Конспект занятия по баскетболу в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Физкультурное игровое занятие с элементами баскетбола в старшей группе "Спортландия"
Закреплять через игру ведение мяча на месте правой (левой) рукой с
продвижением вперед.
Отрабатывать передачу – ловлю мяча.
Упражняться в перебрасывании мяча двумя (одной) рукой из-за головы.
Способствовать развитию координации движений.
Способствовать, дружной игре, помощи друг другу.
Воспитывать у детей желание заниматься спортом.

Оценить 840 0

инструктор по физической культуре

Плотникова Наталия Владимировна

Закреплять через игру ведение мяча на месте правой (левой) рукой с

Отрабатывать передачу – ловлю мяча.

Упражняться в перебрасывании мяча двумя (одной) рукой из-за головы.

Способствовать развитию координации движений.

Способствовать, дружной игре, помощи друг другу.

Воспитывать у детей желание заниматься спортом.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь:мячи резиновые по количеству детей, баскетбольный мяч.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят в шеренге.

И. ф. Ребята, какие вы знаете виды спорта? (ответы детей)

И. ф. А давайте мы с вами отправимся в чудесную страну Спортландию.

И там поиграем. (В зал неожиданно вкатываетсябаскетбольный мяч)

И. ф. Ой, ребята, посмотрите, да это же настоящий мяч.

А как вы думаете, в какой спортивной игре используют этот мяч?

Мяч предлагает нам с вами поиграть в подвижные игры с элементами баскетбола. (на гранях мяча приклеены листочки с заданиями) Доверим узнать первое задание Маше! (отрывает листочек, инструктор читает задания разминки) Вы готовы? Тогда вперед! Равнение в шеренге, поворот направо, шагом марш!

ходьба обычная в колонне по одному;

ходьба на носках, руки вверх с мячом;

ходьба на пятках мяч перед грудью;

ходьба с высоким подниманием колена;

ходьба в полуприседе, мяч в вытянутых вперед руках;

бег обычный, боком правым, левым, приставным шагом мяч перед грудью.

Основная часть.

Веселая разминка.

Ведение мяча на месте правой, левой рукой;

Ведение мяча правой, левой рукой, продвигаясь вперед.

Дети образуют две команды и становятся в два круга, в середине его – ведущий. Ведущий бросает мяч кому-либо из круга, и тот должен поймать мяч и вернуть его обратно ведущему. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит игру.

Методические указания: напомнить детям, как правильно ловить мяч. Побеждает команда, не потерявшая мяч.

Дети образуют две команды, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 метра от нее.

По сигналу свистка капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и в

вся команда быстро встает.

Методические указания: если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать. Мяч передается от груди.

Дети образуют две равные команды и располагаются на своей половине площадки. Дети обеих команд после сигнала свистка стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания: зал разделен сеткой; запрещается толкать друг друга, отнимать мяч. Мяч дети бросают из-за головы двумя руками.

Заключительная часть.

Раз, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили

(дети загибают пальцы)

Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем, совсем несладкий

(дети делают круговые движения ладошками, сжимают ладошки, скользящие движения ладошками)

Раз подбросим, два поймаем, три уроним и сломаем

(руки вверх, обнимают руками, руки вниз, потопать ногами).

Дети сидят в кругу, передают мяч друг другу и говорят, для чего нужен спорт.

Оборудование: мячи по количеству детей, баскетбольный щит -2 шт.

• Совершенствовать умение детей ходить и бегать в колонне по одному, выполняя задания с мячом.

• Упражнять детей в умении выполнять задания по схемам.

• Совершенствовать умение детей вести мяч, делать передачу и броски в корзину.

• Совершенствовать умение детей отбивать мяч с продвижением вперед (ходьба, бег, боковой галоп); Вращать мяч вокруг туловища, не теряя его, забрасывать мяча в баскетбольное кольцо 2 руками.

• Развивать быстроту реакции, выносливость, организованность, чувство коллективизма, воображение.

Построение в шеренгу, перестроение в колонну.

Обычная ходьба (дети проходят и берут мячи)

Ходьба на носках, мяч в руках, руки вытянуты вверх;(я детям показываю карточку-схему)

ходьба на пятках, мяч в руках за головой;


Ходьба в полуприседе, мяч на вытянутых руках перед собой;


; ходьба широким шагом, передача мяча из одной руки в другую между ног; ходьба с ведением мяча сбоку от себя.

Бег, подбрасывая мяч вперед и ловля его в движении; бег с остановкой по сигналу (стойка баскетболиста); бег с ведением мяча, боковой галоп с ведением мяча и по сигналу со сменой направления;

Ходьба с вращением мяча вокруг туловища.


Построение в 3 колонны.

1. И. п. : о. с. мяч в руках. 1-2 подняться на носки, мяч за голову, локти отвести назад, голова прямо – вдох; 3-4 и. п. – выдох. Повторить 10 раз.

2. И. п. : ноги врозь, мяч в согнутых руках. 1-2 поворот вправо (влево, отводя правую (левую) руку с мячом на ладони в сторону; 3-4 и. п. Ноги не сгибать. Повторить 5 раз.

4. И. п. : ноги шире плеч, мяч в руках. 1-3 наклон к правой (левой) ноге, не сгибая колени, катить мяч вокруг ноги; 4-и. п. Повторить 4 раза.

5. И. п. : лежа на спине, мяч в руках над головой. Перекатывать мяч вокруг себя из стороны в сторону. Ноги, руки прямые - пауза. Повторить 5-6 раз.

6. И. п. : сидя, мяч на полу сбоку у голени, руки упор сзади. 1-2 приподнять прямые ноги, прокатить мяч в одну сторону; 3-4 и. п. то же, в другую сторону. Голову не опускать. Повторить 4-6 раз.

7. И. п. : лежа на животе, мяч зажат между ступнями прямых ног, руки упор на локтях. Сгибать и выпрямлять ноги, не выпуская мяч. Через 3-5 движений – пауза. Повторить 4-6 раз.

8. И. п. : о. с. левую ногу на мяч. 8 подскоков с продвижением вокруг на правой ноге, прокатывая мяч левой, - пауза. Повернуться вокруг. То же, обратно, сменив ноги. Повторить 5 раз.

9. Отбивание мяча вокруг себя.

Основные виды движений

Упражнения выполняются в парах с одним мячом.

1. Ведение, передача, бросок в корзину.

Дети стоят в двух колоннах, напротив баскетбольного щита. В руках у одной колонны мячи. Игрок 1 колонны ведет мяч вдоль боковой линии, у обозначенного места передает мяч набегающему игроку 2 колонны, который ловит мяч и бросает его в корзину. После этого ловит его от корзины, ведет мяч обратно и встает в свою колонну.


Дети стоят парами, у каждой пары мяч. Один ребенок становится под корзину, чтобы поймать брошенный мяч, остальные становятся друг за другом на расстоянии 2 метра от корзины. После сигнала они бросают каждый свой мяч (по 5 раз, затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.

Задачи: Сохранение и укрепление здоровья детей с использованием разных форм и методов физического воспитания (физические и силовые упражнения, закаливание, упражнения на гимнастических мячах, подвижные игры, упражнения на дыхание, релаксация).

Развитие двигательных навыков и физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции через подвижные игры и упражнения с мячом, совершенствование навыков владения мячом.

Воспитание у детей интереса к спортивной игре баскетбол, потребности в систематических занятиях и физических упражнениях.

Оборудование: Гантели по две на каждого ребенка; гимнастические мячи на каждого ребенка; тренажеры для рук на каждого; набивные мячи 4 шт.; мячи резиновые на каждого ребенка; ориентиры 8 шт.; два таза с водой + 36°С, + 18°С; шарики металлические, резиновые, теннисные, стеклянные; полотенца для рук на каждого ребенка; два баскетбольных кольца, карточки с заданиями.

Ход занятия: Дети стоят перед входом в спортивный зал. На стене иле ширме висит оформление (изображение смешариков, занимающихся спортом).

Педагог: Здравствуйте ребята. Вы любите играть с мячом? (Да!)

А в какую игру вы готовитесь играть, когда подрастете? (В баскетбол!)

Сегодня я хочу познакомить вас с настоящей баскетбольной командой. Вот они – это смешарики. Ребята, а вы знали, что смешарики умеют играть в баскетбол? (Нет!) Они настоящая команда и вообще очень любят заниматься спортом. Вот Пин больше всего любит баскетбол, а Совунья футбол, Нюша гимнастику, а Копатыч бокс и вообще Копатыч считает, что главное надо обязательно закаляться, Ежик любит кататься на роликах, а Бараш поднимать тяжести. А вот Карыч их главный тренер. У каждого спортсмена есть свой секрет, как добиться успеха, и сегодня смешарики хотят поделиться с вами своими секретами и дать полезные советы, как стать настоящими баскетболистами.

Они прислали вам письмо вот оно у Карыча (Педагог читает письмо).

“Здравствуйте дорогие ребята! Я, главный тренер по баскетболу, и моя команда прислали вам свои советы и задания. Выполните их и они помогут вам стать настоящими баскетболистами. С наилучшими пожеланиями тренер Кар-Карыч”.

Ребята, здесь и задания в конверте, выполним задания? (Да!) Тогда всех прошу пройти в спорт зал, мы начинаем тренировку.

Дети с педагогом заходят в спортивный зал. В зале размещены 9 станций (Рисунок 1), каждая принадлежит одному из смешариков. На каждой станции дети выполняют одно задание по схеме, которые находятся в конверте вместе с письмом (Рисунок 2). Педагог достает первую схему и прикрепляет на первую станцию, под изображение смешарика. (Подходя к каждой станции, педагог достает из конверта очередную схему и пректепляет ее под изображение смешарика).

I часть занятия:

Секрет Ежика: Я хороший баскетболист, потому что я выносливый.

Задание от Ёжика: ходьба и бег разными способами с гантелями в руках.

Дети берут гантели, встают в колонну по одному.

Ходьба; ходьба на носках, руки с гантелями вверх; ходьба на пятках, руки в стороны; в полуприседе, гантели к плечам; с высоким подниманием колен, гантели за спиной; бег, гантели возле груди; прыжки на двух ногах с продвижением вперед, гантели возле груди; ходьба руки с гантелями внизу. Упр. на дыхание: вдох, руки с гантелями вверх; выдох, руки вниз.

Дети кладут гантели на место и подходят ко второй станции.

II часть занятия:

Секрет Нюши: Я хорошая баскетболистка, потому что я гибкая.

Задание от Нюши: ОРУ на гимнастических мячах.

Дети берут гимнастические мячи и встают в две шеренги.

Дети кладут мячи на место и подходят к третей станции.

Секрет Бараша: Я хороший баскетболист, потому что у меня сильные пальцы рук.

Задание от Бараша: Работа с ручными тренажерами. Передача набивного мяча друг другу.

Дети берут ручные тренажеры.

Отжимание ручных тренажеров.

Дети берут набивные мячи и встают в пары.

Передача мячей друг другу: снизу двумя руками,

Дети кладут мячи на место и подходят к следующей станции.

Секрет Копатыча: Я хороший баскетболист, потому что закаляюсь.

Задание от Копатыча: Закаливание рук.

Дети подходят к двум тазикам в одном прохладная вода + 18 градусов С, в другом теплая + 36 градусов С.

Ребята перед вами два водоема, опустите туда руки, потрогайте воду. Пусть ваши пальчики расслабятся и отдохнут. Дети, а какая вода? В одном водоеме прохладная, а в другом теплая. Посмотрите, ребята вот маленькие шарики, я кладу их вам в воду, почему-то все шарики утонули в воде, как вы думаете почему? Поднимите их и положите на поверхность воды, что происходит? (Шарики тонут потому, что стеклянные и тяжелые.)

А в этом водоеме шарики плавают на поверхности почему? Опустите их на дно, они утонули или нет? (Шарики плавают, потому что они резиновые и легкие.)

Вернемся к первому водоему, здесь появились еще одни шарики, они плавают или тонут? Почему? (Они железные и тяжелые.)

А теперь вернемся ко второму водоему, здесь тоже появились шарики, опустите их на дно, они плавают или тонут? (Шарики пластмассовые, легкие, в них воздух они не тонут.)

Дети вытирают руки каждый своим полотенцем и подходят к следующей станции.

Секрет Пина: Я хороший баскетболист, потому что ловкий и хорошо владею мячом.

Задание от Пина: Ведение мяча.

Дети берут мячи и встают в колонну друг за другом.

Ведение мяча по кругу друг за другом правой и левой рукой, в боковом галопе, змейкой между ориентирами.

Дети кладут мячи на место и подходят к следующей станции.

Секрет Совуньи: Я хорошая баскетболистка, потому что меткая.

Задание от Совуньи: Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.

Дети делятся на две команды у каждой команды один мяч.

Команды стоят напротив баскетбольной корзин на расстоянии 4-5 м. У первых игроков в руках мяч. По сигналу первый игрок ведет мяч к щитку, забрасывает в кольцо и передает следующему. Выигрывает команда сделавшая больше попаданий.

Дети кладут мячи на место и подходят к следующей станции.

Секрет Лосяша: Я хороший баскетболист, потому что умею играть в команде, и не сориться с друзьями.

Задание от Лосяша: Подвижная игра “Мяч капитану”.

“Мяч Капитану” дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становиться в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану, если капитан поймал мяч или задел его рукой команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Ш часть занятия:

Секрет Кроша: Я хороший баскетболист, потому что умею правильно дышать и расслабляться.

Задание от Кроша: Дыхательное упражнение “Воздушный шар в животе”

Дети берут коврики и ложатся.

Упражнение: “Воздушный шар в животе” (брюшное дыхание) дети лежат на ковриках, на спине, руки на животе. Делают вдох, набирая воздух в живот, как бы надувают в нем воздушный шар, выдох, шар в животе сдувается.

Дети и педагог подходят к последней станции Кар-Карыча. Педагог достает схему с изображением подарка и прикрепляет к стене.

Педагог: Ребята, а на последнем задании что изображено? (Подарок!) Это Кар Карыч прислал вам подарок. (Педагог достает из коробки с подарком баскетбольный мяч и разукрашки с изображением смешариков, которые занимаются спортом, и все вручает детям.)

Ребята, сегодня вы узнали, каким должен быть настоящий баскетболист, смешарики поделились с вами своими секретами, как этого добиться. Мы выполнили все задания, получили подарки. А давайте поблагодарим смешариков, скажем им спасибо, а как мы это сделаем? Они написали нам письмо, может, мы напишем им ответ, и поблагодарим их. Писать вы не умеете. Но зато ответ можно нарисовать. Тогда пойдемте в группу писать письмо.


Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья воспитанников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • Развивать интереса к игре баскетбол.
  • Формировать знания воспитанников о технике и тактике игры баскетбол.
  • Формировать практические навыки владения мячом с использованием элементов игры "Баскетбол".
  • Укреплять здоровье воспитанников.

Материалы и оборудование:

  • Корзины для баскетбола.
  • Малые баскетбольные мячи по количеству воспитанников.
  • Медали.
  • Проектор
  • Мешочек с жетонами
  • Жилеты для воспитанников
  • Баскетбольный мяч.

Предварительная работа: создание картотеки ОРУ, картотеки подвижных игр с мячом, о баскетболе, предварительная беседа о различных видах спорта, спортивных играх, о пользе здорового образа жизни.

Деятельность педагога

- Дети, скажите, что у меня в руках?

- В какую игру можно играть с помощью такого мяча?

- Как называют спортсменов, которые играют в баскетбол?

-Какими качествами обладают настоящие баскетболисты?

Внимание воспитанников привлечено, сформирована готовность к предстоящей деятельности.

- А вы готовы сегодня стать баскетболистами и принять участие в баскетбольном матче?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы организовать баскетбольный матч?

Сформирована мотивация воспитанников на включение в деятельность.

Во время совместного обсуждения педагог направляет воспитанников на составление плана деятельности.

Практический

Инструктор предлагает воспитанникам действовать в соответствии с планом.

- Направо! Вокруг зала за направляющим шагом марш! Отправляемся на баскетбольную площадку!

-Путь мы с вами преодолели, теперь нам нужно хорошенько размяться!

Воспитанники выполняют упражнения Вводной части.

1) ОРУ

Инструктор контролирует выполнение упражнений:

1 упражнение выполняется с вытянутым носком при движении назад, руки прямые.

2 упражнение выполняется с ударом мяча у пятки правой ноги.

3 упражнение выполняется с ударом мяча рядом со стопами ног.

По окончанию в водной части дети берут баскетбольные мячи и перестраиваются в звенья для выполнения ОРУ.

ОРУ с мячами под музыкальное сопровождение.

2) ОВД.

- Ребята, баскетбол-это командная игра. В команде игроки должны уметь помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Для начала нам нужно разделиться на 2 команды, для этого я предлагаю вытянуть из мешочка по 1 фигурке.

- Приступаем к выполнению заданий.

Ребята вытаскивают из мешочка кубики красного или синего цвета. Дети одевают жилет, цвета, выпавшей фигуры, и строятся друг напротив друга в 2 шеренги.

Площадка разделена веревкой на высоте 120-150см. По сигналу игроки обеих команд стараются перебросить мяч на сторону соперника. Выигрывает команда, которая после сигнала имеет меньше мячей на своей площадке.

- Разминка закончена, все вы справились с заданиями, молодцы!

- Но прежде чем приступать к основной игре, давайте вспомним правила.

Воспитанники делятся на две команды, у каждого игрока мяч.

Воспитанники вспоминают правила игры:

-Игроки обеих команд, перебрасывая мяч друг - другу, стараются забросить мяч в кольцо соперников.

- задерживать игрока с мячом в руках,

- толкать друг – друга и ударять по руке,

- отбивать мяч кулаком, туловищем, ногами.

- Дети, приложите правую руку к груди и почувствуйте, как сильно бьется ваше сердечко. Оно бьется, толчками выталкивая кровь. Во время физических упражнений потребность организма в крови резко возрастает, и сердце усиленно работает, бьется сильнее. Чтобы оно успокоилось, нужно выполнить дыхательные упражнения

- Давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Сейчас я покажу вам картинки, а вы выполняйте упражнения:

Воспитанники встают в круг

Педагог показывает воспитанникам картинку, а они выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений)

Ребята дуют на свечу.

Дети глубоко вдыхают её аромат.

Дети очень сильно дуют, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.

- Ребята, а теперь обратите внимание на наш экран и попробуйте продолжить фразы.

- Наступил торжественный момент подведения итогов игры. Все игроки заслуживают похвалы. У всех вас есть воля к победе, командный азарт, интерес. Вы достойные игроки баскетбола. Для всех вас открыта дорога в страну спортивных игр.

Дети по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно узнать…
3.Было трудно выполнять…
4. Теперь я могу решать.
5. Я научился…
6.Уменя получилось…
7. Я смог…
8. Я попробую сам…

Воспитанники делятся своими впечатлениями.

Юные баскетболисты получают медали.

Список литературы

Методические рекомендации по обучению дошкольников элементам баскетбола

С детьми дошкольного возраста мы начинаем разучивать элементы баскетбола в старшей группе в специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упраж­нения, которые имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими.

В начале обучения внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем можно применять упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения сорев­нование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем — между группами.

Обучать ловле мяча начинаю после того, как дети научится правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале воспитанников нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча пос­ле отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и передавать мяч передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча развиваем и совершенствуем умение передавать его как правой, так и левой рукой.

При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно то правой, то левой рукой и т. д., ко­торые позволяют 'освоить способ накладывания руки на мяч.

После того как дети научились контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно переходим к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем — с изменением направления, скорости передви­жения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину воспитанников обучаю одновременно с обуче­нием передачи мяча. Вначале даю дошкольникам возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого про­водить занятие.

Для овладения бросками мяча в корзину проводим подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Когда дети научат­ся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить по­пасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого мы используем стойку с изменяю­щейся высотой кольца.

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.

Читайте также: