Конспект география 8 класс почва

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формирование представлений о механизме образования, строении и свойствах почв.

Предметные УУД:

- давать определения терминов, понятий по тематике;

- выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы;

- выявлять специфику почвенных горизонтов и условий формирования почв;

- описывать строение почв, давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв .

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

-находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать , выделять главное, делить текст на части и обобщать тематический материал;

- выделять термины и понятия, строить логически обоснованные суждения;

- составлять описания на основе достоверных источников информации;

- выявлять особенности объектов;

- составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, теории, гипотезы;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, в том числе учебных;

- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Личностные результаты:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- понимание и осознание особенностей формирования и их свойств;

- использование знаний о формировании почв и их особенностей в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.

Тип урока : Изучение новой темы.

Оборудование : карта почв, атлас, учебник, проектор, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии:

Почвообразование, силы выветривания, почва, плодородие, гумус, минеральные частицы, почвенная вода, почвенный воздух, почвенный профиль, почвенный горизонт, опад, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода.

УМК : Учебник География, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас.

I . Организационный момент:

Приветствие, подготовка к уроку.

II . Изучение новой темы:

Попробуйте доказать, что почва – особое природное образование. А для этого ответьте на вопросы:

Что такое почва?

Чем отличаются почвы друг от друга?

Что такое гумус?

Как на ваш взгляд происходило образование почвы?

Из всего вышесказанного, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (примерные ответы)

Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. О механизме почвообразования.

2. Что такое почвенный профиль.

3. Бывают ли в почве горизонты.

III . Изучение новой темы:

1. Какие природные оболочки участвуют в образовании почвы?

2. Какова роль почвы в жизни человека?

3. Есть ли почва на других планетах?

4. Почему почвы в разных частях Земли различны? От каких компонентов природы зависит образование почв?



Попробуйте сами дать определение, что такое почва.

А сейчас, откройте учебник стр. 175 и найдите это определение. Сравните его с вашим определением. Запишите в тетрадь.


Формирование почвы (почвообразование) – сложный процесс, в котором участвуют все оболочки нашей планеты. Давайте посмотрим, как это происходит.

Запишите в тетрадь: Факторы почвообразования.


Рисуем схему. Слайд 4

1. Выветривание . Найдите ответ на это вопрос на стр. 174 учебника. Какой можно сделать вывод? Что в процессе выветривания, участвуют процессы физических, химических и биологических явлений.

А)Выветривание химическое. (Слайд 5)


Б) Выветривание физическое (Слайд 6)


2 . Материнская порода. Это самый нижний слой почвы, на которой накапливаются другие слои почвы. От этого фактора зависит, какая будет почва. Так как материнская порода может быть сложена из магматических горных пород или осадочных. По механическому составу, они могут быть глинистыми, суглинистыми , супесчанами или песчанами. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие , то есть легко промываемые почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные, черноземновидные почвы. Поэтому горные породы, влияют на свойства почвы и входят в число важных почвообразователей. И если посмотреть почву в разрезе, то самый нижний, самый первый слой будет не в виде сплошной линии, а волнистой. Так как некоторые горные породы хорошо вымываются водой, а другие нет. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физическте свойства почвы и первоначальное содержание в ней питательных элементов.

Механический состав почвы


Песчаные почвы – легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах быстро просачивается вода. Они бедны питательными веществами.


Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.


Супесчаные почвы. Они накапливают воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжелые.


Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водопроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становиться твердой. Постоянно надо следить за ее структурой.

3. Растительный и животный мир . Как они влияют на формирование почвы? (примерные ответы учеников. Учитель корректирует ответыучеников.




5. Микроорганизмы.


Главные показатели климата:

1. Количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации.

2. Количество выпадающих на земную поверхность атмосферных осадков.

3. Низкие температуры они не способствуют образованию почв, а на оборот затормаживают.

4. Высокие температуры воздуха способствуют образованию почв.

7. Рельеф. Распределяет влагу и тепло.

8. Деятельность человека.

Человек обрабатывает почву, вносим минеральные удобрения, взрыхляет, поливает, проводит мелиорацию земель, рекультивацию. Направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.

Ребята, а что такое гумус? Это почва или нет? ( примерные ответы)

Найдите ответ на это вопрос на стр. 175 учебника.

А что еще входит в состав почвы? Стр. 175 найдите ответ на это вопрос.

Давайте рассмотрим рис. 107 стр. 175. Условия формирования плодородия почв.

Почвенные горизонты и почвенный профиль.

Что такое почвенный профиль? Это чередование горизонтов. Рис. 108. Стр. 176.

Запишем в тетрадь горизонты почвенного профиля и их небольшую характеристику. Чем они отличаются между собой? (Содержанием гумуса, а значит цветом)


Структура почв.



IY . Закрепление.

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

Y . Рефлексия.

1. Что вы узнали на уроке?

2. Чему я научился?

3. Что было трудным для меня?

4. Что больше всего запомнилось?

5. Где пригодятся знания?

А сейчас, давайте ответим на вопрос, который я задавала вам в начале урока. ( повторить вопрос)

YI . Домашнее задание. Параграф 28.

Творческое задание. Написать. Можно ли создать искусственную почву. И что для этого необходимо.

Почва – особое природное образование; поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Основатель почвоведения – выдающийся русский ученый В. В. Докучаев – установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются в зависимости от их плодородия, строения, механического состава и др.

Основные типы почв.

Тундрово-глеевые почвы распространены на севере страны. Они маломощны, имеют малое содержание гумуса, переувлажнены.

Под хвойными лесами в областях избыточного увлажнения формируются подзолистые , а под смешанными – дерново-подзолистые почвы. Осадки промывают почву и выносят питательные вещества из верхнего слоя в нижние. Верхняя часть почв приобретает цвет золы. Эти почвы бедны гумусом и минеральными элементами. Они занимают больше половины территории страны. Плодородие подзолистых почв возрастает к югу.

почвы

Под лиственными лесами формируются достаточно плодородные серые лесные почвы (больше растительный опад, не так интенсивно происходит вымывание).

Южнее в зоне лесостепей и степей формируются черноземы – самые плодородные почвы. Из остатков растительности накапливается много перегноя, практически отсутствует промывной режим. Содержание перегноя в черноземе может достигать 6—10% и более. Мощность гумусового горизонта может достигать 60—100 см. Обладают зернистой структурой. Черноземами занято менее 10% территории.

В южной части степей с более сухим климатом образуются каштановые почвы. Содержание гумуса в них меньше, чем в черноземах, т. к. растительный опад здесь меньше. В пустынных областях с бедной растительностью формируются бурые почвы полупустынь и сероземы . Эти почвы содержат мало гумуса и часто засолены.

Разнообразие типов почв и особенности их распространения отражены на почвенных картах.

Почвы и почвенные ресурсы

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы – это часть поверхности Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, населенные пункты. Земельные ресурсы оцениваются по двум показателям: по обеспеченности территорией на душу населения и по качеству земель.

Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для жизни и хозяйственной деятельности человека. Большие площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками. Только 13% площади страны составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища), причем доля самых ценных земель, пашни, – всего 8%.

факторы плодородия почв

Большая часть сельскохозяйственных земель расположена на юге страны. Под пашню используются наиболее плодородные земли – черноземы, серые лесные и темные каштановые. Основная земледельческая зона страны находится в зоне смешанных лесов, лесостепей и степей.

Происходит уменьшение количества пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т. п. Поэтому необходимо рационально использовать земли и повышать их плодородие.

Почва подвержена эрозии под действием дождевых и талых вод, ветра. Неправильная распашка земли и неумеренный выпас скота также способствуют развитию эрозии почв.

Работы по улучшению земель с целью повышения их плодородия называются мелиорацией. Основные виды мелиорации: агромелиорация (пахота и посев поперек склона; глубокая вспашка для увеличения водопоглощения), лесомелиорация (создание лесозащитных полос, посадки лесов по склонам балок и оврагов), водная (осушение заболоченных и орошение засушливых земель), химическая и культуро-техническая.

Мелиорация и рекультивация земель являются основными мероприятиями по охране и рациональному использованию почвенно-земельных ресурсов.

мелиорация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные типы почв России и закономерности их распространения.

1. Сформировать представление о почвах, их образовании, почвообразующих факторах,

о закономерностях распределения почв на территории России.

3. Продолжить формирование умения работать с тематическими картами ( на примере почвенной).

1. Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

1. Что такое почва?

2. Какое основное свойство почвы? (плодородие)

3. От чего зависит плодородие почв?

4. Чем почва отличается от горной породы?

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Образование почв. Почвообразующие факторы: растения, животные, рельеф, материнская порода, климат, деятельность человека, время.

Механический состав почв.

В зависимости от процентного содержания глины и песка. (рис, 54 стр.90)

Структура почвы.

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы. Только структурные почвы (рыхлые) могут быть плодородными.

Какова роль гумуса в образовании структуры почвы? Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.

Почвенный разрез

Перегной (гумусовый слой)

Чем он мощнее, тем плодороднее почвы.

Горизонт вымывания (подзолистый)

Формируется при избыточном увлажнении в подзолистых почвах, имеет цвет золы.

В нем много глины, поэтому он плотный. Играет роль фильтра.

Из которой образовалась почва.

В нем много глины, поэтому он плотный. Играет роль фильтра. В

Материнская порода Из которой образовалась почва. С

Не все почвы имеют четко выраженные горизонты. Слоистость зависит от климата, растительности, горных пород и возраста. Выраженную слоистость имеют старые почвы.

Типы почв России.

Работа с почвенной картой.

1. Назовите почвы России: тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, каштановые, черноземы..

2. Есть ли закономерности в размещении почв? Почвы подчиняются закону широтной зональности. Нарушают зональность аллювиальные почвы, болотные и вулканические.

4. Составление таблицы Типы и свойства почв разных природных зон. Коллективная работа

Типы и свойства почв разных природных зон.

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Мало тепла и растительности.

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

К увл. 1, растительные остатки – хвоя.

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Гумуса больше, чем подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков.

Г) широколиственные леса

Черноземы, каштановые почвы.

Самые плодородные, зернистая структура.

К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.

Бурые полупустынь и серо-бурые.

Сухой климат, разреженный растительный покров.

Закрепление:

1. Что называют почвой?

2. Назовите факторы почвообразования.

3. Какое основное свойства почвы?

4. Назовите почвенные горизонты.

5. Какие почвы формируются под лесами?

6. В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса?

7. В какой зоне происходит засоление почв?

Домашнее задание: Параграф 15-16 Учебник Баринова И.И

Типы и свойства почв разных природных зон.

Природная зона

Тип почв

гумус

Свойства почв

Условия почвообразования.

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

Мало тепла и растительности.

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

3. лесная зона

А) тайга

К увл. 1, растительные остатки – хвоя.

Б) тайга Восточной Сибири

В) смешанные леса

Гумуса больше, чем подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков.

Г) широколиственные леса

Черноземы, каштановые почвы.

Самые плодородные, зернистая структура.

К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.

5. Полупустыни

Бурые полупустынь и серо-бурые.

Сухой климат, разреженный растительный покров.

Почвы России География 8 класс Епифанова В. Н. Мутасьевский филиал МБОУ Устьинская сош

География 8 класс

МБОУ Устьинская сош

Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.

Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.

Почвы – зеркало ландшафта Почва –зеркало ландшафта потому, что каждая почва со своим набором почвенных горизонтов соответствует определенным условиям образования, и формирование каждого почвенного горизонта, и собственно почвы, происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью. Почвенный рельефный глобус в Центральном музее почвоведения им. В.В.Докучаева в Санкт-Петербурге

Почвы – зеркало ландшафта

  • Почва –зеркало ландшафта потому, что каждая почва со своим набором почвенных горизонтов соответствует определенным условиям образования, и формирование каждого почвенного горизонта, и собственно почвы, происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью.

Почвенный рельефный глобус в Центральном музее почвоведения им. В.В.Докучаева в Санкт-Петербурге




Почвы – зональные системы В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Под типом почв понимается большая группа почв, формирующихся в однородных условиях и характеризующаяся определенным строением – почвенным профилем и скоростью почвообразования.

Почвы – зональные системы

В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.

Под типом почв понимается большая группа почв, формирующихся в однородных условиях и характеризующаяся определенным строением – почвенным профилем и скоростью почвообразования.

Закономерности распределения почв России .В нашей стране широтная зональность выражена ярче , чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории с севере на юг и преобладанием равнинного рельефа. Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.

Закономерности распределения почв России

.В нашей стране широтная зональность выражена ярче , чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории с севере на юг и преобладанием равнинного рельефа.

Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.

Взаимосвязь почв, растительности и климата Каждый тип почв формируется в строго определенных климатических условиях при определенном соотношении тепла и влаги . Каждому типу соответствует и определенный тип растительности. Отмершие стебли и листья принимают непосредственное участие в образовании гумуса

Взаимосвязь почв, растительности и климата

Каждый тип почв формируется в строго определенных климатических условиях при определенном соотношении тепла и влаги .

Каждому типу соответствует и определенный тип растительности. Отмершие стебли и листья принимают непосредственное участие в образовании гумуса

Почвы тундр На крайнем севере России почва почти весь год находится в замершем состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом почва переувлажняется. Здесь образуется маломощные тундрово-глеевые почвы

Почвы тундр

На крайнем севере России почва почти весь год находится в замершем состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом почва переувлажняется. Здесь образуется маломощные тундрово-глеевые почвы

Почвы тайги Большую площадь в тайге занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в областях избытка жидкой воды. Осадков здесь выпадает больше, чем испаряется. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минералами.

Почвы тайги

Большую площадь в тайге занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в областях избытка жидкой воды. Осадков здесь выпадает больше, чем испаряется. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минералами.

Почвы смешенных и широколиственных лесов В южной части тайги увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание почв происходит только весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса, а часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. В широколиственных лесах формируются серые и бурые лесные почвы.

Почвы смешенных и широколиственных лесов

В южной части тайги увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание почв происходит только весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса, а часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. В широколиственных лесах формируются серые и бурые лесные почвы.

Почвы степей В этой зоне самые благоприятные условия. Здесь количество осадков столько же сколько может испариться с поверхности, а растения дают ежегодно большую массу веществ, т.е. в степях формируются самые богатые перегноем почвы – черноземы. Они обладают хорошей зернистой структурой . В них содержатся все необходимые растениям элементы питания. Чернозёмы – это лучшие почвы России.

Почвы степей

В этой зоне самые благоприятные условия. Здесь количество осадков столько же сколько может испариться с поверхности, а растения дают ежегодно большую массу веществ, т.е. в степях формируются самые богатые перегноем почвы – черноземы. Они обладают хорошей зернистой структурой . В них содержатся все необходимые растениям элементы питания. Чернозёмы – это лучшие почвы России.

При движении к югу климат становится суше и теплее, растительный покров- более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, а значительная часть в течении длительного теплого периода разлагается на простейшие минеральные соединения . Гумуса в почвах накапливается все меньше. Здесь формируется каштановые и бурые почвы полупустынь и серо – бурые почвы пустынь . Плодородие почв уменьшается от каштановых к серо-бурым Почвы пустынь и полупустынь

При движении к югу климат становится суше и теплее, растительный покров- более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, а значительная часть в течении длительного теплого периода разлагается на простейшие минеральные соединения . Гумуса в почвах накапливается все меньше. Здесь формируется каштановые и бурые почвы полупустынь и серо – бурые почвы пустынь . Плодородие почв уменьшается от каштановых к серо-бурым

Почвы пустынь и полупустынь

Засоление почв В условиях скудного увлажнения вместе с почвенным раствором к поверхности подтягиваются минеральные соединения. При испарении влаги на поверхности почвы образуется соляная корка. Чем южнее, тем климат суше и тем интенсивнее идет этот процесс. Почвы обогащаются легко растворимыми солями, и в результате происходит их засоление.

Засоление почв

В условиях скудного увлажнения вместе с почвенным раствором к поверхности подтягиваются минеральные соединения. При испарении влаги на поверхности почвы образуется соляная корка. Чем южнее, тем климат суше и тем интенсивнее идет этот процесс. Почвы обогащаются легко растворимыми солями, и в результате происходит их засоление.

Почвенно-земельные ресурсы Пашня – черноземы, серые лесные и темно- каштановые Подзолистые – массивы сенокосов На светло– каштановых, бурых и светло- бурых почвах, а также на горно -луговых почвах – пастбища.

Пашня – черноземы, серые лесные и темно- каштановые

Подзолистые – массивы сенокосов

На светло– каштановых, бурых и светло- бурых почвах, а также на горно -луговых почвах – пастбища.

География почвенных ресурсов

География почвенных ресурсов

Мелиорация и ее виды Мелиорация – это совокупность мер, направленное на коренное улучшение почв, повышения плодородия с целью получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.

Мелиорация и ее виды

Мелиорация – это совокупность мер, направленное на коренное улучшение почв, повышения плодородия с целью получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.


Рекультивация почв С целью полного или частичного восстановления нарушенных или уничтоженных почв используется комплекс мер, направленных на их воссоздание Заботу о воссоздании таким образом почвах на долгое время их жизни берут на себя люди. Особенно страдают почвы в черте крупных городов, вблизи загрязняющих почвы предприятий и там, где нерационально ведется обработка почв.

Рекультивация почв

С целью полного или частичного восстановления нарушенных или уничтоженных почв используется комплекс мер, направленных на их воссоздание

Заботу о воссоздании таким образом почвах на долгое время их жизни берут на себя люди. Особенно страдают почвы в черте крупных городов, вблизи загрязняющих почвы предприятий и там, где нерационально ведется обработка почв.

Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

Важнейшим свойством почвы является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.

Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно.

Почвы образуются очень медленно. За 100 лет почва увеличивается всего на 0,5-2 см.

Diagram Description automatically generated

Василий Васильевич Докучаев – основоположник почвоведения в России.

Типы почв:

подзолистые и дерново-подзолистые;

Все земельные ресурсы страны составляют её земельный фонд.

Эрозия почв – процесс разрушения почв.

Text Description automatically generated with medium confidence

Рекультивация – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью.

Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв. Орошение засушливых земель, улучшение кормовых угодий.

Читайте также: