Первое животное прирученное человеком конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека.
Задачи: воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.

Начнём занятие с повторения пройденного материала.

Вспомним, что включает в себя понятие живая природа. Это растительный и животный мир.
На какие группы делятся животные? Звери, птицы, рыбы, насекомые.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Рыбы.
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Звери.

Послушайте загадки.
Хозяин двора,
Его дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
Но чужака не впустит в дом. Собака

Серый, толстый южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. Слон

Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? Кот

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Медведь

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! Корова

С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. Белка

О ком шла речь в загадках? (О животных)
А на какие 2 группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних).

А всегда ли так было: существовали на Земле и дикие и домашние животные?
Сегодня мы с вами поговорим о животных, которых когда-то давным-давно приручил, одомашнил человек.
Как вы объясните это понятие – одомашнивание? Это процесс приручения человеком диких животных с их последующим разведением для своих нужд.
Вам, пожалуй, трудно представить, что в те давние времена не было ещё на Земле городов и деревень, самолётов и машин, компьютеров и телефонов. Словом, не было всего того, что окружает нас сейчас. Люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя и своих детей, изготовить примитивную одежду, они промышляли охотой. Это были сильные и мужественные люди, но и они боялись нападения свирепых хищников.
И вот наступило время (примерно 10-15 тысяч лет назад), когда люди стали подкармливать волков, которые стаями ходили вокруг их жилищ. Постепенно волки перестали проявлять агрессию, а их щенки привыкли к людям, стали жить рядом с ними. Это были уже не дикие звери, они стали домашними. Таким образом, самым первым животным, которого приручил человек, стала собака – верный друг человека. Она была помощником на охоте, сторожила жилище.



Возвращаясь с охоты на кабанов, быков, баранов, козлов, первобытные люди вместе с добычей приносили домой их потомство – поросят, телят, ягнят, козлят. Так, и эти животные стали домашними. Их содержали в специальных загонах.
Позже человек приручил дикую лошадь – своего верного спутника на протяжении тысячелетий.


Одомашнивание животных проходило много этапов и занимало смену многих поколений. Домашние животные уже сильно отличались от своих диких сородичей и внешним видом, и характером. У них выработались послушание и привязанность к людям. Они привыкали к условиям, созданным для них человеком.
Внешне крупные виды уменьшились в размерах, а мелкие – увеличились, стали короче лапы. Произошло изменение свойств шерсти и перьев, окраса.
Домашние животные растеряли те качества, которые им были необходимы для выживания в дикой природе.

Задание 1. Соедините животное с его жилищем.
Собака---------- логово
Белка----------- берлога
Волк------------ нора
Лиса------------ курятник
Курица---------- будка
Лошадь---------- дупло
Медведь--------- конюшня

Вот, что получилось: у собаки - будка, у белки - дупло, у волка - логово, у лисы - нора, у курицы -курятник, у лошади - конюшня, у медведя- берлога.


Сделаем вывод: дикие животные строят себе жилища сами, домашним животным – строит человек.
В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных? Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах. О домашних животных заботится человек.


Потом быстро побежали.
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

Поговорим подробнее о тех, кто живёт на ферме.

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! Корова

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура – дикого быка. Это предок современных коров. Что вы знаете о корове? У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой. Летом коровы пасутся на лугах и питаются сочной травой, а зимой их кормят сеном. Оказывается, их возраст можно определить по рогам. С рождением каждого телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. Лошадь

Миллионы лет назад, когда на Земле не было людей, на нашей планете обитал небольшой зверёк, размером с лисицу. Это животное – далёкий предок осла, зебры и лошади. Учёные назвали его Эогиппус. Он был слабым, миролюбивым, травоядным.


Приручение лошадей началось много столетий назад. Во многих районах Европы и Азии паслись дикие лошади – тарпаны. Это и есть предшественники современных лошадей.
Главные качества лошади, сложившиеся на протяжении длительной эволюции – сила, скорость, выносливость, хорошая обучаемость.
Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить, расчёсывать гриву, кормить. Как называется группа лошадей? Табун.

Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное. Коза

Коза – очень полезное для человека животное. Мы получаем целебное молоко, которое излечивает многие болезни; шерсть, пух. У козы есть маленькие рожки и крохотные аккуратные копытца. Козы любят объедать кору деревьев и молодые листочки. Согласно исследованиям учёных, единого предка у современных домашних коз нет.

По горам, по долам ходит
Шуба да кафтан. Овца, баран

Люди разводят овец с незапамятных времён. Предками современной овцы были дикие бараны – архар и муфлон. Овцы обладают сильным стадным инстинктом, поэтому их содержат группами – отарами. Овцы пасутся на лугах. Для чего их разводят? Из овечьей шерсти прядут пряжу, из овчины шьют дублёнки, из овечьей кожи – обувь. Мясо употребляют в пищу.

По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на своих диких родственников – кабанов. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Мясо свиней употребляют в пищу, из кожи шьют обувь и одежду.

Задание №3. Кто чей ребёнок?
У свиньи – … поросёнок
У коровы – …телёнок
У утки – …утёнок
У гуся – …гусёнок
У лошади – …жеребёнок
У овцы – …ягнёнок
У кошки – …котёнок
У собаки – …щенок
У курицы – …цыплята

Люди одомашнили не только зверей, но и птиц. Познакомимся с ними.

Важным по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный …индюк.

Индейки являются самыми крупными домашними птицами. Взрослые индюки могут весить 35 кг. У них крепкие длинные ноги и широкий хвост. Индейки чувствительны к холоду и сырости, очень любят тепло. У них неуживчивый характер.

Птица ли она? Ответь, сумей-ка,
У неё и крылья, и перо.
Целый день хлопочет чародейка,
Чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу,
Ну, конечно, это наша. курица.

Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок. Я горластый. петушок.

Жёлтые комочки, лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто? Цыплята

Для чего человек разводит кур? Куры несут яйца, мясо их идёт в пищу, перьями набивают подушки.
А вот интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? Оказывается, куры, даже разных пород отлично понимают друг друга.

Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это гусь.

У гусей и уток есть плавательные перепонки. Они плавают, ныряют.

Задание 4. Кроссворд (самостоятельная работа)


По горизонтали:
2. Косолапый зверь лесной
Просыпается весной.

5. Носит на животе в сумке детей,
Ловко скачет среди степей.

7. Ловко прыгать по лианам
Очень любит .

10. В лесу в дупле она живёт:
Орешки, жёлуди грызёт.

11. Носит домик на себе
И на суше и в воде.

13. Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Серого зайчика ждёт за кустом.

14. У него всё тело в пятнах,
Он высок невероятно.
У него весёлый нрав,
Потому что он - .

По вертикали:
1. Любит в грязи поваляться,
Потом в луже искупаться.
И похрюкать ей не лень
Даже в самый жаркий день.

3. Нет полезней этой птички,
Ведь она несет яички.
Её жёлтые ребятки
Называются цыплятки.

4. В будке этот зверь живёт,
Громко лает, хвостиком виляет.

5. Капусту любит есть она,
Есть рога и борода.
Хитрые блестят глаза,
И зовут её .

6. Без воды умывается,
С собаками не знается.

8. Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко.
И зовется она .



Задание 5. Закончите предложение.
Животные бывают …
Все домашние животные произошли от …
Домашние животные отличаются от диких тем, что …
Человек приручил животных для того, чтобы иметь …

Сделаем вывод. Животные бывают дикими и домашними. Все домашние животные произошли от диких. Домашние животные отличаются от диких тем, что о них заботится человек. Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах, строят себе жилища.

Цели: Познакомить учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных; Развить познавательную активность. Воспитать любовь к братьям нашим меньшим, а также уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование к уроку:

2. индивидуальные карточки с заданием;

3. иллюстрации домашних животных;

ВложениеРазмер
okruzhayushchiy_mir.docx 21.43 КБ

Предварительный просмотр:

  • познакомить учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных;
  • расширить и углубить знания учащихся о диких и домашних животных;

Оборудование: картинки диких и домашних животных, пиктограммы.

- Ребята, кто сегодня утром пил молоко?

- Откуда берется молоко?

- А где живут коровы?

- Кто сегодня ел яичницу?

- Откуда берутся яйца?

- А из чего связали свитер?

Где взяли шерсть для ниток?

- Коровы, куры, овцы – это какие животные?

- Ребята, а всегда ли были домашние животные?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

2. Новая тема урока.

На Ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными.

Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в общину. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре в общине появилось стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом, кормили его, защищали от диких животных. Они пили молоко домашних и забивали их, когда им нужно были мясо и шкуры. Так община из охотников превратилась в скотоводов.

КАК ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ НАШЛИ ДРУГА.

Раз первобытные дети
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще
Неведомого зверька,
Какого ещё ни разу
Не видывали пока.

Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном.
А первобытные волки
Крадутся во мраке ночном.

Беда первобытным людям,
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо
Могилою делалось им!

Но, злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверёк,
И этим людей первобытных
От гибели он уберёг.

С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Веселый и верный пёс.

Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так дикие животные стали домашними. Так возникло скотоводство.

3. Самостоятельное чтение текста на с. 19 (Учебник Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. 1 класс).
- Прочитайте текст и скажите: Загнав животных в загон, что заметили люди?

3. Сравнение домашних животных и их предков по иллюстрации на с. 20.
(На доске картинки современных домашних животных)

  • Соедините линией домашнее животное и его предка.
  • Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
  • Для каких целей используют этих животных?

Корова - дает молоко (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка), мясо, жир. Кожа - одежда (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога - клей, желатин (в мармелад).
Конь - тягловая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура- кожа (ремни, сумки, упряжь).
Овцы - мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмов), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дубленки. Шкурки ягнят - каракуль (шапки, воротники, шубки).
Козы - мясо, молоко, кожа.
Свинь и - мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.
Кролики - мясо, шкурки - шапки, шубки.
Гуси - мясо, пух (подушки, перины), жир.
Утки - яйца, пух, мясо.
Куры - яйца, пух, мясо.
Кошка - мышелов, друг.
Собака - сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступника), сапер (ищет мины), таможенник ищет наркотики), пастух, охотник, ездовые собаки. Собака – друг человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Подрезова И.И.

Система Л.В.Занкова.

Окружающий мир 1 класс.( по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова).

Тема: Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебная цель: познакомить учащихся с тем, в какой последовательности происходило одомашнивание животных; кто являлся предками домашних животных; с какой целью одомашнили; расширять и углублять знания учащихся о диких и домашних животных.

Планируемые результаты( предметные): Обучающий научится различать диких и домашних животных; определять последовательность одомашнивания животных.

Универсальные учебные действия:

Личностные. У ученика будут сформировано положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, умение оценивать себя и одноклассников по критериям.

Регулятивные. Учение научится принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные. Ученик научится понимать заданный вопрос, в соответствии строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением в них отличительных признаков, проводить сравнение, классификацию изученных объектов.

Коммуникативные . Учащиеся научатся договариваться, приходить к общему решению, формировать собственное мнение.

1 .Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1.-Посмотрите внимательно на картинки.

- Кого мы видим на картинках? (Животных)

- Животные, как и человек, являются частью природы.

- А какой природы, живой или неживой? (Живой)

(они питаются, дышат, вскармливают детёнышей. )

2.Разделите животных на две группы. (Работа в парах)

Находим диких животных.

От картинок с животными поставьте стрелки к рамочке в которой написано дикие животные. ( Проверяем- ставим 3 балла)Слайд 2

Находим домашних животных.

От картинок с животными поставьте стрелки к рамочке в которой написано домашние животные. (Проверяем- ставим 6 баллов ). Слайд 3

- Почему одних животных называют дикими, а других домашними?

Прочитайте слова которые записаны в рамочках.

Слова которые относятся к диким животным поставьте стрелку к рамочке в которой написано дикие животные .(проверяем ставим 3 бал.)

Слова которые относятся к домашним животным поставьте стрелку к рамочке в которой написано домашние животные .(проверяем ставим 3 бал.)

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1. - По мнению ученых, существует 25 видов домашних животных.

- А всегда ли были домашние животные? (Нет)-

-А как появились домашние животные?

(Человек приручил диких животных).-Что значит приручил?(сделать ручным, послушным)

-Это значит одомашнил. Слайд 5

-Я вам дам листы бумаги на которых размещены домашние животные, и вам надо поставить цифры в той последовательности в которой происходило одомашнивание.

- Вы смогли выполнить это задание?

- Предложите выход из создавшейся ситуации. Что делать?

-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Узнать, последовательность одомашнивания животных; кто является предками домашних животных, зачем их одомашнили)( Слайд 7)

4. Этап построения проекта выхода из-за затруднения.

У вас на партах лежат конверты с картинками животных.

Я буду загадывать загадки , а вы должны найти отгадку домашнего животного , его детёныша и предка этого животного. После этого мы сравним предка с домашним животным.

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков,

Дом хранить от чужаков. (Собака)

- Как называются детеныши собаки?- Щенята.

- Кто является предком собаки? – Волк.

- Вывод: первое животное которое одомашнил человек была собака.

Шерстяная его шуба
Сострижём и тётя Люба
Из неё спрядёт нам пряжу
Кофту и носки мне свяжет
У него рога, крутые
Словно в кольца завитые
Сколько у него кудряшек
Кто же это? Наш (Баран)

Найдите барана детёныша и предка.
- Предками овец являются архары и муфлоны . Эти горные бараны были одомашнены человеком очень давно, 10 тыс. лет до н.э.

- Для каких целей человек использует этого животного? (От овец получаем мясо – баранину, молоко, из молока сыр, брынзу (это сыр из овечьего молока), шерсть (ткани для пальто, костюмов), варежки и носки. Из шкуры с шерстью – шьют дублёнки.)

-Как называются детёныши овцы? (Ягнята)

- Отгадайте следующую загадку:

Он рогат и бородат,

Строго смотрит на ребят,

Если кто озорничает –

Забодает, забодает, забодает. (Козёл, коза)

-Предками современных коз были безоаровый козел и мархур, а также дикая коза приска.

-Что человеку даёт коза? (Коза даёт молоко. От коз получаем мясо, кожу.)

Тихо мыча
В заливные луга.

И неспешно пастись,

Вкусным парным молоком запастись. (Корова)

- Предком домашнего крупного рогатого скота был дикий бык – Тур .

- Посмотрите внимательно, как похожа современная корова с диким быком.

- Что человек получает от коровы? (Корова – одно из важных для человека домашних животных. Человек получает от неё молоко, из которого изготавливают различные продукты: сливки, сметану, творог, сыр, простоквашу, кефир, ряженку, йогурт, сгущёнку. Кроме того, от коровы получают мясо, жир. Из копыт и рогов делают клей и желатин, из которого делают мармелад. Из кожи шьют одежду: куртки, пальто, сумки, обувь, ремни. Корова травоядное животное.)

- Как называются детёныши коровы? (Телята)

=С пышною красивой гривой,

Скачет по полю игриво ( Лошадка)

-Предком домашней лошади был тарпан – это дикая лошадь.

-Для каких целей человек использует лошадь? ( Лошадей до сих пор используют в сельском хозяйстве; они необходимы в горах, где не проехать на машинах; в некоторых районах их разводят для получения мяса и молока. Кумыс – сквашенное молоко кобыл – высокопитательный диетический напиток

Лошади выступают в цирках и на скачках, их можно увидеть на парадах, а богатые люди держат породистых лошадей как домашних животных и занимаются верховой ездой.)

-Как называются детёныши лошади? (Жеребята)

-Где живут лошади? (В конюшне)

- Что за зверь, Со мной играет

Не мычит, не ржёт , не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки . ( Котёнок)

- В одной индийской легенде рассказывается, что в былые времена кошка жила в лесу вместе со своим братом тигром. Но тигр заболел, и кошка отправилась к людям, чтобы у них взять огонь и согреть простуженного брата. Войдя в человеческое жильё, она нашла там уют и тепло, а главное – вкусную еду. Взяв горящую головню, кошка вернулась к тигру в лес, а когда тигр уже грелся у огня, кошка заявила, что ей надоело терпеть голод и холод в лесу и она отправляется жить к людям. Так, согласно преданию, кошка стала домашней.

- Посмотрите на предка домашних кошек и котов – это дикий лесной кот .

- Что дает человеку кошка?

Физкультминутка

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Опираясь на новые знания, давайте запишем в таблице

последовательность одомашнивания животных.

Проверка и выставление баллов: 6 баллов.

2. Показ дикого животного ,а ученики находят домашнее животное и отмечают в таблице.

Проверка и выставление баллов: 3 бал.

3.Показ предметов, а ученики определяют к какому домашнему животному относится ( сырок, сметана, масло- корова : рукавица, носок, шапка- овца:

сани. упряжь, седло- лошадь)

Проверк а и выставление баллов: 3 бал.

Кого вы видите на картинке? А как называется эта профессия? Вы сейчас прочитаете текст и назовёте качества которыми обладают люди этой профессии.

Программное содержание: Познакомить детей с тем, кто являлся предками домашних животных. Расширять и углублять знания детей о домашних животных. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами. Совершенствовать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к домашним животным. Воспитывать умение слушать внимательно, активизировать познавательный процесс.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Слайд 1

Домашние животные давно живут рядом с человеком, поэтому не могут обходиться без его помощи. Человек заботится о домашних животных. Домашние животные живут в городских квартирах и на фермах. Домашние животные — это коровы, лошади, свиньи, козы, кошки, собаки, ослы, овцы, куры, утки и т. д.

Воспитатель: Наше путешествие начинается.

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усищи-спицы,

Он мурлычет, он поёт,

У него четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

Воспитатель: Слайд 2

Правильно, эта кошка. Домашние кошки произошли от дикой нубийской кошки. В Древнем Египте кошка почиталась как священное животное. Обидеть кошку было страшным преступлением.

Кошка передвигается и подкрадывается абсолютно бесшумно благодаря мягким подушечкам на лапах. В этих подушечках скрываются острые коготки, которые кошка может выпускать и царапаться ими, если её разозлить или обижать её детенышей — котят.

Кошка издаёт разнообразные звуки : мяукает, мурлыкает, визжит и воет. Живёт она в доме человека, и все её очень любят.

Воспитатель: Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух.

Воспитатель: Слайд 3

Собака – первое животное, которое приручил человек. Собаки произошли от волков или шакалов. Люди брали самых умных щенков и воспитывали из них сторожей и помощников для охоты.

До сих пор собака — наш самый верный друг. Собаки защищают хозяина от врагов, служат на границе, работают спасателями. Есть даже собаки–поводыри, которые помогают передвигаться слепым людям.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч пород. Одни из них охраняют скот (пастушьи собаки, другие помогают в охоте (охотничьи собаки, третьи ловят преступников и разыскивают опасные вещества и предметы (служебные собаки, а есть собаки, которые так и остались чисто домашними животными.

Воспитатель: С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

А лаптей не плетёт.

Воспитатель: Слайд 4-5

Предок домашних коз – дикий винторогий козёл, бородатый козёл. Домашние козы относятся к одним из самых древних домашних животных. Они были одомашнены около 9000 лет назад — позже собак, но раньше кошек, лошадей, ослов и овец.

Воспитатель: Я знаком давно тебе,

У меня крутые рожки,

В башмачках-копытцах ножки.

Дети: Барашек, овечка

Воспитатель: Слайд 6-8

Вы со мной знакомы близко. Идут по кругу на носочках, крадучись,

Я приветливая киска. держа согнутые руки перед грудью.

Кверху — кисточки на ушках, Останавливаются, встают лицом в круг,

В темноте я зорко вижу, Вновь идут по кругу крадучись.

Понапрасну не обижу. Крутят пальчиком.

Но дразнить меня опасно — Опять останавливаются, встают лицом в круг

Воспитатель: Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.

Воспитатель: Слайд 9,10

Лошадь стала домашним животным около 7 тысяч лет назад. Предок домашней лошади – тарпан, который обитал в южнорусских степях.

Лошадь — очень выносливое животное. В древности лошадь использовали на войне: её запрягали в боевые колесницы. У лошади сильные ноги с крепкими копытами. На копыта надеваются прочные железные подковы. Это необходимо для того, чтобы лошадь не стёрла ноги. Но лошадь ценят не только за ту огромную пользу, которую она приносит человеку. Это ещё и красивое, грациозное животное с очень добрым характером.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, -

Это родственник лошадки!

Он, сестрица, братец, мама,

Дед и папа - все упрямы!

Воспитатель: Слайд 11,12

Ослы — это самые ближайшие родственники лошадей, только меньше их ростом. Осёл является одним из первых одомашненных животных.

Воспитатель: Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын.

Воспитатель: Слайд 13-14

Домашние свиньи произошли от диких кабанов, примерно 7 тысяч лет назад. Свиньи гораздо быстрее растут, приносят поросят и жирнеют, чем дикие кабаны. У свиньи может родиться до 12 поросят. Домашние свиньи всеядные животное, питаются как растительной, так и животной пищей.

Воспитатель: Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуё т:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко.

Воспитатель: Слайд 15-16

Домашние коровы, их ещё называют- крупный рогатый скот. Они появились около 12 тысяч лет назад. Предком домашних коров был дикий тур- крупное животное с мощными рогами. Сначала люди приручали туров ради мяса и тягловой силы, а потом научились получать молоко. В Индии корову с давних времён считают священным животным.

Воспитатель: В сарае, в клетке он живёт,

Морковку сладкую грызёт.

Ох и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

Лопоухий, хвост как нолик.

Воспитатель: Слайд 17-18

Кролик был одомашнен около двух тысячелетий назад. Предок был –дикий кролик. Кролики дают нам мех и мясо. Живут они в специальных маленьких домиках, которые им строит человек. Летом кролики вместе со своими детьми — крольчатами — живут в летних домиках–клетках с сетчатым полом.

Воспитатель: Слайд 19

Живут домашние животные на скотном дворе. Домашних животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Все животные для человека важны и нужны по-своему. Вот наше путешествие и подошло к концу. В заключение

Свиньи живут в свинарнике.

Коровы живут в коровнике.

Лошади живут в конюшне.

Кролики живут в крольчатнике.

Собака живет в конуре.

Кошка живет в доме.

Воспитатель: Молодцы. О ком говорили на занятии? Что нового узнали? Понравилось вам наше путешествие?

Прикреплённые файлы:

Наверняка всем известно, что история одомашнивания диких животных уходит своими корнями еще в первобытные времена. Человек, чтобы выжить и добыть себе пропитание, уходил далеко от дома, охотился за мелкими и крупными животными и птицами. Когда еды было предостаточно, оставшихся животных не убивали, а оставляли возле дома в загоне, чтобы те не сбежали, поили и кормили их.

Древние люди

Древние люди

Со временем люди осознали, что держать и разводить животных рядом с жилищем намного практичнее, чем уходить в леса и вылавливать их. Живность инстинктивно поняла то, что за пропитание возле человека не надо драться, делать запасы на зиму - и здесь спокойно и комфортно. Потомство одомашненных животных уже не знало, не представляло другой жизни и очень хорошо прижилось рядом с человеком, давая еду, шерсть, в некоторых случаях защиту и помощь. Так начались первые взаимовыгодные отношения человека и животного.

Разные народы приручали совсем разных животных - антилоп, журавлей, страусов и даже питонов, гепардов и крокодилов. Но надо понимать, что приручить животное не значит его одомашнить. Одомашненное животное должно не только комфортно себя ощущать рядом с человеком, но и приносить потомство в таких условиях. Тогда можно выделять наиболее полезные для человека качества и разводить особей, которые ими обладают.

Предположительно, предком собаки является один из самых опасных хищников - волк. По своей сути, волки своим поведением похожи на людей. Они живут стаями, помогают друг другу и поддерживают семейные связи. Возможно, это одна из причин сближения волка с человеком.

Волки

Как происходило сближение волка и человеком, можно только предполагать. Вероятно, волки, подъедая за людьми остатки пищи, перемещались на разные территории вслед за ними, либо человек, убив взрослых особей, забирал маленьких волчат себе, выкармливал и приручал их.

Волки "прибились" к людям ещё в каменном веке - 10-15 тысяч лет назад. Одомашнивание волков принесло большую помощь в развитии цивилизации, ведь они не только охраняли жилище, но и помогали охотиться на других зверей.

Волки

Козы и овцы

Впоследствии, люди начали одомашнивать других животных: коз и овец. Козы снабжали человека вкусным и сытным молоком, а из овечьей шерсти научились прясть пряжу и изготавливать теплую одежду. Согласно данным археологических раскопок, козы и овцы были одомашнены около 11 тысяч лет назад.

Свинья

Одни из тяжело приручаемых животных – свиньи. Но и их человек смог присмирить и использовать для выживания примерно 12-13 тысяч лет назад. Самые старые останки свиней были найдены на Кипре. Туда они могли попасть только с материка, а это говорит о том, что они были одомашнены и перемещались вместе с людьми.

Удобство одомашнивания свиней заключалось в том, что они были неприхотливы и всеядны. Этих животных разводили, по большей части, ради мяса, но также использовались их шкуры, кости и щетина. Так, например, из шкур делали щиты, из костей - оружие и орудия труда, а из щетины изготавливали кисти.

Корова

Предком современного рогатого скота является тур, которого одомашнили около 9-10 тысяч лет назад. Это крупные первобытные дикие быки с мускулистым телом. Масса туров достигала 800 кг, а рост в холке мог превышать 170 см. Самки этих животных давали людям молоко, а самцы использовались для тяжелых работ: перевозили грузы и тащили плуг при обработке полей.

Туры встречались почти по всей Европе, а также в Северной Африке, Малой Азии, Индии и на Кавказе. Сейчас туры уже не существуют, последняя особь погибла в лесах Мазовии в 1627 году в результате болезни. Также вымирание этих животных связано с интенсивной вырубкой лесов и охотой.

Польские учёные планируют возродить вымерших туров с помощью ДНК, сохранившейся в костях археологических находок.

Лошадь

Перед изобретением паровой машины, автомобиля и самолета в ходу были кареты, запряженные лошадьми. Это может показаться примитивным по сравнению с современным транспортом, но, имейте в виду, вьючные животные способствовали ряду величайших достижений цивилизации на протяжении тысячелетий посредством миграции и торговли.

Около 5-6 тысяч лет назад люди приручили и оседлали лошадей. Конь оказался самым полезным животным. На нем не только пересекали большие территории в поисках лучшего места для обитания, но и запрягали в повозки и перевозили тяжелые грузы.

Лошади в упряжке

Лошади в упряжке

Правда в те времена лошади в привычном для нас понимании не существовало, потому что был её предок - тарпан (разновидность дикой лошади), населявший степи Евразию. Ныне это животное истреблено.

Исследования состава грунта выявили остатки высокой концентрации навоза в местах древних поселений - это доказывает присутствие здесь одомашненной лошади 5-6 тысяч лет назад. Кроме того, исследования ДНК свидетельствуют, что сегодняшние одомашненные лошади произошли в разных странах и от разных диких пород. Хотя люди, вероятно, использовали лошадей сначала для получения мяса и молока, со временем кони стали тянуть повозки, в которых наши предки передвигались с места на место.

Дикие лошади

Дикие лошади

Лошади позволяли людям преодолевать большие расстояния в сравнительно короткий срок. По-видимому, никакое другое вьючное животное не способствовало бы такому скорому перемещению человека. В конце концов, древние римляне даже запрягали коней в свои колесницы. Первые лошади когда-то жили в Северной Америке, но затем вымерли, а вернулись на континент уже с испанскими колонистами примерно 9000 лет спустя.

Интересные факты о лошади

  • Индикатором возраста лошади являются ее зубы. Отсюда и появилось выражение “Дареному коню в зубы не смотрят”
  • Лошадь может различать эмоции в человеческом голосе
  • Благодаря особому строению суставов, лошадь может спать стоя
  • В мире существует около 160 различных пород лошадей

Осёл

Интересные факты об ослах

  • Индийские крестьяне издавна используют ослиное молоко для кормления младенцев
  • У древних египтян наличие осла считалось признаком высокого социального статуса
  • Осёл имеет 62 хромосомы и может скрещиваться с зебрами и лошадьми

Верблюд

Бактрийские и арабские верблюды могут нести большие тяжести, и им хватает небольшого количества воды под палящим солнцем, поэтому люди в пустынных районах много выиграли от одомашнивания этих кораблей пустыни. Хоть мы, как правило, ассоциируем верблюдов с жаркими районами, у бактрийского верблюда толстая шерсть, позволяющая ему выдерживать холодный климат.

Верблюд

Сначала одомашненный верблюд использовался исключительно для получения шерсти, мяса и молока, но потом люди стали использовать его для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния. В определенных районах с этой практикой на долгое время забыли что такое колесо.

Верблюды

Интересные факты о верблюдах

  • Верблюд рождается без горбов
  • Верблюд – очень миролюбивое и не агрессивное животное
  • Арабский верблюд имеет один горб, а азиатский – два
  • Верблюд в своих горбах запасает не воду, а жировую клетчатку
  • Глаза верблюда защищены от песка двумя рядами ресниц. В случае песчаной бури верблюд может сомкнуть не только веки, но и ноздри и губы, защитившись таким образом от попадания песка.

Вьючные животные сильно помогали людям, да и продолжают делать это. Четвероногие трудяги немало поспособствовали развитию цивилизации.

Кошка

Когда люди перешли к оседлому образу жизни (9 тыс. лет назад), была одомашнена кошка. Считается, что её прародителями являются Ливийские степные кошки. Они отлично зарекомендовали себя как охотники за грызунами, которые любят поесть зерно. Такое соседство было взаимовыгодным, и кошки остались с нами по сегодняшний день, но уже в качестве любимцев.

Кошки имели особое значение в жизни людей. Многие народы тысячелетиями считали кошек священными животными и поклонялись им. Их тела мумифицировали и хоронили вместе с хозяевами. В то же время так было не всегда. Например, во времена охоты на ведьм кошек считали "нечистыми" животными - и поэтому их опасались.

Домашние птицы

Около 5 тыс. лет назад были одомашнены куры, а 3-4 тыс. лет назад независимо в Европе и Китае - утки. Примерно тогда же в западной Африке одомашнили цесарок.

Утки

На текущий момент история одомашнивания диких животных человеком не закончена. Селекционеры продолжают экспериментировать с лосями, антилопами, овцебыками, норками и различными видами пушных зверей.

Читайте также: