Конспект факультативного занятия решение текстовых задач 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Факультативное занятие по математике

Тема: решение задач разными способами

Цель: закрепление умения решать задачи разными способами

Задачи: научить осознанному решению задачи, совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение логически мыслить и рассуждать, воспитывать интерес к математике, коммуникативные навыки.

Оборудование: карточки с заданиями, фишки, пожелание в конверте, ребусы, образцы пирамиды и конуса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

- Прочитайте девиз сегодняшнего занятия.

Слушать, смотреть, писать, повторять, удивляться и рассуждать, но только не скучать (на доске).

- Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке скучать нам не придется.

2. Эмоциональный настрой (солнышко на доске).

Знают все ученики, как трудны задачи.

Кандидат наук и тот над задачей плачет.

Если трудная задачка, ты не плачь, и не серчай.

Много раз прочти условие,

О чем читаешь, представляй.

Мы откроем вам секрет:

Не главное найти ответ,

Полезней мыслить, рассуждать,

Ум точить и развивать.

И еще один совет простой:

Если не верно решил задачу,

Ты не спеши огорчаться, постой.

Ведь время даром не прошло,

Ты развивался все равно.

Мы желаем вам удачи,

и пусть задачи от вас плачут.

- Понравились вам пожелания?

- А кто догадался, какова тема сегодняшнего занятия?

Цель: Сегодня на занятии будем отрабатывать умение решать задачи.

3. Устный счет.

- Что нужно уметь делать, чтобы решать задачи?

- Прежде чем начнем решать задачи, сделаем зарядку для ума.

(на доске)

740 – 240 + 5 (505) 76000 : 1000 (67)

840 – 40 : 8 (835) 9600 х 10 (96000)

120 – 20 + 4 х 5 (120) 500 : 100 х 5 (25)

70 : 7 + 42 : 6 (17) 300 : 10 : 10 (3)

66 – 6 х 9 +1 (13) 904 – 268 : 4 (837)

(365 +175) : 5 (108)

- Найдите и прочтите выражение, значение которого на 3 меньше 70.

- Найдите выражение, в значении которого 96 ед.2 кл.

- Найдите выражение, в значении которого 1сот.8ед.

- А теперь, кто желает к доске (3 учащихся)?

- Повернитесь к доске спиной, а ребята из класса будут называть ответы выражений. Ваша задача найти и прочитать эти выражения, кто быстрее.

Итог: Молодцы! (отметить фишками учащихся, ответивших правильно)

- Теперь мы готовы решать задачи.

4. Работа над задачей.

- А сейчас поработаем в парах.

- Я раздам вам карточки, в которых имеется задача и несколько решений к ней. Найдите правильное решение.

Одна телеграфистка за 6 часов передала 90 телеграмм, а другая за это же время – 120 телеграмм. На сколько больше телеграмм передала в час вторая телеграфистка?

О + О : О = О

О : О – О : О = О

О : О + О : О = О

О х О – О х О = О

Итог: Хорошо! Молодцы! Вы очень хорошо умеете работать в парах.

Динамическая физминутка под музыку.

- Чтобы научится хорошо решать задачи, нужно их понимать. Давайте потренируем это умение.

- Как найти, сколько всего предметов?

- Как узнать, на сколько одних предметов >, чем других?

- Как узнать сколько потребуется ткани, если известно кол – во метров на 1 платье и кол – во платьев?

- Как найти третью часть от числа?

- Как найти сколько времени уйдет на решение 1 примера, если известно кол – во примеров и время затраченное на их решение?

5. Работа над задачей разными способами.

Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух лагерей. Скорость первого велосипедиста 17 км/ч, скорость второго – 14 км/ч. Встретились велосипедисты через 3 часа. Найдите расстояние между лагерями.

1) 17х3=51 (км)- проехал первый велосипедист

2) 14х3=42 (км)- проехал второй велосипедист

3) 51+42=93 (км)- расстояние между лагерями

2 – й способ (связан с нахождением скорости сближения, на которое сближаются объекты за единицу времени)

1) 17+14=31 (км/ч)- скорость сближения

2) 31х3=93 (км)- расстояние между лагерями

Ответ: 93 километра.

6. Работа над задачей разными способами.

Длина комнаты 5 м, её периметр 16 м. Чему равна площадь комнаты? (Решение задачи можно записать несколькими способами, если вспомнить, что у прямоугольника противоположные стороны равны.)

1) 5х2=10 (м)- две длины

2) 16-10=6 (м)- две ширины

4) 5х3=15 (м2)- площадь

1) 16:2=8 (м)- длина и ширина вместе

3) 5х3=15 (м2)- площадь

Ответ: 15 квадратных метров.

- А в конце занятия я вам предлагаю разгадать ребус (пирамида, конус). Это геометрические фигуры, с которыми мы будем работать на следующем занятии.

- Понравилось ли вам занятие?

- Что было трудно? Интересно?

Чтобы вы им пожелали?

Наше время истекло…

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретила тепло

И поработали ударно .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 040 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2021 625
  • DOCX 21 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малевич Жанна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внеурочное занятие по математике в 4 классе. Тема: Решение текстовых задач

Цель: научить решать текстовые задачи различных видов, составлять краткую запись условия задачи, выделять ключевые слова в тексте; потренироваться в умении составлять математическую модель текстовых задач, сочинять эстетически красивые тексты задач по известному выражению, представляющему решение задачи.

Ход занятия

Решение задач.

Задача 1. С двух ульев получено 100 кг меда, причем с одного из них - на 4 кг больше, чем с другого.

Сколько меда получено с каждого улья?

1) 100 - 4 = 96 (кг)

Ответ: 48 кг и 52 кг.

Задача 2. Заяц пробегает 14 км за 2 часа, а сокол за 3 ч пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько км/ч скорость зайца меньше скорости сокола?

1) 14 : 2 = 7 (км/ч) - скорость зайца;

2) 210 : 3 = 70 (км/ч) - скорость сокола;

3) 70 : 7 = 10 (раз) - во столько раз быстрее.

4) 70 - 7 = 63 (км/ч) - на столько меньше.

Ответ: сокол движется быстрее зайца в 10 раз; скорость зайца меньше скорости сокола на 63 км/ч.

Задача 3. Туристы прошли 14 км и сделали привал. После привала они прошли на 6 км меньше, чем до привала, и остановились на ночлег. Им предстояло пройти еще в 3 раза больше, чем они прошли. Какой длины путь был намечен?

1) 14 - 6 = 8 (км) - после привала;

2) 14 + 8 = 22 (км) - до ночлега;

3) 22 • 3 = 66 (км) - после ночлега;

4) 66 + 22 = 88 (км) - весь путь.

Задача 4. За день на фабрике изготовили 1240 м ситца, шерсти - в 4 раза меньше, чем ситца, вельвета - на 490 м больше, чем шерсти, а полотна столько, сколько шерсти и вельвета вместе. Сколько всего ткани изготовили на фабрике за этот день?

1) 1240 : 4 = 310 (м)- шерсть;

2) 310 + 490 = 800 (м) - вельвет;

3) 310 + 800 = 1110 (м) - полотно;

4) 1240 + 1110 + 1110 = 3460 (м) - всего.

Ответ: 3460 метров.

Задача 5. Геологи 3 ч летели на вертолете со скоростью 95 км/ч, затем 2 ч ехали верхом со скоростью 12 км/ч. Какой путь проделали геологи за это время?

1) 95 • 3 = 285 (км) - путь на вертолете;

2) 12 • 2 = 24 (км) - путь верхом;

3) 185 + 24 = 209 (км) - весь путь.

Задача 6. В роще 240 берез, а кленов - на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем кленов, а елей - в 3 раза меньше, чем сосен и берез вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

1) 240 - 93 = 147 (д.) - кленов;

2) 147-2 = 294 (д.) - сосен;

3) 240 + 294 = 534 (д.) - сосен и берез;

4) 534:3 = 178 (д.) - елей;

5) 147 +534 + 178 = 859 (д.) - всего.

Ответ: 859 деревьев.

Задача 7. Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберезовиков. Подберезовиков в 4 раза больше, чем белых, а подберезовиков и подосиновиков вместе 34 гриба.

Сколько грибов каждого вида принесли из леса?

1) 38 - 34 = 4 (г.) - белых;

2) 4 • 4 = 16 (г.) - подберезовиков;

3) 34 - 16 = 18 (г.) - подосиновиков.

Ответ: 4 белых, 16 подберезовиков, 18 подосиновиков.

Домашнее задание:

Задача 1. В двух пачках 160 тетрадей, причем в одной из них на 20 тетрадей больше, чем в другой. Сколько тетрадей в каждой пачке?

1) 160 - 20 = 140 (т.) - было бы в 2 пачках, если бы было поровну;

2) 140 : 2 = 70 (т.) - в меньшей пачке;

3) 70 + 20 = 90 (т.) - в большей пачке.

Ответ: 70 и 90 тетрадей.

Задача 2. В двух пачках 160 тетрадей, причем в одной из них в 3 раза больше тетрадей, чем в другой. Сколько тетрадей в каждой пачке?

Пусть х - число тетрадей в одной пачке, тогда Зх - число тетрадей в другой пачке. Всего 160 тетрадей.

40 • 3 = 120 (т.) - во второй пачке.

Ответ: 40 и 120 тетрадей.

Задача 3. Библиотеке нужно переплести 1800 книг. Одна мастерская может выполнить эту работу за 3 дня, а другая - за 6 дней. За сколько дней переплетут все книги обе мастерские, если будут работать одновременно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

1 Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. (садитесь)

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок. (Минутка создания настроения).

Я желаю вам уже сегодня на уроке быть внимательными. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Любая в математике работа,

Не обходится без устного счёта.

2. Актуализация знаний.

- Назовите произведение чисел 220 и 3 (660).

- Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).

- Уменьшить число 600 на 5 (595).

- Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).

- Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205).

- Из 1000 вычесть 3 (997)

- 900 разделите на 100 (9)

5 м 15 см … 5 м 5 дм

4 км 5 м … 4 км 500 смПодчеркни

Подчеркни уравнения, которые решаются вычитанием и реши их.

654: х = 6 х + 6 = 654 х . 6 = 654

654 – х = 6 х – 654 = 6

3. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Для этого сначала найдите

500 • 60 : 100 (а) 480 : 240 (и)

4000 • 3 : 100 (ч) 2500 + 370 (д)

275, 300 ,2870, 300, 120, 2

- Какое слово получилось? (Задачи)

- Что мы будем делать на уроке? (Решать задачи)

Зашифрованное слово (задача).

Сформулируйте задачу урока. (Будем решать задачи разных видов.)

Я тетрадь свою раскрою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

4. Работа по теме урока.

Откройте учебники на стр.66, задача № 306.

- Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок.

- О чём данная задача? Что вы знаете о тыкве, об арбузе, о дыне?(заранее подготовка).

Тыква это овощ ярко-оранжевого цвета, родиной которого является Южная Америка. В Европу прибыла с кораблями Колумба в 15 веке. Это диетический продукт. В нём содержится сахар и витамин С. Ее используют в пищу варёной, печёной, т.к она хорошо усваивается организмом. Тыквенный сок капают в уши и лечат им ушные болезни.

Дыня это фрукт или ягода, родиной которой является Средняя Азия, дыня поднимает настроение, удаляет жажду, в ней содержится витамин С, сахар, каротин, пектины, очень калорийна. Дыня это лекарство от стресса. На Руси известна с 12 века.

Арбуз это фрукт или сочная ягода с ярко-красной мякотью и чёрными косточками. Его родина Африка, Азия, Австралия, юг Европы. Даже зимой при виде арбуза вспоминается жаркое лето.

- Что известно в задаче?

- На какой вопрос можно ответить, зная массу всех овощей и массу тыквы и арбуза? (Чему равна масса дыни. 16 – 13 = 3 кг)

- Что можем узнать дальше? (Массу тыквы. 16 – 8 = 8 кг)

- Массу какого овоща осталось узнать? (Массу арбуза.)

- Можем ли сразу назвать массу арбуза? (8 + 3 = 11 кг)

- Что узнаем сначала? А теперь? (16 – 11 = 5 кг)

- Можно ли данную задачу решить другим способом?

Дети предлагают другие варианты решения задачи.(1вариант записываем в тетрадках).

От зелёного причала

Он назад поплыл сначала.

А потом поплыл вперёд.

И поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

- Прочитать условие задачи.

- О чём эта задача? Кто такой мотоциклист? С какого возраста можно управлять этим транспортным средством?

- Что известно в задаче? Как это можно изобразить? Какое расстояние проехал мотоциклист? Как это изображено на чертеже? Как узнать эту часть? Как узнать, сколько осталось проехать? Запишите решение задачи самостоятельно. (96 : 4 =24 км это ¼, 96 – 24 = 72 км осталось проехать.)

- Решить 1 выражение самостоятельно. (Взаимопроверка.)

- 2 выражение у доски с объяснением.

- Решить задачи, составив уравнения.

х – 80 = 360 + 140 430 – х = 640 :8

6. Домашнее задание. Стр. 66 № 311, ?

7. Итог урока. (Рефлексия.)

- Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.

Содержательная цель

- формирование системы математических понятий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- алгоритм выполнения сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;

- способы решения разных типов.

РАЗВИВАЮЩИЕ – УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей;

- решать задачи на встречное движение;

- решать сложное уравнение;

- самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность

Используемая образовательная технология: развивающее обучение Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

УУД: коммуникативные – в формулировать вопросы, воспитывать привычку делового сотрудничества;

личностные – способствовать формированию творческой личности в процессе поисково - исследовательской деятельности; создавать ситуации для высказывания своей точки зрения, учить доказывать свою правоту, нести ответственность за свое решение;

регулятивные - прогнозировать результат вычисления, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены, давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников;

познавательные – владеть основными приемами письменных вычислений при выполнении арифметических действий, способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать элементы логической грамотности.

Тип урока: конкретизации способа и решения частных задач

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Дидактические средства: мультимедийная доска, разноуровневые карточки, опорные карточки, учебник.

Читайте также: