План конспект урока по декоративной живописи

Обновлено: 07.07.2024

воспитательная: воспитание любви к живописи во всем ее разнообразии; воспитание усидчивости и аккуратности; воспитание любви к видам национального декоративного искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы к уроку: бумага ¼ листа, гуашь, карандаши ТМ, М, кисти, кнопки, резинка, баночка для воды, палитра для смешивания красок.

Оборудование к уроку:

Наглядное пособие с образцами работ учащихся третьего класса.

Организационная часть (5 мин.).

Самостоятельная работа (1 ч. 70 мин.)

- Здравствуйте, ребята! (учащиеся здороваются, отмечаю присутствующих).

Тема нашего урока – живопись гуашью, но не обычная, а монохромная живопись. В живописи много цветовых гармоний (показ таблицы). Одним из видов является монохром. Что такое монохром? (Ребята отвечают на вопрос). Разновидность живописи, живопись с ограниченным колоритом. Моно- (одно) или однотонная живопись. Имея один цвет, мы можем создать красивые работы не только композиции, но и натюрморты. Посмотрите, ребята, на образцы монохромной живописи в младших классах и каких результатов мы достигаем в старших классах. Сегодня мы знакомимся не только с монохромом, но делаем работы в декоративной технике. Прошлую четверть мы работали в живописной технике. Чем отличается живописная техника от декоративной? (аккуратностью, введением узоров, т.е. декором, а живописная – пишем мазочками). Как мы работаем в гуашевой живописи (чернение, беление). Берем по выбору один цвет, растягиваем черной и белой краской. Посмотрите на таблицу, где есть растяжка тона. Мы берем краску, на палитре глубокими углублениями смешиваем до однородной массы, не густо и не жидко, при наложении на бумагу она не должна просвечивать. Последовательность работы показана на наглядном пособии. (Показываю на палитре, как смешивать и как начинать работу). Ребята, 1 этап работы мы начинаем с фона, растяжки с белилами, потом растяжка с серой краской (плоскость стола, поднос), растяжка черной краской (часть чайника, подноса). По желанию когда закончена первая прописка, начинаем работу с орнаментом (орнамент на фоне, плоскость стола, поднос и часть чайника). Орнамент делаем сначала простым карандашом, потом гуашью на темном светлый, на светлом темный, т.е. используем контраст.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия

Разработала педагог Белза Леся Ивановна

Вид занятия: беседа, показ, выполнение практического задания

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный; репродуктивный; частично-поисковый, игра

Цель занятия: - развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.

Обучающие задачи:

- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;

- знакомство с новой техникой изображения;

- воспитание чувства прекрасного, аккуратности, наблюдательности и внимания.

Воспитательные задачи :

воспитывать выдержку, концентрацию внимания, умение довести замысел до конца

воспитывать готовность к совместной деятельности, работе в команде

воспитывать интерес к изобразительному творчеству

Развивающие задачи:

развивать фантазию, творческое мышление

развивать умения компоновки изображения

развивать умения последовательно и аккуратно вести работу

В академическом рисовании главной задачей является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы, тонального решения.

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.

Оборудование и материалы: методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в декоративной технике”, таблица с разнообразием декоративных элементов, образцы лучших работ учащихся, бумага формата А – 3, простой карандаш, черный фломастер или черная гелевая ручка.

План урока: (1 час по 25 минут; 1 перемена 10 минут)

Актуализация опорных знаний.

Ознакомление с новым материалом.

Восприятие учащимися нового материала.

Просмотр работ. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель задаёт вопросы:

что такое графика, и какие виды графики вы знаете?

какие материалы являются графическими?

что такое декорирование, стилизация формы?

3. Ознакомление с новым материалом.

Дается небольшая информация о декоративной стилизации.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Природные формы всегда доступны, их можно трансформировать, стилизовать. Стилизуя изображаемые объекты, можно найти множество новых оригинальных способов отображения действительности. Использование декора в таком способе изображения должно быть направлено на усиление выразительности объекта. Виды декора могут быть самые разные – это дело фантазии автора.

Сегодня мы с вами попробуем стилизовать простые формы известных вам растений, грибов, рыб, насекомых и используем различные виды декора при их изображении.

А помогут создать нам этот декор такие графические элементы как точка, линия и пятно.

Возьмем бумагу формата А – 3, на ней надо изобразить любую простую форму – растение, бабочку, рыбу. Далее надо плоскость листа расчленить на части, которые получаются при пересечении хаотичных линий. Каждый получившийся такой участок украсить своим декором так, чтобы форма изображаемого объекта четко читалась, а для этого надо умело распределить пятна по тону в формате плоскости, то есть правильно использовать сочетание контрастов – светлого и темного.

Если использовать только линии и точки, то это даст ощущение прозрачности поверхности, легкости, мягкости, такая поверхность лишена сильных контрастов, а значит, она малоактивна. Линию и точки можно использовать для передачи светлых поверхностей.

Пятно в отличие от линии и точки воспринимается очень активно, имеет резкость и контраст, а поэтому используется для выявления формы и передачи темных поверхностей. Смешанный декор линии, пятна и точки является наиболее выразительным, так как позволяет в зависимости от преобладания или линии или пятен получить разную эмоциональную окраску.

Рассмотрите внимательно таблицу с разнообразием декоративных элементов, которые можно использовать при работе. Обратите внимание, как получается светлый и темный декор.

Количество видов декора может быть разным и может повторяться

в различных частях листа, чтобы не нарушить композиционную цельность.

Очень важно во время декорирования сохранить форму изображаемых объектов, то есть силуэт должен четко читаться, а этого можно добиться только при использовании контрастов темного и светлого.

4. Восприятие учащимися нового материала

– Ребята, мы с вами разобрали последовательность выполнения задания. Можете приступать к выполнению задания.

Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы каждый из вас нашел свой оригинальный ход и способ изображения. Несмотря на стилизацию и декорирование ваши объекты должны быть понятны и легко узнаваемы. Изображение ваше должно вызывать приятное удивление, а не чувство недоумения.

5. Просмотр работ. Подведение итогов.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

- Оцените работы самостоятельно.

- Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Посмотрите, насколько у каждого из вас читается образ, насколько каждый из вас грамотно разместил декор по плоскости изображения. Кто не справился с задачей? Почему? В целом работы у всех получились отличные.




Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: Рисование с натуры.

Тип урока:Совершенствование знаний, умений, навыков.

План-конспект

урока изобразительного искусства по теме:

Класс:5 (11 – 12 лет).

Вид занятия: Рисование с натуры.

Тип урока:Совершенствование знаний, умений, навыков.

4. Практический метод.

5. Проблемно-поисковый метод.

6. Методы стимулирования учебной деятельности (Создание ситуации успеха).

7. Методы контроля.

1.Технология развивающего обучения;

Тип: Комбинированный.

Цель урока:Развитие фантазии и умения творчески преображать формы в декоративное изображение.

Задачи:

Познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации.

Научить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

Развивать творческую фантазию и авторскую активность, воображение.

Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.

Оборудование:

- для обучающихся - гуашь, простые карандаши, кисти, бумага ф. А-3, баночка с водой.

1.Организационная часть (2мин.)

3.Объяснение нового материала, показ презентации(10 мин).

4.Практическая работа (25мин.)

5.Подведение итогов (5мин.)

1. Организационная часть.

Проверка готовности к уроку, проверить материалы и принадлежности;

Инструктаж техники безопасности.


Используя частично-поисковый метод, метод сравнения и анализа, учащиеся приходят к заключительным выводам:

натюрморт с французского переводится буквально как - мёртвая природа, тихая или неподвижная жизнь;

жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу;

натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы.

Затем мы переходим к обсуждению видовизобразительного искусства. Показывая слайды, учащиеся вспоминают основные виды изобразительного искусства. Такие как:




Прошу выделить учащихся характерные особенности для обозначения формы, объема, тени. Ребята выдвигают версии форм передачи пространственного изображения.

3. Объяснение нового материала.


При помощи наводящих вопросов подвожу обучающихся к выводу, что такое декор.

Посмотрите, чем отличается изображение декоративного натюрморта отакадемического?

Ребята, подумайте, как вы покажете объем формы?

Кто же сможет сформулировать тему нашего урока?

Используя словесный метод, рассказываю о принципах и правилах выполнения декоративного натюрморта.

В декоративномнатюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальныевзаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита,тоестьколорита, построенного на нюансе, контрасте,монохромии. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

В декоративном натюрморте важным является такжекомпозиционное построение линий, контуров, ихдвижение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации.

Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта по стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.

Ставлю перед учащимися практическое задание: Ребята, ваша задача построить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов. Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов.Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу.После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша.

Задаю наводящий вопрос: вспомните, с чего мы начинаем работу?

Итак, давайте вместе разберем выполнение поэтапно.

Идет демонстрация и обсуждение видео-слайдов.


Скругляем острые углы.


4. Прорисовываем эллипсы. Чем ближе эллипс к линии горизонта – тем менее он раскрыт, а чем дальше от нее – тем он круглее.


5.Дорисовываем другие элементы натюрморта – это фрукты (яблоки) и драпировка на дальнем плане.


6. Ненужные линии стареть, чтобы дальше не запутаться в них (например, к ним относятся невидимые дальние линии эллипсов).


7. Разделить все предметы будущего декоративного натюрморта на плоскости по следующему принципу: свет – полутень – тень – рефлекс.


8. Набросок рисунка на ткани.


9. Работа гуашью: Нет плавных переходов цвета. Писать по плоскостям, на которые мы ранее разделили предметы.Пишем с дальней драпировки.



10.Для вазы будем использовать оттенки коричневого цвета (темно-коричневый цвет и охра). Пишем вазу так же по плоскостям.



11. Далее готовим набор оттенков кораллового (или алого), для написания драпировки:



12. Яблоки будут написаны желтыми, зелеными, красными оттенками.



13. После того, как работа гуашью завершена, осталось добавить ярких линий в наш декоративный натюрморт – контурную обводку.



4.Физкультурная минутка.

5. Обобщение изученного материала по вопросам:

И так, скажите, что нового вы увидели в технике выполнения натюрморта?

Какими способами вы будете этого достигать?

А кто из вас отметил для себя, какая цветовая палитра используется? (Теплые цвета)

Какова ваша задача на урок?

Можно приступать к работе.

6.Практическая работа учащихся.

Учащиеся выполняют изображение декоративного натюрморта.Работа выполняется индивидуально.

После каждого этапа проводится анализ работ.В течение практической работы провожу индивидуальную работу с учащимися.

7.Итог урока. Закрепление изученного материала.

Что входит в понятие натюрморт?

В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?

Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

8. Рефлексия.

Ребята, скажите с какой техникой изобразительного искусства вы сегодня познакомились?

Чем отличается работа в декоративной технике?

Вам понравилось работать в данной технике?

Были ли трудности в выполнении данной работы?

Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!

10. Выставка и анализ работ:






Список использованной литературы:

1.А.Н. Гираева Декоративный натюрморт. // Изобразительноеискусство в школе. [текст] А.Н. Гираева - М.: 2007. - №6. – С.53-55.(входит в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ).

3. Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Просвещение, 1980. – 253 с.

4. Ростовцев Н. Н. История методов обучению рис. М.: Просвещение, 1981-44 с.

Читайте также: