Конспект микрорайон города старшая группа

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Микрорайон, в котором мы живем.

Воспитатель I квалификационной

категории МБДОУ №17

Хузина Люция Равильевна

Возраст детей: c таршая группа (5-6 лет).

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, интегративные игры, дидактические игры, проблемные ситуации, конструирование.

Развивающие задачи: развивать интерес к изучению родного города, речь, умение делать выводы и ориентироваться в своём районе,

Воспитательные задачи : воспитывать нравственно - патриотические чувства, гордость за родной город и бережное отношение к нему.

Словарь новых слов: Микрорайон, Мельничная площадь, ветряки, архитектор, активизация активного словаря, проговаривая полными предложениями.

Предварительная работа: беседа о городе, целевая прогулка, экскурсия к старой мельнице, рассматривание иллюстраций о городе и микрорайоне, художественное творчество (аппликация, рисование), организация фотопанорамы, изготовление макетов домов и соц. объектов мельничной площади с привлечением родителей, игровая деятельность.

Оборудование и материал : иллюстрации о городе, макеты домов, социальных объектов, тетради и карандаши.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Вводная часть.

Дети: Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном городе Чистополе.

Воспитатель: Год нынче у города Чистополя юбилейный, поэтому, мы много о нём говорили и многое узнали, как он появился, становился и развивался. А давайте я узнаю у вас, что же вы запомнили?

Воспитатель : Итак, как произошло название Чистополь.

Воспитатель: То есть на месте нашего города было чистое поле, а как же появились люди?

Дети: Бедные крестьяне бежали от своих господ за Каму и основали это поселение.

Воспитатель : Чем они занимались?

Дети : Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

Воспитатель : Но солдаты сжигают посёлок и возвращают беглых крестьян хозяевам, но крестьяне опять бегут и вновь на этом же месте начинают жить.

Воспитатель : У нас есть стихотворение, прочитает его Прохорова Ксения.

Ксения: «Деревья в три обхвата, широкие поля

Среди полей когда-то город поднялся.

Река светилась пламенем, пожар здесь бушевал,

Но город белокаменный из пламени вставал.

Стоял велик и чуден, красивый древний град

Воспитатель : (рассматривая в познавательном уголке фотопанораму исторических уголков города Чистополя ).

Годы шли, посёлок становиться торговым, а в 1781 году по указу императрицы Екатерины посёлок стал называться уездным городом. Ребята, какое же название было присвоено? (Архангельское, но оно не приживается, и горожане оставили прежнее назв. Чистополь).

Воспитатель: Город быстро растёт и развивается, чем же он промышлял? Дети: Хлебом и хлеб, торговлей.

Воспитатель: Благодаря этому богатые купцы благоустраивают наш город, что было построено?

Дети: Гимназии, больница, мечеть.

Воспитатель: Вы, ребята, все видели, в центре нашего города старинные здания - все они памятники архитектуры и сейчас там тоже кипит жизнь.

Воспитатель: Ребята, как чистопольцы помогали стране во время Великой Отечественной войны?

Дети: Во время войны нашли приют в нашем городе многие учёные, писатели, артисты и их семьи, храбро воевали на войне за свободу Родины.

Воспитатель : Как чистопольцы хранят память о героях?

Воспитатель: Чистополь - один из развитых городов Республики Татарстан. У нас много фабрик, заводов, промышленных центров, а какие вы знаете? Дети: Часовой завод, молочно-маслодельный комбинат, судоремонтный завод, кондитерская фабрика.

Основная часть.

Дети: Там находится Часовой завод, микрорайон Мебельный - (мебельная фабрика), микрорайон Дом Медиков (центральная районная больница).

Воспитатель: Таким образом, у нас в городе около 15 микрорайонов. и даже остановки называются в честь их.

Воспитатель: А вот кто знает, как называется микрорайон, в котором находится наш детский сад и многие из нас живут в этом районе?

Дети: Мельничная площадь и остановка называется также.

Воспитатель: Интересно, почему она так называется? От какого слова? Дети: Мельница.

Воспитатель: Но у нас в районе нет мельниц. Ребята, хотите узнать? Сейчас мы немного отдохнём, споём песню о родном городе, и я вам расскажу интересный исторический факт.

Воспитатель: Давным-давно более 150 лет тому назад, когда наш город был центром хлебной торговли все близлежащие районы везли хлеб в Чистополь именно по той дороге, где находимся мы сейчас, везли хлеб к пристани, собирались большие очереди, люди неделями, месяцами ждали очередь и тогда, чтобы не задерживать крестьян было решено построить мельницы, в то время их ещё называли ветряками, почему? Как вы думаете?

Дети: Работали от ветра, не было ещё электричества.

Воспитатель: Построены были 2 гостиницы, магазины, конторы, амбары, сушилки. Это большая площадь называлась мельничной и сохранила своё название и в наши дни, поэтому название нашего микрорайона можно считать историческим. Конечно, сейчас он стал современным и выглядит совсем по-другому. Давайте сейчас перечислим, что находится в нашем районе?

Все эти объекты необходимы для жизни людей, для нас с вами.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что за профессия архитектор? Чем он занимается? Архитектор – это тот же строитель, но строит в начале в уме, потом на чертежах и на макете.

Дети: Наша улица - 40лет Победы.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и перенесли на макет мельничную площадь, вам понравилось быть архитекторами, но это ещё не всё. Сейчас вы нарисуете в своих тетрадках план нашего микрорайона и не забудьте обозначить символами.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели увидеть в нашем районе в будущем? (Ответы детей).

Воспитатель: Я надеюсь, что ваши светлые, красивые желания обязательно исполнятся. В нашей группе в самостоятельной деятельности детям предлагаем логические кубики Дьенеша для конструирования и постройки объектов нашего микрорайона.

Цель: формирование умения выполнять постройку по собственному замыслу.

Продолжать формировать у детей представление о профессии архитектора.

Познакомить детей с архитектурными особенностями зданий разных городов.

Познакомить с понятием микрорайон города.

Закрепить знания детей о жилых и общественных зданиях и их строении.

Развивать конструктивные навыки, творчество и фантазию.

Развивать образное мышление, направленное воображение, инициативу.

Продолжать развивать умение планировать процесс возведение постройки.

Вызвать желание создавать коллективный проект, используя полученные знания и умения.

Закреплять умение правильно строить предложения при ответе на вопрос.

Активизировать в речи детей слова: архитектор, микрорайон, жилое и общественное здание.

Демонстрационный материал: установка для показа слайдов с изображением зданий.

Раздаточный материал: пластмассовый строительный материал на каждого ребёнка, мелкие игрушки (машинки, куколки, деревья).

Воспитатель: Они хотят построить дома, не знают как их строить. Как вы думаете, кто придумал эти дома?

Дети: отвечают на ответы

Воспитатель: Правильно, молодцы. Дома придумывает и рисует архитектор. Давайте я вам прочитаю стихотворение про архитектора (слушают стих).

Воспитатель подводит детей к столу, где находятся уже построенные детьми соседнего детского сада здания (смотрят макеты зданий).

- Посмотрите и назовите части здания (ответы детей- крыша, стены, окна, двери)

- Смогут ли люди в этих зданиях жить?

- Как эти здания называются?

- А что тогда нужно сделать для проживания людей?

- Если построить здание из 3-х этажей, значит оно какое? (трехэтажное).

- А если из 5-ти этажей? (пятиэтажное).

- А если построить много этажей? (многоэтажное).

Воспитатель выставляет бумажные макеты многоэтажных зданий на стол к постройкам детей.

- Посмотрите и скажите какие теперь у нас здания (общественные и жилые).

- Подумайте, скажите общественные и жилые здания, что вместе составляют?

Воспитатель рисует на ватмане схему будущего микрорайона.

- Микрорайон – это маленькая часть города. Давайте повторим это слово (дети повторяют за воспитателем).

- Как вы думаете, в бумажных домах смогут жить люди?

Воспитатель убирает бумажные макеты.

- Вы хотите построить микрорайон?

Воспитатель предлагает поиграть в волшебную игру, которая поможет им стать авторами нового микрорайона.

Мы по городу гуляем,

Мы свой город изучаем.

Справа есть высокий дом,

Обойдем его кругом

Слева домик ниже

Ну а это – детский сад.

Там детишки спят.

- А сейчас давайте расскажите о своих постройках. Кому было трудно строить? Как называется часть города, которую вы построили? (дети отвечают).

- Давайте полюбуемся красотой нашего микрорайона.

- Молодцы, ребята! Вы постарались!

Воспитатель предлагает рассадить деревья и заселить игрушечный народ в микрорайон.

Цель: Познакомить детей с Новоильинским районом.

1. Вызвать желание больше узнать о своем родном районе.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.

Оборудование: Слайды о районе, фотографии Новоильинского района, карта района.

Родина для всех - одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной.

Высоко не величаем

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Беседа с детьми.

Воспитатель: - Дети, в каком городе вы родились? (В Новокузнецке.)

- А кто из вас родился в Новоильинском районе? (Ответы детей.)

- Место, где родился человек – это его Родина.

- Значит город Новокузнецк и Новоильинский район – это ваша Родина.

(Показ карты Новоильинского района.)

- А сейчас мы с вами посмотрим фильм о нашем районе. (Просмотр слайдов.)

- Какие места вам знакомы? (Ответы детей.)

- Какой он, наш район? (Любимый, большой, красивый, чистый, родной и т.д.)

- Дети, а вы знаете, почему наш район называется Новоильинским? (Ответы детей.)

- Сначала на карте города Новокузнецка появился Ильинский район. Его решили построить для металлургов, работающих на Западно – Сибирском Металлургическом заводе. Для строительства выбрали площадку недалеко от села Ильинка, называлась она – Ильинская площадка. Отсюда и пошло название района. Район долгое время относился к Заводскому району, но 22 декабря 1998 года он стал самостоятельным районом и получил название – Новоильинский район.

Малая родина, отчий дом.

Новоильинка к сердцу тропинка,

Здесь мы рождаемся и живем.

Воспитатель: - А сейчас мы отправимся по улицам нашего родного района.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие.

Вроде бы обычные.

Дома бывают разные.

Дети поочередно называют улицы своего района (Показ фотографий.)

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - На улицах нашего района кроме жилых домов много других зданий.

- Кто знает, что в них расположено? (Школы, магазины, детские сады, поликлиники и др.)

- В нашем районе есть главное здание, которое находится на улице Авиаторов – это Администрация Новоильинского района. (Показ фотографий.)

- Здесь работает руководитель нашего района. Это здание легко можно узнать, так как на его фасаде развивается флаг Российской Федерации.

- Наш район окружен восхитительной по красоте природой. (Показ фотографий.)

- Как вы думаете, что нужно, чтобы эта красота радовала нас много лет? (Охранять природы, не ломать ветки на деревьях, не мусорить и т.д.)

- А как мы с вами можем заботиться о нашем районе? (Не мусорить, сажать деревья, цветы и др.)

Цель данного конспекта упражнять детей в рисовании планов; учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать, доказывать свое мнение.

Оценить 255 0

Цель. Упражнять детей в рисовании планов; учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать, доказывать свое мнение.

Материал. Бумага, карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.

Предложите детям спроектировать микрорайоны нового города для маленьких жителей (игрушки из киндеров), дать городу название.

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображен современный квартал города. Рассмотрите их с детьми, побеседуйте о специфике расположения зданий и прочих сооружений, о необходимости разместить постройки так, чтобы создать комфортные условия для жителей (торговый центр, детский сад, школа, бытовые службы – в центре города; административные здания, бензоколонки – на окраинах; микрорайоны разделяют зеленые зоны и т. д.).

Определите место для конструирования. Пусть ребята по желанию выберут строительный материал, планы и приступают к строительству.

Для реализации детских замыслов могут понадобиться ножницы, цветная бумага и различные дополнительные материалы для оформления сооружений (например, дети могут вырезать клумбы, вывески, опознавательные знаки, пешеходные дорожки, шоссейные дороги, речки, пруды и т. д.).

Советы воспитателю

Наблюдая за деятельностью детей, обратите внимание на их взаимодействие в совместном строительстве (как договариваются, распределяют функции, добиваются положительного результата, играют, разрешают конфликты). Отмечайте уровень развития конструкторских навыков; необычные, интересные конструктивные решения.

Педагог. Для благоустройства детских площадок во дворы завезли песок. Нужно смастерить песочные дворики, оградив их пеньками разной длины и толщины. Подберите пеньки по высоте, начиная с самого высокого. Карандашом проставьте цифры возле каждого пенька. Подберите пеньки по толщине, начиная с самого тонкого.

Педагог. В автобусный парк завезли разные по ширине автобусы. Для их размещения на стоянке нужно определить самый широкий автобус, автобус уже, еще уже и самый узкий и отметить их цифрами.

Педагог. На проекте уличной застройки изображены разные дома. Найдите самый высокий, самый низкий, самый длинный дом. Покажите дома, имеющие форму кирпичика, бруска, куба.

Игровые задания

Упражняйте детей в построении планов, схем, чертежей. В процессе коллективного строительства совершенствуйте их конструкторские способности. Развивайте желание выполнять задания познавательного характера, обдумывать практические действия, рассуждать, доказывать свою идею; аналитическое и пространственное мышление.

Дети должны расположить детали на листе бумаги так, чтобы они лежали или стояли плотно друг к другу на одной из граней (желательно, чтобы получился какой-нибудь образ– лодка, домик, машина, птичка и т. д.), обвести вокруг все детали фломастером и снять их с листа – получится контурное изображение. Затем дети должны снова уложить детали точно в пределах контура. Выигрывает тот, кто быстрее соберет изображение по схеме. Усложнение задания: для выкладывания поменяться схемами и деталями с партнером; увеличить количество деталей.

Читайте также: