Конспект беседы перечень вопросов для выявления склонностей или специфики отклоняющегося поведения

Обновлено: 07.07.2024

Для выявления девиаций в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов.

Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:

Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года. Алгоритм работы здесь может быть следующим:

  • Медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.
  • Классные руководители (мастера производственного обучения, кураторы групп) осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС.
  • Психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога).

Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты:

Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.

Собственно психологическое обследование

Методы исследования семейной ситуации (могут применяться не только психологом, но и мастером производственного обучения, классным руководителем, социальным работником, исключая проективные методики, используемые только специально подготовленным психологом):

  • Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся Р. В. Овчаровой в модификации автора представляет собой структурированное наблюдение. Методика отражает основные характеристики семьи
  • Методика определения типового состояния семьи позволяет оценить эмоционально-психологическую атмосферу в семье. Она удобна и нетрудоемка в использовании.
  • Кинетический рисунок семьи Р. Бернса и С. Кауфмана — проективная методика, позволяющая получить большую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого учащегося.

Методы исследования межличностного общения

Значительную часть информации можно получить от мастеров производственного обучения, преподавателей и классных руководителей. Такие сведения могут быть представлены в письменной или устной форме. Также материалы могут быть получены в процессе консультативной работы с родителями учащегося. Однако необходимо дополнить полученные сведения специальными методиками, например можно использовать социометрию. Социометрия — методика, направленная на изучение социального статуса подростка в группе. Методика позволяет оперативно выявить учащихся с нарушениями межличностного общения и оказать им помощь в адаптации, что, в свою очередь, позволит уменьшить риск развития различных девиаций.

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника.

ВложениеРазмер
test_sdp.doc 212 КБ

Предварительный просмотр:

Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению)

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.

Социально-психологическая дезадаптация предполагает нарушение способности индивида приспосабливаться к воздействиям социума и адаптироваться в нем непринятие им условий среды и жизнедеятельности. Проблема социальной дезадаптированности подростков является актуальной, так как деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям. В современной науке известны различные отраслевые подходы к классификации девиантного поведения: клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), социально-правовой (девиации поведения и девиантное поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), психологический. Проанализировав имеющиеся подходы, нами были выделены несколько ведущих типов аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние: социально желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение. Таким образом, важным является раннее выявление подростков группы риска, склонных к проявлениям девиантного поведения, а также выявление их агрессивной, аутоагрессивной и криминальной направленности.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженностидевиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала, а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.

Для проведения массовых обследований и мониторинга, по нашему мнению, в первую очередь необходимо значительно упростить процедуру сбора первичной информации, заменив беседы с окружением подростка доступным тестом, который он заполняет самостоятельно, отмечая предпочтительные варианты ответа. Существуют различные подходы с попытками выявления девиантного поведения, например анкеты, карты наблюдений, планы, схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт. Например, шкала социально-психологической адаптированности; Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения; Определение склонности к девиантному поведению. Предложенная методика диагностики склонности к девиантному поведению для подростков содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП). Методика позволяет не только выявить склонность к девиантному поведению, но и дифференцировать его по основным видам проявления; заполняется за короткое время, что важно при работе с неусидчивыми, легковозбудимыми, трудными подростками. Простота обработки полученных результатов является достоинством метода при проведении массовых скрининговых обследований.

Разработанный способ представляет собой опросник (приложение 1), состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может ыть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся: 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).

В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями (приложение 5).

Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.

Признаки самоповреждающего поведения:

• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамеренность, повторяемость;

• невозможность противостоять импульсу повредить себя;

• повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;

• чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.

Самоповреждающее поведение включает в себя:

- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;

- скрытые формы - поведение, связанное с пренебрежением опасностью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с избеганием депрессии.

Самоповреждение - попытка самоисцеления, когда локальное саморазрушение, будучи формой частичного суицида, предотвращает тотальный суицид.

Самоповреждающее поведение - нарушение волевого контроля, определенный синдром, благодаря которому акты самоповреждения становятся повторяющимися ответами на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира; это поведение, которое связано с нанесением человеком себе физических повреждений без суицидального намерения, которые видно дольше нескольких минут.

Парасуицид - поведение, имитирующее суицидальное, но без намерения убить себя.

Самоубийство , суицид - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя:

- суицидальные покушения - все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия)

- суицидальные попытки - это демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта

- суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Структура теста, процедура проведения

Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.

Апробация и стандартизация методики была проведена на выборке подростков разного возраста и пола, с разным жизненным опытом, разной степенью выраженности девиаций в поведении. В исследовании участвовали 1919 человек, как имеющих, так и не имеющих ранее зафиксированных видов изучаемого поведения, учащихся общеобразовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области.

На основании результатов исследования выявлены идентичные тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений не зависимо от пола и возраста. Более всего представлена направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых, родителей, что является проявлением возрастных особенностей. На втором месте находится аутоагрессивное поведение с причинением вреда самому себе, которое чаще проявляется в виде демонстративного суицида и угроз в адрес родителей. На третьем месте - делинквентное поведение - правонарушительные или противоправные действия, не несущие за собой уголовной ответственности. Далее следует проявление агрессивного поведения, либо скрываемая потребность в вербальнных или физических действиях по отношению к окружающим для снятия физического и психического напряжения, как ответная реакция на жесткие действия сверстников или взрослых. Менее всего проявляется склонность к аддиктивному, зависимому поведению, использованию каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Полученные в процессе исследования данные позволили установить примерные средние значения по каждой шкале теста, с учетом дифференциации по возрасту (приложение 4).

Представленный тест СДП дает возможность не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены; определить степень различных форм девиантного поведения достаточно быстро и эффективно, что способствует раннему выявлению подростков группы риска, позволяет применять адекватные методы первичной профилактики и коррекционного воздействия, планировать работу с семьей.

Примеры конкретного выполнения способа

Пример 1. Девочка, 12 лет. Причина обращения – повышенная нервозность, проблемы в отношениях с семьей. Ранее отклонения поведения и склонности к нарушениям не отмечены.

Проводится обследование с помощью бланка методики. Заполненный бланк обрабатывается, высчитываются показатели социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП), зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП), самоповреждающего поведения (СП):

Пример 2. Мальчик, 14 лет, находится в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. По свидетельству психолога, обнаруживает делинквентное поведение, аддиктивное (курение), агрессивное (драки со сверстниками).

Проводится обследование с помощью бланка методики. Заполненный бланк обрабатывается, высчитываются показатели социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП), зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП), самоповреждающего поведения (СП):

Вывод: по всем шкалам получены повышенные и высокие значения - подросток имеет выраженную склонность к зависимому и суицидальному поведению и ситуативную – к делинквентному и агрессивному поведению, что, в первую очередь, подтверждается его социальным и криминальным анамнезом, а также свидетельствует об определенных особенностях характера – экстравертированность, высокая эмоциональность, потребность в контактах, вероятность демонстрации проявлений поведенческих девиаций. Все это требует целенаправленного воздействия со стороны специалистов по ресоциализации подростка и формированию социально одобряемых установок.

Если ты согласен с утверждением – ДА, не согласен – НЕТ, если не уверен – ИНОГДА.

Цель : профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Задачи : развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Ход занятия.

I . Приветствие.

- Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент.

II . Вводная часть.

-Как вы думаете, что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм .

III . Основная часть.

Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди.

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны.

Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.

Просмотр социального ролика для молодежи.

- Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек.

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение : человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

- Кто получил такой отказ?

Вывод: о разных видах отказа.

Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на групповое давление.

Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, o бсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

2. Старайтесь о твечать без паузы – так быстр o , как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым г o ворите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не o скорбляйте и не будьте агрессивными.

IV . Рефлексия

V . Заключительная часть.

Особое место занимает диагностика учащихся с девиантным поведением для выявления индивидуальной траектории и коррекции развития. Как правило, “врастание ребенка в цивилизацию” (Выготский Л.С.) сопряжено с разного рода трудностями, поэтому требуется анализ психологических задач, которые возникают перед практическим психологом и педагогом. Отклоняющееся поведение ребенка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа.

Целью диагностики девиантного поведения учащегося является ответ на вопрос о причинах, обуславливающих определенного состояние объекта диагностики. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьника оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологических механизмов коррекции девиантности.

Диагностика “первичного социума” отношений родители – дети показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).

Диагностика школьной социализации предусматривает выявление не только возможные недостатки в его интеллектуально-личностном развитии, но и индивидуальные особенности учителей: стиль руководства классом, статус учащегося в классном школьном. Для выявления возможных нарушений рекомендуем изучать: познавательной потребности,

направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методик “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.

Особенности характера и психо-эмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (детский вариант), многофакторноу личностному опроснику Р. Кеттела (юношесчкий вариант – 14 F), акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера.

Данные по конкретному ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медиког-социального развития, затем составляется план коррекции развития. Карты развития и планы коррекции развития даны в приложении. Составляются конкретные рекомендации для педагогов и родителей.

План коррекции развития

Ф.И.О. Иванова Ивана Ивановна 19.12.1990г. рождения

Школа Республиканская школа-интернат для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Аномалии в поведении: трихотилломания, курение, склонность к аутоагрессии.

Сильные стороны: высокая самооценка, подвижность, энергичность, деловитость; блестящая собеседница; высокий жизненный тонус, продуктивность; хорошее самочувствие, лидерские, организаторские способности, инициатор мероприятий, ориентация на будущее

В стремлении к разнообразной деятельности обучение выбору приоритетных заданий и достижение конкретных целей.

Читайте также: