Конспект урока мертвые души 2 глава

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Знакомство с помещиком Маниловым; Характеристика Манилова.

- учить находить главное из общего;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать устную речь учащихся;

- выявление в произведении конкретно – исторического и общечеловеческого содержания;

- воспитание духовно развитой личности.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация.

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  1. История содержания поэмы.
  2. Сюжет и композиция поэмы.
  1. Новое. Беседа по 2-ой главе.
  1. Что собой представляет деревня Манилова учебник страница 231-232. Текст издательство Москва 1965г.Сочинение в двух томах страница 269, это описание ироническое, но оно направленно не на сад, а на владельца этого сада.
  2. Зачитайте портрет характеристику Манилова страница текста 271.
  3. Каков интерьер дома текст стр. 272
  4. Расскажите о супружеской жизни Манилова, текст стр. 273. Как автор знакомит нас хозяйственными успехами Маниловых?
  5. Чтение диалога – стр. 233

Встреча Манилова с Чичиковым- текст стр. 274

  1. Каково прошлое Манилова? – служил в армии, теперь отставной офицер.
  2. Каким он владел именем?- порядочным именем в нём было свыше 200 душ, следовательно от 200 до 400 душ, крепостных крестьян.

Нитель. Гнусная привычка жить за счёт труда крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила способность к деятельности. Его имени разоряется, а он не может помочь самому себе. Манилов погружен в мечты о будущей карьере своих сыновей.

Бесплодная мечтательность – единственное его занятие. Он умственно ограничен и прикрывает тот недостаток необычной вежливостью и сентиментальностью. Умственная неразвитость Манилова сказывается в его разговоре, совершенно лишённом содержания.

  1. Занимался ли хозяйством? – нет, хозяйство шло как – то само собою. Имение было барщинное, хозяйство велось по старинке, поэтому крестьяне часто отлучались: на работу, подать заработать.

Манилов не знал даже приблизительно число своих крестьян, живых и умерших.

  1. Любил ли читать Манилов? – нет, у него была какая- то книжка, заложенная закладка на 14 стр., которую он постоянно читал уже 2 года.

А недочитанная книга у Гоголя – образ, соответствующий пошлому человеку.

  1. Какова цель приезда Чичикова к Манилову? стр. 281 – 283.

Диалог стр. 293 – 242 – желание приобрести Мертвых душ. Странная просьба Чичикова приводит Манилова в недоумение. Манилов растерялся и предложил подарить Чичикову свои мертвые души.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с помещиком Маниловым; Характеристика Манилова.

- учить находить главное из общего;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать устную речь учащихся;

- выявление в произведении конкретно – исторического и общечеловеческого содержания;

- воспитание духовно развитой личности.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация.

История содержания поэмы.

Сюжет и композиция поэмы.

Новое. Беседа по 2-ой главе.

Что собой представляет деревня Манилова учебник страница 231-232. Текст издательство Москва 1965г.Сочинение в двух томах страница 269, это описание ироническое, но оно направленно не на сад, а на владельца этого сада.

Зачитайте портрет характеристику Манилова страница текста 271.

Каков интерьер дома текст стр. 272

Расскажите о супружеской жизни Манилова, текст стр. 273. Как автор знакомит нас хозяйственными успехами Маниловых?

Чтение диалога – стр. 233

Встреча Манилова с Чичиковым- текст стр. 274

Каково прошлое Манилова? – служил в армии, теперь отставной офицер.

Каким он владел именем?- порядочным именем в нём было свыше 200 душ, следовательно от 200 до 400 душ, крепостных крестьян.

Нитель. Гнусная привычка жить за счёт труда крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила способность к деятельности. Его имени разоряется, а он не может помочь самому себе. Манилов погружен в мечты о будущей карьере своих сыновей.

Бесплодная мечтательность – единственное его занятие. Он умственно ограничен и прикрывает тот недостаток необычной вежливостью и сентиментальностью. Умственная неразвитость Манилова сказывается в его разговоре, совершенно лишённом содержания.

Занимался ли хозяйством? – нет, хозяйство шло как – то само собою. Имение было барщинное, хозяйство велось по старинке, поэтому крестьяне часто отлучались: на работу, подать заработать.

Манилов не знал даже приблизительно число своих крестьян, живых и умерших.

Любил ли читать Манилов? – нет, у него была какая- то книжка, заложенная закладка на 14 стр., которую он постоянно читал уже 2 года.

А недочитанная книга у Гоголя – образ, соответствующий пошлому человеку.

Какова цель приезда Чичикова к Манилову? стр. 281 – 283.

Диалог стр. 293 – 242 – желание приобрести Мертвых душ. Странная просьба Чичикова приводит Манилова в недоумение. Манилов растерялся и предложил подарить Чичикову свои мертвые души.

Дома. Глава 3, План к Манилову. Учеб. Стр. 217 – 219. До Коробочки 298 – 299.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки.

- Петрушка, лакей Чичикова, ходит в сюртуке с барского плеча, имеет крупный нос и губы. Молчалив, любит читать, однако его увлекает не содержание книги, а сам процесс чтения: ему нравится, что из букв получаются какие-нибудь слова. Его отличают две особенности: спать, не раздеваясь, и носить всегда с собою какой-то особенный запах.

№ 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова.

№ 3. Опишите портрет и характер Манилова.

№ 4. Как Манилов ведет свое хозяйство?

№ 5. Каковы отношения Манилова с женой?

- Ко дню рождения они приготовляли друг для друга какие-нибудь пустяковые сюрпризы вроде чехольчика на зубочистку.

- Часто неожиданно награждали друг друга томным и длинным поцелуем.

№ 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета.

- Супруга Манилова воспитывалась в пансионе, где ей привили три умения: владение французским языком, игру на фортепиано, а из хозяйственной части – вязание кошельков и других сюрпризов. Домашним хозяйством она, как и ее супруг, не занималась.

№ 7. Что необычного было в детях Манилова?

- Сыновья Манилова, шести и семи лет, были названы необычными вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. На старшего сына Манилов возлагал большие надежды, ожидая, что в будущем он станет иностранным послом.

№ 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова?

- Чичиков предложил Манилову продать ему крестьян, которые по ревизской сказке числились бы как живые, а на самом деле умерли. Манилов слышал подобное предложение впервые, поэтому сильно удивился.

№ 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

- От Манилова Чичиков едет к помещику Собакевичу.

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

№ 1. Опишите портрет и характер лакея Чичикова - Петрушки. № 2. Найдите описание господского дома и усадьбы Манилова. № 3. Опишите портрет и характер Манилова. № 4. Как Манилов ведет свое хозяйство? № 5. Каковы отношения Манилова с женой? № 6. Что говорится о супруге Манилова? Найдите описание ее портрета. № 7. Что необычного было в детях Манилова? № 8. Какое предложение Чичикова изумило Манилова? № 9. Куда Чичиков едет от Манилова?

Уроки по творчеству Н.В. Гоголя включают в себя поурочные планы, задания для самостоятельной работы учащихся и вопросыдля проведения контрольного тестирования.

ВложениеРазмер
sistema_urokov_gogol.docx 90.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование уроков литературы

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской литературы;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения повести.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из повести.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя, карточки-информаторы

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Данная повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии русского человека первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.

1. На примере жизни Гоголя расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.

2. Проследите за становлением личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово преподавателя.

Главный прием, который использует автор, - гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.

3. Главный герой повести Акакий Акакиевич символизирует систему отношений между людьми. Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.

4. Образ стихии – разгулявшейся и разыгравшейся – становится все более угрожающим:

1) земные разбойники срывают с него шинель в центре Российской империи;

2) издевательства сослуживцев над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом.

2) шинель – символ обожествленной им и защищающей его государственности.

IV. Комментированное чтение отдельных глав.

V. Заключительный этап урока.

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?

2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

3. Из переписки с В.А. Жуковским:

1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,

письма Белинского к Гоголю).

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.

V. Заключительный этап урока.

Стр. 152. Читать главы 1 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.

ЦЕЛЬ: проанализировать первые главы поэмы на основе комментированного чтения;

совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

формировать навыки культуры речи и культуры общения.

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.

ТИП УРОКА: урок комментированного чтения.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

МПС: История России. Самодержавно-крепостническая действительность России первой половины XIX века.

Методика работы на уроке литературы

Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

3. Кто из известных людей в литературе, наших земляков, высоко оценил I том поэмы и даже содействовал его изданию?

5. Рассказать об одной встрече Чичикова с помещиками (по предложенному плану).

План раскрытия темы

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.
  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

III. Изучение нового материала на основе комментированного чтения

1 – 3 глав поэмы.

А. План раскрытия темы урока.

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей Руси. Образованность и изысканность вкуса более подчеркивают внутреннюю пустоту. Это те же потемкинские деревни. Все безжизненно, жалко, мелко.

Работа над термином Антипод – полная противоположность другому.

Во внешности Коробочки угадывается личность, склонная к особым действиям, чтобы выгода была прибыльной. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью Коробочки образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков готов расшибиться (зачитать отдельные фрагменты из 3-й главы).

Вывод: И Манилов, и Коробочка – бесхозяйственные помещики, которые живут в каком-то вымышленном мире. Идя вслед за идеей Чичикова, скупающего мертвые души, они утратили свою единственную связь с эпохой и с самой жизнью. Их характеры – карикатуры на российскую действительность.

3. Авторская позиция в поэме.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Цель: проанализировать 2 главу романа с целью выяснить детали, в которых проявляется мастерство Гоголя-сатирика; проследить за развитием действия в романе; учить глубоко вдумываться в содержание, делать самостоятельные выводы и обобщения в работе над образами; воспитывать внимание и любовь к искусству слова.

Формы работы: беседа, работа с текстом, комментированное чтение, чтение по ролям.

1. Организационный момент

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Гоголь без вступления, сразу вводит читателя в курс события, знакомит с главным героем. Но он сознательно не дает в начале произведения портрет Чичикова. Этим отказом Гоголь указал на одну отличительную особенность главного героя: он человек, который прячет свое истинное лицо.

а) Новый постоялец в гостинице. Кто он? (подтвердить текстом)

б) Гостиница. Какие детали помогают понять то место, где остановился герой?

в) Уместно вспомнить, а что же из себя представляет губернский город?

г) Какие же первые шаги предпринимает Чичиков?

На доске записать план 2 главы.

  1. Дом (одиночкой на юру)
  2. Пруд, покрытый зеленью.
  3. Жиденькие березы
  4. Беседка – храм уединенного размышления
  5. Серенькие бревенчатые избы
  6. Погода унылая)

2. Чтение по ролям. (Кто пройдет первым.)

– Мы видим, в чем соревнуются 2 человека – в слащавой любезности)
– Мы говорили, что Гоголь – великий мастер слова. Докажите это, используя такой момент, как обед. Обратите внимание на речь.
– Для серьезного разговора наши герои переходят в кабинет. Какие бытовые детали сумел показать автор? О чем этот разговор?

5. Закрепление

– Что же мы успели узнать о Манилове?
– Что главное в этом человеке?

6. Итог урока

7. Домашнее задание: анализ 3-6 глав, образы помещиков по плану.

Читайте также: