Конспект лекций на тему жизнь и судьба м лермонтова

Обновлено: 05.07.2024

1 Конспект урока литературы в 9-ом классе

2 Тема урока: М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). Цели данного урока. Цель учителя: Образовательная: раскрыть особенности развития истории и литературы России в период с 1828 по 1841 гг.; повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; показать сходство и различие двух поэтических миров (Лермонтова и Пушкина). Развивающая: развивать самостоятельность обучающихся в мышлении и учебной деятельности, монологическую речь. Воспитательная: воспитывать умение ощущать собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела; воспитывать интерес к творчеству русского поэта; к русской литературе. Цель обучающихся: Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные ими в предыдущие годы обучения. Уметь: выразительно читать поэтический текст; работать самостоятельно с учебником, с дополнительными источниками, справочным материалом; монологически высказываться, выступать перед аудиторией.

5 IV. Переход к изучению нового материала. (Выразительное чтение наизусть стихотворения (ассистент). Лермонтову Твоя судьба – трагический финал, Вновь зависть черная своей достигла цели: Дантес у русских Пушкина отнял, А следом Лермонтов застрелен на дуэли. Да, видно так судьбой предрешено, Нам новых не узнать стихотворений. Россия! Как тебе не повезло – Вновь гибнет на дуэли русский гений. Мартынов зло наводит пистолет, А ты стоял, направив дуло в небо… Ах, Боже, Лермонтов, тебе так мало лет, Но твой соперник милосерден не был. Твоя судьба - трагический финал, Тот выстрел память до сих пор тревожит, Ведь сколько ты еще не написал Того, что написать никто не сможет. (Н.А.Гвоздева)

7 В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно- политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины. Таким образом, в поэзии Лермонтова можно выделить следующие темы и мотивы (запись в тетрадь): 1) жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь); 2) разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную. ", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива. "); 3) любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю. ", "Расстались мы, но твой портрет. "); 4) критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия. ", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино"); 5) трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали. ", "Не обвиняй меня, Всесильный. ", "Поэт", "Пророк").

15 VI. Заключительное слово учителя. О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли, Чьи строки, как удар кинжальный, Под сердце самое вошли! Он, этот Лермонтов могучий, Сосредоточась, добр и зол, Как бы светящаяся туча По небу русскому прошёл. Я. Смеляков В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков. На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв.

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

III. Выразительное чтение приготовленных дома стихотворений. Какие биографические мотивы звучат в этих стихотворениях?

IV. Слово учителя.

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой — своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Для читательского сознания лирический герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

V. Беседа по вопросам:

Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. — ранний период;

2. 1837—1841 гг. — зрелый период.

2. Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Слово учителя 1

Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.

Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

1) свобода и воля — центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;

2) действие и подвиг — опорные мотивы. Действие — основа существования человека. Подвиг — тот след, который он должен оставить в жизни;

3) одиночество — мотив и основная тема творчества;

4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть — лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника — мир прощаний и воспоминаний;

7) память и забвение;

11) земля и небо;

14) время и вечное!

3. Какие мотивы из перечисленных доминируют?

4. Процитируйте известные вам стихотворения и поэмы

М. Ю. Лермонтова, в которых звучат эти мотивы.

VI. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.

Отработка навыка анализа поэтического текста.

Совершенствовать умения логично излагать факты и аргументы

Развивать умения использовать межпредметные связи с экономикой, политологией, статистикой для теоретических выводов и обобщений, творческие способности, фантазию и воображение.

Способствовать развитию художественного вкуса учащихся

Развивать навыки творческого восприятия материала.

Развитие логической речи учащихся.

Способствовать созданию коммуникативной культуры, выслушивать и уважать мнение одноклассников.

Способствовать воспитанию чувств ответственности, понимания роли личности, духовно-нравственному воспитанию учащихся

Создать условия для дальнейшего воспитания личности.

Тип урока: изучение нового материала, урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом).

Форма: лекция визуализация

Путь анализа: проблемно-тематический.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

. я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

М.Ю. Лермонтов

I. Слово учителя.

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых го­дов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевен. Она была умна, образованна, властолюбива, внука сво­его любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и бо­гатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское име­ние, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петрови­чу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При на­рушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна во­зила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подгото­вился для поступления в Московский университетский благород­ный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвра­тили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он от­бывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском общест­ве, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетне­вым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын фран­цузского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам ба­бушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два меся­ца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначи­тельной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мар­тынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

III. Выразительное чтение приготовленных дома стихотворе­ний. Какие биографические мотивы звучат в этих стихотворениях?

IV. Слово учителя.

Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза­ны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой — своего рода художественный двойник авто­ра-поэта, выступающий в качестве лица, наделенного личной судь­бой, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определенности (облик, повадки, осанка).

Для читательского сознания лирический герой — это легендар­ная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.

V. Беседа по вопросам:

Слово учителя

Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. — ранний период;

2. 1837—1841 гг. — зрелый период.

2. Каковы мотивы лирики Лермонтова?

Слово учителя 1

Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных про­изведений. Мотивами называют и характерные для поэта лиричес­кие темы.

Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следу­ющие мотивы:

1) свобода и воля — центральный мотив, определяющий мятеж­ный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;

2) действие и подвиг — опорные мотивы. Действие — основа су­ществования человека. Подвиг — тот след, который он должен оста­вить в жизни;

3) одиночество — мотив и основная тема творчества;

4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть — лишь продолжение земного пути. Духов­ный мир странника — мир прощаний и воспоминаний;

7) память и забвение;

11) земля и небо;

14) время и вечное!

3. Какие мотивы из перечисленных доминируют?

4. Процитируйте известные вам стихотворения и поэмы

М. Ю. Лермонтова, в которых звучат эти мотивы.

VI. Домашнее задание.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

I. Слово учителя.

Это стихотворение – начало зрелого периода в творчестве М. Ю. Лермонтова. Именно оно являлось причиной ссылки поэта на Кавказ.

(Слайд с изображением М.Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.)

- Попытаемся понять переживания М. Ю. Лермонтова, определить идейное своеобразие произведения, понять, именно в этом стихотворении уже проявляется тема поэта и толпы.

- Для этого сделаем подробный анализ стихотворения. Работаем в группах. (Задания проецируются на доску.)

Задание для первой группы. Выделить композиционные части стихотворения. Определите тему и идею каждой части. (Стихотворение на доске. Анализирующий обращает внимание уч-ся на доску.)

Вторая часть стихотворения (следующие 23 строки) стилисти­чески значительно отличается от первой. Страстное обличение как бы уступает место надгробной элегии, скорби по поводу безвре­менной гибели героя-певца. В этой части Лермонтов более всего лиричен, давая волю глубоко личному чувству любви и боли.

Задание второй группе. Определить, как меняется ритмическая организация стиха по мере измене­ния темы. Выделить особенности рифмы.

(Четырехстопный ямб меняется вольным четырех-пяти-шестистопным. При написании стихотворения использована перекрёстная рифма, причём чередуется женская и мужская рифма в первой части стихотворения во второй части используется опоясывающая рифмовка, затем смешанная последовательная и опоясывающая, затем автор возвращается к перекрёстной рифме и выдерживает её до конца стихотворения. Такая особенность рифмы подчёркивает возмущение автора, усиливает эмоции читателей.)

(На доске проецируются стихи А. С. Пушкина и определение понятия реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.)

Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

Я кинулся туда, где ужас роковой.

Где страсти дикие, где буйные невежды,

Где злоба и корысть!

Задания четвёртой группе. Сопоставьте реальный образ А.С. Пушкина 30-х гг. с образом поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова? Идентичны ли они?

Задания пятой группе. В данном стихотворении впервые отчетливо прозвучала ти­пичная для лермонтовской поэзии тема поэта и толпы.

Какие мысли и чувства пробудило в вас это стихотворение?

III. Сопоставительный анализ стихотворений.

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения

- Заполните таблицу на основе сравнения двух стихотворений. ( Первый вариант заполняет первую колонку, второй – вторую, затем проводится сопоставительный анализ.

1. Источник пророческого дара

2. Образ пророка

3. Взаимоотношения пророка и окружа­ющего его мира.

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

3. Как вы понимаете заключительные строчки стихотворения? (Это призыв к поэту-гражданину вспомнить о своем высоком долге перед поэзией и народом.)

VI. Итог урока.

- В каких направлениях проходит тема поэта и поэзии в творчестве

М.Ю. Лермонтова тема поэта и поэзии проходит в двух направлениях: поэт и чуждая ему толпа и поэт как выразитель на­родных чаяний, его высокий глашатай.)

- Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе, о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии как к голо­су народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова?

- Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? (Лермонтов говорит о трагической участи поэта.)

- Близка ли вам позиция М.Ю. Лермон­това в его понимании роли поэтического слова?

VII. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОСЁЛКА ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Жизнь и судьба М.Лермонтова.

Учитель русского языка и литературы

Мельникова Ольга Васильевна

вспомнить изученное о М.Ю.Лермонтове, дополнить знания о нелёгкой судьбе и основных этапах творческого пусти поэта;

продолжать формирование навыков исследовательской деятельности;

содействовать повышению уровня культуры речи;

воспитать уважение к личности поэта и интерес к его творчеству.

Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова;

I. Организационный момент.

Слово учителя (на фоне музыки).

«Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость.

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно. Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Итак, как вы уже поняли, сегодня вновь состоится наша встреча с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Вспомним, что нам уже известно о М.Ю.Лермонтове.

Учитель: Вы обратили внимание, какую роль сыграл Кавказ в жизни поэта?

На Кавказ он был отправлен в 1 и 2-у ссылки.

На Кавказе он показал себя бесстрашным, смелым офицером, которого очень любили простые солдаты, друзья.

На Кавказе были написаны многочисленные произведения, в которых поэт признаётся в своей любви Кавказу.

На Кавказе М.Ю. Лермонтов погиб.

Вывод: Там он был счастлив как воин, как друг, там он плодотворно работал, его произведения были признаны, значит, он был счастлив как поэт.

Читает подготовленный ученик.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник. Все, все в этом крае прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Лермонтовский Кавказ. Он удивителен так же, как и судьба поэта: поручик Лермонтов прибыл на Кавказ для участия в военных действиях. Как же разрешить это противоречие: война и – лермонтовское упоение Кавказом?

Демонстрация рисунков М.Лермонтова к стихотворению.

- Жанр стихотворения? (письмо, послание)

– Не забыли заглавие стихотворения?

– Но все ли мы открыли в гениальном лермонтовском создании? Во имя чего поэт написал его?

1. Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы.

2. Слово учителя.

(Поэмалироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Послушаем и мы поэму.

3. Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение).

Домашнее задание: прочитать поэму до конца; составить цитатный план I–VIII глав.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX–XX веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века.

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Детство и образование

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.

Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.

Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Кратчайшая биография Лермонтова для детей

10 предложений о жизни Лермонтова:

Служба и начало литературного пути

В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Краткая биография Лермонтова для читательского дневника

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 3 октября 1814

году в Москве. Мальчику не было и 3 лет, когда его мать умерла после продолжительной болезни. Бабушка сама занималась воспитанием и образованием внука. Лермонтов изучал географию, историю, знал 4 языка (греческий, немецкий, французский), увлекался живописью, математикой и играл на четырёх музыкальных инструментах.

году, когда ему было 13 лет, он поступил в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона.В это время он начал писать первые стихи.

В 15 лет он поступил в Московский университет, но через 2 года прерывает обучение. Лермонтов едет в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в 1832 году. После юнкерской школы в 1834 году поэт стал корнетом Лейб-гвардии гусарского полка и отправился служить в Царское село.

году за дуэль с французом
Эрнестом де Барантом
поэт снова сослан на Кавказ, где шла война.

Вторая ссылка на Кавказ оказалась для поэта роковой. В Пятигорске Лермонтов поссорился с Николаем Мартыновым, с которым

вместе учился в юнкерской школе. Никто не думал, что их ссора зайдёт так далеко, но Мартынов бросил вызов, а Лермонтов принял его.
15 июля 1841 Лермонтов погиб на дуэли. Ему было всего лишь 26 лет.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840 г.), где участвует в военных действиях.

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Интересные факты о М. Ю. Лермонтове

  • Поэт интересовался различными предсказаниями, гаданиями, символами;
  • учил азербайджанский язык;
  • был дерзок, язвителен, высокомерен, злопамятен и беспощаден к слабостям других;
  • участвовал в трёх дуэлях;
  • любил расстраивать готовящиеся браки — притворялся влюблённым в чужую невесту, осыпал её подарками, стихами, а затем признавался в розыгрыше;
  • отставной кавалерист Мартынов, убивший поэта на дуэли, был стрелком-дилетантом — перед этой дуэлью он стрелял из пистолета только 3 раза.

Интересные факты

Детство. Студенчество

Родился М. Ю. Лермонтов 3 (15) октября 1814 года в Москве. Его отец Юрий Петрович был офицером и происходил из старинного обедневшего дворянского рода. Считается, что среди его предков был испанский герцог Лерма, когда-то бежавший из Испании в Шотландию. Мать поэта Мария Михайловна была знатной, богатой дворянкой. Она рано умерла, и маленький мальчик стал жить у бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в её имении Тарханы. И отец, и бабушка любили Михаила, но Елизавета Алексеевна относилась к своему зятю с предубеждением. Михаил любил своих родных, и его огорчали их ссоры.

Бабушка души не чаяла во внуке, приглашала ему лучших врачей и учителей. Мальчик в подлиннике читал английских, немецких и французских классиков, сочинял пьесы для домашнего театра. В последующем Михаил сожалел, что не слышал в детстве русских народных сказок, так как считал, что они более поэтичны, чем французская словесность. Чтобы он получил хорошее образование, весной 1827 года Арсеньева переехала с ним в Москву. Там Михаил поступил в Благородный пансион при университете, учился в нём до 1830 года. Затем с 1830 по 1832 год он обучался в Московском университете (сначала на нравственно-политическом отделении, затем на словесном).

Родители поэта

Младенчество поэта было невеселым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья матери была против неравного брака Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова, поэтому вскоре бабушка юного Михаила потребовала, чтобы ее дочь с сыном вернулись в родительский дом.

Мария Михайловна не смела не подчиниться этому приказу. Однако ее жизнь в доме матери Елизаветы Алексеевны сложилась безрадостно: мать была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за ее брак. В 1817 году Мария Михайловна скоропостижно скончалась.

После ее смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца поэта отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых.

Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно.

Также трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер.

Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки:

Эпоха и нравы

Поколение Михаила Юрьевича Лермонтова – это сыновья и дочери тех, кто принимал участие в Отечественной войне 1812 года. К тому же, когда Михаилу было всего 11 лет, в Российской Империи происходит восстание декабристов, которое внесло огромный резонанс в жизнь общества.

Биография М.Ю.Лермонтова презентация к уроку по чтению (4 класс)

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 — 1841

Тогда бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, взяла внука к себе на воспитание. Она увезла его в своё имение Тарханы в Пензенской губернии. Юный Лермонтов очень тосковал по своему отцу. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом.

Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой. В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковывал мальчика к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Когда Лермонтову исполнилось 10 лет, бабушка увезла мальчика на Кавказ лечить ревматическую болезнь.

Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвёртый класс. Он учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.

Через год, в 1832 году, он ушёл из университета и выехал в Петербург. Там поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где также успешно сдал экзамен и был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

Бабушка обратилась к Николаю І с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Поэт был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится и сейчас.

Молитва В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю.Лермонтов

Читайте также: