Конспект доклада на методобъединении

Обновлено: 07.07.2024

Воспитание нравственно – этических качеств у воспитанников с ОВЗ во время внеклассных мероприятий с помощью дидактических игр.

Заикина Наталья Вячеславовна

Воспитательная и коррекционная направленность обучения – важнейшие принципы организации учебного процесса в коррекционной школе любого вида. Показать воспитательные возможности при обучении детей с нарушением интеллекта нам хотелось бы на примере внеклассных мероприятий. Воспитание у детей нравственных качеств и формирование соответствующих понятий на этих мероприятиях связано с решением других обязательных задач – развитием различных компонентов речи учащихся и активизацией их мыслительной деятельности.

Вопросы в начале внеклассного мероприятия непосредственно связаны с жизненным опытом учащихся. Например, в беседе о вежливости дети рассказывали, вежливо ли они ведут себя со сверстниками и взрослыми; в беседе о дружбе мы спрашивали детей, есть ли у них друзья, чем они занимаются, помогают ли друг другу. Мы обращались также к художественным текстам, знакомым детям по урокам чтения.

Самыми интересными и эффективными, на наш взгляд, оказались для учащихся дидактические игры на основе проблемных ситуаций, различные задания по пословицам, коррекционно-практические задания, включающие имитационное моделирование.

С интересом дети отнеслись к заданию нарисовать вежливого человека и сравнить его с кем-нибудь . Предварительно мы провели беседу о том, какие бывают вежливые поступки и кто их может совершать. Многие рисунки оказались связаны с типичными для детей ситуациями: например, девочка моет посуду, мальчик несёт сумки с продуктами.

В качестве домашнего задания детям было предложено сосчитать, сколько раз в день они использовали в своей речи вежливые слова.(приготовить заранее).

Во время беседы все дети активно участвовали в дидактических играх, что все без исключения задания вызывали у детей живой интерес и вовлекали их в учебно-воспитательный процесс, что беседы прошли легко, в обстановке доброжелательной и непринужденной атмосферы, проявлялись недостатки активного словаря детей, они часто затруднялись в подборе нужных слов. На наш взгляд, задачи каждой беседы были решены частично. Именно такие результаты довольно часто наблюдаются при анализе и оценке эффективности подобных занятий и коррекционно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство ра…

Методическая работа 21-01-2022 Литвинова Светлана Павловна

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей м…

Методическая работа 17-10-2021 Гурова Татьяна Львовна


Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для формирования личности.

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в …

План выступления на педсовете

Методическая работа 11-05-2021 Овчинникова Наталья Валерьевна; Шульгина Елена Владимировна

План выступления на педсовете 1. Тема: "Конструирование из природного материала" Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им.

Методическая работа 21-03-2021 Чечулина Кристина Валерьевна

Доклад на тему: Педагогическое дефиле «Создание условий для поддержки детской ин…

План работы по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к культуре здорового обра…

Методическая работа 21-01-2021 Ворфоломеева Дарья Ивановна

Семинар для воспитателей. Тема: «Эмоциональное благополучие педагога как фактор …

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Структура интегрированного занятия



Подготовка ребенка к детскому саду

Подготовка ребенка к детскому саду Основными окружением ребенка является его семья. Детский сад — это новый этап в его развитии. Новые.

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Опубликовать и скачать доклады по НОО педагога начальной школы по обучению.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






В своём докладе я хочу поделиться опытом работы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе в свете ФГОС. Невозможно представить сегодняшнюю школу без компьютерного класса и трудно представить без использования компьютерны .






Использование современных образовательных технологий.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные пути образовательного процесса, ищет возможности повышения заинтересованности учащихся. Если ребёнок скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может. Моя задача - не преподносить готовые знания учен .






Развитие речи в учебной деятельности через журналистику

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно стро .






Развитие речи во внеурочной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно стро .






Отчет об использовании современных образовательных, информационно- коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителем начальных классов Дадаевой Марьям Касумовной

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребёнком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и .






Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий

На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется проблеме овладения коммуникативной компетентностью как ключевой компетентностью. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения р .






Статья "Особенности восприятия времени у младших школьников"

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы п .






Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня

Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ






РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствов .






Развитию познавательного интереса могут способствовать интерактивные методы обучения, которые получили в последнее время широкое применение в образовательном процессе. Использование их в обучении решает множество задач: активизируют учебную деятельность у .






Статья Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ. Одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно- психическом и речевой развитии детей, подготовка выпускника, обладающего необходимым набором знаний , умений и каче .






Метод проектов

Что даёт для учеников нашей школы такая работа над проектом? Основной особенностью метода проектирования является то, что детям не даются готовые понятия, связи между ними. Дети сами их открывают в процессе самостоятельного исследо .






Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС

Презентация по теме :"Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС". В настоящее время уделяется большое внимание здоровью школьников, поэтому хочется поделиться используемыми здоровьесберегающими технологиями на уроках в начальной школе.






Развитие логического мышления в начальной школе

1.1. Логика как наука. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики .






Повысить общий уровень учебного процесса, усилить мотивацию обучения и познавательную активность учащихся в моей работе помогают информационно-коммуникативные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного мате .






Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов "Способы формирования творческих способностей учащихся."

В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляюще .






СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






Преемственность детского сада и школы в формировании интеллектуальных способностей через курс "Юным умникам и умницам"

Обобщение опыта по использованию курса "Юным умникам и умницам" при подготовке детей дошкольного возраста к школе и дальнейшее применение его в начальной школе в рамках внеурочной работы курса "Интеллектуальный час"






Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из ос .






В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространенными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного ро .

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: