Конспект фронтального логопедического занятия на тему овощи

Обновлено: 28.06.2024

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

- Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

- Сегодня мы поговорим об овощах.

- Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

- Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

- Овощи на огороде растут по-разному:

- У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

- У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

- Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

- Что это? (Помидор)

- Помидор – это фрукт или овощ?

- Где растёт? В саду или на огороде?

- В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

- Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.


(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

- Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко -

- Ох,ох,ох - слепим мы горох!

- Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

- Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

- Слепите две горошины.

- Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

- Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

- Положите горошины на салфетки.

9. Итог

- О чём мы говорили на занятии?

- Что вы нового узнали об овощах?

- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

- А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи. Закреплять знания детей об овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять навык образования существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимания, развивать мелкую и общую моторику, развивать мышление и воображение.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность, умение работать в коллективе.

(Дети стоят на коврике, образуя полукруг.)

- Осень. В огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .

И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

- Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

А где растут овощи?

Овощи растут в огороде на грядках.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.

. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки, помидор (вершки, лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки, огурец (вершки).

(Дети рассаживаются по местам, на каждом стульчике лежат перевернутые изображения овощей.)

В огороде растёт много разных овощей. Давайте расскажем, чего много в огороде?

Огурец - много огурцов

(горох, помидор, морковь, картофель, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

А теперь, давайте посчитаем

Одна морковка, две морковки, пять морковок.

(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла, кабачок, баклажан).

К нам в гости пришли Зайчиха и зайчата. У нас для них есть угощение. Для зайчихи большие овощи, а для зайчат - маленькие. Для зайчихи морковь – для зайчат морковка. (Лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы моркови натаскаем.

И картошки накопаем.

В огород пойдем, урожай соберем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный. Шаги на месте.

(Ходьба по кругу.

Имитируют выдергивание моркови.

Имитируют копание картофеля.

Имитируют срезание капусты.

Показать руками большой круг.)

К нам в гости пришел Петрушка. Покажем ему, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.

На столе - муляжи овощей. Дети берут муляжи овощей, опускают в нужный контейнер и комментируют:

- Я срезаю капусту. Кабачок … Он срезает капусту. Она.

- Я копаю картошку

- Я выдергиваю редиску, морковь, свеклу

Корзинка с помидорами. (огурцы, перцы, баклажаны, бобы, кабачки.)

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

А теперь приготовим икру: (в руках шарик су-джок - перекатывать в ладонях вперед-назад)

Приготовим салат: (в руках шарики су-джок - массировать только кончики пальцев рук)

А теперь разложим оставшиеся овощи по местам в кладовой. А лежать они у нас будут вот в таком порядке: внизу будет самый большой, крупный овощ, а наверху - самый маленький. Будьте внимательны и не положите вместе с овощами фрукты.

(Коллективная постройка башенки из кубиков: выбрать кубики только с изображением овощей, выстроить башню по принципу от самого крупного к мелкому овощу.)

Молодцы! Благодаря вашей слаженной работе, вместе, дружно у вас получилось собрать башенку в правильном порядке. Так и в любой работе, в любом занятии, если работать вместе, дружно, всё будет получаться легко и просто.

Подведение итогов занятия:

- О чем мы говорили на занятии?

- Что больше всего понравилось?

- Что было трудно?

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Тема:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия (3-4 лет)

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

- закреплять и уточнять знания детей об осени, овощах, огороде и сборе урожая;

- расширять и активизировать словарь;

-совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

- развивать координацию движений с речью;

- развивать пассивный и активный словарь;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

- картинки с изображением овощей и фруктов;

Ход занятия

Организационный момент.

Дети встают в круг.

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед: – .Ребята, к нам в гости опять пришел зайчик. Всё лето он трудился на огороде. А вот что у него выросло он принес в волшебном мешочке. Достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой.

– Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

– Как собирают овощи?

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

А давайте вспомним, что на прошлом занятии мы говорили об осени.

( Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.)

– Что делают люди? Какие овощи они собирают?

Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на магнитную доску), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

А как назвать все это одним словом? (Овощи)

– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

Логопед: –Зайка хочет поиграть с нами в прятки. Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

3. Логоритмика

Логопед: – Ребята, а чтобы наши овощи выросли такими большими и вкусными, что нужно было делать летом с грядками? (поливать, удобрять и т.д.)

Правильно! Давайте вспомним, наш танец про капельки.

( (Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


Артикуляционная разминка

Логопед. Сколько у зайчика выросло овощей? Губки вытянем, ручки разводим в стороны, произносим: у-у-у.

Пальчиковая разминка

Логопед. А теперь может зайчику капусту посолить?

Мы капусту рубим, рубим, рубим.

Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, трем.

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту солим, солим, солим.

Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.

Детям предлагается разложить в разные корзинки фрукты и овощи.

Логопед: ребята посмотрите, кто-то сложил фрукты и овощи в одну корзину, давайте сложим их правильно.

У меня помидор, это овощ.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

Логопед: Ребята, зайка проголодался, давайте его покормим.

Дети кормят по очереди зайку после того, как логопед назовет нужный овощ.

Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

Зайка говорит вам спасибо! Ему было очень вкусно!

Игра на развитие мелкой моторики

Логопед: Зайка просит сделать нас открытку для его мамы. Давайте поможем.

(раскраска моркови, пластилин, горох)

4. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Всем спасибо и до свидания.

hello_html_m1488ec2c.jpg

hello_html_m56938bb6.jpg

Рекомендации родителям

Задания по теме Овощи

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

• Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей

Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .
а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…
б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

Игра “Назови цвет” (устно)
Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

Игра “Один – много”
Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- учить детей образовывать существительные, с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно- воспитательная:

воспитывать у детей интерес к окружающему,гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Конспект фронтального логопедического занятия

Разработала : Шуняева Оксана Юрьевна

Цели занятия:

Коррекционно - образовательная:

- учить детей образовывать существительные, с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие:

упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно- воспитательная:

воспитывать у детей интерес к окружающему,гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Оборудование: картинки с изображением овощей,корзинка, муляжи овощей, куклы: бабушка и дедушка

Ход занятия

1. Организационный момент.

Тепло - холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день – короткий день , сухой - мокрый, ранняя осень - поздняя осень, листья вырастают - листья опадают, прилетают – улетают. И т.д.

2. Объявление темы.

3.Вводная беседа.

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вот мы и в огороде. Кто здесь нас встречает?

Логопед выставляет кукол : дедушку и 6а6ушку. Можно кукол заменить картинками. Далее занятие логопед ведет от имени дедушки и бабушки.

Бабушка предлагает детям отгадать ,урожай каких овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются муляжи овощей, которые находятся в корзинке. Логопед дает описание овоща, дети отгадывают, что это за овощ. После этого логопед достает овощ из корзинки.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий.(Помидор).

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.)

Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)

Логопед: Ребята! Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

Огурец — огурчик, помидор – помидочик, свекла — свеколка, баклажан — баклажанчик , лук — лучок, морковь — морковка, репа - репка, капуста — капусточка.

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки, Действия по тексту.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

Рассадили мы капусту.

Лето все она толстела,Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны, выполняют

Говорит – посторонись!отталкивающие движения руками.

Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они зашифрованы в виде картинок.

Огурец, картошка, свекла, морковка. (Огурец)

Баклажан, капуста, помидор, тыква.(Все круглой формы, баклажан овальный.)

Лук кабачок, морковь, репа. (Все растут в земле, а кабачок над землей.)

Логопед: Ребята, а теперь давайте узнаем какой овощ нам дала бабушка и дедушка с собой в детский сад. Для этого нам нужно обвести по точкам наш овощ. Вы согласны? Но для начала нам нужно сделать небольшую разминку для пальчиков

Мы капусту рубим рубим

Мы капусту жмём жмём

(ручками показываем как мы рубим капусту)

Мы морковку трём, трем

(ручками показываем как мы трем морковку))

Мы капусту солим солим..

(пальчики щепоткой — солим)

5. Итог занятия.

Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка?

Почему овощи полезно употреблять в пищу? (Потому что они вкусные, витаминные, полезные.)

Читайте также: