Конспект логопедического занятия поздняя осень

Обновлено: 05.07.2024

— расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

— совершенствование совершенствование навыков словообразования.

— развитие связной речи;

— развитие силы и длительности выдоха;

— развитие мышления, внимания, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы

— развитие общей, мелкой моторики детей;

— формирование навыков содружества, взаимопонимания, доброжелательности, сплочённости группы.

Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, мяч, изображения луж.

Ход НОД:

Организационный момент (педагог – психолог)

Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую.

I. Введению в тему (педагог – психолог)

- Ребята, отгадайте загадку:

В парках листья пожелтели,

Птицы к югу полетели,

Дождь холодный бьёт в окно…

Что за время к нам пришло?

II. Объявление темы

- Правильно! Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем сегодня беседовать об осени.

сентябрь – октябрь – ноябрь,

ноябрь – сентябрь – октябрь.

Логопед: - Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев)

- К какому времени года относятся эти месяцы? (К осени)

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Три)

- Сколько месяцев длится осень? (Три)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь)

- Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь)

- Назовите месяцы осени по порядку( Сентябрь – октябрь – ноябрь)

- Назовите последний осенний месяц (Ноябрь)

- Ноябрь – какой по счёту осенний месяц? (третий)

- Как про этот месяц сказать по другому? (Это последний месяц осени).

- Ноябрь – это поздняя осень

2. Работа с демонстрационным материалом (повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака). Проводится учителем – логопедом.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

- сжимание и разжимание пальцев

- загибание по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название

Дети сдувают с ладошки листики, вырезанные из картона.

- улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи;

- холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём;

- три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый на 6 частей. Логопед произносит предложение (признак осени), каждый ребёнок рисует картинку – опору в соответствующем прямоугольнике листа.

  • Поздней осенью солнце светит и греет совсем мало.
  • В ноябре день становится ещё короче, а ночь ещё длиннее.
  • В ноябре идут холодные дожди со снегом.
  • По ночам бывают заморозки.
  • В ноябре листьев уже почти не осталось.
  • Человек кормит домашних животных.

8. Составление рассказа – описания.

Дети составляют рассказ – описание о признаках поздней осени сначала по цепочке, а затем одним (двумя, тремя детьми) ребёнком.

Цель : закрепить знания детей о растительном мире осенью.

Задачи образовательные : обобщить знания детей о видах деревьев

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Задачи развивающие : формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемы ситуации;

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мыслительную деятельность.

Задачи коррекционные : совершенствовать словарь детей по теме.

Активизировать умение и навыки в словообразовании притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния основ;

Развивать диалогическую речь с использованием сложноподчиненных предложений;

Формировать умение строить фразу по данной схеме;

Развитие общей и мелкой моторики.

Задачи воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Развивать культуру речевого общения детей с друг с другом.

Работа с раздаточным материалом по теме ;

Дидактические и словесные игры, упражнения;

Художественное творчество (рисование, аппликация, конструирование)

Рассматривание картины золотая осень И.Левитана, иллюстраций по данной теме;

Наблюдение за живой природой.

1. Вводная часть. (Логопед с детьми входит в группу)

-Здравствуйте! Сядет на свое место тот, кто скажет, какой он.

2.Ввод в мотивацию. Беседа

Обратите внимание на столы, что вы замечаете? ( на столе лежит посылка).

Хотите узнать, от кого она? (Логопед открывает посылку) А может мы догадаемся от кого она, отгадав загадку.

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек,

Посмотрите осень прислала в конверте разрезные картинки. Давайте их соберем.

Дети собирают части

-Как вы думаете, что это? (на картине осень)

- Что изображено на разрезной картине?

-Какая это осень? Как вы думаете почему? (на деревьях не осталось листочков, на небе темные тучи, птицы улетели на юг, стало холодно).

-Это осень ранняя? ( Нет поздняя)

-День на картине ясный? ( Нет пасмурный!)

-Небо светлое? (нет темное!)

-Облака белые? (нет черные!)

-Деревья одетые? (нет голые!)

Время теплое? (нет холодное!)

-Осень прислала вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу .

Посмотрите в посылке стоит ваза, а в ней …

-Как вы думаете, может быть? (листья)

-Кто их так раскрасил? (осень)

-Возьмите осенний листок, который вам больше нравится.

4.Образование сложных прилагательных по образцу.

-Осень разноцветными красками раскрасила листья. Что в них необычного?

-( листья не одного цвета, а двух цветов?)

-Как же можно сказать, какой, лист если он желтый и красный? (желто-красный).

-Какой твой лист? ( Мой лист желто-коричневый, желто-зеленый, оранжево-красный ит.д.)

Дети называют по очереди, какой лист.

5.Употребление существительных в родительном падеже с предлогом.

-С какого дерева упал желто-красный лист? Желто-красный лист упал с клена, дуба, с ивы, рябины…).

6.Образование относительных прилагательных от существительных.

-Лист упал с дуба, какой он? у меня лист дубовый, селеновый, и т.д.

-Листья растут на чем? ( На ветке).

-Откуда же эти листики? (не знаем)

-Посмотрите и найдите ветку своего листика. Все, увидели с какой ветки ваш листик? ( дубовый лист растет на дубовый ветке и т.д. )

- Раз, два, три повернись, и пройдись. Какие мы видели красивые веточки на дереве! Вспомним о листочках и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (загибаем пальцы)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку…(Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак).

8.Образование однокоренных существительных.

-Мы посчитали листья деревьев. Скажите, где мы могли бы увидеть много деревьев? ( в лесу, парке).

-Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать? (Лесок)

-Тропинка в саду садовая, а в лесу? (лесная)

- Этот человек, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. ( Лесник)

-Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)

-А сказочное чудовище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

-Повторяйте за мной: лес, лесок, лесник, лесовик, леший, лесная.

Сколько слов я назвала? (шесть)

-Что вы можете сказать об этих словах? (слова похожи)

-Верно, слова похожи, в них общая часть – лес.

Слова с общей частью называются родственными.

Внимательно послушайте и скажите, какое слово лишнее?

-Лесник, лесовик, лента, лесная, лесовик. (Лишнее слово лента).

9.Употребление существительных множественного числа предложного падежа.

-Я хочу вас проверить, запомнили ли вы, кто такой лесник? ( Это -…)

-За чем присматривает лесник в лесу? Подойдите к мольберту, отберите нужные картинки. Лесник присматривает за кустами, деревьями , травами. А за пальмой он не присматривает, потому что это дерево растет в жарких странах.

В лесу лесник встречает и наблюдает за кем? Какими ? Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.

(Птицами). Лесник заботится о дятлах , о воробьях кукушках.

За пингвином лесник не наблюдает, потому что он живет…)

-Отберите картинки , о ком заботится в лесу лесник? (Лесник заботится о лесных животных, а о лошади не заботится, потому что это домашнее животное).

-Молодцы! Ничего не напутали.

10.Образование притяжательных прилагательных.

-Вспомните, а какое сказочное чудище, которое шутит, путает, старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)

И снами леший решил пошутить. Вот какого зверя нарисовал .Как вы думаете , живут в лесу такие животные? (Нет .Это сказочное животное.)

-На каких животных оно похоже? (Оно похоже на зайца, у этого животного заичьи уши, на волка, у него волчьи ноги, на медведя, у него медвежье туловище).

-Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать.

11.Игра «Где же хвост? (Употребление притяжательных прилагательных в сложноподчиненных предложениях). Составление предложения с использованием схемы.

-А вот звери лесные испугались и попрятались.

Определите по хвосту, кто, где спрятался. Почему ты так думаешь?(Лиса спряталась за кустом , потому что я вижу лисий хвост.

-Чтобы животные появились , давайте расхвалим их хвосты. Нам поможет эта схема

-Логопед демонстрирует образец.

(О зайце составляем аналогичное предложение).

Леший не только умеет шутить, еще он умеет загадывать сказочные загадки, а загадки он спрятал в красном, пластмассовом, детском…(ведерке).

12.Образование сложных прилагательных путем сложения основ.

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерками , каждому номеру соответствует схема .Дети обсуждают и говорят ответ.

(Тонкошеей лебедь, остроклювый дятел и т.д.)

-Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу? (Все улетают на юг.)

-Молодцы! Со всеми заданиями справились .

Педагог обращает внимание на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами и грибами)

-Ребята, посмотрите на столе , где раньше лежала посылка , что-то стоит…(Дети подходят к корзине , достают осенние подарки).

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

- рисунки с зашумленным предметами;

- карандаши по количеству детей;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Над землёй повисла,

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

Время года отгадай

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках)

Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук)

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])

Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])

Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед : Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Логопедическое занятие в средней группе с ТНР

Тема: Поздняя осень

- Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности.

- Развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени.

- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Оборудование: мнемотаблица, мяч

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

2. Введение в тему

Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

4. Артикуляционная гимнастика

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

5. Игра "Погода осенью" (с мячом)

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

6. А сейчас будем составлять рассказ об осени.

- Что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-Что можно сказать про осеннее небо ? (Небо осенью серое , пасмурное, хмурое.)
- Осенью часто идут дожди. Дождь какой? (мелкий, холодный, частый, моросящий, после дождя образуются лужи).

- Какие изменения происходят в жизни птиц осенью ? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

Мы – листики осенние Руки вверх, покачать.

На веточках сидели Присесть, взмахивая руками.

Дунул ветерок - Резко встать, разведя руки.

И мы полетели. Легкие взмахи руками.

Мы летели, мы летели Повернуться вокруг себя.

И на землю тихо сели. Присесть.

8. Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа. Что происходит с природой осенью мы сейчас с вами попробуем рассказать по нашей таблице. Послушайте какой я рассказ расскажу про осень.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью на деревьях желтеют листья . Небо осенью бывает пасмурное , серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают. Люди одевают осеннею одежду. Перелётные птицы улетают в тёплые края. А теперь вы попробуйте составить мне рассказ.

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень.

9. Итог. Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице .

В своей работе я использую: логопедическую технологию развитие связной речи(учебно-практическое пособие по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР и по лексическим темам в подготовительной группе для детей с ОНР)Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Занятия рассчитаны на двух летний курс систематической коррекционной работы для детей с ОНР. В занятиях отражены все лексические темы с подробным сравнительным анализом. Благодаря интересному лексическому материалу, тщательно подобранному к каждой теме, занятия очень результативны, используются парциально воспитателями, музыкальными руководителями и психологом. Начав применять технологию в своей практике, я достигла повышения эффективности коррекционной работы, особенно по разделам формирования лексико-грамматических категорий, развитию связной речи. Технология способствуют развитию интеллекта, интереса к обучению, у детей формирует наблюдательность, внимание, отзывчивость и патриотические чувства. Помогает мне добиваться высоких результатов в коррекции речевых расстройств детей дошкольного возраста.

Также на занятии я использую личностно-ориентированную методику И.С.Якиманской. Каждый ребенок включается в деятельность. У ребенка появляется свой собственный опыт, вырабатывается свое собственное знание, мнение, вырабатывается собственная структура деятельности

Вашему вниманию предлагается конспект открытого занятия по развитию речи и формированию лексико –грамматического строя по теме “ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ” в подготовительной логопедической группе.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение примет осени в природе: стало прохладно, часто идут дожди, желтеют и осыпаются листья, вянут цветы, птицы собираются в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее.
  2. на прогулках с воспитателем проходило ежедневное наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц.
  3. На занятии с логопедом происходило сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Ежедневно по наблюдениям детей определялся характер погоды (солнечная, пасмурная, прохладная, дождливая, ветреная и т.д.). Логопед обращал внимание детей на сезонные изменения в природе и погоде. Дети должны знать приметы осени.
  4. С детьми повторяли стихи об осени, рассматривались осенние пейзажи И.И.Шишкина, И.И.Левитана. На музыкальных занятиях происходило слушание фрагментов из цикла “Времена года”.
  1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи детей;
  2. Работа над лексико-грамматическими категориями речи;
  3. Использование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  4. Обогащение речи детей синонимами;
  5. Воспитание любви к природе, бережного отношения к родному краю;
  6. Развитие слухового внимания, памяти и мышления.
  7. Развитие тактильных и вкусовых ощущений;
  8. Развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” – “Осень”.

Логопед: “Дети посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, а давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?”

Дети: “Поздняя осень”.

Логопед: “Правильно – сейчас поздняя осень! А какой последний месяц осени?

Дети: “Ноябрь”.

Логопед: “Правильно ребята, последний месяц осени – ноябрь. И на сегодняшнем занятии мы будем прощаться с осенью. А что в нашей группе напоминает об осени?

Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.

Мы рисовали рисунки об осени.

Украсили нашу группу листьями.

Звучит музыка Чайковского “Времена года” – “Осень”.

Логопед: Ну, раз у нас не простое занятие, я сегодня буду не просто логопедом, сегодня я буду – осенью. Это будет волшебное превращение. Сейчас зазвучит музыка, вы закроете глаза и по моему сигналу откроете.

2. Отгадывание загадок.

Время года отгадайте!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы на юг улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.

Логопед: “вы отгадали, о каком времени года говорится в загадке? А почему вы так думаете? Молодцы! А теперь отгадайте загадки о моих спутниках. Если вы правильно ответите, отгадка обязательно появится в группе. Звучит первая загадка и под музыку, характерную для дождя появляется ребенок, имитирующий образ дождя. Звучит вторая загадка и под музыку появляется “Туча”. Звучит третья загадка и под музыку появляется – ребенок “Ветер”.

3. Работа по теме.

Логопед: Ребята, я вам в подарок принесла свою самую любимую картину про осень. Миша, вспомни, как она называется? Аня, а кто автор картины? Наташа, а ты как думаешь? Правильно – это художник И. Левитан. Он очень хорошо рисовал пейзаж, природу. Это моя любимая картина. Слава, а тебе она нравится? Давайте с вами рассмотрим ее и еще раз полюбуемся ею. Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено художником?

Художник нарисовал яркими красками праздничный наряд природы. Подумайте, какая здесь изображена осень?

Дети: Золотая.

Логопед: А кто из вас знает стихотворения о золотой осени? О ранней осени? О поздней? (Дети читают стихи.)

Я называю признак, а вы предметы. Главное условие игры, чтобы слова в словосочетаниях друг с другом дружили. Встали в круг.

Логопед Ответы детей
(Какой?) осенний. Лес, ветер, вечер, день, сад.
(Какая?) осенняя. Погода, одежда.
(Какое?) осеннее. Небо, утро.

5. Игра “Цепочка слов”.

Установка: я начинаю цепочку, а вы продолжите, и посмотрим, какая длинная цепочка слов у нас получится.

Логопед Дети
Осенью небо (какое?) серое. Темное, хмурое, пасмурное, тяжелое.
Осенью погода (какая?) ненастная. Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая.
Осенью листья на деревьях нарядные. Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые.
Осенью ветер пронзительный. Ласковый, северный, свирепый, колючий, обжигающий.
Осенью путь на юг долгий. Длинный, длительный, продолжительный.

6. Динамическая пауза. – Осенний хоровод.

7. Игра “Узнай на вкус”. Ребята, вы знаете – осень это не только красота природы. Какое значимое событие осенью у людей?

Дети: Уборка урожая. И поэтому я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла с собой свои дары. Но просто так я вам их не отдам, из моей корзины вы выберете каждый себе мой дар и отгадаете на ощупь.

Я вижу, что это для вас слишком легкое задание. Сейчас мы его усложним, попробуйте отгадать теперь на вкус.

8. Подведение итогов.

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, четко говорить. Все были очень активными! А в подарок я вам оставляю свои дары!

Читайте также: