Конспект и презентация однородные члены

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект Однородные члены предложения.doc

1. Организационный момент:

2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

- Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки…

- Давайте их послушаем (слайд 1). Прочитай, пожалуйста, …

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

( Михаил Исаковский)

3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

- Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)

- Кого напоминает ветер? (Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

- Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)

- Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста, человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах (6 групп). А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах.

- Что необычного в этом стихотворении? (Стихотворение представляет собой одно предложение)

- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое) (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых и одно подлежащее)

- На какой вопрос отвечают сказуемые и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа)

- С какой интонацией они читаются? (С перечислительной интонацией)

- Как называются подобные члены предложения? Сейчас вы назовете их сами, внимательно прочитав стихотворение и вставив недостающее слово (слайды 2 - 3).

Стихотворение о теме урока.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно,… /
однородными ./

- Молодцы, ребята. Так как же называются подобные члены предложения?

– Какова же тема урока? (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)

4. Формулирование темы и запись в тетради.

5. Целеполагание.

- Обратите внимание на слайд (слайд 5) и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?

Находить в тексте однородные члены предложения

Правильно расставлять знаки препинания

Употреблять однородные члены в устной и письменной речи

6. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

К. Паустовский.

Работа с текстом.

- Найдите в тексте предложения с однородными членами. (учащиеся зачитывают по одному предложению) – в итоге на слайде остаются только предложения с однородными членами (слайд 7)

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.

7. Организация самостоятельных выводов учащихся

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает.)

Признаки однородных членов (слайд 8):

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Являются одним и тем же членом предложения.

3. Относятся к одному и тому же слову.

4. Выражены одной и той же частью речи.

5. Произносятся с перечислительной интонацией

- У меня осталось несколько вопросов. Первый: какими членами предложения являются однородные члены предложения? (любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)

- Второй: как мы узнаем из схемы предложения, что эти члены предложения являются однородными? (такие члены предложения заключаются в кружки)

-Вот вы сами и назвали все признаки однородных членов. Давайте ещё раз уточним и закрепим. ( Дети читают по одному)

8. Работа с карточками.

- А теперь, полученные знания применим на практике. Я раздам каждой группе карточки, выполняете задания, которые написаны на карточках, обсудите между собой.

1 группа (слайды 9 – 10)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В голосе её звучали удивление нежность сострадание.

2) На траве на листочках на соломинках блестели нити осенней паутины.

2 группа (слайды 11 – 12)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

2) Ни брат ни отец ни друзья не могли помочь ему.

3 группа (слайды 13 – 14)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) Жук несколько раз падал но камня из лапок свои не выпускал.

2) Неправдой свет пройдёшь а назад не воротишься.

4 группа (слайд 15)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

2) Он мог поехать на собаках или на оленях.

5 группа (слайды 16 – 17)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

2) Картины Шишкина известны не только в нашей стране но и за рубежом.

6 группа (слайды 18 – 19)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В траве и в кустах на деревьях и в виноградниках заливались цикады.

2) Море и порт город и гора превратились в глухую от ветра тьму.

- А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, комментирует 1 группа (слайды 9 - 10), 2 группа (слайды 11 - 12), 3 группа (слайды 13 - 14), 4 группа (слайд 15), 5 группа (слайды 16 - 17), 6 группа (слайды 18 - 19).

- Молодцы, ребята. С заданием по карточкам вы справились очень хорошо.

8. Создание проблемной ситуации.

- Продолжаем работу. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос: А почему так? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд (слайд 20)

Запятая не ставится

Противительные союзы

Повторяющиеся союзы

1) [ и О, и О ]

2) [н и О, ни О ]

Двойные союзы

1) [не только О, но и О]

2) [как О, так и О]

Бессоюзная связь (интонация)

Парное соединение однородных членов

[О и О, О и О]

Неповторяющиеся союзы:

9. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

- Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом. (читают по одному дети)

10. Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.

- Я вам предлагаю познакомиться с ещё одним интересным текстом. Послушайте внимательно (слайд 21) .

(1) Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.

(2) И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 - 8 лет.

(3) Это исследовали и доказали ученые всего мира. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.

(4) При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!

(5) Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.

-Заинтересовала вас этот текст? (ответы детей)

- Чтобы ответить на мой следующий вопрос, давайте вспомним: что такое основная мысль текста? (Это то, чему учит, в чём убеждает, к чему призывает нас автор.)

- Хорошо, ребята. А какова основная мысль данного текста? (ответы детей)

- Действительно, идея текста в том, чтобы предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от вас зависит, какой выбор вы сделаете. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.

- Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста. Чем же он может привлечь наше внимание? (В нём есть однородные члены предложения)

- Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1 абзац 1 группа….и.т.д. Последовательность выполнения задания: (слайд 22)

1) Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами.

2) Запишите их в тетради.

3) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

4) Определите синтаксическую роль.

- Итак, время вышло, проверяем. Слушаем ответы. ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр)

-Очень хорошо, ребята, молодцы.

- Давайте сделаем вывод: Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть любые члены предложения).

- В составе одного предложения могут несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание. Это предложение №11. ( При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши.)

11. Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.

- Вот мы и узнали всё об однородных членах предложения. И теперь выполните тесты по этой теме. Сейчас вы выполните проверочное тестирование, которое покажет, как вы усвоили этот материал, не торопитесь, думайте и работайте внимательно.

- А теперь, проверьте ваши ответы.

5 . А впереди сотни ночей и дней , рассветов и вечеров.

6. Дождь стучал по крыше , трепал листья в саду , плескался на дворе и в лужах.

7. Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду.

- Скажи …, сколько у тебя ошибок? (спрашиваю 2-3 детей)

- Но если не у всех все сразу получился, не огорчайтесь, этой теме мы посвятим следующие уроки.

12. Рефлексия

- Подведем итог: что мы знаем об однородных членах предложения? (Знаем признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос; является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с перечислительной интонацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предлагается конспект урока и презентация по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Школа России". Это первый урок по ознакомлению учащихся с понятием "однородне члены". Конспект урока составлен в соотвествии с требованиями ФГОС НОО и содержит в себе современные педагогические образовательные технологии ( игровая, групповая, ИКТ, проблемное обучение)

Конспект урока русского языка в 4 классе

Учитель Никанорова Л.П.

Цель: Формирование первоначального понятия об однородных подлежащих и однородных сказуемых.

- Формировать умение находить в предложении однородные подлежащие и однородные сказуемые.

- Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами.

- Обогащать речь учащихся синтаксическими конструкциями (предложениями) с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Оборудование:

- карточки для работы в группах

Предварительная работа:

1. Оргмомент

-Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Слайд 1

2. Психологический настрой.

-Пожелайте себе успехов. Скажите себе:

«Я буду внимательным,

Пожелайте и мне удачи, мне ведь нужно провести для вас интересный урок.

3. Работа по теме урока

-Итак, мы начинаем урок русского языка. Слайд 2

- Ребята, что это? Письмо какое-то. Давайте его прочитаем.

( Ребята! Я не ходил в школу и теперь попал в страну Невыученных уроков. Чтобы выбраться отсюда , я должен выполнить задания по русскому языку. Помогите, пожалуйста!)

- Как вы думаете, кто мог написать такое письмо?

(Буратино) Слайд 3

-Возьметесь помочь Буратино?

- Ну, тогда за дело!

постановка цели урока

-Первое задание для вас придумал Карабас Барабас слайд 4

-Он интересуется, хорошо ли вы учитесь в школе?

Проверим? Тогда выполним тест. ТЕСТ

- Вы замечательно справились. Готовы и дальше помогать Буратино?

- Как вы думаете , какая у нас сегодня тема урока? (предложение)

Б) Введение понятия однородные подлежащие и

однородные сказуемые

- Следующее испытание вам предстоить выполнить от этого героя. Вы его узнали? ( Дуремар) Слайд 5

- Дуремар интересуется, помните ли вы про что решал задачу

Буратино, которую задала ему Мальвина. ( про яблоки)

-Подберите к слову яблоко однокоренные слова ( яблочко, яблочный, яблоня) Слайд 6

-Какие орфограммы встретились в этих словах?

( Безударная гласная, непроверяемая ударением; сочетание –чн-, -чк- пишется без мягкого знака)

-Запишите эти слова в тетрадь, выделяя корень Погасить доску

-Какие еще фрукты растут в саду?

- Составьте предложение, используя несколько существительных

(Яблоки и груши растут в саду.)

- Запишем это предложение с комментированием.

- Найдите грамматическую основу этого предложения.

-Сколько в этом предложении подлежащих?

- Можно ли это предложение назвать распространенным? ( нет, так как в нем нет второстепенных членов предложения)

-Давайте прочитаем в учебнике на странице 14, как называются такие подлежащие. (Дети читают правило на странице 14)

- Это предложение с однородными подлежащими.

Физминутка

-Как вы думаете, могут ли быть предложения, в котором одно подлежащее и несколько сказуемых? (могут)

- Найдите упражнение 26 на странице 15. Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина.

-Из какой сказки эти строки?

- Кто помнит полное название этой сказки? ( Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди)

- Прочитайте 1 предложение. Запишите его в тетрадь, выделяя орфограммы зеленой ручкой. Найдите в нем грамматическую основу.

-Сколько в этом предложении подлежащих? (1)

-Сколько в этом предложении сказуемых? (3)

- Кто догадался как называются такие сказуемые? (однородные)

- Прочитаем в учебнике на странице 15, как называются такие сказуемые.

- Какое это предложение по составу? ( предложение с однородными сказуемыми)

-Прочитайте 2 предложение. Запишите его в тетрадь, выделяя орфограммы зеленой ручкой. Найдите грамматическую основу.

- Какое это предложение по составу? ( Предложение с однородными подлежащими)

Включить доску

В) Первичное закрепление Слайд 7

Ветер загудел и сорвал крышу с сарая.

На реке зацвели лилии и кувшинки.

-Назовите в этих предложениях грамматическую основу.

1 вариант запишет предложение с однородными подлежащими, 2 вариант — с однородными сказуемыми.

Проверка: прочитай предложение, назови грамматическую основу, охарактеризуй предложение.

Г) Закрепление Слайд 8

Последнее испытание вам приготовили ли са Алиса и кот Базилио.

- Вы готовык испытанию. Тогда Буратино сможет вернуться домой.

- Лиса Алиса и кот Базилио хотят посмотреть, умеете ли вы дружить. Поэтому следующее задание будет в группах.

Дети получают карточки с текстом. Погасить доску

-Прочитайте предложения. Вам нужно из двух предложений составить одно, не меня смысла.

Дети работают в группах. При необходимости учитель помогает.

-Давайте проверим. Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите грамматическую основу.

-Какое это предложение по составу?

4. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

5. Итог урока Включить доску слайд 9

Буратино благодарит вас за помощьи дает вам

домашнее задание: учебник с. 16 упр. 28

- А сам Буратино торопится в школу за знаниями, чтобы снова не попасть в страну Невыученных уроков.


На уроке ученики повторяют понятия об однородности и узнают понятия о неоднородности определений, формируют умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, закрепляют умения ставить запятые в предложениях с однородными членами.

Описание разработки

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: повторение понятия об однородности и введение понятия о неоднородности определений; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

Развивающие: развитие мыслительной деятельной деятельности учащихся; развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Воспитательные: воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний; воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

ХОД УРОКА:

Цель: Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

  1. Приветствие.
  2. Обеспечения благоприятной атмосферы на уроке.
  3. Формулировка целей урока и задач.
  1. Активизация пройденного материала

Цель: Активизация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала; проверка усвоения знаний прошлого урока.

А) Фронтальный опрос:

- Что такое однородные члены предложения?

- Как соединяются однородные члены в предложении?

- Чем могут выражаться однородные члены в предложении?

Презентация Однородные члены предложения

Б) Работа на доске:

Задание: Найти предложения с однородными членами, расставить знаки препинания, определить, чем они выражены.

  1. Мрачный, темный лес чернел в низине.
  2. Куры, утки и гуси важно разгуливали по двору.
  3. Он шел и спотыкался по пыльной дороге.
  4. В темном подвале было холодно и зябко.
  5. Мастер внимательно и придирчивоосматривал станок и беседовал с рабочим.
  6. В корзине девочка несла яблоки, груши и сливы.

Делаем вывод, обращаемся к памяткам.

  1. Однородные члены предложения могут быть выражены подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами.
  2. В одном предложении могут быть не один ряд однородных членов, а два и несколько.
  3. Между однородными членами ставиться запятая. (Смотреть приложение)

В) Активизация изученного материала. Проверка знаний в форме теста.

Цель: усвоение материала.

Учащиеся оценивают себя сами, объективно.

Правильный ответ теста и критерии оценивания работы написан на доске.

Постановка перед учащимися учебной проблемы. Выдаются опорные карточки - схемы.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров опорных карточек.

Работа с учебником: Упражнение 266 учебник под ред. С. Г. Бархударова.

Первые два предложения разбираются вместе, далее ученики работают самостоятельно.

  1. Подведение итогов: Проводится в форме решения кроссворда. Если все клеточки кроссворда будут заполнены, следовательно, ученики усвоили предыдущий и новый материал.

Кроссворды собираются учителем, и после этого класс проверяет ответы, написанные на доске.


-75%

Настоящий ресурс содержит разработку урока русского языка в 11 классе по теме: "Однородные члены предложения и знаки препинания при них". Ресурс включает в себя технологическую карту урока и мультимедийную презентацию. Технологическая карта урока содержит цели и задачи урока, использованные на данном уроке средства ИКТ, методические материалы, формы и методы работы с учащимися, дифференцированный подход. Кроме того, в технологической карте подробно прописан ход урока. Есть ссылки на место в презентации, являющейся частью этот урока. Презентация содержит иллюстративный материал: анимированные схемы, таблицы, помогающие учащимся лучше усвоить материал. Имеются текстовые задания, тренажёр для подготовки учащихся к ЕГЭ. Отдельным файлом представлен раздаточный материал для проведения самостоятельной работы. Любой педагог может использовать этот ресурс для проведения урока. Для использования настоящего ресурса требуются только элементарные навыки работы на ПК.



Целевая аудитория: для 11 класса

Читайте также: