Конспект по экологии лето

Обновлено: 06.07.2024

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Закреплять знания правил поведения в лесу. Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь и уважение к родной природе.

Ход:

Дети сидят на ковре.

- Как вы догадались, что это музыка о лете? Какая она? Что вы почувствовали, когда слушали ее?

Появляется иллюстрация летнего леса. Дети вместе с воспитателем рассматривают ее.

- Давайте отправимся путешествовать в летний лес, в Царство растений. У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, в этих мешочках собраны запахи лета. Закройте глаза и вдохните их. Что вы вспомнили? Где вы мысленно оказались: в летнем лесу, на чудесной поляне, где растет множество трав и цветов. Давайте полюбуемся.

- Ребята, а вы помните, мы с вами говорили о том, что в лесу растет много растений и трав, которые лечат? Как называются эти растения? (Лекарственные). Давайте мы пойдем по нашему лесу и поищем их. Ой, кто это идет к нам навстречу?

Появляется девочка. Она идет по лесу, сбивая мухоморы, собирая охапками цветы и травы, ломая ветки деревьев и громко распевая. В руках у нее сачок, которым она пытается поймать бабочку, но увидев гнездо с птичьими яйцами, стала заглядывать в него.

- Ребята, давайте спросим, кто эта девочка, и что она здесь делает?

Дети знакомятся с девочкой.

- Скажите, правильно ли наша новая знакомая ведет себя в лесу? Можно ли охапками собирать лесные травы и цветы? Почему? Можно ли собирать мухоморы? Можно ли ломать ветки деревьев? А можно ли громко петь и кричать в лесу? Почему вы так думаете? А ловить насекомых и подходить к птичьим гнездам можно? А что еще нельзя делать в лесу, расскажите?

- Вы правы, нельзя рвать цветы и травы охапками: среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям и животным. Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго. Мухоморами питаются животные и птицы. Ветки деревьев ломать ни в коем случае нельзя – дерево может заболеть и погибнуть. Да и громко петь и кричать тоже: мы можем испугать лесных обитателей.

- Теперь, когда девочка Катя знает правила поведения в лесу также хорошо, как и мы, давайте позовем ее с нами собирать лекарственные травы.

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За крапивой? За крапивой!

За ромашкой? За ромашкой!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

Что же! Можем и за солнцем!

Может елка попадется,

Может ежик ждет нас где-то…

Мы идем гурьбой веселой

- Ребята, смотрите, что это за растение? Давайте рассмотрим его. (Рассматривают одуванчик). Скажите, одуванчик – это лекарственное растение? А что оно лечит? (Плохой аппетит). Будем его собирать? Как правильно нужно срывать растение? Пойдем дальше.

Подходят к подорожнику, полыни, крапиве, тысячелистнику, календуле, ромашке, мяте, чистотелу. Рассматривают их и вспоминают их целебные свойства.

- Молодцы, со всеми заданиями справились, все травы знаете и даже по запаху определяете. Не забыли и правила поведения в лесу.

Девочка Катя прощается с детьми и благодарит их за то, что научили ее правильно вести себя в лесу, познакомили ее с лекарственными растениями, теперь она знает как лечиться самой и лечить своих близких. А еще она поняла для чего необходимо беречь природу, ведь природа тоже бережет нас, помогает нам быть здоровыми.

- Ну вот мы и приехали. (Дети выходят из автобуса).

- Ребята, давайте вспомним, какие целебные травы мы видели сегодня, гуляя по летнему лесу? Почему их называют лекарственными растениями? А кого мы сегодня встретили? Какие добрые дела мы с вами совершили в нашем летнем лесу? (Дети вспоминают все, что происходило).

- А я вам приготовила еще один сюрприз. Так как на улице осень, дождливая погода, я вам приготовила отвар из целебных трав, который поможет вашему организму устоять перед простудой и поможет повысить ваш иммунитет. Как вы думаете из какой травы этот отвар? Правильно, шиповник.

Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи : наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

Систематизировать знания детей о луге

Уточнить представления о насекомых, населяющих луг

Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы

Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту

Ход занятия.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга. Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)

Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава) Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т. д.) Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг? Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)

Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле? (мыши)

Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.

Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто на нами вверх ногами. (муха)

Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых

Надо быть осторожными и внимательными на природе

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место

Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним видом, повадками.

Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенёчке я сижу,

На лужочек я гляжу

Там цветочки разные:

Жёлтые да красные,

Белые да синие, Очень все красивые,

Я цветы не буду рвать…

Дети: Будешь с нами ты играть?

Дети разбегаются, ведущий их салит.

Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.

Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

После экскурсии в детском саду воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами). Дети делают бабочек, а потом с ними играют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, сегодня у нас в гостях маленький птенец. Взгляните, знаете ли вы, чей птицы это птенец? Это птенец пингвина, а называют его - пингвиненок. Пингвиненок живет далеко отсюда. Может вы знаете где живут пингвины? Пингвины живут в Антарктиде. А там холодно или жарко? В Антарктиде очень холодно. Снег и лед там никогда не тают, даже летом. Вот потому-то пингвиненок и прибыл к нам в гости, чтобы узнать, что такое настоящее лето. Сможете рассказать пингвиненку о лете?

Детям предлагается рассказать о лете в двух-трех предложениях.

Перед детьми выкладываются предметы: кепка, бутылочка с водой, яблоко, надувной круг, ведерко, зонтик, фотоаппарат. Эти предметы детям предлагается назвать и объяснить, почему они нужны именно летом. Затем воспитатель просит детей запомнить предметы, закрыть глаза, а сам убирает один из предметов и просит назвать, чего не стало.

А теперь вставайте и потанцуйте под песенку о лете.

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете,

Мы в лесу ежа, быть может, встретим,

Хорошо, что дождь прошел.

Мы покрыты бронзовым загаром,

Ягоды в лесу горят пожаром.

Лето это жаркое недаром,

Лето - это хорошо!

Вот оно какое, наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

На зеленой солнечной опушке

Прыгают зеленые лягушки

И танцуют бабочки-подржки,

Расцветает все кругом.

Вы рассказывали пингвиненку о том, что летом много фруктов, овощей, ягод.

Мышление. Счет, сравнение, классификация.

А давайте их назовем и сосчитаем. Что лежит у вас на тарелочках? Морковки, яблоки и клубнички. Выложите на верхней полочке морковки. Сколько морковок? На следующей полочке, под морковками выложите яблочки. Сколько яблочек? На нижней полочке выложите клубнички. Сколько клубничек. Чего больше всего - морковок, яблок или клубничек? Чего меньше всего?

Больше всего морковок. А морковь, это что? Овощ, фрукт или ягода? Назовите, какие еще овощи вы знаете.

Яблоко, это что? Овощ, фрукт или ягода? Назовите, какие еще фрукты вы знаете.

Клубника, это что? Овощ, фрукт или ягода? Назовите, какие еще ягоды вы знаете?

Вы рассказывали пингвиненку о том, что летом тепло, и даже жарко, так что нужно ходить в легкой одежде, обуви и обязательно надевать головной убор.

Дети рассматривают картинку с изображением воздушных шаров и соединяют линией одинаковых. Затем показывают воздушный шар, оставшийся без пары.

Пора пингвиненку возвращаться домой. Не привык он к такой жаркой погоде. А на память ему нарисуем цветные летние картинки.

Детям предлагается лист бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Дети должны назвать эти фигуры и дорисовать.


- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Закреплять знания детей о видах растений, типов лесов, о жизни животных.

- Уточнять представления детей о связях растительного и животного мира.

- Продолжать расширять представления детей о насекомых, грибах.

- Формировать экологически грамотное поведение в природной среде.

эмоционально реагируют на литературные и музыкальные произведения, красоту природы в лесу, знают характерные признаки данного времени года и соотносят с этим периодом, особенности жизни животных и растений, появляется стремление бережно относится к природе.

Материал и оборудование:

картина "Сказочная птица", "колокольчик", грамзапись (голоса птиц, макет муравейника, птичка - игрушка, гнездо, дерево (ёлочка, береза, полянка, цветы, грибы, ягоды, корзины 2 штуки, кроссворд, плакаты с надписью "Берегите лес", 2 - дорожки.

Организация на занятие:

Показываю детям картину "сказочная птица", провожу беседу о том, какую работу провел художник, чтобы нарисовать эту замечательную картину.

Обращаю внимание детей на картину "Сказочная птица", предлагаю ее внимательно рассмотреть.

Посмотрите, ребята, на эту замечательную картину. Ее нарисовал художник. Ему пришлось очень много потрудиться, чтобы получилось сказочная птица. Художник любит наблюдать за поведением птиц, любоваться их красотой и все свои наблюдения он отразил в своей картине.

А сегодня я вам предлагаю пойти в лес и насладиться природой. "Сказочная птица" будет нас сопровождать в пути. У нее есть вот такой волшебный колокольчик. И поэтому, чтобы не пришлось беспокоить птицу, давайте вспомним правила поведения в лесу.

- нельзя шуметь в лесу;

- нельзя срывать цветы;

- нельзя ломать деревья и кустарники;

- нужно в лесу быть очень внимательным;

Ребята, перед нами две тропинки, по которой из этих тропинок мы с вами пойдем?

Та, что ближе к нам. (Идем по тропинке, на пути нам встречается муравейник) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите муравейник, давайте понаблюдаем, как трудятся муравьи. А кто из вас знает, какую пользу приносят муравьи.

- они очень трудолюбивы;

- они украшают природу;

- по муравейнику можно ориентироваться, если вдруг человек заблудился в лесу.

Как можно определить в какую сторону идти, чтобы выйти из леса.

Дети: Муравейник находится с южной стороны дерева и там где находится муравейник значит в эту сторону нужно идти. (побеседовав с детьми, предлагаю обойти муравейник и идти дальше) .

На пути встречается выпавший из гнезда птенец.

Спрашиваю у детей как мы должны поступить.

Можно ли птенца взять с собой?

Нет, потому, что его дом в лесу, и ему будет плохо без мамы. Предлагаю оставить птенца, мама птенца сама заберет его в гнездо.

Вот, ребята, мы с вами и пришли в лес. (Звучит грамзапись - голоса птиц). Давайте насладимся красотой летнего леса и послушаем птиц.

Дети слушают птиц, а я предлагаю послушать стихотворение. Н. Некрасов "Идет - гудет зеленый шум".

(Прослушав стихотворение и пение птиц, спрашиваю у детей, кто узнал, какие птицы поют)

Соловей, кукушка, дрозд.

Ребята, посмотрите какой красивый лес. нас окружают самые различные деревья, кустарники. Кто скажет какие бывают леса?

Лиственный, хвойный, смешанный. (Спрашиваю у детей, почему называется так тот или иной лес?)

Лес-это большой многоэтажный дом. На каждом из этажей кто-то живет. Как вы думаете кто живет на первом этаже?

На первом этаже живут насекомые, грибы, ягоды

Воспитатель :Ребята каких насекомых вы знаете?

Майский жук, жук-бронзовка, водохлеб. жук-носорог, божья коровка, муравьи, бабочки;лимонница, капустница, крапивница, павлиний глаз, адмирал.

Как нужно относиться к насекомым?

Бережно, они украшают нашу природу, насекомые наши"меньшие братья"

Обратите внимание на то, что вокруг нас много грибов, ягод, Какие грибы и ягоды можно собирать?

Послушайте я вам загадаю загадки:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой тонкой и прямой

Глубоко был спрятан он,

Раз-два три и вышел он

И стоит он на виду

Белый я тебя найду.

Ребята, съедобные грибы можно употреблять в пищу.

(Дети берут корзины и собирают съедобные грибы)

Посмотрите на поляне остались мухоморы. Как мы с ними поступим

Их нужно оставить, ведь они необходимы животным, ими лечатся лоси.

Правильно, ребята. (Обращаю внимание на иллюстрации, на которых изображены растения). Кто из вас узнал эти растения?

Это ландыш, подснежник, медуница.

Это все растения леса. А какую пользу они приносят людям, насекомым, животным?

Это лекарственные растения.

Воспитатель: А почему медуницу так называют?

Медуница от слова "мед", пчелы собирают с нее нектар.

Ребята, а какой документ придумали взрослые, чтобы все люди бережно относились к природе?

Этот документ - Красная книга, в нее занесены растения, животные, птицы, насекомые, которые подлежат охране.

Идем с детьми дальше, на пути встречаются кустарники: шиповник, волчье лыко. Вспоминаем с детьми название кустарников и можно ли собирать плоды с этих кустарников. Обращаю внимание детей на березу. Одна веточка сломана. Спрашиваю у детей, как необходимо поступить?

Нужно полечить березу, завязать ее веточку.

предлагаю детям возле березы встать в хоровод и исполнить хороводную песню "Во поле береза стояла"

Вот мы с вами побывали на втором и третьем этажах нашего леса. А кто же живет на 4 -ом этаже? (Влетает "воробей", (ребенок переодетый в костюм воробья) .

Это кто здесь меня спрашивает?

Мы интересуемся, кто живет на 4-ом этаже.

На 4-ом этаже живу я со своим друзьями (сорокой, вороной, кукушкой). Я сидел высоко на дереве и видел, что в лес пожаловали гости. А я вам приготовил интересный кроссворд. Вот посмотрите. (Показывает кроссворд) .

- Не рыбак, а сети расставляет.

- Сколько ног у паука?

(Дети отгадывают кроссворд) .

А кто из вас знает народную примету о пауке?

Паук усиленно плетет сети к сухой погоде.

Правильно. Посмотрите, что ещё вам принес. Это правила, как вести себя в лесу. (Предлагаю, почитать эти правила). Лес - наше богатство.

- Защитим лес от пожаров!

(Предлагаю детям закрепить эти правила) .

Вот и заканчивается наша экскурсия по лесу. Многое вы узнали, повидали, вспомнили. Сказочной птице не пришлось воспользоваться своим волшебным колокольчиком, значит, вы вели себя в лесу правильно.

Предлагаю детям еще раз насладиться красотой летнего леса и возвращаться по другой тропинке, чтобы не беспокоить лесных жителей. (Снова включаем грамзапись - шум леса, пение птиц). Вернувшись из леса в детский сад, предлагаю свои впечатления отразить в рисунках.

Читайте также: