Конспект из истории создания баллады кубок 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В.А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД: Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как часть речи. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке?

III. Вступительное слово учителя.

С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

III. Чтение и анализ текста баллады

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.

– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.

– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.

– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.

– Скорее всего, это царский каприз.

– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.

– Ищет охотников за золотом?
– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.

– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.

– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.

– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.

– Хочет скорее стать взрослым.

– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.

– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!

– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.

– Он хочет завоевать сердце царской дочери?

– Может быть, хочет угодить царю?

– Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?

– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.

– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.

– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.

– За то, что отмолчались перед царём.

- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

…смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-

он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.

– Еще бы - на то он и царь!

– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска, то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.

– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.

– Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.

– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно.

– Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего.
– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)

– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.

– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.

– Желание не разочаровать её.

– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.

– А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

– Такой корысти у героя нет.

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.

– От нелепой гибели мальчика.

Кто главные герои баллады?

  1. Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он наделён? Капризность, непримиримость.
  2. Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает? Паж
  3. Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и приближенные царя, свита.
  4. Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?
  5. Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?
  6. Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?

IV. Творческие задания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина.

Анализ баллады "Песнь о вещем Олеге" - урок с использованием ЦОР.

1. Предмет: литература2. Класс: 6 класс3. Тема и номер урока в теме: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллад.


В. А. Жуковский. Баллада "Кубок"

Презентация для урока литературы в 5 классе, составлена с учётом требований ФГОС.


Методическая разработка урока литературы в 7 классе.


Баллада "Кубок" В.А. Жуковского

Урок литературы в 5 классе в контексте ФГОС. Технологическая карта урока открытия нового знания. Тема "Баллада "Кубок" В.А. Жуковского".


Презентация по литературе " Анализ баллады Жуковского " Светлана"

Презентация к уроку по литературе в 9 классе по теме " Анализ баллады Жуковского " Светлана". В первой части презентации подобран материал, позволяющий учащимся вспомнить такие понятия как " ром.

Баллада – сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Чрево – внутренняя часть чего-нибудь большого, тяжелого.

Пучина – необычайная глубина, бездна, водоворот

Бездна – глубина, пропасть

Жерло – глубокое отверстие

Зев – пасть (сущ.)

Епанча – широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном

Мокой – акула

Латник – воин, носящий доспехи (латы)

Пурпуровый (пурпурный) – ярко-красный цвет

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019, стр. 307

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В творчестве Василия Андреевича Жуковского большое место занимали переводы. Блестяще владея несколькими языками, он прекрасно разбирался в произведениях немецких, английских и французских авторов.

Наибольший интерес Жуковского как переводчика вызывали баллады. Жанр этот пришёл из европейских культур и был связан с историческим преданием, фольклором, народной песней, устной поэтической традицией. Песни-баллады есть и в русской народной поэзии.

Баллада − сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Народные легенды и сказки, чудесное и страшное, необыкновенное и невиданное − всё это интересовало Василия Жуковского. Проявление человеческого характера в невероятных ситуациях – вот предмет его интереса.

Жуковским написано и переведено более 40 баллад. Особенностью переводов Жуковского стало то, что на основе чужого произведения он умел создать своё, новое самобытное творение.

В балладе рассказывается об испытании храбрости, которое своевольный жестокий царь предлагает пройти своим подданным: кто осмелится прыгнуть в морскую пучину за брошенным туда драгоценным кубком?

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Этот сюжет напоминает средневековые сказки о рыцарях, которые должны добыть сокровище для короля. Для Жуковского важен не столько сюжет, сколько чувства и намерения героев. Именно внутренний мир человека, вступившего в борьбу со стихией, интересует поэта. Отчаянной храбрости пажа противопоставлено презрение к жизни, абсолютное равнодушие царя.

Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека.

Трижды царь вопрошает свиту, и на третий раз из толпы выступает молодой паж. Проговорив слова молитвы (для Жуковского этот момент особенно важен), смельчак бросается в волны.

И дамы, и рыцари мыслят, безгласны:

Однако паж возвращается с кубком в руке. Юный паж, который хочет славы, бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не только своим силам, сколько Богу…

Но богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был…

Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог вернул его на берег. Именно это неоднократно подчеркивает автор баллады.

Паж описывает государю свои опасные приключения под водой и невольно возбуждает в том жгучее любопытство.

Я видел, как в чёрной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

Царь сулит герою еще большее богатство – руку царевны. И юноша снова устремляется в глубину. Но на этот раз ему не суждено вернуться, волны навсегда смыкаются над отчаянным храбрецом. Вторично искушая судьбу, паж не получил Божественной помощи. Потому что, только смиряя свою гордыню, прибегая к помощи и милости Бога, люди смогут проявить свои лучшие человеческие качества.

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны.

Утихнула бездна. и снова шумит.

И пеною снова полна.

И с трепетом в бездну царевна глядит.

И бьёт за волною волна.

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

Последняя строфа баллады трагична. Автор заставляет сочувствовать герою. Однако читатель понимает, что гибель пажа неизбежна. Его оплакивают лишь волны, которые навечно отважного юношу.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Его стихов пленительная сладость

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Задание: кто из придворных царя вызвался достать кубок с морского дна?

Подчёркивания элементов;

Задание: царь в качестве награды пажу за вторую попытку достать кубок с морского дна предлагал…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о понятиях по теме урока

Задачи: Воспитывать интерес к изучению данной темы

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 473 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2021 448
  • DOCX 16.2 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.

История создания баллады Жуковского

Творчество Жуковского

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.

Царь

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.

Вызов пажа

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.

Паж и кубок

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.

Анализ произведения Кубок

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.

Несколько раз подряд редко когда везёт. Свои поступки надо хорошо обдумывать.

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

101

102

103

104

105

106

107

108

109

Проследим за композицией баллады:

Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.

Развязка: юноша погибает.

Направление и стихотворный размер

В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша.

Кубок

Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее.

Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.

Средства художественной выразительности

Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Кубок

Жанр: Баллада

Год написания: 1831 год

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания баллады Жуковского

Творчество Жуковского

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Сюжет

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих подданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака: море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с лёгкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошёл к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса: никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесённого напряжения паж едва держался на ногах, но всё же он нашёл в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришёл в чувство, то рассказал обо всём, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями: так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожалеть пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Литература. 5 класс (1 часть) Кубок

И он подступает к наклону скалы, И взор устремил в глубину… Из чрева пучины бежали валы, Шумя и гремя, в вышину; И волны спирались, и пена кипела: Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьёт, и шипит, Как влага, мешаясь с огнём, Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом; Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?

И грозно из пены седой Разинулось чёрною щелью жерло4; И воды обратно толпой Помчались во глубь истощённого чрева5; И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъярённый прилив, Спасителя-Бога призвал. И дрогнули зрители, все возопив, — Уж юноша в бездне пропал. И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасёт никакая уж сила.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит, Меня твой престол не прельстит. Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая.

И воет, и свищет, и бьёт, и шипит, Как влага, мешаясь с огнём, Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом… И брызнул поток с оглушительным ревом, Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины Мелькнуло живой белизной… Мелькнула рука и плечо из волны… И борется, спорит с волной… — весь берег потрясся от клича — Он левою правит, а в правой добыча.

Он на берег вышел; он встречен толпой; К царёвым ногам он упал; И кубок у ног положил золотой; И дочери царь приказал: Дать юноше кубок с струёй винограда; И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живёт на земле, Тот жизнью земной веселись! Но страшно в подземной таинственной мгле… И смертный пред Богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

И вдруг мне навстречу поток; Из трещины камня лилася вода; И вихорь ужасный повлёк Меня в глубину с непонятною силой… И страшно меня там кружило и било.

Но Богу молитву тогда я принёс, И Он мне спасителем был: Торчащий из мглы я увидел утёс И крепко его обхватил; Висел там и кубок на ветви коралла: В бездонное влага его не умчала.

И смутно всё было внизу подо мной В пурпуровом сумраке там; Всё спало для слуха в той бездне глухой; Но виделось страшно очам, Как двигались в ней безобразные груды, Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в чёрной пучине кипят, В громадный свивался клуб, И ужас морей однозуб; И смертью грозил мне, зубами сверкая, Мокой6 ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой, От взора людей далеко; Один, меж чудовищ, с любящей душой, Во чреве земли, глубоко Под звуком живым человечьего слова, Меж страшных жильцов подземелья немова.

В нём жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах; Он видит: краснеет, бледнеет она, Он видит: в ней жалость и страх… Тогда, неописанной радостью полный,

Утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна… И с трепетом в бездну царевна глядит… И бьёт за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно — А юноши нет и не будет уж вечно.

Жуковский построил свою балладу на чувствах смелости, произвола, каприза и жалости. У него большую роль играет возраст героя и действующих лиц. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека. Зрелые и умудрённые мужи — рыцари и латники — не трусы, но они понимают, что желание царя — каприз, ничего общего не имеющий с настоящим испытанием храбрости. Но находится юный паж, который жаждет отличиться. Он бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не столько своим слабым силам, сколько Богу…

Теперь царь не взывает к подвигу и смелости. Все понимают, что им движет нехорошее личное чувство. И тогда за пажа заступается царевна.

Размышляем о прочитанном

Особенности баллад В. А. Жуковского

  • Баллада (фр. ballade — танцевальная песня) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
  1. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
  2. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
  3. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

Учимся читать выразительно

Творческое задание

Попробуйте сочинить собственную балладу в духе произведений В. А. Жуковского.

Примечания

1 — воин, одетый в латы (железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия).

2 Паж — в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе у знатной особы.

3 Епанча — длинный и широкий старинный плащ.

4 Жерло — здесь: узкое и глубокое отверстие.

5 Чрево — здесь: внутренность чего-либо.

Вывод и своё мнение

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных подданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло: судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.

Анализ произведения Кубок

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.

Несколько раз подряд редко когда везёт. Свои поступки надо хорошо обдумывать.

Читайте также: