Конспект урока для 1 класса горные породы

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

Задачи урока:

развивающие:

развивать наблюдательность, речь; стремление к познанию нового.

Формирующие УУД

усвоить новые понятия по теме;

приводить аргументы, подтверждая их фактами, отстаивать свою точку зрения;

выявлять причины разнообразия горных пород;

Описание работы и опыт практического применения:

Окружающий мир

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

Учитель:
Прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе. В этом нам поможет тест. Давайте выполним задания в группах.

из воды и воздуха

из растений и животных

не имеют постоянной формы и объёма

Проверка теста.

На партах у вас находятся коробочки. Посмотрите, что в них находится.

(Гранит, стекло, уголь),

(Глина, кирпич, цемент)

- Можно ли назвать эти предметы телами?

Ответы учащихся.

- Сейчас каждый из вас возьмёт одно тело из коробочки, и мы пересядем в соответствии с новым заданием.

(Учащиеся пересаживаются в соответствии с заданием).

Мы разделили тела на группы. Сколько групп получилось?

(Две. 1 - гранит, уголь, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).

- Что у вас? Это какие тела? (природные)

- Что у вас? Это какие тела? (искусственные)

- А как ещё можно назвать тела первой группы?

- Какая же тема сегодняшнего урока?

- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.

III. Открытие нового знания.

А сейчас мы поработаем с учебником на стр. 92 и найдём ответы на 3 вопроса.

1) Как назывался самый древний период человечества?

(Постоянство формы)

3) Какие орудия труда изготавливали из горных пород, в частности из камня?

(Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи)

Как же образовались горные породы?

Существует три основных вида горных пород: магматические, осадочные и метаморфические. Все эти виды формировались по-разному.

Магматические горные породы рождаются в пламени. Их прародительница - раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Магма - это огненно - жидкое расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды.
Иногда магма изливается на поверхность в виде лавы. Здесь она остывает и отвердевает. Так образуется горная порода базальт. Гранит образуется, когда магма застывает прямо в земной коре.

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс, глина, гравий, торф, уголь, нефть.

(Работа с экспонатами горных пород и минералов)

А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.

- Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает?

- Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?

- Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды (в коробочках на партах).

- Кварц, полевой шпат и слюда - это минералы. На уроке мы будем говорить не только о горных породах, но и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

- Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав.

- Где он используется?

(Им украшают здания, станции метро, памятники).

- Гранит - это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда - это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?

(Горные породы состоят из минералов).

Минералы - однородные по своим свойствам вещества.

- Минералы - чистые вещества, состоят из одинаковых молекул. Это значит, если мы раскрошим или разотрём в порошок минерал, то даже самая маленькая крупинка всё равно сохранит все свойства этого минерала. Например, каменная соль - минерал. Она солёная, если мы возьмём даже одну маленькую крупинку, она останется солёной.

- Рассмотрим ещё одну горную породу - глину.

- Как вы думаете, из чего она состоит?

(Из мелко перетёртых камней).

- Что можно делать с глиной?

(Лепить и строить).

- Какие изделия делают из глины?

(Посуду, кирпич, дома).

- Для производства фаянсовой и фарфоровой посуды используют разновидность глины - каолин.

- Какие свойства глины при этом используются?

(Мягкость и пластичность).

- Давайте попробуем что-нибудь слепить.

- Что нужно сделать?

- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия боятся воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? Как строят из кирпича дома? Как же сделать изделия из глины прочными?

- Для чего же нужен обжиг?

(Для увеличения прочности изделий).

- Мы узнали, как изготавливают кирпичи. А чем скрепляют кирпичи?

- Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)

V. Самостоятельное применение знаний.

- Сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу.

Какое свойство гранита используют люди?

Чем можно скрепить между собой кирпичи?

Что делают с глиняными изделиями, чтобы они были прочными.

Как получают стекло?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Какие свойства горных пород использует человек?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Посмотрите на гору на доске. (На доске изображение горы)

- Если вы поняли материал сегодняшнего урока, то прикрепите магнит на вершине горы.

- Если вы считаете, что тема вам не совсем понятна и надо будет ещё поработать, то прикрепите магнит на склоне горы.

- Если тема урока вам непонятна и вам надо ещё раз её внимательно изучить, то прикрепите магнит у подножия горы.

VII. Домашнее задание:

Прочитать текст учебника, проверить свои знания с помощью вопросов после текста.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т. - М.: Мир, 2013.

Уч: Ученики нашего класса провели исследовательскую работу, имеющую отношение к теме урока. Давайте их послушаем.

- Ребята сегодня мы с вами посетим восхитительное место, познакомимся с его обитателями, увидим много интересного, но чтобы туда попасть, необходимо угадать название этого места.

Таблица № 1 Дворец Времен

Задание: Повторяющиеся буквы в словах заменены значками. Догадайтесь, какие это буквы, и прочитайте зашифрованные слова.

- Дворец Времен! Молодцы! Справились с заданием.

- Во Дворце Времен живет знатный господин Глагол Глаголыч. Просто так он никого к себе не пускает. Чтобы к нему попасть, нужно правильно ответить на поставленные вопросы и тогда он, разрешит нам войти.

- Возьмите пропуск. Знаком отметьте правильный ответ. Работаем в парах.

Таблица № 2 Пропуск

Задание: Подчеркните правильный ответ.

от рода прилагательных, стоящих рядом;

от вопросов, которые задают;

от рода имен существительных, с которыми они связаны;

- А теперь возьмите путевой лист. На верхней строке запишите свою фамилию, имя, отчество так, чтобы Глагол Глаголыч увидел, что вы старательны, аккуратны и умеете красиво писать.

Что без меня предметы? Лишь названья,

А я приду - все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

2 уч: Глагол настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид - ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.

3 уч: По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употреблемыми являются следующие глаголы: сказать, говорить, смотреть, видеть, хотеть, сделать, значить, жить, есть и т.д. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы перечислить почти невозможно. Глагол - это самая живая часть речи.

-Глагол ведет нас через неповторимой красоты дворцовый парк, полный солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. В парке спрятались глаголы.

Таблица № 3 Дворцовый парк

Задание: Найдите глаголы, подчеркните их двумя чертами.

Дворцовый парк

Посмотришь, а кругом трава, цветы. Белеют ромашки, синеют васильки, розовеют пионы, алеют маки. А сколько звуков услышишь вокруг! На макушке дуба громко кукует кукушка. В кустах сирени тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы.

- И вот мы во дворце. Во дворце много зал. Мы оказываемся в Гостевом зале. Здесь стоят кресла розового цвета, кресла предназначены только именитым гостям, только они имеют право сидеть. В одном кресле почти всегда сидит Глагол Глаголыч, в другом почти всегда сидит его друг Существительное в чине Подлежащее или его друг Местоимение в чине Подлежащее.

- В Гостевом зале собрались гости - слова. Вы должны определить сколько сегодня понадобится кресел для именитых гостей.

Таблица № 4 Гостевой зал

Задание: Спиши предложение, подчеркни грамматическую основу, подчеркни второстепенные члены предложения.

Ночь стоит и смотрит в темную воду озера.

Сколько розовых кресел понадобится именитым гостям?

- Давайте проверим. (3)

- Мы покидаем Гостевой зал и Г.Г. ведет нас в следующий зал. Зал Отрицаний.

К Глаголу она близко не подходит, держится от него на расстоянии. Лишь иногда, в очень редких случаях, она может к нему подойти, но и то лишь для того, чтобы выразить ему своё негодование.

- Зал Отрицаний мы пройдем, только выполнив задание.

Таблица № 5 Зал Отрицаний

Задание: Запиши глаголы правильно.

(не)хочу__________________________

(не)отвечу________________________

(не)понимаю_______________________

(не)сделаю_________________________

(не)годую__________________________

(не)мечтаю________________________

(не)навижу_________________________

(не)отдыхаю_______________________

В каком лице употреблены глаголы, в каком числе.

- Следующий зал - зал Времен. Глагол Глаголыч очень любит этот зал и часто его посещает. Этот зал волшебный. Здесь Глагол может оказаться в прошлом, а если захочет, то и в будущем. В зале Времен уже есть посетители. Одни из них должны переместиться в прошлое, другие в будущее, а третьи остаться в настоящем.

Таблица № 6 Зал Времен

Задание: Распределите глаголы по временам.

Наблюдали, алеет, смотрел, запоют, отрывает, побегут, выполнила, шагает, желтеет.

- Переходим в следующий зал - зал Отдыха. Давайте поиграем. Если я называю глагол - хлопайте, другую часть речи - топайте.

- Господин Г.Г при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, косил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, вылил, вылепил, зажег, флажок, пирожок, дружок.

- Переходим в зал Спряжений. Здесь все гости - слова, хотят они этого или не хотят, распределяются на 2 группы. На группу 1 спряжения и группу 2 спряжения.

- В зале спряжений тоже собрались гости. Разделите их на группы. Внимание, среди гостей есть исключительные гости, очень коварные и хитрые.

Таблица № 7 Зал Спряжений

Задание: Спиши. Укажи спряжение глаголов.

Читали, розовеет, смотрел, учил, поливать, болеть, ловил, выполнила

- А сейчас игра на внимание.

- Перед нами вереницей пойдут гости - глаголы. Вы должны среди обычных гостей узнать исключения и просигналить.

Таблица № 7 Игра на внимание

Задание: подними красный круг, если назовут глагол - исключение.

Свистеть, смотреть, видеть, алеть, розоветь, белеть, зависеть, гнать, держать, молчать, говорить, строить, красить, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

- Переходим в зал Мудрых Мыслей. Это очень красивый зал. Здесь есть портреты великих мудрецов мира: Сократа. Аристотеля, Платона, Пифагора. В этом зале Г.Г. любит размышлять. В зале собрались пословицы, но к несчастью они распались на 2 части.

Таблица № 9 Зал Мудрых Мыслей

Кто умеет веселиться, тот должен много трудиться.

Не плюй в колодец, который ничего не боится.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.

Кто любит трудиться тому без дела не сидится.

Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.

- Переходим в Зал Синонимов и Антонимов. Пройти этот зал и выполнить задание нам помогут картинки.

Таблица № 10 Зал Синонимов и Антонимов

Задание: Запиши синонимы к фразеологическим оборотам.

Повесить нос ________________________

Клевать носом_______________________

Водить за нос________________________

Зарубить себе но носу_________________

Сломя голову________________________

- Г.Г. убедился, что вы знакомы с синонимами, а теперь он хочет узнать, как обстоит дело с антонимами.

Таблица № 11 Антонимы

Задание: Подберите слово противоположное по смыслу.

Таблица № 12 Заключение

Задание: Верны ли эти утверждения

- Глагол это часть слова.

- Глагол в предложении является подлежащим.

- Глагол изменяется по временам, по числам, в прошедшем времени по родам, по падежам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природоведение.

Тема. Горные породы и их значение для жизни человека.

Цель: закрепить понятие об объектах неживой природы, дать элементарное представление о горных породах; развивать способность наблюдать за объектами неживой природы, внимательность, умение строить предположение перед началом эксперимента и соотносить его с результатом, строить заключения, развивать критическое мышление; формировать природоведческую компетентность; формировать исследовательские умения; развивать ценностное отношение к природе.

Оборудование: коллекция камней, глина, песок, соль, стаканы с водой, пластиковые бутылки, глиняные изделия, изделия из камня, изделия из стекла, компьютер, проектор, презентация.

І Повторение изученного на предыдущих уроках.

Беседа о погоде.

- Какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят в природе осенью?

- Что меняется в живой природе? А в неживой?

- Назовите отличительные признаки живой природы.

- Чего нам не хватает осенью?

Фронтальный опрос.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце)

- Какое значение имеет солнце для людей?

( Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Солнце — могучий источник жизни. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь — все это зависит от солнца.)

Ни веса, ни цвета у него нету! (Воздух)

- Опишите, как можно увидеть воздух? (ветер, пузырьки в воде)

- Значение воздуха для человека.

(Воздух поставляет в организм кислород, который поступает в клетки организма и берет непосредственное участие в выделении необходимой для жизни энергии.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Расскажите о значении воды для жизни человека.

( Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле . Отличительной особенностью Земли как планеты является то, что значительная часть ее поверхности покрыта водой. Вода — самое распространенное вещество в природе и занимает 71 % поверхности земного шара. Зарождение, существование и развитие жизни на Земле также связано с водой. Именно она дала начало земной жизни. Все, что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей, и все, что роется под землей, — все когда-то вышло из воды. Она является непременной составной частью всех живых организмов. Так, человеческое тело на 65 % состоит из воды. Все живые существа страдают от недостатка воды, а длительная ее недостача приводит к их гибели. Питательные вещества, только растворенные водой, поступают к жизненным органам растений. Велико значение воды и в хозяйственной деятельности человека. Ни одно производство, ни одна сфера деятельности невозможна без воды.)

- Назовите, в каких состояниях бывает вода. (жидкое, газообразное, твердое)

Животные: орел, акула, мышь, кит, червяк, щука, медуза, белка, рак, сом, куница, крот, муравей, осьминог, заяц, муха.

ІІ Мотивация учебной деятельности.

- Мы с вами разобрались кто живет в воде, но ведь животные есть не только в воде, где еще?

Отгадывание загадки.

Звучит песенка гномов.

Он носит вместо шапки

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идет в лесу ночном.

Не ошибешься, если

Ты скажешь: – Это … (гном).

- Кто такие гномы?

- Что вы о них знаете?

Гномов называют хранителями подземных богатств.

Телеграмма от гнома Ома.

Добрый день, первоклассники! Я знаю, что вы изучаете неживую природу и уже многое узнали о Солнце, воде, воздухе. Но и под землей много чудесного. Это различные камни, песок, глина.

Это наши подземные богатства. И мы, гномы, их охраняем. Но сегодня мы решили сделать вам подарок и выслали замечательный сундучок, который поможет все выяснить о твердых телах. С уважением, гном Ом.

- Сегодня мы познакомимся с горными породами, узнаем о свойствах и назначении некоторых из них. Вам на уроке надо понять, что такое горные породы и запомнить некоторые из них. А еще мы с вами разберемся, как человек может использовать горные породы.

IV Первичное восприятие и осознание нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Песок, камень, глина, мел, соль – это горные породы , находящиеся в земле или на ее поверхности. Их создала сама природа.

- К какой природе относятся горные породы? (это объекты неживой природы)

Учитель вынимает из сундучка каменную соль.

В воде она родится,
Но странная судьба —
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (соль)

- О каком свойстве соли говорится в загадке?

- Для чего нужна каменная соль ?

( Соль – важнейший пищевой продукт, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей и представителей животного мира. Она незаменима при сохранении и консервации всех видов продуктов животного происхождения (мяса, рыбы и др.), фруктов и овощей, кормов для животноводства и т.д. Подсчитано, что натриевая соль используется при получении более 1500 видов продуктов питания.

Соль обладает антисептическими свойствами, предохраняя пропитанные органические ткани от гнилостного разложения.

Она также служит сырьём для производства хлора, соляной кислоты.

Значительные объёмы каменной соли (до 30-35%) используются в борьбе с обледенением автомобильных и других дорог.)

- Чтобы узнать, что еще есть в волшебном сундучке, нужно отгадать загадку:

Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг - чертополох. (камень)

Не птица, а летает.
В лоб попадёт — фонарь зажжёт. (камень)

Практическая работа в группах.

Камень — общее название всякого твёрдого ископаемого, кроме чистых металлов или песка. Природный камень — строительный, декоративный, поделочный материал. Какими же свойствами обладает камень? Это мы сейчас узнаем на практике.

- Рассмотрите камешек. Что можете рассказать о нем?

- Какого цвета камешек?

- Какой на ощупь камешек: гладкий или шершавый?

- Поцарапайте камешек ногтем. Остается ли на нем след? О каком свойстве камня это говорит?

- Как проверить, будет ли тонуть камешек в воде? Опустим камешек в воду. Что произошло?

- Подумайте, как человек может использовать камень . Что можно сделать из камня?

( Драгоценные камни — минералы, используемые для производства ювелирных изделий вследствие их красивого внешнего вида и редкости.)

Из кремня древние люди также научились делать ножи, топоры, стрелы. Из гранита позднее люди научились строить дома, дворцы, мосты, крепости. Его также используют для укрепления берегов рек.

Из мрамора люди издавна строили памятники, дворцы, в наше время им украшают станции метро.)

Физкультминутка.

Практическая работа (продолжение)

- Возьмите два камешка, потрите их друг о друга, постучите. Что заметили? (посыпался песок)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

- Что же такое песок?

Песок – это мелкие камешки, различные по цвету, форме и размеру. В песке содержатся песчаная пыль и мелкие частицы металла.

- Опустим в стакан с водой немного песка, не размешивая. Что заметили? (Песок осел на дно, а песчаная пыль плавает сверху.)

- Почему песок опустился на дно? (песок тяжелый, поэтому и опустился вниз.)

- Из песка можно построить какие-нибудь здания? Почему?

- А что можно сделать из песка? Где используют песок?

Песок используют в строительстве. Его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпич. Чтобы изготовить стекло и стеклянные изделия, тоже нужен песок. Существуют даже песочные часы. На песчаных пляжах люди принимают солнечные ванны.

- Вы любите играть в песке?

- Еще один образец горных пород подготовили для вас гномы. Какой, отгадайте:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (глина)

- Эта горная порода понадобится нам для опыта. Давайте выясним, как взаимодействуют камень, песок и глина с водой.

- Как вы думаете, какой из этих природных компонентов лучше пропускает воду: камни, песок или глина?

С трех пластиковых бутылок срезают донышко. Одну бутылку наполняют камнями, другую – песком, третью – глиной. Переворачивают бутылки. Под ними помещают сосуды для стекания воды. В каждую бутылку наливают равное количество воды.

- Из какой бутылки вода быстрее вытечет? Почему?

Вода быстрее протечет между камнями, потом сквозь песок. А глина воду не пропускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти сквозь нее.

- Вот кусочек глины. Что такое глина? Чем глина отличается от песка? (песок состоит из песчинок, которые не слипаются, а глина однородная – из мелких частиц, которые слипаются друг с другом)

Рассказ учителя с элементами беседы.

После дождя появляется много луж.

- Где чаще появляются лужи: на песке или на глиняной почве? Почему?

- Из какого природного компонента – песка или глины – возводили в древности здания, делали посуду?

- Почему именно из глины? (глина не пропускает воду, именно это свойство и использует человек)

Рассмотрите глиняную посуду: кувшины, горшки, амфоры, вазы; игрушки, украшения. Рассмотрите хаты-мазанки, в которых жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Глину используют в медицине и косметологии.

- На территории нашего района геологи обнаружили зеленую глину, которая оказалась лечебной. Карьер находится по дороге от нашего города к Алексеевке.

- Итак, мы выяснили, что камень, глина, песок, каменная соль являются горными породами.

V Закрепление и осмысление знаний.

- Что такое горные породы? (объекты неживой природы, минералы, которые создала сама природа)

- Какие горные породы вы теперь знаете?

- Как образуется песок? (Песок и глина образуются при разрушении горных пород.)

Физкультминутка

- Чтобы повторить, где используют горные породы, мы поработаем с учебниками.

Работа с учебником (с. 46).

- Какие природные материалы используют в строительстве?

- Из чего делают кирпичи?

- Из чего изготовляют посуду?

- Где в природе можно увидеть песок, глину, камни?

Послушай! (Чтение читающими детьми.)

Вывод. Камни, щебень, галька, песок и глина – горные породы. Из горных пород состоит земля. (Чтение читающими детьми.)

- О каких свойствах глины и песка вы узнали из опытов? Эти знания помогут вам играть.

VI Обобщение и систематизация знаний.

Дети объединяются в группы, и каждая становится в кружок. Учитель произносит: песок, глина, глина, песок, песок, песок, глина и т.п.

Беседа – итог урока.

- Какие опыты мы проводили в классе с камнями, глиной, песком?

- О каких свойствах природных компонентов они рассказывают?

- Как и где человек научился использовать камни, песок, глину?

VII Рефлексия.

На уроке я запомнил …

Мне было интересно …

Я еще поработаю над …

Дома вспомните с родителями, в каких сказках упоминаются горные породы и их хозяева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Горные породы и минералы", окружающий мир, 2 класс, УМК "Школа России", Плешаков А.А.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

с использованием технологии проблемного обучения

Тема: Заглянем в кладовые Земли

Предметные результаты:

иметь представление о камнях, как части неживой природы;

познакомиться с горными породами и минералами;

различать и узнавать горные породы и минералы;

научиться различать составные части гранита;

узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;

рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;

соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;

высказывать своё отношения к изделиям из камня;

предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.

Личностные результаты:

осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;

делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;

обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов;

коллекция “Гранит и его части”; мультимедийная аппаратура.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На экране монитора появляется слайд № 1 с изображением гор.

- Наша планета - это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

- Из чего она состоит? (Из камней и почвы.)

- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)

III. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

- Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

На экран подается слайд № 2 со словами:

Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация).

- Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое горные породы.) (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое горные породы?) (Учебная проблема как тема урока.)

- А что мы можем узнать про горные породы? На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)

Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней:

Название горных пород.

Место нахождения в природе.

IV. Поиск, открытие нового знания.

Работа над п. 1-3 плана.

- Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: “горные породы” и “не горные породы”. Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?

На экране появляется схема (слайд № 3):

В ходе обсуждения версий учитель продолжает подводящий диалог:

- Попросим компьютер убрать слова “не горные породы” и оставить только “горные породы”. Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее? (Одни твердые, другие рыхлые. И те, и другие залегают в земле.) (При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.)

- Какой вы можете сделать вывод? Что такое горные породы? (Это рыхлые и твердые вещества или тела природы, из которых сложена литосфера.)

В ходе обсуждения на экране появляется схема классификации горных пород (слайд № 4):

- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.)

- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

Работа в группах.

Каждой группе учащихся предлагается выделить (подчеркнуть в перечне) свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь, соль, песок, глина) пот плану, используя слова для справок и образцы этих пород.

На экране появляются слайды № 4-9 с изображением горных пород и предметов, изготовленных из них.

Чтобы усложнить задачу, в список включается “лишние” слова, которые для описания свойств этих горных пород не подходят.

Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.

Далее выслушиваются отчеты каждой группы о свойствах горных пород. Учитель ведет беседу по их применению с опорой на слайды № 4-9.

Затем, для продолжения диалога, учитель загадывает детям загадку:

Красивый, крепкий и могучий,

Твердый, прочный, не сыпучий.

Известен людям он давно.

Узнаем мы его легко.

Работа с коллекцией “Гранит и его части”.

- Слово гранит не русское, а итальянское и переводятся как “зернистый”. Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные - это слюда, белые, блестящие - кварц, серые и красные - полевой шпат.

На экране появляются слайд № 10:

- Гранит - неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат - это составные части гранита, которые называются минералами.

Схема № 10 в слайде усложняется добавлением слова минералы.

- Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество. На экране в слайде № 10 появляются слова алмаз и самородное золото.

Далее проводится беседа о свойствах и применении данных минералов с демонстрацией изделий из них. Учащимся предлагается рассмотреть предметы и познакомиться с названиями минералов. Например: спички - сера, карандаш - графит, наждачная бумага - корунд, присыпка - тальк.

После этого учитель возвращается к формулировке темы, записанной на доске:

- Итак, какова тема урока? (Горные породы.)

- А с каким еще понятием мы познакомились? (Минералы.)

- Дополните тему урока. (Горные породы и минералы.)

Систематизировать представления о горных породах, минералах и их свойствах позволяет схема (слайд № 10).

V. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке? Что больше всего удивило вас? Какими знаниями сможете поделиться со своими друзьями и родителями, родственниками?


Цели: повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли; познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов; о видах горных пород; о происхождении магматических и осадочных пород. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

1. Работа с новым материалом.

1) Работа в парах. Проблемный вопрос

Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы?

Верхняя граница точно не определена. Высоко над землёй атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, т. е. поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород большинство, из которых твёрдые.

2) Работа с рисунком.

Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. (На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней).

3) Работа с презентацией.

Показ образцов горных пород и рассказ о них.

Слайды №1, 2.

Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь – это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоёмов, вся твёрдая часть земли до глубины 30-40 километров и более.

Слайд №3, 4.

Большинство горных пород твёрдые, но есть жидкие горные породы (ртуть, нефть) и газообразные (природный горючий газ).

Показ образцов горных пород. Вы, может быть, видели по телевизору или читали об извержениях вулканов? (ответы ребят)

Слайды №5, 6.

На земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара.

Действующие вулканы служат как бы окнами вглубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываются глубинное расплавленное вещество Земли – магма. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой.

При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы с огромной силой вырываются из глубины недр Земли. Они изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ (вулканических) ПОРОД. К ним относятся ГРАНИТ и БАЗАЛЬТ.

Слайды №7, 8.

А, вот каменный уголь, известняк и торф образовались по-другому.

Бурные реки, которые образующиеся при разрушении гор. Реки впадают в море, вместе с речной водой в море впадают камни, песок и глиняные частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом сотни тысяч и миллионы лет накапливаются громадные толщи осадков на дне океанов и морей. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют ОСАДОЧНЫМИ, потому что образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

Слайд №9.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет накапливается огромное количество скелетов и образуется горная порода – известняк.

Слайды №10, 11.

Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает глина и песок. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.

Слайд №12.

А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

Слайд №13.

Слайд №14

После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

Слайд №15.

Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных, образуется чёрный ил. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.

Слайд №16.

В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на ¾ состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо. На нём могут работать даже электростанции.

Рассмотрите кусочки торфа с помощью луп. Что вы заметили? (веточки, песчинки)

3. Закрепление.

- Почему каменный уголь, известняк и торф называются осадочными горными породами?

Работа с учебником стр.

- Выделите две группы горных пород. (Магматические или вулканические и осадочные) Слайды №17,18.

- Приведите примеры вулканических и осадочных пород.

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Слайд №21. (фото хранение нефти)

– Что на уроке понравилось, запомнилось?

5. Домашнее задание.


-75%

Читайте также: