Конспект малахитовая шкатулка подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Ход интегрированной образовательной деятельности

(В зале стоят декорации. На экране заставка – слайд.)

Дети входят в зал под музыку и садятся на стулья.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие к Хозяйке Медной Горы.

- А где живёт Хозяйка Медной Горы?

Дети: Где Уральские горы.

Сказочница: Правильно (обращает внимание на экран – слайд - карта).

Уральские горы протянулись с севера на юг.

- Каким цветом обозначаются горы на карте?

Дети: Коричневым (оранжевым).

Дети: Потому что он перепоясывает Россию.

Сказочница: Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово?

Дети: - Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

- Потому что, раньше люди на Руси носили широкие пояса и за поясом хранили деньги и драгоценности.

Сказочница: Уральские горы хранят много сказок, легенд.

- А вы знаете уральские сказки?

Дети: Знаем.

Сказочница: Сейчас проверим. Предлагает загадки по сказкам П.П.Бажова.

В пламене девчонка скачет,

Как весёлый яркий мячик.

Камни, как огонь, горят

И в шкатулочки лежат.

Под землёй Данила смог

Сделать сказочный цветок

Козлик по лесу гуляет

И копытцем там сверкает

Сказочница: Ребята, кто автор этих удивительных сказок?

Дети: Автор сказок -Павел Петрович Бажов (слайд – портрет).

Сказочница: Верно.

- А что вы знаете о нём?

Дети: Павел Петрович Бажов очень много знал о камнях, самоцветах от своего деда и отца. Они были горнозаводскими мастерами. Он любил свой край, природу. Он много разговаривал с рабочими горных заводов. Рабочие рассказывали ему легенды, которые потом стали сказы (сказки).

Сказочница: Молодцы. Пришло время оказаться в сказке. Но сначала отгадайте загадку.

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Дети: Это камень.

Сказочница: Верно. У меня есть волшебное кольцо. Оно не простое, с волшебным камнем. Сейчас я поверну кольцо и мы попадём в сказку, в царство Хозяйки Медной Горы.

(Дети встают со своих стульев, подходят к сказочнице. Она поворачивает кольцо. Звучит музыка.)

- Говорит: «Раз, два, три – вокруг себя повернись

(За столом сидит Данила- мастер. Он делает каменный цветок.)

Сказочница: Вот мы и в сказке.

- А кто это сидит за столом и делает вазу?

Дети: Это Данила - мастер.

Сказочница: Давайте подойдём поближе.

Дети: Здравствуйте.

Данила - мастер: Здравствуйте, ребята. Вы откуда?

Дети: Мы из будущего.

Данила - мастер: А вы знаете, как меня зовут?

Дети: Данила – мастер

Данила - мастер: А из какой сказки?

Данила- мастер: Правильно. Я горный мастер.

- Я нахожу в горах полезные камни и делаю из них разные изделия.

- А кто у вас, в вашем времени находит полезные камни.

- Как называется их профессия?

Дети: У нас находят полезные ископаемые - геологи (слайд).

А добывают их – шахтёры (слайд).

Данила- мастер: А вы знаете, почему говорят про камни – полезные

Дети: Потому что они приносят людям пользу

Данила - мастер: Посмотрите на мои камни и скажите, как они называются и что из него делают?

Вот этот, например. (показывает на известняк) – слайд.

Дети: Этот камень называется – известняк. Из него делают мел.

Данила - мастер показывает:

- каменный уголь, - слайд,

- гранит – слайд,

- мрамор – слайд,

- железная руда – слайд.

Задаёт тот же вопрос - дети отвечают и говорят, как используют данный камень люди.

Данила- мастер: Раньше у людей не было спичек.

Как же они добывали огонь?

Дети: Они высекали огонь из камня.

Данила- мастер: Из какого?

Дети: Из кремня (слайд).

Что это за камень?

Дети: Это – кремень. Он твёрдый, прочный. Из него делали ножи, топоры, наконечники для стрел.

Данила- мастер: Правильно. А вот если камень нагреть, он какой будет?

Дети: Он будет горячим.

Данила- мастер: А если камень лежит в холоде – какой он?

Дети: Он будет холодным.

Данила- мастер: Предлагает одной группе детей потрогать гладкий камень,

Данила- мастер просит сказать каждой группе детей, какой у них камень. Почему?

Дети: 1 группа: гладкий, плоский, с гладкими углами.

Гладкий, потому что вода обтачивает их края, камни бьются друг о друга, когда волны.

2 группа: шероховатый, неровный, с острыми углами.

Потому что камень речной.

Данила - мастер: Ребята, а как вы думаете, почему камень тонет в воде, а дерево нет?

Дети: Камень тяжелее воды, а дерево легче.

Данила- мастер: Молодцы.

- А скажите, можно ли кушать камни?

Дети: Нет.

Данила- мастер: Кого вы знаете, кто ест камни?

Дети: Крокодил, птицы.

Данила- мастер: А человек может питаться камнями?

Дети: Нет.

Данила - мастер: Мы каждый день употребляем в пищу кристалики одного камня. Какого?

Дети: Соль.

Звучит музыка. Появляется Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуй, Данила - мастер.

Выполнил ли ты мой заказ?

Готова ли моя чаша?

Данила- мастер: Да, готова.

Хозяйка Медной горы: А это кто?

Данила- мастер: Это ребята из будущего. Они путешественники.

Хозяйка Медной горы: А кто я такая, вы, знаете?

Дети: Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Совершенно верно. Читает стихотворение (слайды).

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черёмух- рябиновый край,

Поэтами в песнях воспет мой Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Хозяйка Медной горы: Ребята, а вы знаете драгоценные камни.

Данила- мастер: Они умные, много знают о камнях.

Хозяйка Медной горы: Сейчас мы это проверим.

Берёт поднос накрытый салфеткой. Снимает её.

- Представьте, что это настоящие драгоценные камни.

- Как можно их назвать ещё?

Дети: Самоцветы (слайд).

Хозяйка Медной горы: Какие они?

Дети: Самоцветы: красивые, блестящие, сверкающие, искрящиеся, разноцветные, прозрачные.

Хозяйка Медной горы: А как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для украшения.

Хозяйка Медной горы: А сейчас хочу узнать, что вы знаете о моих самоцветах.

На экране демонстрируются слайды с изображением самоцветов:

Алмаз, лазурит, гранат, сапфир, малахит, рубин.

Дети рассказывают о драгоценных камнях.

Лазурит – Камень художников. Когда нужен был голубой цвет или синий, брали лазурит, толкли в ступе и смешивали с яичным желтком – получали краску – голубец. Это драгоценный камень. Издавна считается, что лазурит помогает воплощению планов, гонит прочь тревожные мысли, укрепляет дружбу.

Гранат – Драгоценный камень. Тёмно- красного цвета, похожий на мерцающие угольки. Красный - цвет любви. Из граната делают украшения – серьги, браслеты, кольца. Гранаты бывают белые, почти чёрные.

Сапфир – Синего цвета, очень прочный камень. Одни из камней похожи на васильки, другие на осеннее небо, на море в ясную погоду. Встречаются – жёлтые, зелёные, фиолетовые и даже розовые сапфиры. Украшения с сапфиром подходят людям, рождённым под знаком Стрельца.

Малахит – Это полудрагоценный камень. Он мягкий, поэтому его легко обрабатывать. Он имеет зелёный цвет, а на разрезе узоры. Из малахита вытачивают шкатулки, вазы, украшения. С малахитом связано много легенд. Утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных.

Рубин - Царь самоцветов. Это драгоценный камень. Он имеет красный цвет или розовый. Рубины украшали одежду богатых людей.

Хозяйка Медной горы: Действительно, вы хорошо знаете.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос.

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Есть глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит – сердце – золотое?), доброе, внимательное.

Руки (что значит – руки золотые?), всё умеют делать.

Сказочница: Вы, ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь.

Сказочница: Как в уральсой деревушке - (слайд)

В покосившейся избушке

И охотой промышлял.

Кокованя: Ох, скучно жить мне одному,

В дом сиротку я возьму.

Очень славная девчонка.

Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?

Дарёнка: Я согласна. Только здесь

У меня Мурёнка есть.

Не оставлю никому.

Можно, кошку я возьму?

Кокованя: Что ж, её с собой возьмём.

Вместе славно заживём.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 1: Вот уж осень наступает (слайд)

Живут дружно не скучают.

Кокованя зверя бил,

На охоту в лес ходил.

Ребёнок 2: И Дарёнка не ленилась,

Целый день она трудилась

Сварит суп, помоет пол,

К ужину накроет стол.

Ребёнок 1: А Мурёнка уходила,

Мышей в подполе ловила.

Ребёнок 1: Кокованя, как придёт,

Сказки сказывать начнёт.

Кокованя: На пригорке с давних пор - (слайд)

На головке – рожки,

И с копытцем ножка.

И в сказке говорится-

Где копытцем постучит,

Там и камень заблестит.

Дарёнка: Хочется мне побежать

И оленя увидать.

Ты возьми меня с собой

В балаган пожить зимой.

Кокованя: Что ж, теплее одевайся

И в дорогу собирайся.

Мурёнка: Прравильно говоррррришь, прравильно

Ребёнок 2: Вот январь уж на дворе, - (слайд)

Ели, сосны в серебре

На охоту дед ходил.

Много мяса насолил.

Надо на завод идти,

Лошадь нужно привести.

Ребёнок 1: А Дарёнка в доме ждёт,

Когда дедушка придёт.

Дарёнка: Ой, козёл в ложке стоит - (слайд)

И с Мурёнкой говорит.

Мурёнка: Мурр, мурр, мурр, моя Дарёнка

Очень добрая девчонка.

Дед же летом и зимой

На охоте день- деньской.

Им, Копытце, помоги,

По овражкам пробеги.

Серебряное копытце: По Уралу я гуляю, - (слайд)

Людям добрым помогаю.

Им помочь сейчас хочу

И копытцем постучу.

Дарёнка: Самоцветы так блестят, - (слайд)

Вокруг домика лежат.

И от них светло в лесу,

Сказочница: Кокованя и Дарёнка - (слайд)

Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Познакомить с П. П. Бажовым, сказами Бажова.

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.

1. Чтение и беседы по сказкам П. П. Бажова.

2. Рассматривание иллюстраций по сказам.

(Слайд 1 Уральские горы)

Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. Слайд 3

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь. Слайд 4

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. Слайд 5

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!

(Слайд 8) самоцветы

Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 10, о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.

Хозяйка медной горы—она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.

Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Слайд 11

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Ты-- Уральская земля.

Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.

Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11

Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? Слайд 12

Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.

- Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

(Слайд 13,14,15) малахит

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (Слайд 16)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд) (Слайд 17)

1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит. Слайд N 18

Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.

Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки

Серебряного копытца? Слайд N 19

2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Слайд N 20 Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит. - Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21

4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор. Слайд N22

Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит. Слайд N23

Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.

Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.

Ножкой сильно он стучит,

Рядом Мурка с ним сидит,

Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка …. (Даренка) слайд 27

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка). Слайд 28

4. Синюшкин колодец слайд 22

Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?

Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.

Прикреплённые файлы:

Шкатулка (объёмный квиллинг)

Шкатулка (объёмный квиллинг) Квиллингом интересуюсь давно (относительно, но как-то он меня не очень вдохновлял. Все эти завитушки, конечно, очень красивы, но вот конечный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия в подготовительной группе

Программное содержание:

Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Познакомить с П.П.Бажовым , сказами Бажова.

Способствовать развитию в детях любознательности, желания узнавать новое.

Воспитывать в детях интерес к окружающей природе.

Способствовать развитию творчества, желание экспериментировать, делая соответствующие выводы.

Предварительная работа:

1.Чтение и беседы по сказкам П.П. Бажова.

2.Рассматривание иллюстраций по сказам.

(Слайд 1 Уральские горы)

Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие

Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства.

Вот и во владениях Хозяйки Медной горы, в уральском поясе, богатств не счесть. Каких только камней самоцветов у неё нет!

Давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. Слайд 3

“ Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь. Слайд 4

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. Слайд 5

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные!

(Слайд 8) самоцветы

Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 9) рассказать в сказе “ Хозяйка – медной горы” (Слайд 10), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала.

Хозяйка медной горы —она стережет богатства горы. Ее называют Малахитница, Каменная дева, Повелительница ящериц.

Хранительница драгоценных пород и камней, которая иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Слайд 11

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью — малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом — изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Ты-- Уральская земля.

Появлялась Медной горы Хозяйка всегда неожиданно, а уходила, превращаясь, в ящерицу.

Ящерка волшебная, из сказов самого Бажова. Слайд 11

Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? Слайд 12

Посмотрите рассыпаны камни. Камни не простые, а драгоценные.

- Почему их называют драгоценными ? Прислушайтесь к звучанию слова.

- Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое).

-Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит)

(Слайд 13,14,15) малахит

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? ( Малахит)

В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей.

По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (Слайд 16)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? ( Изумруд) (Слайд 17)

Спор камней .

1.«Я самый главный среди вас всех,- крикнул Хризолит. Слайд N 18

Посмотрите на мою свежую зелень, в которую окрасила меня сама матушка Природа. Полюбуйтесь, как сверкают мои грани, нет больше таких красавцев среди вас. Какие красивые украшения получаются из хризолита.

Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки

Серебряного копытца? Слайд N 19

2. «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит Слайд N 20 Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

3.«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит .- Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я! Слайд N 21

4. «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор. Слайд N22

Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит. Слайд N23

Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.

Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.

Ножкой сильно он стучит,

Рядом Мурка с ним сидит,

Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека- то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) слайд 26

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка ……. (Даренка) слайд 27

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет. ( Огневушка - поскакушка). Слайд 28

4. Синюшкин колодец слайд 22

Ребята, наверное, вы уже поняли, что в жизни человек часто использует камни, применяет их в строительстве, ювелирном деле. Поэтому характер человека, и его внешность, и даже голос издавна стали сравнивать с ними.

Если голос звонкий, говорят… Серебряный голос.

Если глаза голубые, говорят… бирюзовые глаза.

Если человек сильный, говорят… у него стальные мышцы.

Если человек покладистый, говорят… у него золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым?

Сердце может быть золотым, если человек добрый, чуткий, внимательный, а ещё золотыми могут быть руки. Это когда человек всё умеет делать и делает хорошо.

экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно – поисковая деятельность.

(экологического воспитания дошкольников.

Раздел “Полезные ископаемые”)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие , решать возникающие проблемы.

Наличие лаборатории даем нам большие возможности использовать при большом количестве, это: работать небольшими группами, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.

Цель исследовательской деятельности:

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности.

“Малахитовая шкатулка”

дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (30 мин.)

Цель: формирование естественно – научных представлений в поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ним взаимодействие (осуществление поисково-исследовательской деятельности в естественных условиях);

формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней;

развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память; упорядоченное, структурированное мышление;

формировать навыки работы с информацией: способность разработать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные;

воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе обмена мнениями;

Оборудование: “малахитовая шкатулка” с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, , , колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов “Планеты солнечной системы”, система “мультимедиа”, стол прозрачный для работы с песком и водой.

  • сбор информационного и иллюстративного материала о камнях и их использовании;
  • сбор камней для создания коллекции;
  • чтение “Уральских сказов” Павла Бажова;
  • научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);
  • игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню имя” (словотворчество), “Узнай камень”, “Два камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге, “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень” и пр.);
  • изготовление поделок (“Кристаллы из бумажного листа”, “Сад камней”, “Вулкан”, “Драгоценные камни”);

Ход занятия:
I часть

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?

(Дед Мороз, волшебница, сказочник и т.д.)

На экране появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.

Дети находят ларец под номером 1.

(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).

Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)

Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?

( Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)

Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.

Дети находят ларец под номером 2.

(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).

Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)

Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?

Дети: Камни разные (у всех разные камни).

Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?

Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.

Дети находят ларец под номером 3.

( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)

Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.

Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.

Воспитатель: Рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.

Дети: делают зарисовку цветными карандашами.

Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.

Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?

Дети: Сколы, трещинки, узоры.

Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то поставьте в таблице

Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?

Дети: Твердым, можно монеткой.

Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте. Расскажите, у кого камень самый твердый, почему?

Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.

Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.

Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).

Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?

Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?

Дети: Он нагрелся в руке.

Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.

Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.

У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.

- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.

Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)

Встречаются ли эти камни в природе?

Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.

Воспитатель: Чем они полезны людям?

Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.

На экране появляется Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:

Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!

Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.

Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

“ Найди, что опишу”,

“Загадай мы отгадаем”,

-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

-воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.

- уточнить знания с опорой на опыты.

-учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Читайте также: