Конспект метапредметного урока по физике

Обновлено: 06.07.2024

Получить учащихся, знающих следующие физические суждения:

Логическая последовательность введения новых знаний:

  • находить явления в конкретной ситуации,
  • распознавать и находить явления в предложенных вариантах,
  • распознавать и уметь приводить свои примеры явлений природы.

Подготовить учащихся, убежденных в том, что научные знания позволяют ориентироваться в окружающем мире и создавать определенные конкретные ситуации. Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе на основе интеграции двух учебных дисциплин (физика + химия) для объяснения природных явлений.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения умений самостоятельно применять знания в комплексе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: понимание ключевого вопроса урока, осуществлять его решение в исследовательской деятельности самостоятельно и под руководством учителя, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на поставленные вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: расширение знаний за счет включения в нее новых элементов, изучение природных явлений (классификация явлений, типы физических явлений, выделение признаков физических и химических явлений в ходе исследования).

Коммуникативные: воспитание любови к природе, чувство коллективизма, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности);
  • Наглядный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Исследовательский;
  • Эвристическая беседа.

Формы работы учащихся:

  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация к уроку, набор дидактических материалов на столах учащихся, лабораторное и практическое оборудование.

Ход урока

Настроить учащихся на работу. Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока

Учащиеся слушают учителя.

Формулируют ключевой вопрос, тему урока, цели урока.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками в группах.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии (ситуация– проблема).

Цели:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Виды явлений в природе, их признаки.

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

Задает вопросы по повторению.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

Отвечать на вопросы, выражать свои мысли,

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

осознанное и произвольное построение речевого высказыванияв устной и письменной форме;

Парная работа в группах

2. Исследовательско-исполнительный этап.

Включение в систему знаний (исследовательская работа в группах)

Цели:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Исследовательская деятельность учащихся.

– учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, ставят цель своих действий, выбирают способ действий, строят план достижения цели и определяют средства – технологическая карта задания.

Р – работая в группах.

О – отвечают на поставленные вопросы.

В – выделяют признаки наблюдаемых явлений, фиксируют в технологической карте.

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей;
построение логической цели рассуждений,
волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Осознание и осмысление

Цели:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока

руководит процессом: выслушивает работы учащихся, дополняет, конкретизирует.

Защищают свои работы.

самостоятельное создание алгоритмов деятельности, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Групповая и индивидуальная работа

Этап систематизации и обобщения

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

Цели:

1) оценить собственную деятельность на уроке;

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока

Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала, помогает заполнить таблицы и оценочные листы.

Диктант в группах.

Взаимопроверка выполнения диктанта по группам.

Составление синквейна в группах по теме урока.

Познавательные:

анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения, прогнозирование, целеполагание.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Групповая и индивидуальная работа.

Цели:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 имени Дважды героя Советского Союза И.А. Плиева

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ

Газданова Фатима Казбековна

2016-2017 учебный год

Задачник. Физика 10-11 классы. А.П.Рымкевич. Дрофа. М., 2002г

Форма работы учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная

Цель урока – формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности

Метапредметные:

Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы

Формирование умения создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи

Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Развивать коммуникативную компетенцию

Изучить: определение колебания, виды колебаний, практическое применение

Формировать умение находить колебательное движение

Структура урока 1.Знакомство с новым материалом

2.Практическая работа в группах

3.Закрепление нового материала

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

О чем говорится в этом стихотворении? (о воздухе, пауке, воздухе, листе)

Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Мы еще вернемся к этому отрывку. А пока скажите, что происходит сегодня в мире, в котором мы живем ? (Различные процессы и явления), которые имеют особенность повторяться через определенные промежутки времени. Назовите эти процессы и явления …

- в природе (каждый год приходит весна, приливы и отливы, землетрясения, распускаются цветы и др.)

- в человеке (биение сердца, колебания голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)

- в бизнесе (колебание курса валют)

Стал двигаться звук,

Задвигался синий

Там движется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Движется лист.

Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении). Что такое движение с точки зрения физики? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени). Получается, что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд, близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра, нарисованного автором, и получили совсем другое восприятие.

Сравните ваши ответы с теми, что получилось у меня:

А: паром переплавляется через реку, машина едет по прямой, движение поезда по прямому участку

С: качание ветвей деревьев при ветре, движение качелей, движение маятника часов

Какие движения представлены в группе А, как вы определили?

Какие движения представлены в группе В? Что мы знаем о криволинейном движении? Какое движение вы наблюдаете в третьей группе? Почему трудно определить вид движения? (недостаточно знаний). Какова особенность этого вида движения ? (Повторяемость). Что именно повторяется? (Координата, положение, время и т.д.) Сформулируйте определение механических колебаний. Сравните с определением в учебнике.

Колебаний встречается очень много. У меня на демонстрационном столе много предметов, которые прибыли к нам на урок с различных предметов школьной программы. Как вы думаете, что между ними общего? (Это тела и предметы, способные совершать колебания). Попробуем их классифицировать. Для этого вернемся к нашему отрывку из стихотворения. Благодаря чему колеблется синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (Ветер). Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет ? (Колебания прекратятся) .

Колебания бывают свободные (затухающие), происходящие под действием запаса энергии, полученного от тела, которое возбудило колебания и вынужденные (незатухающие), происходящие под действием какой-либо внешней силы.

Из списка колебаний 1 вариант выписывает примеры свободных (затухающих) колебаний, а 2 вариант – примеры вынужденных (незатухающих) колебаний. (Приложение 3).

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах.

Критерии оценивания предлагают сами:

Учащиеся оценивают свою работу

На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания .(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…) Все эти тела можно объединить в одну группу. Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.

Условия существования свободных колебаний:

сила, возвращающая систему в положение равновесия

отсутствие силы трения

Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота

Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси. Нитяной маятник. Пружинный маятник.

Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника? (От длины нити, массы грузика, амплитуды…)

Работа в группах.

1 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити

2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний

3 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

4 группа. Маятник Фуко (используют ресурсы интернет)

от ускорения свободного падения

от амплитуды колебаний

Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах решетки. Остановимся!

Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши!

Краткое описание: Данный урок разработан в рамках использования метапредметного подхода при изучении физики , что дает возможность при усвоении, обобщении и контроле знаний обучающихся обеспечить положительную мотивацию учения.В течение урока ребята могут поработать самостоятельно, к

ФИО педагога: Надёжина Наталья Александровна

Место работы: МОУ СОШ №6 г. Тутаев

Должность: учитель физики

Предмет: физика

УМК: А.В. Перышкин. Учебник физики 8 класс

Оборудование: Лабораторное оборудование.

Тема урока: Источники света. Распространение света.

Тип урока: комбинированный

Цели урока: сформировать у учащихся научное понятие света: сформировать представление об источниках света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений; способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимосвязь науки и искусства.

Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об источниках света, законах распространения света, значения света в жизни человека ; сформировать умения объяснять причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений; формировать умение проводить опыты, объяснять результаты исследований.

Метапредметные: развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, объяснений интересных фактов.

Личностные: формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты; воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Этап урока, длительность (мин.)

Этап 1. Организационный этап.(1 мин)

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу

-Добрый день, ребята!

- Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.

Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Если речь идет об открытиях, то нас ждет интересная кропотливая работа. Изучая предмет, вы уже многим явлениям можете дать научное объяснение. Вот и сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Этап 2. Актуализация знаний.(10-15 мин)

- Представьте себе такую ситуацию.

Во дворе маленькие дети играют в прятки. Вот девочка забежала за дерево и зажмурила глаза. То, что она спряталась за дерево, понятно: она думает, что её не видно. Но зачем она зажмурилась? Спросите её и вы получите неожиданный ответ.

- А вспомните, что делает страус, когда пугается.

- В древности люди считали, что они видны потому, что их глаза испускают особые зрительные лучи. Да и сами они видят предметы вокруг себя потому, что освещают их своими зрительными лучами. Девочка, спрятавшаяся за дерево, ещё не знает об этом. За неё говорит удивительный первобытный инстинкт. Да и люди постарше тоже порой зажмуривают глаза от страха!

- И даже Солнце и Луну - дневное и ночное светила - когда-то тоже считали глазами, только не человеческими, а божественными.

- Но вернёмся к нашим детям. Ребята, скажите, а от чего ещё может спрятать дерево?

- А всегда ли можно спрятаться от солнца под деревом?

- От каких факторов это зависит?

- Молодцы! У вас на столах находятся большие листы, на которых я попрошу вас представить способ определения высоты дерева, не срубая его и не взбираясь на верхушку.

- Легко ли вам было выполнить это задание? Хватает ли у вас знаний для этого? Как можно эти знания получить?

- Сегодня на уроке мы воспользуемся этими способами и поговорим о том, какие знания необходимы для решения этой задачи.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

- Ей кажется, что раз она никого не видит, то и её тоже никто не видит.

- От ветра, дождя и солнца.

- От высоты дерева, от высоты солнца над горизонтом, от толщины ствола, от кроны.

Представляют способы решения задачи.

- Наблюдая за объектами окружающего мира, проводя эксперименты, из книг, из учебника.

Этап 3. Изучение нового материала (20 мин)

- Давайте вернёмся к началу нашего урока, мы выяснили, что важным фактором является возможность видеть, а это возможно когда есть свет. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как распространяется свет.

- На ваших столах в файлах находится сказка и отрывок из рассказа (см. приложение). Сейчас я попрошу вас внимательно прочитать эти два небольших произведения и попробовать представить модель распространения света на больших листах, а по окончании работы мы всех заслушаем и сделаем общие выводы.

- А сейчас вы попробуете себя в роли экспериментаторов и

Выполните несколько экспериментов (см. приложение), а затем сопоставите их с выводами, сформулированными ранее (если не могут самостоятельно выделить главное, то через 5 минут предложить вопросы по текстам).

- А теперь давайте объединим всё выше сказанное и попытаемся сформулировать основные понятия и законы.

- Что необходимо для распространения света?

-Приведите примеры известных вам источников света. (если не могут назвать, помочь)

- Какова же их роль?

- А теперь попробуйте их разбить на группы? Что у вас получилось?

Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.

- Почему мы видим источники света?

- Как распространяется свет в однородной среде?

- Как вы думаете, а что может являться доказательством прямолинейного распространения света?

Затмения происходят либо когда Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной (солнечные затмения), либо когда Луна попадает в тень Земли (лунные затмения).

Ежегодно бывает не более 7 затмений (из них не более 3 лунных). Полное солнечное затмение - 1 раз в два года, кольцеобразное - 5 раз в 6 лет. В среднем за сто лет происходит 237 солнечных затмений.

В момент объяснения учитель рисует происхождение затмений.

- Таким образом, мы с вами познакомились с основными понятиями нашей темы.

(Учитель выдаёт листочки с основными понятиями, которые надо вклеить в тетрадь)

1. Свет - видимое излучение.

2. В однородной среде свет распространяется прямолинейно.

3. Тень - пространство, в которое не попадает свет от источника света.

4. Полутень- пространство, в которое свет от источника света попадает частично.

5. Размеры тени зависят от расстояния от предмета до источника света: при приближении источника они возрастают, при удалении - уменьшаются до размеров предмета.

6. В том месте Земли, куда попадает тень Луны, наблюдается солнечное затмение.

7. Если Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение.

- Вернёмся к задаче, решение которой вы представляли. Каковы же способы решения у этой задачи?

Читают произведения и моделируют.

По окончании защищают свои работы.

Выполняют эксперимент и делают выводы.

Приводят примеры источников.

Предлагают варианты классификаций.

- По созданию излучения: излучающие (солнце, звёзды, свеча), отражающие (Луна, небо, водная поверхность, снежный покров)

- По происхождению: естественные(молния звёзды, радуга, Луна, северное сияние, светлячки), искусственные (факел, салют, монитор, прожектор).

-По виду излучения: тепловые (свеча, лампа, костёр), люминнисцентные (рекламные трубки, экран телевизора, лампа дневного света)

- Источники - тела способные излучать свет.

- Солнечные и лунные затмения.

Вместе с учителем приходят к различным способам решения (см. приложение).

Этап 4. Первичное закрепление (5-6 минут)

- А сейчас ответим на вопросы:

1. Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?

2. Почему в облачный день предметы не дают тени?

Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.

3. Можно ли наблюдать солнечное и лунное затмения с любых точек на поверхности Земли?

4. Может ли велосипедист обогнать свою тень?

5. Как зависит размер полутени от размеров источника света?

6. При каком условии тело должно давать на экране резкую тень без полутени?

Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной "лампочкой" на голове.

Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей - спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.

Отвечают на вопросы.

-Расположить несколько ламп над головой.

-Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.

-Лунное да. Солнечное нет.

- Да, если тень образуется на стене, параллельно которой движется велосипедист, а источник света движется быстрее велосипедиста в том же направлении.

- Чем больше источник, тем больше полутень.

- Если размер источника света гораздо меньше размеров тела.

Этап 5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Параграф 62; Упр.29 (1,2,3,).

Предлагаю вам побыть учеными, философами, писателями. Напишите небольшое сочинение на тему "Свет".

Записывают задание в дневники

Этап 7. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)

Объявляет оценки за работу на уроке. В конце урока учащиеся должны оценить продолжить фразу

Обеспечить усвоение учащимися понятия простого механизма, принципа действия рычага и условия равновесия рычага; расширение их представлений о культуре Древнего мира, сформировать представление у учащихся о семи чудесах света

Задачи урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;

рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

рассмотреть устройство и принцип действия рычага;

выяснить условие равновесия рычага.

раскрытие на конкретном материале положение о том, что каждый народ древности оставил позитивный след в истории человечества

Развивающая:

способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

способствовать развитию логического мышления;

расширение кругозора учащихся

развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:

пробуждение познавательного интереса к физике;

воспитание положительного отношения к получению знаний и окружающим явлениям;

воспитание чувства уважения к историческому и культурному прошлому древних государств

Используемая технология развивающего обучения:

Формы учебной работы, используемые на уроке:

фронтальная работа со всем классом

Методы, используемые на уроке:

исследовательский метод (частично)

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

виды простых механизмов

устройство и принцип действия рычага

условие равновесия рычага

семь чудес света и их географическое расположение

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

набор грузов, демонстрационная линейка – рычаг, сантиметровая лента, бутылка минеральной воды, штатив, ножницы, плоскогубцы, кусачки, открывалка для бутылок, лабораторные рычажные весы.

Организационный момент. (Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы).

Учитель Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами будем говорить о чуде, но что есть чудо вы определите сами. Посмотрите на картину. Что там изображено? (Учащиеся размышляют и высказывают свое мнение).

Актуализация знаний, повторение.

Учитель Вы работали в группах и с помощью своих знаний по физике должны были расшифровать названия того памятника, описания которого вам было предложено.

Итак, проверяем:

1 группа –Висячие сады Семирамиды

4 группа –Галикарнасский мавзолей

2 группа – Олимпийская статуя Зевса

5 группа – Колосс Родосский

3 группа – Храм Артемиды в Эфесе

6 группа – Александрийский маяк

Учитель Мы назвали 6 чудес о каком чуде света мы забили? (Ответ учащихся - египетские пирамиды).

Учитель Как же удалось древним египтянам построить такое грандиозное сооружение? А что человечество сейчас использует, чтобы облегчить себе труд? (Ответ учащихся - Использовали технику).

Целеполагание и мотивация (обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности, постановка целей).

Учитель Посмотрите на слайд. Что общего между сюжетами на картинках?





Учитель При помощи чего совершается работа? (Различных приспособлений, устройств, механизмов)

Учитель Сложны ли они по своей конструкции? (Нет) Вот поэтому они и называются простые механизмы. На доске появляется табличка:

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Дается определение основным простым механизмам (РЫЧАГ, БЛОК, НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ, КЛИН, ВОРОТ.)

Учитель Посмотрите на пример более сложных конструкций, которые тоже являются простыми механизмами.

Учитель Почему с древности люди применяли простые механизмы?



Меняют направление действия силы

Облегчают труд

Обобщение и формулировка цели вместе с учащимися:

Что дают нам простые механизмы? (выигрыш в силе)

А все ли механизмы дают выигрыш в силе?

Изучение нового материала

Учащимся предлагается познакомиться с видеоматериалом о простых механизмах.

Дети смотрят видеофрагмент.

Исследование

Учитель Нашли ли вы ответ на вопрос урока? Все ли простые механизмы дают выигрыш в силе? (учащиеся сомневаются).

Учитель Давайте проведем три эксперимента. Демонстрационная работа выполняется отдельными учащимися по предложенным инструкциям (Приложение №2). Всем учащимся предлагается записать результаты экспериментов в сводную таблицу.

О рганизация информации

Учитель Давайте проанализируем полученные результаты. По каким критериям мы будем сравнивать результаты? (затраченная сила на выполнение работы) Что можно сказать о результатах эксперемента?

Даёт ли простой механизм выигрыш в силе?

Неподвижный блок

Неподвижный блок выигрыш в силе

Подвижный блок

Подвижный блок выигрыш в силе даёт

После анализа сводной таблицы учитель предлагает учащимся сформулировать ответ на вопрос урока. (Ответы учащихся)

Учащиеся записывают вывод урока:

Рычаг, подвижный блок, дают выигрыш в силе, а неподвижный блок меняет направление силы, но выигрыша в силе не даёт.

Первичное закрепление знаний.

Для закрепления изученного материала и контроля знаний учащихся проводится тест (Приложение №3), время выполнения 7 минут. Проверку теста проводят сами учащиеся. Обмениваются своими ответами между собой. Ответы на тест заранее записаны на доске(7 выполненных заданий — отметка “4”, 8 выполненных заданий — отметка “5”. Ниже отметки не ставятся).

Какие новые знания Вы открыли сегодня на уроке?

Почему важны именно простые механизмы? (Все сложные механизмы состоят из нескольких простых)

Видны ли из наших экспериментов недостатки простых механизмов? (в силе мы выигрываем, но проигрываем в расстоянии.)

Так какое же чудо нам досталось от наших предков, от строителей древнего мира? (Чудом являются не сами памятники с их размерами, а то, что древние люди подарили нам технологии и механизмы. Чудо то, что они дошли и до наших дней, и мы до сих пор используем их как основу сложных конструкций.)

Домашнее задание.

А)П рочитать текст учебника §47-48; проверить свои знания по вопросам после параграфов;

Б) Вклеить в тетрадь картинку любого простого механизма, указав на нем ось вращения и плечи сил.

Источники информации:

Физика. 7 класс. Учебник. Перышкин А.В.

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Инструкция к эксперименту № 1

Повесить рычаг на оси, закреплённой в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установить его в горизонтальном положении.

Подвесить в некоторой точке В рычага два груза.

Прикрепить к другому плечу рычага L 2 динамометр и определить силу F 2 , которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии, при условии, что приложенная сила должна быть значительно меньше веса груза.

Определите вес груза отдельно с помощью динамометра и измерить с помощью линейки длины плеч рычага.

Даёт ли рычаг выигрыш в силе?

Инструкция к эксперименту № 2


Собрать установку с неподвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

К одному концу нити подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

Даёт ли неподвижный блок выигрыш в силе?

Инструкция к эксперименту № 3

Собрать установку с подвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

К обойме блока подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

Даёт ли подвижный блок


Тестовое задание

Выигрывая в силе, проигрываем в …
А) перемещении Б) длине В) массе Г) работе

Блок, ось которого закреплена и при подъеме груза не поднимается и не опускается – это…
А) подвижный Б) неподвижный В) рычаг Г) Желоб

Твердое тело, которое можно вращать вокруг неподвижной опоры, называется
А) подвижный блок Б) неподвижный блок
В) рычаг Г) наклонная плоскость

Разновидность наклонной плоскости
А) ворот Б) клин В) подвижный блок Г) неподвижный блок

Кто из ученых сказал: "Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю."
А) Аристотель Б) Архимед В) Евклид Г) Торричелли

Простыми механизмами, называют …

А) расстояние от точки приложения силы до точки опоры.
Б) блок, ось которого закреплена и при подъеме груза не поднимается и не опускается.
В) приспособления, служащие для преобразования силы и для изменения ее направления.
Г) блок, ось вращения которого поднимается и опускается вместе с грузом.

Полиспаст состоит из …
А) рычага и подвижного блока

Б) неподвижного блока и наклонной плоскости
В) комбинации подвижных и неподвижных блоков
Г) рычага и наклонной плоскости.

Читайте также: