Конспект классицизм 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: - познакомить учащихся с архитектурой 18 в. в России;

- развивать кругозор, наблюдательность и внимание;

- воспитывать эстетическое отношение к архитектуре, чувство гордости к Родине.

Проверка готовности к уроку.

2. Работа по карточкам.

5. Домашнее задание.

- Назовите тему прошлого урока.

Перечислите здания, архиектором которых был Доменико Трезини.

(Петропавловской крепости, здания Двенадцати коллегий, Кунсткамера, домик Петра, Меньшиковский дворец)

Кто был архитектором Александро-Невской лавры, Аничков дворец на Фонтанке? …………………………………………………………………………………..

(Михаил Григорьевич Земцов)

(создал первоначальный проект башни Адмиралтейства, увенчанной золотым шпилем-флюгером в виде трёхмачтового корабля)

(разработал идею знаменитого трезубца улиц, сходящихся в центре Санкт-Петербурга к Адмиралтейству)

(Петергофский загородный увеселительный дворец. Царском Селе. Воскресенский Новодевичий монастырь. Зимний дворец, ныне — здание Государственного Эрмитажа)

Русский классицизм в архитектуре

К середине 18 века в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы и шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812) , И. Старова (1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот , А. Кокоринов , построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг) Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворе ц на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

hello_html_23fedf86.jpg

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

- Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

- Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге , новое здание Института Благородных девиц .

- Смольный институт .

Смольный институт.

- В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

- Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

- Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея .

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

hello_html_m5fcd303d.jpg

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона - Павловский ансамбль . За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

Д/З: написать реферат по любому из перечисленных зданий или архитекторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ИЗО, 8 класс

Тема: Стиль классицизм. Архитектура классицизма. Творчество известных архитекторов классицизма. Шедевры архитектуры классицизма. Стиль ампир в архитектуре и скульптуре во времена Наполеона. Садово-парковое искусство классицизма. Классический стиль в интерьере.

Развивать умение учащихся по иллюстрациям определять характерные черты ампира, умение давать характеристику художественному образу сооружений, осуществлять анализ основных характерных средств выразительности скульптур классицизма, определять тип ландшафтной архитектуры на примерах садово-парковых комплексов.

Воспитывать интерес к архитектуре и скульптуре классицизма, ценностное отношение к шедеврам искусства классицизма.

Тип урока: комбинированный, урок ввода в тему.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация к уроку.

1. Организационный момент. Мотивация к обучению.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Новый материал для усвоения. Рассказ о классицизме.

Классицизм впервые заявил о себе в итальянской культуре 16 века. Наибольшего развития достиг уже в 17 в. Во Франции и в нескольких странах сохранял свои позиции вплоть до первой четверти 19 в. зарождение этого стиля основывалось на идее возвращения к античным архитектурным формам и ордерам, а его основателями стали исследователи, которые считали античную культуру вершиной совершенства, образцом абсолютной и вечной красоты.

Представители классицизма стремились воплотить представление о целесообразной закономерности мироздания, о гармоничном устройстве природы и общества,

возвышенные героические и нравственные идеалы, подчинение личных интересов интересам общины. Художественным формам этого стиля присущи строгость и четкость, логичность и ясность, гармоничность и уравновешенность.

Одним из основателей архитектурного классицизма считают венецианского мастера Андреа Палладио, а образцом загородной постройки этого стиля – построенную им виллу Ротонда (север Италии, середина 16 века).

А. Палладио. Вилла ротонда.

Загородный дом, или вилла, построенная Андреа Палладио на вершине холма под Виченцем для ватиканского чиновника , вышедшего в отставку Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра. Иногда ее называют вилла Альмерико-Капра.

Вилла Ротонда под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, общепризнана в качестве одного из центральных зданий и истории европейской архитектуры. Для архитекторов-палладианцев это был наиболее уважаемый образец виллы. По его подобию были построены тысячи зданий по целому

мира-от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе.

Вилла Капра – один из первых в истории частных домов, решенных в форме античного храма. Ему присутствует идеальная симметрия, основанная на очень просчитанных математических пропорциях. У виллы 4 фасада с ионическими портиками, к которым ведет по балюстраде со статуями античных богов.

Винченцо Скамоцци, который отвечал за достройку и отделку виллы после смерти Палладио, украсил ее куполом-ротондой подобной римского Пантеона. Из круглого отверстия сверху купола, по замыслу создателей, солнечный свет должен был попадать в круглую гостиную в центре здания. Ее стены покрыты искусственными фресками-обманками. Все остальные комнаты спроектированы таким образом, чтобы в них на протяжении дня тоже равномерно заглядывало солнце.

В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведет широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своем произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времен античности.

Последним известным владельцем виллы был Мари оди Вальмарана (умер в 2011 году), член итальянского рода Вальмарана, профессор архитектуры Виргинского университета. Интересно то, что и главный корпус этого университета (так называемая Ротонда) был спроектирован Томасом Джефферсоном по образцу виллы Ротонда. Влияние этого палладиевого шедевра отмечено также в невоплощенном проекте президентского дворца в Вашингтоне, который разработал Джефферсон.

Наибольшего развития архитектура классицизма достигла во Франции периода Наполеона, а впоследствии этот стиль распространился в Германии, Англии, России и других странах. Рим был одним из главных теоретических центров классицизма.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, который близок к античному. Стены зданий гладкие, в противовес великолепию и изяществу фасадов эпохи барокко.

4. Шедевры архитектуры классицизма

Церковь Святой Женевьевы

Французский архитектор Суффло говорил, что был самоучкой. В 1730-1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он вернулся в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воссозданные детали классической архитектуры в основных его работах Лионского периода, таких, как пристройка к Отель-Дьо и здание Лож де Шанж, начали здвиг французского вкуса от архитектуры рококо до неоклассицизма.

Он один из первых посетил дорические храмы в Пестуме и смог создать характерные готической архитектуры ощущения света, пространства и пропорций в классических формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф был оформлен как система плоских полуциркульных сводов и арок, которые опирались на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центрально-купольного строительства, которая имеет в плане черты греческого креста . Купол в центре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводных потолков с легкостью стройных стволов, которые их поддерживают и свободно стоящих коринфских колонн. Внешние поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции , когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское заведение Пантеон – место погребения великих людей Франции. После

переделок Пантеон приобрел еще более классический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен, большая часть украшений была забрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 году. Все это придало зданию строгий, строгий вид, который соответствовал новому назначению здания, в результате возник здесь несколько мрачный памятник архитектуры, каковым является сегодня Пантеон.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Расположен в Париже Франция. Дом Лувра, раньше был королевским дворцом, расположен в центре Парижа, в 1-м муниципальном округе столицы.

Первое письменное упоминание о Лувр найдена в письменном источнике по 1204 год, где сообщается об Башню-донжон. Башню построили еще при короле Филиппе-Августе в 1190 году. В 1317 году сюда перевезли королевскую казну. Старую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска и в 1528 году.

Создание королевской резиденции в Лувре начали в 1546 году (архитектор Пьер Леско). Квадратный двор дворца создали архитекторы Лемерсье, а в конце 17 века достроил Луи Лево. Лувр становился конгломератом разностилевых сооружений от эпохи Возрождения до классицизма (Восточная Колоннада Лувра, архитектор Клод Перро). Строительные работы прекратились за короля Луи XIV, что перенес королевскую резиденцию в любимый Версаль. Помещения дворца используют как мастерские и жилье художников, лавки ремесленников, обустроили типографию и тому подобное. Помещений было столько, что в Лувре разместилась Королевская Академия живописи и скульптуры.

Людовиком ХIV был сделан выбор между двумя стилями во время конкурса на проект Восточного фасада Лувра.

Колоннадой, или колоннадой Лувра, принято называть восточный фасад Луврского дворца. Людовик XIV, при котором завершилось создание

Квадратного двора, хотел, чтобы внешний восточный фасад дворца был монументальным и величественным. В Париж пригласили великого итальянского архитектора Джованни Лоренцо Бернини, и в 1665 г. даже был заложен первый камень, но по каким-то причинам его барочный проект так и не был осуществлен.

Восточный фасад Лувра из разных точек обзора

В проектировании существующего фасада участвовали Луи ле Во, Ш. Лебрен и Клод Перро. Построенная ими колоннада – яркий образец французского классицизма. Протяженный фасад (173 м> имеет три выступа-ризалиты-Центральный и два боковых, – между которыми размещены сдвоенные коринфские колонны, образующие затененные лоджии. Мощные колонны, совмещающие два этажа, лежат на массивном цокольном этаже. Центральный ризалит с трехпролетным портиком увенчан треугольным фронтоном, который богато украшен рельефами.

Что такое классицизм? Период классицизма, идеи и суть простыми словами. Иерархия жанров, правила классицизма, признаки и герои классицизма. Классицизм в театре, архитектуре и поэзии. Русский и европейский классицизм и неоклассицизм.

Фото Классицизм - это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм - это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии - на век позже.

Конец XVIII - начало XIX века

Конец XVIII - середина XIX века

Конец XIX- начало XX века


Идеи классицизма


Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

Признаки классицизма


В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой - конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии


В архитектуре


В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы - его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса даёт подробное объяснение по данной теме.

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.

а) дать понятие литературному направлению – классицизм;

б) выделить его отличительные признаки, особенности;

б) развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и т.д.

а) воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.

Портрет А.Б. Куракина. Репродукция картины В.Л.Боровиковского.

Портрет композитора Кара-Караева. Репродукция картины Салахова.

Иллюстрация Михайловского дворца, проект Башни III Интернационала.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами начали разговор об эпохе 18 века в России, попытались определить характер петровской эпохи.

Именно с эпохи Петра I связаны грандиозные преобразования в жизни Российского государства. Отличительными чертами, которыми отмечена эта эпоха – это прежде всего: утверждение идеи государственности и идеи просвещения.

Соответственно каждая эпоха, в том числе эпоха Петра I, рождает своё искусство, и как часть её – литературу, которая отвечает духу времени. Начнём наш разговор с живописи, а именно – с портрета.

Давайте обратимся к двум портретам:

1.Портрет А.Б.Куракина, написанный В.Л.Боровиковским и к портрету композитора Кара – Караева, написанный Салаховым.

Как вы думаете, к каким эпохам принадлежат эти портреты?

(портрет Куракина принадлежит прошлой эпохе, а портрет Кара – Караева современной).

Учитель. Да, вы совершенно правы. Портрет Куракина принадлежит эпохе XVIII века, а портрет Кара – Караева эпохе XX века.

Вы почувствовали разницу в самом принципе изображения человека.

Давайте обратимся к первому портрету.

Как можно охарактеризовать Куракина, что можно о нем сказать, глядя на его портрет, написанный Боровиковским? (изображается не простой человек, а человек, приближённый ко двору; он снисходительно смотрит; высокомерен).

Учитель. Да, всё верно. Здесь изображён не простой человек, а человек, приближённый ко двору, которому покровительствовал

сам Павел I. Портрет Куракина – один из наиболее парадных портретов, написанных Боровиковским. По количеству элементов, которые его образуют, он сложен как настоящая музыкальная симфония. В глубине фона изображён Михайловский замок, резиденция Павла I, справа мраморный бюст Павла, много тканей. Окно прикрывает тяжёлая драпировка с золотой бахромой и кистями, бархатная скатерть покрывает стол. В середине портрета стоит сам Куракин в богатейшем камзоле из золотой парчи.

А как можно охарактеризовать портрет композитора

Кара – Караева, написанный Салаховым? (композитор изображён в простой обстановке; он задумчив, размышляет; он находится в творческом поиске, здесь нет величия).

Учитель. Да, композитор Кара – Караев изображен в обычной обстановке, без помпезности. Для Салахова главной целью являлось изобразить внутренний мир человека, его творческий поиск, а не величие.

Как вы заметили уже в начале урока, портрет Куракина работы Боровиковского относится к XVIII веку, а портрет композитора Кара – Караева к XX веку, близкому нашему времени.

Мы с вами рассмотрели два портрета:

Портрет эпохи классицизма;

Портрет XX века; реалистическое искусство, речь о котором пойдёт позже.

Как вы, наверное, догадались можно сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (об эпохе классицизма).

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве в XVII в. – начале XIX века. (запись в тетрадь).

Учитель. Своё название классицизм получил потому, что считал для себя образцом античное, классическое искусство, и, верно, поэты, художники, прозаики любили и ценили красоту произведений античности. Им казалось, что красота – понятие неизменное для всех времен и народов. Они считали, что художники должны были творить по её законам.

Классицизм – это целая художественная эпоха. А сейчас обратимся к записи, в которой рассказывается об эпохе классицизма во Франции. Когда вы будете смотреть запись, попытайтесь отметить основные признаки классицизма. (классицизм воспитывал в духе верности королю, отечеству, государству).

Учитель. Но не будем торопиться с выводами. Давайте обратимся к архитектуре, конкретно к иллюстрации Михайловского замка в Петербурге архитектора Росси и иллюстрации проекта Башни III Интернационала (автор Татлин).

Вы, наверное, без труда определите, какое здание к какому времени принадлежит? (Михайловский замок – эпоха классицизма; проект Башни – искусство XX века).

Учитель. Да, вы почувствовали разницу в самом принципе архитектуры. Несмотря на то, что мы сопоставляли архитектуру и живопись, мы увидели сходство в манере, стиле, способе отображения мира. Михайловский замок и портрет Куракина поражают сторогостью и ясностью композиции, произведения покоряют спокойствием, благородностью линий, они прославляют мощь государстава.

Проект же Татлина и портрет Кара –Караева поражают напряженностью, какой-то остротой, эти работы говорят о творческой мощи человека, о его безудержной фантазии.

Итак, давайте попытаемся сделать вывод, какие же черты были характерны для эпохи классицизма и для эпохи XX века. (работа у доски).

Классицизм искусство XX века

1.Строгость и ясность композиции 1.Главное не строгость

(всё соразмерно, гармонично) формы, а её напряженность,

спокойствие, покоряют беспредельности творческих

благородством линий возможностей человека.

строгостью пропорций.

3.Произведения прославляют 3.Произведения прославляют

мощь государства и его творческую мощь человека

Учитель. Вероятно, вам больше нравится современное искусство, оно ближе вам по духу, оно отображает ваши чаяния, наш напряженный век. Но современное искусство ни в коей мере не заменит искусства прошлого. Просто это разные направления в искусстве. И отображают они разные представления о красоте, разные эстетические идеалы. Но чтобы глубже понять современное искусство, нужно понять, какие стадии развития оно прошло, какие направления сменяли друг друга, какие идеалы они утверждали.

Одним из главных принципов классицизма является то, что искусство должно воспитывать человека, особенно образы и идеи литературы классицизма. В качестве образцов мы возьмём трагедии классицизма.

Попробуйте понять, какой мудрости учит нас драматург, в чем пытается убедить зрителя, каких героев прославляет?

Но, чтобы понять, о чем идет речь, послушайте предысторию трагедии.

Двум великим городам Риму и Альбалонге необходимо объединиться в Римское государство, но для этого нужно одному городу подчиниться другому. Поэтому решают провести поединок между славными гражданами этих славных городов: Горациями и Куриациями. Но трагизм состоит в том, что старший Гораций женат на сестре Куриация, а Камилла (сестра Горация) любит одного из Куриациев и помолвлена с ним.

Победа Альбалонге сохранит любимого, но принесет гибель братьям и любимому городу. Это трагическая история. Бой происходит за сценой. В живых остаются двое (один Гораций и один из Куриациев – любимый Камиллы). Брат Гораций, гордый победой Рима, встречает свою сестру Камиллу.

Учитель. Что же здесь утверждается как высшая доблесть, что здесь побеждает, что является главным в жизни человека? (победа разума над любовью, победа гражданского чувства над личным).

Учитель. Победа разума над чувством, разума над страстью свойственна трагедиям Корнеля. Это свойственно и классицистам. Это свойственно и идее государственности, которой служили классицисты. (Т.е. принцип разумности, ориентация на разум человека).

Ребята, а кто является героем классицистической трагедии (обратитесь к герою трагедии Корнеля Горацию)?

(славный, великий житель Рима, не простой человек, он ставит интересы государства выше своих личных).

Учитель. Отсюда выделяется ещё один принцип классицизма – принцип должного, т.е. создать, изобразить героя не такого, какой он есть на самом деле, а каким должен быть в идеале.

Но французский классицизм дал миру не только знаменитые трагедии, но и не менее знаменитые комедии.

Для классицизма в литературе характерно строгое разграничение высокого и низкого в стиле, жанрах, герое. Комедия считалась низким жанром, в отличие от трагедии.

Как вы думаете, кто мог быть героем комедии, учитывая, что комедия относилась к низкому жанру? (простые люди).

Учитель. Да, героями комедий были простолюдины, мелкие буржуа, в отличие от героев трагедии, которыми были полководцы, цари, императоры, герои.

А чтобы было понятно, о чём идет речь, послушайте предысторию сценки.

Комизм состоит именно в том, что герои не понимают друг друга: Гарпагон говорит о шкатулке, а Валер о своей возлюбленной.

Итак, какую одну черту выделяет Мольер в характере Гарпагона? (скупость).

Учитель. Русский же классицизм, унаследовав черты французского классицизма, отличался острой социальной направленностью, просветительским характером. Ярко просветительское начало выразилось в творчестве М.В.Ломоносова. Он был теоретиком классицизма на Руси. Излюбленный жанр поэта – ода, высокий жанр.

Подумайте, кого прославляет Ломоносов в оде, как звучит стих оды?

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа Её Зефира тише,

И зрак прекраснее Рая.

Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец,

Тебя приняв облобызала:

«Мне полно тех побед, - сказала, -

Для коих крови льётся ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

(В оде Ломоносов прославляет императрицу, стих оды торжественный).

Учитель. Да, слушая оду нельзя не услышать, не почувствовать торжественности, монументальности. В центре внимания Ломоносова – императрица, она как бы стоит в центре вселенной.

Церковнославянские слова, риторические вопросы придают стихам Ломоносова определённый настрой, как будто мы слышим органную музыку.

Итак, мы познакомились с произведениями классицизма, поняли, что они должны были подчиняться определённым правилам, канонам. Независимо от вида искусства, классицизм содержит свои правила и принципы.

Задание. Попробуем сделать выводы из сегодняшнего урока и выделить эти принципы. У вас на партах лежат ватманы и карточки, на которых записаны принципы классицизма (задание усложнено, т.к. среди этих записей есть отличительные особенности и других художественных направлений, которые мы будем изучать позже).

Принципы классицизма как литературного направления.

1.Принцип разумности.

2.Принцип должного.

3.Чёткое разграничение и распределение жанров.

4.Одноплановость характера героя.

Учитель. Прежде чем закончить урок, попытаемся определить цель нашего урока.

Классицизм как литературное направление исчез, выполнив свою историческую миссию, но те духовные ценности, которые он донёс до нас до сих пор поражают и воспитывают зрителей. Чем напряжённее будет становиться искусство, нам всё чаще и чаще захочется остановиться перед произведениями классицизма и насладиться отточеностью форм, продуманностью композиции, ясностью замысла, что было свойственно поэтам, художникам, архитекторам эпохи классицизма.

Чтобы зримо увидеть это, давайте совершим прогулку по

Комментирование и выставление оценок.

1.В мире литературы. 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Автор – составитель А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2003.

3.В.И.Федоров. История русской литературы XVIII века. – М.: 1982.

4.Словарь литературоведческих терминов / Редакторы – составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: 1974.

Читайте также: