Конспект изложение 4 класс 2 четверть

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Обучающее изложение (ноябрь) — копия.docx

Урок русского языка, 4 класс (2 четверть)

Тема: Обучающее изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

1. Образовательные:

Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;

Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;

Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;

Формирование умения составлять план текста;

Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

Развивать речь, память, внимание;

Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;

Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;

Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Сейчас откройте тетради, запишите число (21 ноября), классная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами :

Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.)

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим. (Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)

А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)

А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок,деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова. А чем отдельные слова отличаются от предложений? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.

подняли, крик, ребята, радостный

им, показался, крепким, лёд

по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине

в, дети, воде, очутились

край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

утро, чудесное, было

сковал, мороз, реку

побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей

бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки

был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал

упал, второй, на, третий, него

не, лёд, тяжести, выдержал

из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре

помощь, на, пришла, крик

толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди

спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз про себя.

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста – мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль – идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста – изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.

Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.

Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сияют от радости.

Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!

Примерный план:

Любили матросы маленького моряка.

Такое счастье не каждому выпадает.

Обучающее изложение №2

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.

Примерный план:

Маленькая рыбка – коту.

Обучающее изложение №3

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Примерный план:

Тревожные крики птиц.

Птенец снова дома.

Обучающее изложение №4

В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

Примерный план:

Обучающее изложение №5

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.

Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки!

Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.

После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.

Примерный план:

Друг пришёл на помощь.

До скорой встречи.

Обучающее изложение №6

Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Обучающее изложение №7

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

Г. Скребицкий

Обучающее изложение №8

День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.

Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил её цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.

Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали нежные веточки мимозы.

В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.

В. Железников

Примерный план:

Предложение мамы принято.

В цветах отразилось солнце.

Обучающее изложение №9

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.

- Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

В. Бочарников

Примерный план

1.Учитель и Утя привыкли друг к другу.

2. Уточка заволновалась.

3. Пришла разлука.

4. Живи теперь на воле.

Обучающее изложение №10

У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.


Цель:создание условий для обученияпо написанию подробного изложения.

Образовательные:

1.Формировать умение воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану и опорной таблице.

2.Закрпепитьумения определять основную мысль, тему текста, выделять части текста и озаглавливать их, составлять план текста.

3. Закрепить написание изученных орфограмм.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную речь учащихся, умение точно употреблять слова в речи.

2. Развивать умение корректировать и редактировать собственные высказывания.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к друг другу, взаимовыручку и дружелюбие в процессе групповой работы.

Планируемые результаты:

знают, что такое изложение;

умеют воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану;

умеют определять основную мысль и тему текста;

умеют выделять части текста и их озаглавливать, составлять план текста;

умеют писать слова с изученными орфограммами;

Регулятивные:

понимают и принимают учебную задачу урока, осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя;

оценивают свои действия и полученный результат, адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям;

умеют осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

умеют вступать в диалог со взрослыми и сверстниками;

отвечают на вопросы учителя, задают вопросы для уточнения непонятного;

выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

умеют аргументировать свою точку зрения и обосновывать её.

проявляют учебно-познавательный интерес.

Оборудование для учителя:презентация, раздаточный материал, учебник.

Оборудование для учащихся: тетрадь, пенал.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Восприятие текста учениками (5 мин)

3. Смысловой анализ текста (7 мин)

4. Структурный анализ текста. Составление плана (7 мин)

5. Языковой анализ текста (4 мин)

6. Орфографическая подготовка (5 мин)

7. Пересказ текста по плану (3 мин)

8. Повторное восприятие текста (3 мин)

9. Чистовая запись текста (10 мин)

10. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин)

льная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

1. Организационный момент

Настроить обучающихся на предстоящую работу

- Здравствуйте ребята, садитесь. Напоминаю, меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должен лежат учебник, пенал, черновик и тетрадь для изложения.

- Учебник не открываем пока я не скажу.

Средства: речь учителя

РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу.

ЛУУД: Создание эмоционального настроения на урок.

2. Восприятие текста учениками

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Прием чтения текста с прогнозированием,

прием прогнозирование содержания текста по опорным словам.

- Сегодня мы с вами будем писать изложение.

- Давайте вспомним, а что такое изложение?

- Верно, изложение – это письменный пересказ текста.

- Откройте тетради, в которых вы пишите изложение и запишите число, классная работа. Изложение.

- Сегодня 1 марта, классная работа.

- А, как вы думаете для чего вообще пишут изложения?

- Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

- Сегодня мы с вами будем писать подробное изложение. А что значит подробное?

Подробное изложение (близкое к тексту) – это письменный пересказ, близкий к тексту образца, как правило с сохранением стилистических особенностей.

- В тексте вам встретятся следующие слова: верстак, рубанок, дубовая доска, Алеша, шахматный столик.

- Прочитайте эти слова и предположите, о чем пойдет речь в тексте.

- Хорошо. Сейчас я буду читать вам текст, и мы проверим подтвердились ли наши предположения или нет. Слушаем внимательно.

Чтение с прогнозированием

На верстаке лежит (что лежит на верстаке?) дубовая доска. Она вся в трещинах. Её тёмные сучки похожи (на что похожи темные сучки?)на закрытые глаза. Но Алёша видит другое. Он видит в доске(что?)небольшой шахматный столик на острых ножках.

Вот он возьмёт рубанок(зачем ему рубанок?) за тёплую спинку и проведёт по доске. Вверх брызнет морщинистая стружка. И откроется чистое дерево, будто кожа в лёгком загаре. И дубовый сучок взглянет на Алёшу (как взглянет сучок? Как сучок может смотреть?) весёлым глазом. Алёшины руки разбудят спавшую красоту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка.Изложение " Олененок" 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе составила Меньших Т.В.

Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста, опираясь на план текста; развивать речь.

Формируемые УУД:

Предметные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные: развитие смыслового чтения; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Организационный момент.

Привет вам, привет вам,
— Оленья семья!
Как будто в снежинках
Ребенок-олень,
Пятнистая спинка
И солнечный день.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
А птички-синички
Им песни поют.
Однажды случайно
Ты в светлом лесу
Оленей встречаешь
Пугливых красу.

Постановка темы урока.

-Догадались,о ком сегодня будем говорить?

-Что знаете об этом животном?

-Сегодня мы напишем изложение о нем.

3. Знакомство с текстом.

Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно.

Он сел на старый пень.

И вдруг около куста охотник увидел крошечного олененка с желтым пушком. Он стоял на тоненьких ножках. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами гибкую веточку.

Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери олененка. Она настороженно стояла у кустах. Он опустил одноствольное ружье и тихо свистнул. Животное скрылось с быстротой молнии. У старика вырвался радостный вздох.

4.Подготовка к написанию изложения.

А)Вопросы по содержанию

-Где бродил охотник?

-Кого он неожиданно встретил?

-Найдите описание олененка.

-Что сначала хотел сделать охотник?

-Почему не выстрелил?

-Прочитайте концовку. Почему вздох был радостный?

Б) Составление плана.

1.Охотник в лесу.

В) Словарная работа.

- Значение каких слов непонятно?

-Объясним значение слов: знойный, нещадно, одноствольное(подобрать синонимы).

Г)Орфографическая работа: поиск слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми согласными.

Д)Пересказ от лица охотника.

5.Написание изложения от лица охотника.

4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

 О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)

 Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)

 К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)

 Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)

 Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

 Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

 Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)

 Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)

 Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.

 Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)

5. Деление текста на части и составление плана.

 Поделен ли данный текст на части? (Нет.)

 На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)

 Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.

 Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)

 О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)

/Учитель фиксирует ответы детей на доске./

 О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)

 Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)

 Определите тему. (Дупла-ночлежки.)

 Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)

 А кто в них проводит день? (Сыч.)

 Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)

 Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)

 Определите его тему. (Дупла-кладовые.)

 Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)

 Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)

 Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

Читайте также: