Способы сокращения слов конспект

Обновлено: 05.07.2024

В университетах до сих пор жива традиция писать лекции. Студенты часто этим недовольны, но оказалось, что делать заметки под речь преподавателя полезно для запоминания материала. Главное, делать это быстро, понятно и аккуратно, чтобы потом можно было восстановить в памяти весь материал.

Как увеличить темп записи

Если вы хорошо запоминаете материал, а ваша проблема — низкая скорость письма, можно её легко решить. К сожалению, искусственное увеличение скорости обычно ведёт к ухудшению почерка — настолько, что ничего разобрать будет нельзя. Значит, нужно идти другим путём.

Сокращения распространённых слов

Можно придумать собственные обозначения для самых распространённых в текстах слов. В таком случае не лишним будет выписать их на отдельный листок, чтобы поначалу поменьше путаться.

Сокращение количества символов

Такой способ делать заметки сначала потребует высокой концентрации, чтобы к нему привыкнуть. Потом вы без труда будете и писать, и читать собственные тексты. Правда, одногруппники вряд ли смогут их разобрать, если им понадобятся ваши лекции.

Можно постепенно внедрить все эти способы (и пропуск букв, и аббревиатуры с символами, и перевод) в письмо: тогда конспект будет для неподготовленного человека выглядеть достаточно пугающе, но скорость его написания существенно увеличится.


Основные мысли

Нет смысла писать сложное предложение полностью. Пропуск вводных слов, метафор, лишних перечислений сократит количество написанного и освободит время для письма. Особенно это касается гуманитарных наук: истории, психологии, педагогики — где информация подаётся не короткими формулами и терминами, а подробными предложениями.

Схемы и таблицы

Перечисление подразделов, классификация, части терминов — всё это можно записать не одним большим абзацем, а схемой с обозначенными связями. Это не только сократит время написания, но и улучшит восприятие информации.

Чтобы не быть голословными: с применением этих способов первый абзац статьи может выглядеть, например, так:

В унив. — письм. лекции. Стднты писать ♡ , но так запоминают++. If записи fast/right/clear ⇒ можно вспомнить инфу.

Фраза меньше оригинала в три раза, но легко понятна тому, кто один раз прочитал полный абзац.

Как изменить оформление

Успеть записать лекцию — полбеды. Самое сложное потом по ней восстановить и запомнить материал. Идеально, если вы запомнили текст прямо во время письма: для этого придётся немного повозиться с оформлением.

Разные цвета

Подойдут ручки с разными стержнями, карандаши, фломастеры и текстовыделители. Если сразу во время написания выделять другими оттенками термины, определения, заголовки, пункты списков, то вы убьёте сразу двух зайцев:

  • лекция будет структурирована и проста для последующего чтения и поиска нужной информации,
  • из-за повышенного внимания для смены инструмента вы лучше запомните слова, которые выделили новым цветом.

Шрифты и подчёркивания

Имеют ту же цель: выделить важные участки текста. Если ваше чувство прекрасного запрещает раскрашивать тетрадь с лекциями, можно воспользоваться сменой начертания, подчёркиванием и обводкой. Только придётся постараться делать это аккуратно, чтобы не развести грязь на странице, иначе все символы сольются в единое целое.

Рисунки и пометки на полях

  • Если у вас есть время нарисовать что-то простое во время лекции, то из-за сосредоточенности вы лучше запомните материал;
  • Маленькие тематические рисунки помогут сориентироваться в готовом тексте;
  • Вы закрепите ассоциации между материалом предмета и совершенно посторонними образами, что может помочь при подготовке к экзамену.

А на полях можно знаками или короткими словами помечать важность пунктов: что нужно запомнить, что будут спрашивать на зачёте, что вам рассказали просто для иллюстрации.

Метод Корнелла

Существует множество разных способов ведения заметок, но метод Корнелла — самый знаменитый. Для него делим лист на три части (отделяется нижняя четверть листа, а верхние три четверти делятся на два столбца). В правой верхней части ведётся сжатый конспект, в левой верхней записываются основные тезисы или вопросы, а в нижней — краткий вывод из всей лекции. Это и ускорит написание материала, и поможет вспомнить лекцию при перечитывании тезисов и выводов.


Как делать заметки с помощью ноутбука

Ноутбук и смартфон могут быть полезны тем, кто не уверен в своих силах правильно записывать лекции, или, к примеру, обладателям очень плохого почерка. Здесь действуют те же правила: сокращаем слова, вводим аббревиатуры, сразу делаем правильное форматирование (заголовки, списки, выделение терминов).

Единственное и самое главное правило для электронного ведения заметок: не пишите весь текст под диктовку! Да, в таком случае у вас будет полный текст лекции, но это совершенно не способствует запоминанию. Отнеситесь к конспектированию вдумчиво: анализируйте материал, записывайте только самое важное. Так у вас будет идеальный вариант конспекта: сжатый, по делу и без помарок.

Если преподаватель не против, можно включить на лекциях диктофон. При желании запись можно будет прослушать дома и подкорректировать конспект (или и вовсе записать весь текст, чтобы материал был и в полном, и в сжатом виде), или просто повторить перед экзаменом.

Где лучше делать заметки — на телефоне или в тетради?

Многочисленные исследования сходятся во мнении, что ручная запись лекций намного полезней. Студенту приходится вдумываться в материал, чтобы записать только самое важное, сразу же верно оформлять текст и правильно сокращать фразы. Всё это способствует одновременному усвоению материала. Кроме того, само написание ручкой поможет запомнить текст (особенно если вы задумываетесь над орфографией или порядком слов).

Если вы уверены, что не сможете записать лекцию аккуратно, то можно набрать её на ноутбуке, а потом дома написать конспект от руки. Так вы и повторите материал, и сможете красиво оформить текст, благодаря чему лучше его запомните. Такой вариант, кстати, будет идеальным, если для сдачи предмета нужно показать преподавателю тетрадь: обещаем, он будет в восторге от аккуратных и красиво оформленных лекций! А если вам позволяют пользоваться на зачётах собственными записями, то хорошие оценки, считайте, у вас в кармане. Впрочем, и тексты из аббревиатур, рисунков и символов помогут в подготовке, если записывать их с пониманием предмета. Единого рецепта как делать заметки, увы, не существует: попробуйте все варианты и определите, какой будет для вас удобнее.

2. Сокращать слово необходимо так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте: сокращение сущ. Можно прочитать как существующий, существовать, существование, существенный, существо, существительное, сущностный, сущность и т. д.

3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

4. Целесообразно использовать:

1) общепринятые сокращения: р-р – раствор, т. о – таким образом, м. б. – может быть;

2) общепринятые аббревиатуры: СМК – средства массовой коммуникации;

3) математические знаки: , =, ≠, ∑, f и др.;

4) обозначения физических величин: F –сила;

5) короткие иностранные слова: if – если.

Целесообразно разработать собственную систему сокращений. Для этого применяется скоростное конспектирование:

2) первая буква или буквы термина, часто используемого в конкретной дисциплине: Л – логистика; inf – информация; f –ет – функционирует; фф – философия и др.

3) иероглифы (символы): ? – вопрос; => - поэтому, в результате;

4) пиктограммы (изображения): глаз – точка зрения; ↑- рост, повышение, растет; ╞ - с одной стороны и др.

5) собственные аббревиатуры: малый бизнес (МБ); анализ (@).

2. Сократите предложения, оставив слова, выражающие главную информацию (оставьте не более одной трети от состава предложений).

1) В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью логической аргументации и информирования, которая соответствует сложившемуся там типу менталитета и политическая культуры людей и предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории.

2) Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы, чем широко пользуются тоталитарные, авторитарные, и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.

3. Сокращенно запишите основную информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.

1) Хотя число акционированных предприятий растет, эффективность их деятельности не увеличивается.

2) В случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.

3) Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания во многих странах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы в СМИ, которые создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

1. Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву: кол-во – количество.

2. Сокращать слово необходимо так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте: сокращение сущ. Можно прочитать как существующий, существовать, существование, существенный, существо, существительное, сущностный, сущность и т. д.

3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

4. Целесообразно использовать:

1) общепринятые сокращения: р-р – раствор, т. о – таким образом, м. б. – может быть;

2) общепринятые аббревиатуры: СМК – средства массовой коммуникации;

3) математические знаки: , =, ≠, ∑, f и др.;

4) обозначения физических величин: F –сила;

5) короткие иностранные слова: if – если.

Целесообразно разработать собственную систему сокращений. Для этого применяется скоростное конспектирование:

2) первая буква или буквы термина, часто используемого в конкретной дисциплине: Л – логистика; inf – информация; f –ет – функционирует; фф – философия и др.

3) иероглифы (символы): ? – вопрос; => - поэтому, в результате;

4) пиктограммы (изображения): глаз – точка зрения; ↑- рост, повышение, растет; ╞ - с одной стороны и др.




5) собственные аббревиатуры: малый бизнес (МБ); анализ (@).

2. Сократите предложения, оставив слова, выражающие главную информацию (оставьте не более одной трети от состава предложений).

1) В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью логической аргументации и информирования, которая соответствует сложившемуся там типу менталитета и политическая культуры людей и предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории.

2) Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы, чем широко пользуются тоталитарные, авторитарные, и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.

3. Сокращенно запишите основную информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.

1) Хотя число акционированных предприятий растет, эффективность их деятельности не увеличивается.

2) В случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.

3) Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания во многих странах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы в СМИ, которые создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Неважно — учишься ты в школе, университете или уже закончила обучение — навыки быстрого конспектирования тебе пригодятся. Вот лишь часть методик и техник, которые помогут стать асом в этой области.

Выбираем носитель

Основные варианты — это физический (тетрадь) и цифровой (ноутбук/планшет). У каждого есть свои преимущества и недостатки:

Тетрадь

Преимущества:

Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.

Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.

Недостатки:

Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.

Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.

Ноутбук / планшет

Преимущества:

Мобильность. Можно забыть дома одну тетрадь, но целый ноутбук забыть сложно — там же вся жизнь!

Чистота. Никаких зачеркиваний, помарок и орфографических ошибок: просто сотри текст и печатай по новой.

Недостатки:

Вес. Даже крошечный нетбук тяжелее тетрадей для 6 предметов, а на планшете неудобно печатать.

Отвлекающие факторы. Слишком большой соблазн бросить ведение конспекта и зайти в интернет.

Зависимость от техники. Каждый вечер надо ставить гаджет на зарядку, ведь если в аудитории не окажется розетки, ты не сможешь печатать. К тому же, если прибор сломается, то учеба станет намного сложнее, а сохраненные в компьютере конспекты пропадут.

Наш совет: используй преимущества обеих систем. Бери ноутбук как основной носитель, но всегда носи с собой тетрадь для экстренных ситуаций или для лекций, где важнее рисунки и схемы (например, биология или геометрия).

Используй разные способы

Бездумно писать слово в слово за лектором не нужно и даже вредно. Лучше распределять информацию в удобной тебе системе:

Переводческая скоропись. Эту методику используют последовательные переводчики, то есть те, кто говорит вслед за выступающим. Освоить систему будет непросто, и подойдет она не для всех дисциплин: скоропись скорее передает взаимосвязи событий, чем точную формулировку, так что для точных наук использовать ее неудобно. Зато для истории и литературы подойдет прекрасно: конспект в такой методике состоит практически из одних рисунков и условных обозначений, а не из слов.

Метод Корнелла. На странице проводят две горизонтальные линии: одну вверху для заголовка, о другую— внизу для краткого пересказа лекции. Посередине рисуем две колонки: слева пошире, справа поуже. В широкую колонку записываем конспект так, как ты делаешь обычно, только оставляй пропуски между параграфами, чтобы дописать дополнительную информацию позже.

После лекции ты пишешь в левую колонку самые важные идеи, имена, даты и концепты. Спустя сутки надо вернуться к лекции и заполнить нижнее поле с кратким пересказом: так ты повторишь материал и выявишь свои слабые места.

Метод ментальных карт. Основное отличие от других способов — здесь мы начинаем с центра листа, как будто находясь посередине круга. В центре ты записываешь тему или главное понятие, а дальше развиваешь дополнительную информацию.

Для удобства держи под рукой маркеры трех разных цветов, чтобы помечать главное, важное и дополнительную информацию.

Смысловые блоки. Что-то среднее между Методом Корнелла и методом ментальных карт. Просто дели разворот тетради на квадраты, и в каждом начинай новую подтему.

Поток сознания. Метод для самых ленивых, но креативных. Веди конспект как обычно, но записывай попутно свои идеи и догадки под звездочкой*. Так получится некий дневник, который будет интересно перечитывать и после завершения учебы.

-Познакомить с правилами сокращения слов и словосочетаний. Учить применять на практике данные знания.

-Коррекция и развитие связной и письменной речи;

- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать интерес к учебе, предмету;

- Воспитывать умение работать в команде;

Цель- подготовка учащихся к работе на уроке.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.

Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала.

1 Сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени.

Список особых случаев сокращения слов приведен в разделе 5.

Допускается использовать общепринятые сокращения, не приведенные в разделе 5, например:

высшее учебное заведение — вуз

до нашей эры —до н. э.

2 При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например:

Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5, например.

3 Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в разделе 5.

Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на образованные от него прилагательные, глаголы и страдательные причастия, например:

Примечание — Правила сокращения в библиографической записи не распространяются на слова, образованные от существительного, приведенного в разделе 5

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 128.
Тема: Р.р. № 26. Лексические способы сокращения текста.
Цели: развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение, дополнение, изменение текста) ; развивать умение сокращать текст, используя приемы сжатия текста; совершенствовать речевые умения и навыки; воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Метапредметные –

п ринимать и сохранять учебную задачу, п ланировать необходимые действия, действовать по плану ; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

о сознавать поставленную задачу, читать и слуша ть, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать по зиции и находить общее решение, з адавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

развитие умений информационной переработки текста (умений выполнять сокращение, дополнение, изменение текста) ; развивать умение сокращать текст, используя приемы сжатия текста .

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Карта урока

Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Для чего нужно уметь сокращать текст?

Отвечают на вопросы

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Часто в жизни нам необходимо передать информацию. Но не в первозданном виде, а в сжатом. Что необходимо суметь сделать при этом?

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают дату, тему урока.

Первичное закрепление новых знаний.

(в знакомой ситуации)

(в измененной ситуации)

1.Работа над упражнением 420.

Дополнительное задание к данному упражнению: Сократите текст с 9 предложений до 4; сократите текст до одного предложения. Выполнение задания основано на определении главной и дополнительной информации

ПОДЧЁРКИВАЕМ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

2. СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

3. СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В разное время человечество использовало различные системы счёта.

Читают, комментируют, отвечают на вопросы.

Учащиеся должны уметь сокращать содержание, исключая второстепенную информацию

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(в измененной ситуации)

1. РАБОТА в группах:

1) Самый первый автомобиль появился в одна тысяча семьсот семидесятом году. 2) Создал это чудо техники француз Николя Жозеф Куньо. 3) Машина тащила груз массой до трёх тонн со скоростью четыре километра в час. 4) Двигателем ей служила паровая машина без топки. 5) Под котлом разводили костёр и грели воду.

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка; размышлением о необходимости зоопарков.

Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ.

_________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

Упражнение 438 — продолжение работы по сокращению текста.

сокращают текст, исключая второстепенную информацию

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Слушают, записывают в дневники.

Рефлексия (подведение итогов урока)

3 М. Назовите 3 момента, которые запомнились вам на уроке.

1) Самый первый автомобиль появился в одна тысяча семьсот семидесятом году. 2) Создал это чудо техники француз Николя Жозеф Куньо. 3) Машина тащила груз массой до трёх тонн со скоростью четыре километра в час. 4) Двигателем ей служила паровая машина без топки. 5) Под котлом разводили костёр и грели воду.

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка; размышлением о необходимости зоопарков.

Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ.

_________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

1) Самый первый автомобиль появился в одна тысяча семьсот семидесятом году. 2) Создал это чудо техники француз Николя Жозеф Куньо. 3) Машина тащила груз массой до трёх тонн со скоростью четыре километра в час. 4) Двигателем ей служила паровая машина без топки. 5) Под котлом разводили костёр и грели воду.

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка; размышлением о необходимости зоопарков.

Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ.

_________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

1) Самый первый автомобиль появился в одна тысяча семьсот семидесятом году. 2) Создал это чудо техники француз Николя Жозеф Куньо. 3) Машина тащила груз массой до трёх тонн со скоростью четыре километра в час. 4) Двигателем ей служила паровая машина без топки. 5) Под котлом разводили костёр и грели воду.

1. Подумайте, какие слова необходимо добавить, чтобы связать предложения.

2. Какое предложение в этом тексте лишнее?

3. Дополните текст описанием своего впечатления от посещения зоопарка; размышлением о необходимости зоопарков.

Изначально зоопарки __________ создавались для того, чтобы показывать людям разнообразие живых существ.

_________ к этой важной функции добавилась ещё одна — размножать животных, которые исчезают или уже исчезли с лица земли.

Читайте также: