Конспект биология 5 класс строение растительной клетки

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 15.02.2016 Биология, 5 класс

Лабораторная работа №5. Строение клетки листа элодеи.

Обучающая : обобщить и углубить знания обучающихся об особенностях строения растительной клетки , роли пластид в жизни растений

Развивающая:

- продолжить формирование навыков работы с микроскопом, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы

Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме , определение основной и второстепенной информации.

ЛичностныеУУД : оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД : формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД:

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; умение работать в парах, группах.

Оснащение урока : учебник, интерактивная доска, элементы для моделирования клетки и построения схемы, карточки с заданиями, рисунки клеток, микроскоп, готовый микропрепарат клеток листа элодеи.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Микроцель: подготовка учащихся к работе на уроке, выработка на личностно — значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.

Вступительное слово.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Поднимают руки, кто готов отвечать на 5

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивная: волевая саморегуляция

Актуализация знаний, постановка проблемы

2.2.Выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой по ключу

2.3. Постановка проблемы, формулирование темы урока

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной,

Стоит над светлою поляной.

Ребята, какие органоиды растительных клеток определяют изменение окраски листьев осенью?

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

В ходе игры повторяют сведения о клеточном строении живых организмов, об особенностях строения клеток растений, животных и грибов.

Выполняют тестовые задания

( Приложение 1), осуществляют взаимопроверку

Высказывают свои предположения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Изучение нового материала

3.1.Лабораторная работа .Строение клетки листа элодеи.

Материалы и оборудование: готовый микропрепарат клеток листа элодеи, иллюстрации.

Мы продолжим изучать особенности строения клеток растений на примере элодеи канадской.

Элодея канадская - водное цветковое растение. Это растение завезено в Европу аквариумистами, но распространившись в открытых водоёмах стало причиной их катастрофического зарастания.

(Приложение № 2)

Правила ТБ и обращения с микроскопом

Задачи: найти в клетке листа элодеи пластиды; зарисовать строение клетки листа элодеи; сформулировать вывод (чем клетки растений отличаются от клеток других живых организмов? Какого цвета хлоропласты в клетке элодеи? Что придаёт им этот цвет?)

3.2. Виды пластид, их взаимопревращения.

Ребята, давайте снова рассмотрим картины и вспомним строки И. Бунина.

Предположите, почему растения осенью меняют свою окраску?

Цвет пластидам обеспечивают пигменты.

Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

Лейкопласты - бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля .

Демонстрация: пластиды могут взаимопереходить друг в друга (демонстрация позеленённого клубня картофеля и осенних листьев.

Записывают тему урока

Рассказывают правила работы с микроскопом.

Работают в парах.

Анализируют результаты лабораторной работы, опираются на знания о клетке, полученные ранее и формулируют вывод.

Основой строения всех живых организмов является клетка . Это наименьшая часть организма, способная самостоятельно существовать и имеющая все признаки жизни.

blood-orange-3418376_640.jpg

Клетки мякоти апельсина или грейпфрута можно видеть невооружённым глазом или при помощи лупы. Многие клетки настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. То, что живые организмы состоят из клеток, учёные открыли ещё в \(17\) веке.

Известны самостоятельно существующие организмы, состоящие из одной клетки, например, простейшими является часть зелёных водорослей.

3 (2).jpg

Ядро — самая важная составная часть клетки. Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке. Ядро содержит наследственную информацию о том, какой будет новая клетка, которая образуется в результате процесса деления.

Цитоплазма — бесцветное, вязкое вещество, наполняющее клетку. В цитоплазме находятся все остальные части клетки.

Мембрана — тонкая полупроницаемая плёнка, которая окружает цитоплазму и отвечает за поступление в клетку и вывод из неё различных веществ. Она находится под клеточной стенкой.

В растительной клетке имеются части (органоиды), которых нет в клетках животных. Это клеточная стенка, пластиды и вакуоль.

Клеточная стенка защищает клетку и придаёт ей определённую форму. В состав клеточной стенки входит целлюлоза, придающая прочность.

Пластиды — маленькие составные части клетки. Пластиды могут быть бесцветными и цветными. Зелёные пластиды называют хлоропластами, в них происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоль — полость, заполненная клеточным соком и образованными клеткой веществами. Чем старше клетка, тем больше её вакуоль.


Видеоурок способствует формированию представления об общем плане строения растительной клетки и её основных функциональных элементов. На заключительном этапе видеоурока представлена сравнительная характеристика клеток эукариот (растений, животных и грибов). Все объяснения иллюстрируются яркими наглядными рисунками.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Строение растительной клетки"

Изучение клетки началось с 1665 года, когда английский учёный Роберт Гук впервые увидел в микроскоп на тонком срезе пробки мелкие ячейки. Он назвал их клетками. По мере совершенствования микроскопов появлялись новые знания о строении клеток живых организмов.

В 30-х годах 19 века шотландский учёный Роберт Броун сделал очень важное открытие. Изучая в микроскоп строение листа растения, он обнаружил внутри клетки круглое плотное образование, которое назвал ядром.

В 1838 году немецкий учёный Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ядро является обязательным структурным компонентом всех растительных клеток.

Познакомившись с этим исследованием, Теодор Шванн был удивлён: точно такие же образования он обнаружил и в животных клетках. Это привело учёного к выводу: все клетки, несмотря на их огромное разнообразие, сходны – у них есть ядра.


Обобщив разрозненные факты, в 1838 г. Теодор Шванн и Маттиас Шлейден сформулировали основное положение клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению.

Клеточная теория явилась одним из великих открытий XIX века.

Рассмотрим положения современной клеточной теории:

1. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

2. Клетки всех живых организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.

3. Размножение клеток происходит путём их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.

4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани, из тканей состоят органы и системы органов.

Наука о клетке называется цитологией. Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур, функции клеток в живом организме, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды.

Все растения являются эукариотическими организмами. Вспомним, кто такие прокариоты и эукариоты.

Прокариоты – организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра. Для них характерно наиболее простое строение клеток. Их ещё называют безъядерными. Эту группу составляют бактерии.

Эукариоты (или ядерные организмы) – организмы, клетки которых имеют оформленное ядро и органоиды, определённые функции.

Растения – это автотрофные организмы. Они способны из неорганических веществ синтезировать органические вещества за счёт энергии света, т. е. осуществлять фотосинтез. Растительная клетка содержит специальные органоиды – хлоропласты. Они позволяют улавливать энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез.

Животные – гетеротрофные организмы. Они не способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений.

Несмотря на разнообразие клеток, все они имеют единый принцип организации.


Сейчас мы рассмотрим строение растительной клетки.


Снаружи все растительные клетки покрыты клеточной стенкой. Она представляет собой плотный прозрачный слой, состоящий из разных веществ. У растений главным веществом, придающим прочность клеточной стенке, является целлюлоза. Клеточная стенка защищает клетку от повреждений.

Клеточная стенка, содержащая целлюлозу, характерна только для клеток растений. Клетки грибов имеют клеточную стенку, основным веществом которой является хитин. Клетки животных не имеют клеточной стенки и покрыты только цитоплазматической мембраной.

Цитоплазматическая мембрана состоит из белков и липидов. Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю её толщу и располагаются на внешней или внутренней поверхности мембраны. К некоторым белкам, находящимся на поверхности, прикреплены углеводы.


Цитоплазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью. Это значит, что она способна пропускать одни вещества из окружающей среды внутрь клетки, а образующиеся в цитоплазме вещества – наружу. Это обеспечивает клетке возможность питаться, дышать и освобождаться от вредных веществ.

Под цитоплазматической мембраной находится живое содержимое клетки, в состав которого входят цитоплазма и ядро.

Цитоплазма – жидкая составляющая клетки. В ней располагаются ядро и различные органоиды. Цитоплазма на 93 % состоит из воды, в которой растворены различные вещества. Так как в таком растворе содержится много органических веществ, цитоплазма более густая и вязкая, чем вода. Цитоплазма находится в постоянном движении. Она заполняет всё пространство внутри клетки, обеспечивает возможность перемещения в клетке различных веществ. В цитоплазме происходят химические реакции, образуются органические вещества.

Важнейшей частью клетки является ядро – плотное тельце, чаще всего округлой или овальной формы. Оно имеет очень сложное строение. В нём содержится дезоксирибонуклеиновая кислота, которая является носителем наследственной информации (т. е. информации обо всех признаках и свойствах данного организма). Дезоксирибонуклеиновая кислота входит в состав нитевидных телец – хромосом. Ядро обеспечивает хранение и реализацию наследственной информации, а также её передачу дочерним клеткам.


Помимо ядра внутри клетки находятся органоиды – небольшие тельца разной формы, которые выполняют различные функции. Это митохондрии, пластиды, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли и рибосомы. В одних органоидах происходит образование нужных клетке веществ, другие отвечают за их переработку, в третьих накапливаются запасные питательные вещества (жиры, белки, углеводы).

Во всех растительных клетках имеются вакуоли – прозрачные пузырьки в цитоплазме, заполненные клеточным соком. Клеточный сок – это водный раствор различных веществ. Иногда в клеточном соке находятся пигменты, которые окрашивают его в красный, синий, фиолетовый и другие цвета. Именно эти пигменты определяют окраску лепестков, плодов, листьев. Клеточный сок определяет вкус плодов и других частей растений. Например, кислоту лимона, сладость арбуза, земляники.

Вакуоли играют главную роль в поглощении воды клетками. В них накапливаются запасные питательные вещества. Также клеточный сок содержит конечные продукты обмена.

В молодых клетках содержится большое количество мелких вакуолей. По мере роста клетки вакуоли тоже увеличиваются в размерах. Они сливаются друг с другом и постепенно заполняют почти весь объем клетки.


Следующий органоид растительных клеток – пластиды. Выделяют три типа пластид: хлоропласты (имеют зелёный цвет), хромопласты (жёлтый, красный или оранжевый цвет) и лейкопласты (бесцветные).


Хлоропласты содержат вещество зелёного цвета – хлорофилл. Вы уже знаете, что хлоропласты осуществляют фотосинтез.

Хромопласты придают яркую окраску плодам рябины, шиповника, корнеплодам моркови.

Лейкопласты бесцветные и не содержат пигментов. В них происходит накопление питательных веществ – белков, жиров и углеводов.

Необходимо сказать, что в одной клетке могут содержаться пластиды только одного типа.


Митохондрии участвуют в процессе дыхания и обеспечивают клетку энергией в виде АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).

Рибосомы осуществляют синтез белка.

Эндоплазматическая сеть представляет собой систему каналов и полостей. Здесь происходит образование белков, углеводов и липидов. Вещества, которые образуются на мембранах сети, далее накапливаются и преобразуются внутри её полостей.

Образовавшиеся вещества заключаются в мембранные пузырьки и доставляются в комплекс Гольджи, в котором происходит их накопление и дальнейший транспорт к различным частям клетки.

Вы уже знаете, что по строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные отличия. Сейчас мы с вами заполним таблицу, в которой сравним строение клеток эукариот.

Ядро характерно для всех эукариотических клеток.

Клетки растений имеют жёсткую клеточную стенку, главным компонентом которой является целлюлоза. В клетках грибов клеточная стенка состоит из хитина – вещества, из которого построен наружный скелет членистоногих животных. В клетках животных она отсутствует.

По типу питания растения являются автотрофами. Их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез. Грибы и животные – гетеротрофы. Их клетки лишены пластид.

Для растительной клетки характерно наличие крупной центральной вакуоли. Клетки грибов имеют вакуоли, в отличие от клеток животных.

Запасным питательным углеводом в клетках растений является крахмал, в клетках грибов и животных – гликоген.


И завершим наш урок схемой, которая отражает общий план строения клеток. Внутреннее содержимое клеток представлено ядром, жидкой цитоплазмой и находящимися в ней различными органоидами. Снаружи клетки образован поверхностный аппарат, который состоит из цитоплазматической мембраны и из клеточной стенки (у некоторых видов клеток).


Наименьшей частью организма является клетка, она способна существовать самостоятельно и имеет все признаки живого организма. В данной статье мы узнаем, какое строение имеет растительная клетка, кратко расскажем об её функциях и особенностях.


Строение клетки растения

В природе существуют как одноклеточные растения, так и многоклеточные. Например, в водной среде можно встретить одноклеточные водоросли, клетки которых имеют все функции, присущие живому организму.

Многоклеточная особь – это не просто набор клеток, а единый организм, состоящий из различных тканей и органов, которые взаимодействуют между собой.

Строение растительной клетки у всех растений схоже, их клетки состоят из одних и тех же компонентов. Рассмотрим состав растительной клетки:

  • оболочка (включает в себя цитоплазматическую мембрану и клеточную стенку из целлюлозы);
  • цитоплазма, с расположенными в ней митохондриями, хлоропластами, вакуолями и другими органоидами;
  • ядро, состоящие из ядерной оболочки, ядерного сока, ядрышка, хроматина.

В отличие от животной растительная клетка имеет особую целлюлозную оболочку, вакуоли с клеточным соком и пластиды.

Изучение строения и функций растительной клетки показало, что:

которые читают вместе с этой





  • самой значительной частью в организме является ядро, которое отвечает за все происходящие процессы. Оно содержит наследственную информацию, которая передаётся из поколения в поколение. От цитоплазмы отделяет ядро ядерная оболочка;
  • бесцветное вязкое вещество, которое наполняет клетку, называется цитоплазмой. Именно в ней находятся все органоиды;
  • под клеточной стенкой находится мембрана (тонопласт), которая отвечает за обмен веществ с окружающей средой. Это тоненькая плёнка, отделяющая оболочку от цитоплазмы;
  • клеточная стенка достаточно прочная, так как в её состав входит целлюлоза. Поэтому функциями стенки является защита и поддержание формы;
  • важными составными компонентами являются пластиды.
  • митохондрии способны передвигаться вместе с цитоплазмой, как и пластиды. Именно здесь происходит процесс дыхания и образования АТФ;
  • аппарат Гольджи может иметь различные формы (диски, палочки, зёрнышки). Его роль – накопление и выведение различных веществ;
  • рибосомысинтезируют белок. Находятся они в цитоплазме, внутри митохондрий и пластид.

Клеточное строение растений учёные открыли ещё в XVII веке. Клетки апельсиновой мякоти видны невооружённым глазом, но большинство клеток растений можно рассмотреть лишь под микроскопом.

Строение аппарата Гольджи

Рис. 3. Строение аппарата Гольджи.

Особенности растительного организма

Сравнение растений с другими организмами позволило выявить следующие особенности:

  • в отличие от других живых организмов, растения имеют вакуоль, заполненную клеточным соком;
  • клеточная стенка по своему составу отличается от грибного хитина и стенок бактерий. В её состав входит целлюлоза, пектин и лигнин;
  • связь между клетками осуществляется при помощи специальных цитоплазматических мостиков – плазмодесм;
  • пластиды имеются только в растительном организме. Помимо хлоропластов это могут быть лейкопласты, которые делятся на два вида: одни из них запасают жиры, другие – крахмал. А также хромопласты, которые окрашены в желто-красные цвета за счет пигментов;
  • в отличие от животного организма, у клеток высших растений нет центриолей (но они есть у водорослей).

Что мы узнали?

Будучи самой маленькой частью всего организма, клетка может существовать самостоятельно у одноклеточных водорослей. Именно клетки обеспечивают работу отдельных органов и всего организма. Отличительными компонентами растительных клеток являются: клеточная стенка из целлюлозы, наличие пластид и вакуолей с клеточным соком. Каждый органоид имеет свои функции, без выполнения которых невозможно функционирование всего организма в целом.

Читайте также: