Конспект урока нет друга ищи а нашел береги 1 класс школа россии

Обновлено: 09.07.2024

Автор: Казакова Татьяна Михайловна

Организация: МОУ СОШ№12

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Новоалександровск

Краткое описание: Классный час в форме исследования, в ходе которого ребята отвечают на вопросы:

- Что такое дружба?

- Зачем дружба нужна людям?

- Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно?

- Каким должен быть настоящий друг?

- В чём секрет дружбы?

Ответы на поставленные работы находятся через разнообразные формы деятельности

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса

Цель: воспитание дружелюбности, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

  • сформулировать понятие "дружба";
  • определить, какими качества должен обладать настоящий друг;
  • выработать правила дружбы;
  • формировать у обучающихся культуру общения;
  • развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Ожидаемый результат

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужен друг и какими качествами должен обладать друг.

Ход классного часа

  1. Организация деятельности (настрой под музыку Шопена)

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,

Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

Пусть этот день несет нам

II. Мотивационная установка на успех

-Ребята, сегодня на занятии мы исследуем новое понятие, известное всем, но без этого не может прожить ни один человек в обществе. Если я произнесу слово друг, то вы вспоминаете маму, своего соседа, или одноклассника.

Сегодня мы будем искать ответы на вопросы: (слайд №2)

Что такое дружба?

Зачем дружба нужна людям?

Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно?

Каким должен быть настоящий друг?

В чём секрет дружбы?

Давайте попытаемся ответить на первый поставленный нами вопрос: Я что такое дружба? После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение "Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов". (слайд№3)

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

2. Зачем дружба нужна людям?

А как вы думаете, а зачем дружба нужна людям? Размышления и высказывание ребят.

(Вы должны найти, кто с кем дружит, найти пару и встать рядом с этим сказочным героем

Крокодил Гена – Чебурашка

кот Матроскин - Шарик

А как вы думаете, а трудно ли быть настоящим другом?

А чтобы ответить на этот вопрос послушайте историю о короткой дружбе.

История о короткой дружбе

Придя домой, Яша услышал какой-то странный визг и писк. Зайдя на кухню, он увидел коробку, в которой ползал ма­ленький черный щенок и жалобно скулил. Яша от радости тоже взвизгнул и стал подпрыгивать на месте. Наконец-таки его давнишняя мечта сбылась и у него теперь есть своя собака и настоящий преданный друг. Он уже давно знал, что назовет свою собаку Мухтаром, как в фильме про одну умную и смелую милицейскую овчарку. Яша долго держал щенка на руках, гла­дил его, рассматривал со всех сторон, а потом спросил у мамы какой он породы.

– Не знаю, сынок, – ответила мама, – спроси-ка лучше у папы. Это он сегодня, когда шел с работы, подобрал на улице одинокого щенка.

Но оказалось, что и отец его тоже ни­чего не знал о породе щенка. На следую­щий день Яша пошел в библиотеку, на­шел там книги про собак и стал их лис­тать. В одной книге он увидел фотогра­фию с черными щенками, ну прямо точь-в-точь как его Мухтар. А под фотографи­ей была надпись "Щенки немецкой овчарки".

– Ура, – воскликнул Яша, – у меня бу­дет своя умная и красивая овчарка.

Шло время. Щенок подрастал, его пора было каждый день выгуливать во дворе. Яша на свои деньги купил ему ошейник, длинный поводок и каждый ве­чер выводил своего Мухтара во двор. Он гордо прогуливался с ним мимо осталь­ных ребят и часто хвастался своей поро­дистой собакой.

– Вот, глядите, какая у меня настоя­щая немецкая овчарка, знаете, каким Мухтар будет умным и сильным, когда вы­растет, – говорил он своим приятелям. – Я его выучу, а когда он станет большим, то кучу медалей и наград получит. Я с ним в милиции бандитов ловить буду.

С каждым днем дружба между маль­чиком и его щенком становилась все крепче и крепче. Они всюду были нераз­лучны. Когда Яша уходил утром в школу, Мухтар садился возле двери и скулил до самого Яшиного возвращения. А как только дверь открывалась и на пороге появ­лялся Яша, Мухтар радостно тявкая и виляя хвостом, бросался ему навстречу, и старался лизнуть языком лицо люби­мого друга. Он был уверен, что в целом мире нет никого лучше его Яши.

Мухтар быстро рос, но с каждым днем становился все больше похожим не на ов­чарку, а на обыкновенную дворнягу. Вско­ре это стали замечать и другие.

– Где же твоя овчарка, – насмехались некоторые ребята со двора. – А еще го­ворил, что в милицию пойдешь бандитов ловить. Твоя дворняга в милиции никому не нужна.

Насмешки очень часто повторялись, когда Яша выводил гулять Мухтара. И он, не зная, что ответить, готов был от стыда провалиться под землю. Теперь он стал стесняться своей собаки и старался не показываться с ней во дворе, когда там играли ребята.

– Вот навязалась на мою голову эта противная дворняга, – думал Яша. – Кру­гом все смеются, а мне с ней гулять при­ходится у всех на виду.

Теперь он часто злился на Мухтара из-за всякой ерунды и мог запросто за ма­лейшую оплошность сильно хлестнуть его поводком или ударить рукой.

А Мухтар никак не мог понять, за что это вдруг самый близкий на свете чело­век его невзлюбил. Ведь он же не делал ничего плохого, всегда старался быть по­слушным и радовать своего друга.

– Может, я громко лаю, – думал Мухтар, – или, может, нельзя облизывать языком и вилять хвостом.

Но все, что бы ни сделал Мухтар, обя­зательно не нравилось его другу Яше. Те­перь уже Мухтар не был тем веселым и игривым щенком, каким был раньше, он боялся сердить своего друга и старался быть тихим и незаметным.

Вскоре Яша перестал появляться во дворе со своей собакой. Теперь он по ве­черам ходил выгуливать Мухтара в не­большой парк, недалеко от дома, где их никто не мог увидеть. Так продолжалось недолго, до тех пор, пока в парке не про­изошел один случай.

В тот вечер, гуляя с Мухтаром, Яша заметил стаю незнакомых бродячих со­бак. Они, громко лая, бегали по парку, а потом вдруг неожиданно бросились в его сторону. Собаки быстро приближались, а их злобное рычание становилось все громче и громче.

И вдруг Мухтар рванулся вперед. Он вырвал поводок из Яшиных рук и, защи­щая своего друга, кинулся навстречу со­бакам. А Яша бросился бежать. Позади себя он услышал взвизги и рычание, но бежал не останавливаясь, и даже не обернулся посмотреть, что с его другом.

Мухтар отчаянно дрался с целой ста­ей собак. Он знал, что их нужно во что бы то ни стало задержать, но силы были не равны. В ту ночь Мухтар остался лежать совсем один, в пустом безлюдном парке среди высокой травы. Встать он не мог. Каждое движение приносило ему нестер­пимую боль. Где-то вдалеке проезжали машины, ветер над головой шептал лис­тьями, и лишь одинокая луна с грустью смотрела прямо ему в глаза.

– Где он? – думал Мухтар, – почему он не вернулся? Что с ним? Жив ли он? Сумел ли убежать от собак? Может быть, он так же, как и я, где-то лежит и ему нуж­на помощь?

Собрав оставшиеся силы, Мухтар медленно, скуля от боли, пополз по сле­ду своего любимого друга. По запаху сле­дов он выполз к дороге. Следы вели че­рез улицу к высоким домам, в которых жили люди.

– Он успел, он успел, – были послед­ние мысли Мухтара, и его глаза закры­лись.

А в это самое время Яша спал в сво­ей теплой постели. Он и не думал о том, что Мухтару нужна помощь. Вечером, вернувшись домой, Яша стал играть, а про Мухтара соврал, сказав родителям, что потерялся.

Теперь каждый раз, встречаясь на улице с какой-нибудь дворнягой, Яша, вспоминая тот злополучный вечер в пар­ке, быстро опускал глаза и отворачивал­ся. Почему–то стыдно ему было смотреть в собачьи глаза.

Такая вот история о короткой друж­бе, в которой простая дворняга до пос­леднего вздоха оставалась настоящим, верным и преданным другом. Умейте быть настоящим другом.

– Настоящим ли другом оказался Яша?

– Как можно назвать поступок Яши? (Предатель­ством).

– Мог бы Яша спасти Мухтара, если бы вернулся вечером к нему?

– Любил ли Яша своего Мухтара? (Ему нужна была овчарка, чтобы хвастаться, а не друг).

– Вы стали бы стыдиться своей собаки-друга, если бы вдруг вместо овчарки она выросла дворнягой.

– Вы захотели бы дружить с Мухтаром, спасли бы его, взяли бы его к себе домой?

– Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно?

Физминутка: (слайд №6)

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

4. Работа над понятием "настоящий друг"

а) -Скажите, пожалуйста, а почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друзей. От чего это зависит?

Человека мы ценим за его дела и поступки. Но ведь нередко в жизни бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом и тогда возникает обида или ссора.

-А из-за чего вы можете обидеться?

- А какие черты характера вы цените в людях?

- А как вы считаете, что нужно делать, чтобы быть настоящим другом?

Ребята, расскажите, а, кто такой "настоящий друг"

Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. (слайд №7)

/Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, преданность, предательство, лживость, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, внимательность, верность, жадность, щедрость. (слайд №8)

V. Творческая работа

Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Ребята, а вы когда-нибудь ссорились?

-С какой целью вы её использовали?

- Помогала она вам?

- Ребята, а что нужно делать, чтобы не приходилось мириться?

-А как можно избежать ссоры?

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках. Работа в группах.

Ребята зачитывают правила и прикрепляют к дереву(слайд №11)

  • Уступать
  • Признать свои ошибки
  • Просить прощения, если обидел друга
  • Помогать другу
  • Быть честным
  • Быть внимательным
  • Не завидовать
  • Не обзывать

Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

Соблюдайте эти правила дружбы, я думаю вы никогда не потеряете друга (Учитель дарит каждому на память правила дружбы)

VI.Подведение итогов (рефлексия)

Вот и подошло наше занятие к концу.

Давайте посмотрим на план нашего исследования. (слайд №12)

Что такое дружба?

Зачем дружба нужна людям?

Трудно ли быть настоящим другом или нетрудно?

Каким должен быть настоящий друг?

В чём секрет дружбы?

Скажите, а на все ли поставленные вопросы мы ответили в ходе нашего занятия?

Сегодня мы узнали, а что такое дружба и зачем она нужна, трудно ли быть другом и каким должен быть настоящий друг, а самое главное раскрыли секрет дружбы.

А в заключение хотелось бы отметить.

Часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать, что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки. Помните о том, что идти первому мириться, это не стыдно. Стыдно всю свою жизнь таить обиду на человека.

Согласные звуки – звуки, которые состоят из шума и голоса или только из шума.

Глухие согласные состоят только из шума.

Гласные звуки – это звуки, в образовании которых участвует только голос.

Список литературы:

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С. 29-31.

Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С. 1-12.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

1. Закрасьте слова, в которых звук [и] есть в начале (зелёным цветом), в середине (жёлтым цветом), в конце слова (голубым цветом).

2. Соедините изображение с подходящим словом. Найдите в нём звук [и].




3. Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки.




4. Найдите слова с буквой И.

5. Посчитайте, сколько предметов изображено на рисунке, в названии которых есть буква и?

6. Прочтите рассказ. Поставьте подходящие слова в пропуски

У Саши есть ______. У него есть 4 ____ и _____. Он очень любит катать ____ и бегать за солнечным ________. Он настоящий _______. Когда он хочет кушать, то он мяукает. Это _____.

Слова: питомец, охотник, хвост, клубок, лапы, зайчик, кот.

7. Впишите нужные слова. (по произведению Эдуардаса Межелайтиса)

И вот Дайна пошла в _____ и написала свой первый ______.

Папа заглянул в её ______ и увидел, что ______ уже слушаются Дайну. И тогда он сказал:

– Теперь, когда эти буквы стали тебе подчиняться, ты можешь сама вести свой ______.

Слова: в школу, диктант, тетрадку, буквы, дневник.

8. Выберите правильные предложения для картинок.

1.Несли зайцы большую морковку.

2. Второй зайчик очень проголодался. Нет-нет, да куснет.

3. Первый зайчик почувствовал, что легкая морковка стала. Повернулся, а там только хвостик и остался.


Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
  • Познавательные:общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические –характеризуют изучаемый звук.
  • Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку.

Содержимое разработки

Поурочный план урока

Предмет:ЧтениеУрок № 11Класс: 1- А

Учитель:Абдазизова Зарема Серверовна.

Тема урока: Нет друга ищи, нашел – береги. Звук и. Буквы Ии

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические –характеризуют изучаемый звук.

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку.

Образовательные ресурсы: Счетные палочки.

I. Организация начала урока.

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)

Громко прозвенел звонок,

II. Речевая разминка.

III. Постановка учебной задачи.

В узкий глазок вдета тонкая нитка –

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…

( Иголка.)

– С какого звука начинается отгадка?

– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? (Учащиеся совместно с учителем формулируют учебную задачу)

( Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Что вы можете сказать о втором слоге?

– Что вы можете сказать о третьем слоге?

Знакомство со звуком [и] и буквой И

– Еще раз произнесите первый слог.

– Сколько в нем звуков?

–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная букваИ.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

А какая буква?

И! (Е. Тарлапан)

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула —

К правой ножке пристегнула. (Г. Ванюхина)

– Выложите букву И из счетных палочек

(Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву из счетных палочек)

– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква Изаглавная, в каких – строчная?

(Учащиеся читают стихотворение, находят букву И в словах, называют)

Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Работа над схемами слов вишня и ива

– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?

(Учащиеся называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.)

– Определите место звука [и] в слове.

(Учащиеся слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и])

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?

Введение понятия о многозначности слова иголка

– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы)

Составление предложения со словом ёжик

– Работа в паре. Придумайте предложение про ёжика.

(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)

Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам

Работа в паре.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

– Расскажите о своем лучшем друге.

– Сколько букв И в пословице?

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают и находят в пословице буквы И, считают их)

Роль ударения в слове

– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

(Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.)

4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

– Кого вы видите на рисунке?

– Опишите, как он одет.

– С кем беседует Иван-царевич?

– Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

– Кого ищет Иван-царевич?

– Придумайте предложение к схеме.

– Кто на них изображен?

– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

– Озаглавьте каждую часть.

– Придумайте с другом конец сказки.

(Учащиеся рассматривают рисунки. Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывают сказку.)

(Учащиеся объясняют, что гласные буквы располагаются на красном фоне. А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.)

V I. Рефлексивно-оценочный.

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение уровня нравственного воспитания учащихся.Развитие эмоционального восприятия художественного произведения, анализ поступков героев рассказа; воспитание высоких моральных качеств.

Технологическая карта изучения темы

Формирование читательской компетенции.

Повышение уровня нравственного воспитания учащихся.

Задачи урока

Развитие эмоционального восприятия художественного произведения, анализ поступков героев рассказа; воспитание высоких моральных качеств.

Основные понятия

Рассказ как литературный жанр

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

- дополнительные

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Организация пространства

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа. Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Он пойдет ребятам впрок.

Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению.

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Определять и высказывать под руководством учителя общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

II этап. Актуализация знаний

цель— обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Организовать коллективную работу с классом

Организовать работу по

определению темы урока

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работа в группах

Слово учителя.

-С какими произведениями мы познакомились?

-Чему они вас научили?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением..

Работа в группах. На листах вычеркните повторяющиеся согласные буквы, а из оставшихся сложите фамилию детской писательницы.

КОЛСКМЛЕМЕГВГА

-Кто же является автором произведения? (ОСЕЕВА)

Но прежде я хочу прочитать письмо В.Осеевой, обращенное к вам, детям.

Чтение учителем письма В.Осеевой.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

- Не знаю. Я о нём не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.: Детская литература, 1975.)

Коммуникативные

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Развитие:

- мыслительных операций речи

III этап.

Проблемная ситуация

цель - постановка учебной задачи

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме опроса

Участвовать в обсуждении представленного задания.

-О чем может говориться в этом рассказе?

-Предположите, о чем пойдет речь?

– Какую цель вы поставите для себя на уроке?

-Мы прочитаем рассказ В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые автор поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель - заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка

цель-совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы с рассказом

в следующих формах:

-чтение по ролям;

-составление плана, рассказа (одно или два)

VI этап

VII Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Организовать групповую работу по учебнику

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

- Поэтому пока я читаю рассказ, вы слушайте и думайте.

Беседа по вопросам.

Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)

Какой это рассказ – веселый или грустный?

Как зовут главного героя?

Каким вы себе представляете мальчика?

Какое отношение к Юре у вас появилось?

Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог её никому доставить?

Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чём мечтал Юра. Вопросы:

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?

Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?

Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. (смелый, заботливый, умный, думающий о себе, добрый, грубый)

-Как автор относится к своему герою?

-Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?

Выполнение творческого задания.

Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — актерами, которые будут играть роли.

Предварительная проверка.

-Сколько героев в этом рассказе?

-Есть ли слова у Трезора? (Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.)

-Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)

-А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

Чтение рассказа по ролям.

-О каких человеческих качествах заставил вас задуматься рассказ?

-Какие качества определяют доброту? (добродушие, доброжелательность, добросердечность, добропорядочность, добросовестность)

-Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу?

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Где труд, там и радость.

Добрый человек добру и учит.

Люди должны открывать для себя счастье доброты.

-Что нового узнали?

- Кто доволен сегодня своей работой?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Составить план рассказа

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи во внутренний план;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Читайте также: