Конспект малахитовая шкатулка подготовительная группа
Обновлено: 06.07.2024
Ход интегрированной образовательной деятельности
(В зале стоят декорации. На экране заставка – слайд.)
Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.
Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие к Хозяйке Медной Горы.
- А где живёт Хозяйка Медной Горы?
Дети: Где Уральские горы.
Сказочница: Правильно (обращает внимание на экран – слайд - карта).
Уральские горы протянулись с севера на юг.
- Каким цветом обозначаются горы на карте?
Дети: Коричневым (оранжевым).
Дети: Потому что он перепоясывает Россию.
Сказочница: Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово?
Дети: - Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.
- Потому что, раньше люди на Руси носили широкие пояса и за поясом хранили деньги и драгоценности.
Сказочница: Уральские горы хранят много сказок, легенд.
- А вы знаете уральские сказки?
Дети: Знаем.
Сказочница: Сейчас проверим. Предлагает загадки по сказкам П.П.Бажова.
В пламене девчонка скачет,
Как весёлый яркий мячик.
Камни, как огонь, горят
И в шкатулочки лежат.
Под землёй Данила смог
Сделать сказочный цветок
Козлик по лесу гуляет
И копытцем там сверкает
Сказочница: Ребята, кто автор этих удивительных сказок?
Дети: Автор сказок -Павел Петрович Бажов (слайд – портрет).
Сказочница: Верно.
- А что вы знаете о нём?
Дети: Павел Петрович Бажов очень много знал о камнях, самоцветах от своего деда и отца. Они были горнозаводскими мастерами. Он любил свой край, природу. Он много разговаривал с рабочими горных заводов. Рабочие рассказывали ему легенды, которые потом стали сказы (сказки).
Сказочница: Молодцы. Пришло время оказаться в сказке. Но сначала отгадайте загадку.
В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
А может быть лёгким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Дети: Это камень.
Сказочница: Верно. У меня есть волшебное кольцо. Оно не простое, с волшебным камнем. Сейчас я поверну кольцо и мы попадём в сказку, в царство Хозяйки Медной Горы.
(Дети встают со своих стульев, подходят к сказочнице. Она поворачивает кольцо. Звучит музыка.)
- Говорит: «Раз, два, три – вокруг себя повернись
(За столом сидит Данила- мастер. Он делает каменный цветок.)
Сказочница: Вот мы и в сказке.
- А кто это сидит за столом и делает вазу?
Дети: Это Данила - мастер.
Сказочница: Давайте подойдём поближе.
Дети: Здравствуйте.
Данила - мастер: Здравствуйте, ребята. Вы откуда?
Дети: Мы из будущего.
Данила - мастер: А вы знаете, как меня зовут?
Дети: Данила – мастер
Данила - мастер: А из какой сказки?
Данила- мастер: Правильно. Я горный мастер.
- Я нахожу в горах полезные камни и делаю из них разные изделия.
- А кто у вас, в вашем времени находит полезные камни.
- Как называется их профессия?
Дети: У нас находят полезные ископаемые - геологи (слайд).
А добывают их – шахтёры (слайд).
Данила- мастер: А вы знаете, почему говорят про камни – полезные
Дети: Потому что они приносят людям пользу
Данила - мастер: Посмотрите на мои камни и скажите, как они называются и что из него делают?
Вот этот, например. (показывает на известняк) – слайд.
Дети: Этот камень называется – известняк. Из него делают мел.
Данила - мастер показывает:
- каменный уголь, - слайд,
- гранит – слайд,
- мрамор – слайд,
- железная руда – слайд.
Задаёт тот же вопрос - дети отвечают и говорят, как используют данный камень люди.
Данила- мастер: Раньше у людей не было спичек.
Как же они добывали огонь?
Дети: Они высекали огонь из камня.
Данила- мастер: Из какого?
Дети: Из кремня (слайд).
Что это за камень?
Дети: Это – кремень. Он твёрдый, прочный. Из него делали ножи, топоры, наконечники для стрел.
Данила- мастер: Правильно. А вот если камень нагреть, он какой будет?
Дети: Он будет горячим.
Данила- мастер: А если камень лежит в холоде – какой он?
Дети: Он будет холодным.
Данила- мастер: Предлагает одной группе детей потрогать гладкий камень,
Данила- мастер просит сказать каждой группе детей, какой у них камень. Почему?
Дети: 1 группа: гладкий, плоский, с гладкими углами.
Гладкий, потому что вода обтачивает их края, камни бьются друг о друга, когда волны.
2 группа: шероховатый, неровный, с острыми углами.
Потому что камень речной.
Данила - мастер: Ребята, а как вы думаете, почему камень тонет в воде, а дерево нет?
Дети: Камень тяжелее воды, а дерево легче.
Данила- мастер: Молодцы.
- А скажите, можно ли кушать камни?
Дети: Нет.
Данила- мастер: Кого вы знаете, кто ест камни?
Дети: Крокодил, птицы.
Данила- мастер: А человек может питаться камнями?
Дети: Нет.
Данила - мастер: Мы каждый день употребляем в пищу кристалики одного камня. Какого?
Дети: Соль.
Звучит музыка. Появляется Хозяйка медной горы.
Хозяйка Медной горы: Здравствуй, Данила - мастер.
Выполнил ли ты мой заказ?
Готова ли моя чаша?
Данила- мастер: Да, готова.
Хозяйка Медной горы: А это кто?
Данила- мастер: Это ребята из будущего. Они путешественники.
Хозяйка Медной горы: А кто я такая, вы, знаете?
Дети: Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы: Совершенно верно. Читает стихотворение (слайды).
Уральские горы, закаты, рассветы,
Черёмух- рябиновый край,
Поэтами в песнях воспет мой Урал.
Солнце осушит алмазные росы,
Раскроют цветы лепестки,
Уральских камней драгоценную россыпь
Хозяйка Медной горы: Ребята, а вы знаете драгоценные камни.
Данила- мастер: Они умные, много знают о камнях.
Хозяйка Медной горы: Сейчас мы это проверим.
Берёт поднос накрытый салфеткой. Снимает её.
- Представьте, что это настоящие драгоценные камни.
- Как можно их назвать ещё?
Дети: Самоцветы (слайд).
Хозяйка Медной горы: Какие они?
Дети: Самоцветы: красивые, блестящие, сверкающие, искрящиеся, разноцветные, прозрачные.
Хозяйка Медной горы: А как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Для украшения.
Хозяйка Медной горы: А сейчас хочу узнать, что вы знаете о моих самоцветах.
На экране демонстрируются слайды с изображением самоцветов:
Алмаз, лазурит, гранат, сапфир, малахит, рубин.
Дети рассказывают о драгоценных камнях.
Лазурит – Камень художников. Когда нужен был голубой цвет или синий, брали лазурит, толкли в ступе и смешивали с яичным желтком – получали краску – голубец. Это драгоценный камень. Издавна считается, что лазурит помогает воплощению планов, гонит прочь тревожные мысли, укрепляет дружбу.
Гранат – Драгоценный камень. Тёмно- красного цвета, похожий на мерцающие угольки. Красный - цвет любви. Из граната делают украшения – серьги, браслеты, кольца. Гранаты бывают белые, почти чёрные.
Сапфир – Синего цвета, очень прочный камень. Одни из камней похожи на васильки, другие на осеннее небо, на море в ясную погоду. Встречаются – жёлтые, зелёные, фиолетовые и даже розовые сапфиры. Украшения с сапфиром подходят людям, рождённым под знаком Стрельца.
Малахит – Это полудрагоценный камень. Он мягкий, поэтому его легко обрабатывать. Он имеет зелёный цвет, а на разрезе узоры. Из малахита вытачивают шкатулки, вазы, украшения. С малахитом связано много легенд. Утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных.
Рубин - Царь самоцветов. Это драгоценный камень. Он имеет красный цвет или розовый. Рубины украшали одежду богатых людей.
Хозяйка Медной горы: Действительно, вы хорошо знаете.
Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос.
Если голос звонкий, говорили как?
Дети: Серебряный голос.
Хозяйка Медной горы: Есть глаза голубые?
Дети: Бирюзовые глаза.
Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?
Дети: То у него стальные мышцы.
Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?
Дети: Золотой характер.
Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?
Дети: Сердце (что значит – сердце – золотое?), доброе, внимательное.
Руки (что значит – руки золотые?), всё умеют делать.
Сказочница: Вы, ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь.
Сказочница: Как в уральсой деревушке - (слайд)
В покосившейся избушке
И охотой промышлял.
Кокованя: Ох, скучно жить мне одному,
В дом сиротку я возьму.
Очень славная девчонка.
Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?
Дарёнка: Я согласна. Только здесь
У меня Мурёнка есть.
Не оставлю никому.
Можно, кошку я возьму?
Кокованя: Что ж, её с собой возьмём.
Вместе славно заживём.
Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно
Ребёнок 1: Вот уж осень наступает (слайд)
Живут дружно не скучают.
Кокованя зверя бил,
На охоту в лес ходил.
Ребёнок 2: И Дарёнка не ленилась,
Целый день она трудилась
Сварит суп, помоет пол,
К ужину накроет стол.
Ребёнок 1: А Мурёнка уходила,
Мышей в подполе ловила.
Ребёнок 1: Кокованя, как придёт,
Сказки сказывать начнёт.
Кокованя: На пригорке с давних пор - (слайд)
На головке – рожки,
И с копытцем ножка.
И в сказке говорится-
Где копытцем постучит,
Там и камень заблестит.
Дарёнка: Хочется мне побежать
И оленя увидать.
Ты возьми меня с собой
В балаган пожить зимой.
Кокованя: Что ж, теплее одевайся
И в дорогу собирайся.
Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно
Ребёнок 2: Вот январь уж на дворе, - (слайд)
Ели, сосны в серебре
На охоту дед ходил.
Много мяса насолил.
Надо на завод идти,
Лошадь нужно привести.
Ребёнок 1: А Дарёнка в доме ждёт,
Когда дедушка придёт.
Дарёнка: Ой, козёл в ложке стоит - (слайд)
И с Мурёнкой говорит.
Мурёнка: Мурр, мурр, мурр, моя Дарёнка
Очень добрая девчонка.
Дед же летом и зимой
На охоте день- деньской.
Им, Копытце, помоги,
По овражкам пробеги.
Серебряное копытце: По Уралу я гуляю, - (слайд)
Людям добрым помогаю.
Им помочь сейчас хочу
И копытцем постучу.
Дарёнка: Самоцветы так блестят, - (слайд)
Вокруг домика лежат.
И от них светло в лесу,
Сказочница: Кокованя и Дарёнка - (слайд)
Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.
Познакомить с П. П. Бажовым, сказами Бажова.
Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.
Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.
Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.
1. Чтение и беседы по сказкам П. П. Бажова.
2. Рассматривание иллюстраций по сказам.
(Слайд 1 Уральские горы)
Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие
Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.
Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!
Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. Слайд 3
“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь. Слайд 4
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. Слайд 5
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!
(Слайд 8) самоцветы
Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 10, о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.
Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.
Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Слайд 11
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Ты-- Уральская земля.
Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.
Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11
Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? Слайд 12
Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.
- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.
- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).
-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)
(Слайд 13,14,15) малахит
В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)
В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хоть и размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (Слайд 16)
Вот удивительный кристалл.
Он зелень всю в себя вобрал.
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, в брошь,
В лучах искрится и горит.
Кто камень сей определит? (Изумруд) (Слайд 17)
1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит. Слайд N 18
Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.
Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки
Серебряного копытца? Слайд N 19
2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Слайд N 20 Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит. - Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21
4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор. Слайд N22
Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит. Слайд N23
Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.
Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.
Ножкой сильно он стучит,
Рядом Мурка с ним сидит,
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка …. (Даренка) слайд 27
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка). Слайд 28
4. Синюшкин колодец слайд 22
Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.
Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.
Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.
Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.
Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.
А что ещё у человека может быть золотым?
Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.
Прикреплённые файлы:
Шкатулка (объёмный квиллинг) Квиллингом интересуюсь давно (относительно, но как-то он меня не очень вдохновлял. Все эти завитушки, конечно, очень красивы, но вот конечный.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия в подготовительной группе
Программное содержание:
Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.
Познакомить с П.П.Бажовым , сказами Бажова.
Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.
Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.
Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.
Предварительная работа:
1.Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.
2.Рассматривание иллюстраций по сказам.
(Слайд 1 Уральские горы)
Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие
Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.
Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!
Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. Слайд 3
“ Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.
– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь. Слайд 4
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. Слайд 5
– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.
– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!
(Слайд 8) самоцветы
Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “ Хозяйка – медной горы” (Слайд 10), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.
Хозяйка медной горы —она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.
Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Слайд 11
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Ты-- Уральская земля.
Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.
Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11
Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? Слайд 12
Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.
- Почему их называют драгоценными ? Прислушайтесь к звучанию слова.
- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).
-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)
(Слайд 13,14,15) малахит
В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? ( Малахит)
В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хоть и размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (Слайд 16)
Вот удивительный кристалл.
Он зелень всю в себя вобрал.
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, в брошь,
В лучах искрится и горит.
Кто камень сей определит? ( Изумруд) (Слайд 17)
Спор камней .
1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит. Слайд N 18
Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.
Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки
Серебряного копытца? Слайд N 19
2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Слайд N 20 Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит .- Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21
4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор. Слайд N22
Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит. Слайд N23
Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.
Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.
Ножкой сильно он стучит,
Рядом Мурка с ним сидит,
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка ……. (Даренка) слайд 27
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. ( Огневушка - поскакушка). Слайд 28
4. Синюшкин колодец слайд 22
Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.
Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.
Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.
Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.
Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.
А что ещё у человека может быть золотым?
Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.
экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно – поисковая деятельность.
(экологического воспитания дошкольников.
Раздел “Полезные ископаемые”)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие , решать возникающие проблемы.
Наличие лаборатории даем нам большие возможности использовать при большом количестве, это: работать небольшими группами, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.
Цель исследовательской деятельности:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности:
Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности.
“Малахитовая шкатулка”
дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (30 мин.)
Цель: формирование естественно – научных представлений в поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ним взаимодействие (осуществление поисково-исследовательской деятельности в естественных условиях);
формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память; упорядоченное, структурированное мышление;
формировать навыки работы с информацией: способность разработать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные;
воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе обмена мнениями;
Оборудование: “малахитовая шкатулка” с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, , , колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов “Планеты солнечной системы”, система “мультимедиа”, стол прозрачный для работы с песком и водой.
- сбор информационного и иллюстративного материала о камнях и их использовании;
- сбор камней для создания коллекции;
- чтение “Уральских сказов” Павла Бажова;
- научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);
- игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню имя” (словотворчество), “Узнай камень”, “Два камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге, “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень” и пр.);
- изготовление поделок (“Кристаллы из бумажного листа”, “Сад камней”, “Вулкан”, “Драгоценные камни”);
Ход занятия:
I часть
Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?
(Дед Мороз, волшебница, сказочник и т.д.)
На экране появляется Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
“Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.
Дети находят ларец под номером 1.
(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).
Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.
Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)
Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?
( Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)
Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.
Дети находят ларец под номером 2.
(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).
Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)
Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?
Дети: Камни разные (у всех разные камни).
Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?
Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.
Дети находят ларец под номером 3.
( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)
Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.
Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.
Воспитатель: Рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.
Дети: делают зарисовку цветными карандашами.
Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.
Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?
Дети: Сколы, трещинки, узоры.
Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то поставьте в таблице
Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?
Дети: Твердым, можно монеткой.
Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте. Расскажите, у кого камень самый твердый, почему?
Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.
Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.
Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).
Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?
Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?
Дети: Он нагрелся в руке.
Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.
Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.
У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.
- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.
Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)
Встречаются ли эти камни в природе?
Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.
Воспитатель: Чем они полезны людям?
Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.
На экране появляется Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:
Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!
Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.
Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
“ Найди, что опишу”,
“Загадай мы отгадаем”,
-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
- уточнить знания с опорой на опыты.
-учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Читайте также: