Что мы знаем о тексте 6 класс конспект урока по разумовской презентация

Обновлено: 06.07.2024

5655256 5424656 5200699 4581520 4462531 3434503 3225310 3187212 3122750 2900286 2694761 2657314 2514038 2241158 2127367 2091054 2081892

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию хорошо использовать в качестве практикума на уроке русского языка по теме "Текст".

 Презентация к уроку русского языка в 6 классе Тема и основная мысль текста Подготовила учитель русского языка и литературы Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Презентация к уроку русского языка в 6 классе

Тема и основная мысль текста

Подготовила учитель русского языка и литературы

Андрюнина Екатерина Геннадьевна

 Орфоэпическая разминка Запишите слова и поставьте в них ударение Баловать, кухонный, намерение, средствами, звонит, красивее, шарфы, торты, жалюзи.

Запишите слова и поставьте в них ударение

Баловать, кухонный, намерение, средствами, звонит, красивее, шарфы, торты, жалюзи.

 Проверьте! БаловАть, кУхонный, намЕрение, срЕдствами, звонИт, красИвее, шАрфы, тОрты, жалюзИ.

Тема и основная мысль текста

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста.

Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого.

Задания. Определить тему и основную мысль текста 1. Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение… Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем, внушительной. Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость. (Аристотель) Темой текста является: 1) старость; 2) красота и безобразие; 3) добродетель; 4) красота всех возрастов.

Задания. Определить тему и основную мысль текста

1. Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота

юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение…

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным

переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем,

Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

Темой текста является:

2) красота и безобразие;

4) красота всех возрастов.

 Какова основная мысль текста? 1) Красивыми бывают лишь юные. 2) Всё в жизни относительно. 3) У каждого возраста своя красота. 4) Красота тела с возрастом уходит. 2. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Напротив того, человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета. (Д. Писарев)

Какова основная мысль текста?

1) Красивыми бывают лишь юные.

2) Всё в жизни относительно.

3) У каждого возраста своя красота.

4) Красота тела с возрастом уходит.

2. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Напротив того, человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета.

 Темой текста является: 1) лесть; 2) реакция на лесть; 3) тщеславие; 4) путь правильного расчёта­­. Какова основная мысль текста? 1) Все люди тщеславны. 2) Надо быть сильным человеком. 3) Уважении надо заслужить. 4) Только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва.

Темой текста является:

2) реакция на лесть;

4) путь правильного расчёта­­.

Какова основная мысль текста?

1) Все люди тщеславны.

2) Надо быть сильным человеком.

3) Уважении надо заслужить.

4) Только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва.

 3. Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным. (Н.Карамзин) Темой текста является: 1) молодость; 2) любовь и слава; 3) ожидание счастья; 4) будущее. Какова основная мысль текста? 1) Молодость – прекрасная пора. 2) Любовь и слава – идолы чувственных душ. 3) Любовь возможна лишь в молодые годы. 4) В молодости возможное лучше, чем действительное.

3. Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным.

Темой текста является:

2) любовь и слава;

3) ожидание счастья;

Какова основная мысль текста?

1) Молодость – прекрасная пора.

2) Любовь и слава – идолы чувственных душ.

3) Любовь возможна лишь в молодые годы.

4) В молодости возможное лучше, чем действительное.

4. Есть по обращению два сорта людей. Одни — с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить, или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности — из учтивого делается грубый, из льстивого — оскорбительный, из доброго — злой.

Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №1
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №2
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №3
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №4
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №5
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №6
Презентация Что мы знаем о тексте , слайд №7

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация Что мы знаем о тексте . Презентация содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 Что мы знаем о тексте Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 1

Что мы знаем о тексте Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

 Цель Проверить, как усвоен материал – правописание слов с орфограммами Прививать навык работы с текстами Формировать навык самоанализа и самоконтроля

Слайд 2

Цель Проверить, как усвоен материал – правописание слов с орфограммами Прививать навык работы с текстами Формировать навык самоанализа и самоконтроля

 Работа со схемой

Слайд 3

 Закрепим изученное Упр. 65 – обсудить вопросы, разобрать задания Упр. 66 – прочитайте диалог по ролям, ответить на вопросы Упр. 67 – сравнить две записи, ответить на вопросы: 1) какую из записей вы бы назвали текстом? 2) почему первая запись не является текстом? 3) какая запись текст? 4) озаглавьте текст. Почему вы так его озаглавили?

Слайд 4

Закрепим изученное Упр. 65 – обсудить вопросы, разобрать задания Упр. 66 – прочитайте диалог по ролям, ответить на вопросы Упр. 67 – сравнить две записи, ответить на вопросы: 1) какую из записей вы бы назвали текстом? 2) почему первая запись не является текстом? 3) какая запись текст? 4) озаглавьте текст. Почему вы так его озаглавили?

 Сделаем вывод Текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу. Заголовок называет тему текста. В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

Слайд 5

Сделаем вывод Текст – высказывание, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу. Заголовок называет тему текста. В заголовке содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

 Закрепим изученное Упр. 69 1) Прочитайте предложения. 2) Почему нельзя назвать эти предложения текстом? 3) Что кроме общего смысла нужно для того, чтобы предложения стали текстом? 4) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст. 5) Прочитайте теоретический материал в учебнике на с. 34 и уточните определение текста.

Слайд 6

Закрепим изученное Упр. 69 1) Прочитайте предложения. 2) Почему нельзя назвать эти предложения текстом? 3) Что кроме общего смысла нужно для того, чтобы предложения стали текстом? 4) Опираясь на сделанные нами выводы, попробуйте определить, что такое текст. 5) Прочитайте теоретический материал в учебнике на с. 34 и уточните определение текста.

 Домашнее задание § 14, выучит запись в тетради Упр. 70, подготовиться к изложению, составить план текста

Слайд 7

Домашнее задание § 14, выучит запись в тетради Упр. 70, подготовиться к изложению, составить план текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

- развивать умение составлять план текста.

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом.

- формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

- воспитывать интерес к предмету.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

- Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

IV. Объяснение нового материала

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Учитель: - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

- Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

- Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

- Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

- Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

- Что такое микротема?

- План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

- Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

- Какие планы вы знаете? (слайд 5)

- простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.

Простой план

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план текста

Тезисный план

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план - выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

- А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Читайте также: