его?

Прочитайте шёпотом все четыре предложения. Подготовьтесь прочесть вслух выразительно, передавая авторское отношение.

-Читаем пятое предложение. Какое чувство вы испытываете?

-Как прочесть это предложение? Символом чего является охотник в басне? (зла)

-Читаем шестое предложение, оно длинное, поэтому прочтём первую его часть до точки с запятой. Какое чувство вы испытываете? Вам жалко охотника?

-Читаем вторую часть шестого предложения. Какое чувство вы испытываете?

-Читаем седьмое предложение. Какое чувство вы испытываете?

-Что хотел сказать автор в басне?

Выразительное чтение басни учащимися.

Работа в парах.

Составление плана басни.

Чему учит нас басня? ( Басня учит нас быть добрыми, чуткими, внимательными, всегда приходить на помощь попавшему в беду)

Мы с вами уже знаем, что такое пословица. Что это меткое изречение, которое хранится народной памяти.

На доске записаны пословицы.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Как аукнется, так и откликнется.

- Подумайте, походят ли они к басне?

- Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) - Какими вы были читателями? - Что нового узнали? -С каким жанром литературы познакомились?

- Кто доволен сегодня своей работой?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!

Создание текста (сочинения по следам прочитанного) на свободную тему по желанию

Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные: умение

извлекать информацию из текста.

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала, муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

2. Выбери название.

□ Муравей и голубка.

3. Ответь на вопросы.

О ком ты прочитал?

□ о муравье и голубке

□ о муравье, голубке и охотнике

2) Что делал муравей у ручья?

□ захотел переплыть на другой берег

3) Как спасся муравей?

□ голубка бросила ветку, и муравей на неё сел

4) Как ловил голубку охотник?

4. Найди и подчеркни в тексте ответ на вопрос: как муравей отблагодарил голубку?

1. Прочитай произведение.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала, муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

2. Выбери название.

□ Муравей и голубка.

3. Ответь на вопросы.

О ком ты прочитал?

□ о муравье и голубке

□ о муравье, голубке и охотнике

2) Что делал муравей у ручья?

□ захотел переплыть на другой берег

3) Как спасся муравей?

□ голубка бросила ветку, и муравей на неё сел

4) Как ловил голубку охотник?

4. Найди и подчеркни в тексте ответ на вопрос: как муравей отблагодарил голубку?

Читайте также: