Конспект эвенкийские и бурятские сказки

Обновлено: 05.07.2024

4) Воспитывать чувство толерантности в отношении к окружающим людям.

- Я хочу начать урок с загадки: Что такое ложь с намеком и для всех людей с уроком? Сказка Слайд № 2

- Что такое сказка? Давайте проверим. Слайд.( добро и зло)

- Какова классификация сказок? ( бытовые, волшебные, сказки о животных)

- Назовите традиционную композицию сказок? ( Зачин, основная часть, концовка)

-Назовите ключевые образы в русских сказках слайд № 6 (добро и зло)

А В ЭВЕНКИЙСКИХ? Охотники, животные, медведь, олень, собака, Хэвэки.

- О сказке говорят: Слайд № 2

- Какие вы знаете крылатые выражения о сказке?

- Я вам предлагаю такое высказывание: Сказка - энциклопедия народной жизни.

- Встретилось ли вам здесь новое слово? Где вы с ним встречались? Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем определение энциклопедии.

Итак, научные знания - это значит точные.Сказка - есть энциклопедия. Почему?

Что энциклопедического ( правильного) есть в сказках мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке. Проблемный вопрос урока.

- Существуют следующие сказки народов Сибири: бурятские сказки,Слайд 1( 223264)

- В каких поселках Амурской области живут эвенки? ( Усть - Нюкжа,Усть - Уркима, с.Первомайское, п.Бомнак, с.ИВАНОВСКОЕ) Слайд № 4

Более ста лет назад, на дальневосточные земли в поисках лучшей жизни, стали приходить люди с разных местностей России. Они селись, рядом с коренными жителями и многому научились у них. В настоящее время на территории Дальнего Востока проживают восемь коренных народностей: эвены, эвенки, негидальцы, нивхи, ульчи, нанайцы, орочи, удэгейцы.

Богата и разнообразна культура коренных народов Дальнего Востока. Особенно интересны сказки, где отражены миропонимание и мироощущение народа, их традиции, обычаи, быт и героические деяния.

Звенки - это малочисленный народ, который расселился в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев и нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами. Но у них есть сказки, которые помогут нам проследить эвенкийскую культуру, основы морали, помогут научить оценивать собственные поступки.

- Какие эвенкийские сказки вы читали?

-Давайте прочитаем,какие сказочные представления о мире были у эвенков? ( слайд 5) ( 223264)-

1. Из какой сказки вы узнали о повадках животных? Ласка - непоседа

- Перескажите сказку и охарактеризуйте этих животных.

-Для чего старик и старуха рассомахи задумали перевезти чум и все имущество через реку? ( они жили совсем одни, детей у них не было, и они решили перекочевать на другой берег)

Что такое чум? ( Дома охотников)

-Кто и каким образом обманул старуху?

-Кто вернул все, что увезла лисица?

- Какие древние представления о дятлах раскрываются в этой сказке? Почему , по мнению эвенков, у дятла пестрая голова, крепкий стальной клюв и крепкие хорошие когти? А также почему дятел живет на деревьях? (Чтобы не попадаться лисе)

2. Это уже гораздо позже пытливые исследователи стали записывать и оставлять на бумажных носителях мифы, легенды, сказки, издавать книги, но прежде они существовали только в форме живого слова. И рассказывали их лишь те, кого природа наделила особым даром фантазировать, придумывать замысловатые сюжеты, прослеживать линии судьбы многочисленных персонажей. В приамурских стойбищах существовала традиция приглашать в дом такого сказочника, и это становилось настоящим событием. Собиралась вся семья, от мала до велика, приходили сородичи, чтобы послушать удивительные истории, которые могли происходить или действительно происходили когда-то в здешних местах, а может, в каких-то далеких и неведомых странах. Сказки чаще всего рассказывали по ночам, и это понятно. Вечер и ночь были единственным временем отдыха для взрослых, чьи дни наполнялись множеством важных дел - охотой, рыбалкой, ведением хозяйства, выделкой шкур зверей и кожи рыб, приготовлением пищи, воспитанием детей.

- В какой сказке зверобои обсудили все: как следы на голом камне увидеть, как лису из норы выгнать, как дикого оленя скрадывать, а потом поссорились?( Старый и молодой)

-О чем зашел спор у двух охотников в этой сказке? ( слайд спор) сказка - энциклопедия…

- Почему, по мнению молодого охотника, больше удачи на промысле молодым, а, по мнению старого, старым?

-Как третий охотник предложил им узнать, кто из них лучший охотник?

- Какой вывод делает третий охотник и на какие размышления об эвенках наводит эта сказка?

( Ты старый - хороший охотник, и ты молодой хороший охотник, дело не в годах)

Эвенки были не только знатными охотниками и рыбаками, но эвенки любили и пошутить, и шутки их были забавные.

3. Сейчас мы с вами инсценируем эвенкийские сказки - игрушки. С каждого ряда мне понадобятся три человека.

Так эвенки приручили оленей. Олень - самое главное животное для эвенков.

Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю. Вот, напрмер, приметы, связанные с охотой.

Охотник собрался на охоту. Огонь громко треснул (хин кэн) - быть беде, несчастью. Опытный, мудреный жизнью охотник, услышав это - задумывался: как быть, ехать или не ехать? Некоторые люди гадали на углях погасшего огня. Брали две тряпки и один уголек: в одну заворачивали уголек:, а другую просто заворачивали без угля и обе тряпочки привязывали к двум концам шнура, закручивали шнур в одно целое, а потом потихоньку раскручивали. Если уголек будет с правой стороны, то задуманное охотником желание будет положительным, а если с левой - отрицательным.

Обращали внимание на поведение оленя. Если олень зевает в правую сторону, то ожидается удачный день, а если в левую - неудачный. Если олень резвится в лютый мороз, значит назавтра будет теплая погода. Чтобы узнать о своем будущем, гадали на оленьей лопатке. Горячий уголь клали на середину лопатки, от нагревания появлялись трещины, которые подсказывали, что ожидает человека в будущем.

Если маленький ребенок периодически икает - жди удачной охоты. Ребенок, наклонившись смотрит назад через ноги - ждите гостя издалека, и если собака крутится вокруг себя в надежде поймать свой хвост, то также ждите гостя.

Об охоте, о завтрашних планах нельзя говорить вслух, чтобы не сглазить не навлечь на себя беду. Без необходимости торопиться, спешить не следует - можешь быстро прожить свою жизнь. Быть слишком удачным, счастливым считается плохим признаком, так как природа знает, что жизнь твоя коротка, поэтому тебя одаривает в меру. Нельзя смеяться над больным и слабым человеком, иначе все обернется к тебе. Нельзя насильно брать у человека какую-нибудь вещь, иначе сам можешь остаться без ничего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Сказка – энциклопедия народной жизни ( Сказки народов Дальнего Востока)

Цели: 1) создать условия для приобщения учащихся к изучению литературы родного края;

2) Знакомство со сказками народов Дальнего Востока;

3) Способствовать стремлению школьников к чтению книг писателей дальневосточников, пополнению знаний о миропредставлении коренных народностей Дальнего Востока через литературное творчество;

4) Воспитывать чувство толерантности в отношении к окружающим людям.

Слово учителя.

- Я хочу начать урок с загадки: Что такое ложь с намеком и для всех людей с уроком? Сказка Слайд № 2

- Что такое сказка? Давайте проверим. Слайд.( добро и зло)

- Какова классификация сказок? ( бытовые, волшебные, сказки о животных)

- Назовите традиционную композицию сказок? ( Зачин, основная часть, концовка)

-Назовите ключевые образы в русских сказках слайд № 6 (добро и зло)

А В ЭВЕНКИЙСКИХ? Охотники, животные, медведь, олень, собака, Хэвэки.

- О сказке говорят: Слайд № 2

- Какие вы знаете крылатые выражения о сказке?

- Я вам предлагаю такое высказывание: Сказка – энциклопедия народной жизни.

- Встретилось ли вам здесь новое слово? Где вы с ним встречались? Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитаем определение энциклопедии.

Итак, научные знания – это значит точные.Сказка – есть энциклопедия. Почему?

Что энциклопедического ( правильного) есть в сказках мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке. Проблемный вопрос урока.

- Существуют следующие сказки народов Сибири: бурятские сказки,Слайд 1( 223264)

- В каких поселках Амурской области живут эвенки? ( Усть – Нюкжа,Усть – Уркима, с.Первомайское, п.Бомнак, с.ИВАНОВСКОЕ) Слайд № 4

Более ста лет назад, на дальневосточные земли в поисках лучшей жизни, стали приходить люди с разных местностей России. Они селись, рядом с коренными жителями и многому научились у них. В настоящее время на территории Дальнего Востока проживают восемь коренных народностей: эвены, эвенки, негидальцы, нивхи, ульчи, нанайцы, орочи, удэгейцы.

Богата и разнообразна культура коренных народов Дальнего Востока. Особенно интересны сказки, где отражены миропонимание и мироощущение народа, их традиции, обычаи, быт и героические деяния.

Звенки - это малочисленный народ, который расселился в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев и нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами. Но у них есть сказки, которые помогут нам проследить эвенкийскую культуру, основы морали, помогут научить оценивать собственные поступки.

- Какие эвенкийские сказки вы читали?

- Давайте прочитаем,какие сказочные представления о мире были у эвенков? ( слайд 5) ( 223264)-

1. Из какой сказки вы узнали о повадках животных? Ласка – непоседа

- Перескажите сказку и охарактеризуйте этих животных.

-Для чего старик и старуха рассомахи задумали перевезти чум и все имущество через реку? ( они жили совсем одни, детей у них не было, и они решили перекочевать на другой берег)

Что такое чум? ( Дома охотников)

-Кто и каким образом обманул старуху?

-Кто вернул все, что увезла лисица?

- Какие древние представления о дятлах раскрываются в этой сказке? Почему , по мнению эвенков, у дятла пестрая голова, крепкий стальной клюв и крепкие хорошие когти? А также почему дятел живет на деревьях? (Чтобы не попадаться лисе)

2. Это уже гораздо позже пытливые исследователи стали записывать и оставлять на бумажных носителях мифы, легенды, сказки, издавать книги, но прежде они существовали только в форме живого слова. И рассказывали их лишь те, кого природа наделила особым даром фантазировать, придумывать замысловатые сюжеты, прослеживать линии судьбы многочисленных персонажей. В приамурских стойбищах существовала традиция приглашать в дом такого сказочника, и это становилось настоящим событием. Собиралась вся семья, от мала до велика, приходили сородичи, чтобы послушать удивительные истории, которые могли происходить или действительно происходили когда-то в здешних местах, а может, в каких-то далеких и неведомых странах. Сказки чаще всего рассказывали по ночам, и это понятно. Вечер и ночь были единственным временем отдыха для взрослых, чьи дни наполнялись множеством важных дел — охотой, рыбалкой, ведением хозяйства, выделкой шкур зверей и кожи рыб, приготовлением пищи, воспитанием детей.

- В какой сказке зверобои обсудили все: как следы на голом камне увидеть, как лису из норы выгнать, как дикого оленя скрадывать, а потом поссорились?( Старый и молодой)

-О чем зашел спор у двух охотников в этой сказке? ( слайд спор) сказка – энциклопедия…

- Почему, по мнению молодого охотника, больше удачи на промысле молодым, а, по мнению старого, старым?

-Как третий охотник предложил им узнать, кто из них лучший охотник?

- Какой вывод делает третий охотник и на какие размышления об эвенках наводит эта сказка?

( Ты старый - хороший охотник, и ты молодой хороший охотник, дело не в годах)

Эвенки были не только знатными охотниками и рыбаками, но эвенки любили и пошутить, и шутки их были забавные.

3. Сейчас мы с вами инсценируем эвенкийские сказки – игрушки. С каждого ряда мне понадобятся три человека.

Так эвенки приручили оленей. Олень – самое главное животное для эвенков.

Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю. Вот, напрмер, приметы, связанные с охотой.
Охотник собрался на охоту. Огонь громко треснул (хин кэн) - быть беде, несчастью. Опытный, мудреный жизнью охотник, услышав это - задумывался: как быть, ехать или не ехать? Некоторые люди гадали на углях погасшего огня. Брали две тряпки и один уголек: в одну заворачивали уголек:, а другую просто заворачивали без угля и обе тряпочки привязывали к двум концам шнура, закручивали шнур в одно целое, а потом потихоньку раскручивали. Если уголек будет с правой стороны, то задуманное охотником желание будет положительным, а если с левой - отрицательным.
Обращали внимание на поведение оленя. Если олень зевает в правую сторону, то ожидается удачный день, а если в левую - неудачный. Если олень резвится в лютый мороз, значит назавтра будет теплая погода. Чтобы узнать о своем будущем, гадали на оленьей лопатке. Горячий уголь клали на середину лопатки, от нагревания появлялись трещины, которые подсказывали, что ожидает человека в будущем.
Если маленький ребенок периодически икает - жди удачной охоты. Ребенок, наклонившись смотрит назад через ноги - ждите гостя издалека, и если собака крутится вокруг себя в надежде поймать свой хвост, то также ждите гостя.
Об охоте, о завтрашних планах нельзя говорить вслух, чтобы не сглазить не навлечь на себя беду. Без необходимости торопиться, спешить не следует - можешь быстро прожить свою жизнь. Быть слишком удачным, счастливым считается плохим признаком, так как природа знает, что жизнь твоя коротка, поэтому тебя одаривает в меру. Нельзя смеяться над больным и слабым человеком, иначе все обернется к тебе. Нельзя насильно брать у человека какую-нибудь вещь, иначе сам можешь остаться без ничего.

Сказки всегда занимали особое место в устном народном творчестве. На протяжение многих веков у каждого народа слагались и передавались из поколения в поколение свои легенды, были, сказки. В них отражались история, культура и уклад жизни того, или иного народа. Но наряду с этим в сказках имели место вымысел, волшебство, необычные явления.

Собиратели фольклора и путешественники во все времена стремились познакомиться с самобытным сказочным творчеством бурят. К их числу относятся такие первопроходцы и путешественники, как Миллер, Паллас, Кастрен, Паршин. Сохранению самобытного стиля бурятских сказок способствовали работы монголоведа Ц. Жамцарано.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: Познакомить учащихся с бурятскими народными сказками, их особенностями, с бытом и традициями бурятского народа; развивать ассоциативное мышление, память; воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, сострадание. Оборудование: выставка книг с бурятскими сказками, альбом с иллюстрациями бурятской национальной одежды и жилья, выставка детских рисунков, карта, карточки с пословицами.

2.Обобщение изученных на уроках сказок

Ход занятия.

- Тема нашего урока посвящена бурятским сказкам с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.

-В чём отличие сказки от других произведений? (в сказках могут разговаривать и звери, и растения, с ними происходят различные приключения)

-На какие группы можно разделить сказки? (народные и литературные)

-Какие главные законы в сказках? (добро всегда побеждает зло, герой добрый и отзывчивый).

-По содержание сказки делятся на волшебные (шэдитэ), бытовые (ажабайдал тухай), сказки о животных (амитад тухай).

Сказка всегда чему то учит. Какие положительные качества людей оцениваются в сказках? (трудолюбие, честность, доброта, любовь к ближнему).

- Какие недостатки осуждаются? (лень, жадность, глупость, трусость, жестокость).

- Посмотрите на выставку книг, знакомы ли вам эти сказки? Это бурятские народные сказки, которые мы с вами будем читать.

-Мы многое узнали о сказках. Но тем не менее, каждый из вас любит смотреть и слушать даже знакомые вам сказки. Сегодня вам предоставляется возможность попасть в театр. Для этого необходимо вам приобрести билеты. Таким билетом является отрывок из сказки. Я раздаю вам отрвки из сказок. Вспомните из каких они сказок, к какой группе их можно отнести.

-А теперь давайте поиграем. Попробуйте изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений. Все остальные должны угадать кого изобразили.

Закрепление.

- Что общего в сказках русского и бурятского народов? ( Они учат быть трудолюбивыми, уважать родителей и помогать им, быть честными. Там добро побеждает зло. Отрицательные герои всегда бывают наказаны.)

-К следующему уроку найдите и прочитайте произведения для детей современных бурятских авторов.

Читайте также: