Конспект азбука безопасности на дороге

Обновлено: 04.07.2024

формировать культуру поведения, взаимопонимание в процессе коллективной деятельности.

Развивающая:

способствовать расширению у детей младшего школьного возраста интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию;

развивать умение логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дорогах и в общественном транспорте.

Организационный момент.

Игра на знакомство.

Учащиеся становятся в полукруг, в руках листочки с именами. Ведущий указывает на одного участника и все (в том числе и тот, на кого указывают) хором произносят его имя. Тот, кого назвали, зажимом прикрепляет карточку с именем на одежду. Так повторяется со всеми учениками.

Село, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбука улиц, тропинок, дорог
Село нам дает постоянно урок.
Вот она, азбука, над головой –
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку улиц помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда.

- У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. К чему может привести незнание языка дорог? (К беде, к дорожно-транспортным происшествиям).

Основная часть.

- А сейчас предлагаю сыграть вам в игру “Знатоки дорожного движения”.

(каждой команде – карточку для наклеивания самоклеющихся полосок за ответы)

Правила игры:

Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любую тему и номер квадрата.

Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

Все участники обсуждают варианты ответа в своих командах и приходят к единому решению.

Готовность команды к ответу капитан демонстрирует поднятой рукой.

В случае неверного ответа, право голоса переходит к командам соперников.

За каждый правильный вопрос наклеивается самоклеющаяся полоска.

Разминка - конкурс “Мозаика”

Для того, что бы выбрать какая команда первой начнет игру, я предлагаю капитанам команд части картинок, из которых следует собрать целую картинку по теме “Дети на улице”. (полоска)

Игра "Знатоки дорожного движения"

- Выбирайте РАЗДЕЛ (коричневые прямоугольники), и номер вопроса (синие квадраты), номера вопросов можно выбирать в разброс. (по 5 вопросов на каждую команду)

- А кто знает, как произошло слово “светофор”? Слово состоит из двух слов: “свет” и “фор”. Свет – это всем понятно. А “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “несущий” свет.

- Что обозначает каждый свет светофора?

- А вы знаете, что для каждого участника дорожного движения свой светофор? Есть светофоры пешеходные и транспортные. Можно ли ориентироваться пешеходу по светофору, который установлен для водителей?

Физ. минутка “Светофор”

(педагог показывает соответствующие цветные круги)

Когда светофор зажигает зеленый свет ребята должны шагать на месте и не поворачивая головы посмотреть налево, затем направо; когда горит желтый свет – остановиться на месте, замереть, не опуская головы посмотреть вниз; при красном – погрозить друг другу пальцем, зажмурить глаза. (Повторить несколько раз).

Эстафетная палочка.

Участники пробегают дистанцию и передают друг другу эстафетную палочку. В качестве палочки используется карандаш -жезл. (полоска)

Каждая команда решает, какое транспортное средство она будет изображать (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Представлять можно всем участникам команды, кто-то руль, колёса, Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив командам конкретный вид транспорта. (полоска)

Подведение итогов игры.

- Наша игра подошла к концу. Капитаны команд подсчитайте, сколько баллов набрала ваша команда.

Закрепление.

- Наше занятие уже подходит к концу, и вы пойдете домой, поэтому давайте вспомним, как вы должны себя вести на дороге.

- Посмотрите и скажите, кто из детей нарушает правила?

- Программа по изучению ПДД предлагает не только изучать правила, но и учиться правильно ездить на велосипеде, предполагает участие в конкурсах и викторинах, готовить различные инсценировки для проведения агитации выступать с ними перед другими участниками дорожного движения, но и это ещё не всё, она предлагает так же узнавать об интересных фактах, которые происходят в нашей стране.

- Вот, например, виртуальный светофор.

- В Новосибирске был установлен памятник светофору и постовому.

Заключительная часть.

- О чём сегодня говорили на занятии? Дальнейшая работа по программе будет заключаться в изучении и закреплении на практике знаний дорожного движения.

- В заключении я хочу узнать, кому понравилось занятие. Для этого у меня есть самоклеющиеся полоски по цвету светофора: зеленый - вам понравилось занятие, желтый – не очень и красный – вообще не понравилось.

- Я предлагаю каждому взять такого цвета полоску, которая соответствует вашим ощущениям и приклеить на доску.

- Спасибо за работу! До свидания!

Раздел “ТРАНСПОРТ”

Содержание вопроса

Самое распространённое средство механического транспорта. Во всём мире насчитывается более 300 миллионов. Слово переводится с латинского – “самодвижущийся”

Несущий свет

Название этого транспортного средства произошло от латинского – “производящий в движение” и греческого – “круг, колесо”. Обычно у него два колеса, расположенных друг за другом. Довольно часто прикрепляют пассажирскую коляску и тогда он становится трёхколёсным. Что это за транспорт?

Количество различных типов таких машин намного больше, чем легковых автомобилей. Предназначены они для перевозки сыпучих грузов (цемента, муки, песка и т.д.). Что это за класс автомобилей, которые сбрасывают груз по прибытию к месту назначения?

Грузовые автомобили

Большинство этих автомобилей принадлежат к классу грузовиков. Эти машины оснащены сигналами, сиренами, чтобы им уступали проезжую часть. Что это за машины?

Машины специального назначения

Раздел “ВЕЛОСИПЕД”

Содержание вопроса

С какого возраста разрешается водить велосипед по улицам и дорогам?

Где можно детям младшего возраста ездить на велосипедах?

На стадионах, во дворах, на закрытых площадках

Опасно ли ездить на велосипеде, который не подобран по росту? Если да, то почему?

Да, опасно. Потому, что тяжело маневрировать, останавливаться

Велосипедисту нужно продолжить свой путь по противоположной стороне улицы.

Как он должен правильно поступить?

Сойти с велосипеда и, ведя его руками, перейти на другую

сторону улицы, соблюдая все правила пешеходного движения

Почему велосипедисту надо быть предельно осторожным при осеннем листопаде?

Листья достаточно скользкие

Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает за габариты велосипеда?

Габаритный груз создаёт опасность управлению велосипедом

Раздел “ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ”

Содержание вопроса

Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой:
Синий круг, велосипед,
Ничего другого нет.

- Предписывающий знак “Велосипедная дорожка”

- Показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике трамвай,
И у знака красный край.

- Предупреждающий знак “Пересечение с трамвайной линией”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

Треугольник. А внутри
Мчатся дети, посмотри!
Красный цвет огнём горит,
О чём нам это говорит?

- Предупреждающий знак “Дети”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

Видим знак над головой.
Знак дорожный, голубой.
Здесь и вилка, здесь и нож.
Мимо, явно, не пройдёшь.

- Знак сервиса “Пункт питания”

- Информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить

Шли из цирка мы с тобой.
Снова знак над головой:
В треугольнике – велосипед
По краям же – красный цвет.

- Предупреждающий знак “Пересечение с велосипедной дорожкой”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

В голубом иду я круге.
Не понятно всей округе:
Для чего, куда иду?
Да и сам я не пойму.

- Предписывающий знак “Пешеходная дорожка”

- Показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам

Раздел “КУЛЬТУРА”

Содержание вопроса

Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода?

Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это?

Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

Регулировщику

Где и в каком направлении должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?

По обочине, навстречу движению транспортных средств

Здесь надо сначала посмотреть налево – в сторону приближающегося транспорта. Дойдя до середины, остановиться и посмотреть направо. Если путь свободен - продолжить переход. О какой дороге идёт речь?

О дороге с двухсторонним движением

Они нужны и пешеходам, и водителям, поэтому их должны соблюдать все. Нарушать их – значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. О чём идёт речь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход занятия

Воспитатель:
Утром дети просыпаются,
Тёплой водой умываются,
Каждый ребёнок рад
Идти с мамой в детский сад.
Деток рано по утру
Воспитатель встречает в саду.
Дети предлагаю не скучать!
А в игру со мной играть!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое транспорт?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Я буду кидать Вам мяч, а вы называйте транспортное средство. Постарайтесь не выкрикивать. После того как поймаете мяч и назовёте транспортное средство, киньте мне мяч обратно.

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте),
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими)
Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль качается на волнах)
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте),
Будем транспорт называть.

Воспитатель: Молодцы! У вас всё получилось.
Предлагаю пойти гулять.
Что ребятам нужно знать?
Ребёнок 1: Сандалики переодень.
Ребёнок 2: Другу помочь поспеши.
Ребёнок 3: Панамку на голову надень
Ребёнок 1:От солнца себя защити!

Воспитатель:
Солнце светит! Жара!
Не хочет скучать детвора.
Зову вас дети, играть!
Правила движения повторять!

Воспитатель раздаёт детям маски автомобилей и рули.

Воспитатель: Сколько глаз у светофора – подскажи:
Ребёнок 1: Я знаю, я знаю: их ровно три!
Воспитатель: Правильно! Теперь их назови!
Ребёнок 2: Красный стой! Жёлтый жди!
Ребёнок 3 (кричит): Зелёный значит- смело кати!
Воспитатель: Тише Петя, не кричи! Дай же Маше сказать, потерпи…
Будем правила соблюдать:
На красный свет, рули опустив – стоять.
Как жёлтый увидишь –
Руль приготовь и жди!
А на зелёный..
Ребёнок 3 кричит и едет одновременно: Смело вперёд кати.
Воспитатель: Пётр, ай, ай, ай!
Сначала дослушай, потом выполняй!
Хочу тебе предложить:
Светофором сегодня побыть!
Воспитатель передаёт три флажка (красный, жёлтый и зелёный) ребёнку Пете, а сама присоединяется к детской игре.

Воспитатель: Поиграли вы на славу!
И устали наверняка..
Вы берите свою пару.
Нам обедать уже пора.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вот помыли руки дети,
И обед уж ими съеден.
Спать ложиться детвора.
Днём поспать пришла пора.
Мы не будем им мешать.
После сна опять играть.
Песни петь и танцевать.
Воспитатель: Ну что детвора. Вам понравилась Игра?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю выбрать из моей корзиночки смайлик.
Если Вам понравилось играть
И правила движения повторять –
То выберите смайлик улыбкой.
А если было скучно и не интересно-
То смайлик грустный возьмите, но!
Вместе с ним не грустите!
А соседу подмигните!

Дети выбирают смайлики.
Воспитатель обращает внимание детей на выбранные ими весёлые смайлики и спрашивает детей, что им больше всего понравилось в занятии.
В случае, если кто-то выбрал грустный смайлик, желательно вспомнить о ом, что у малыша что-то хорошо получилось во время занятия и похвалить его.

Воспитатель: До завтра говорю ребятам я.
Завтра ждёт нас новая игра!
Каждый день играть нам не лень.
Мир познавать в игре – вот наша цель!

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание познавательной потребности, интереса к предмету (к ПДД).

Развивающие:

развитие умения анализировать полученную информацию и применять её на практике;

расширение кругозора обучающихся путем введения новых терминов;

формирование основ грамотного поведения на улице, на дороге;

развитие логического мышления, внимания, памяти.

Ход занятия

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех сегодня видеть.

II. Основной этап

1. Актуализация опорных знаний

Но для начала я бы хотела спросить у вас вот, что:

Если есть, то, что это за места? Где вас может подстерегать опасность?

-И что же это за места такие?

-На дороге, где нет пешеходного перехода, где нет светофора, где что-либо загораживает дорогу, где интенсивное движение машин.

-Всё верно. Любая дорога имеет опасные места. Только есть менее опасные, а есть более опасные. А самая главная какая у нас опасность на дороге?

-Правильно. Главная опасность на дороге – это автомобили. А их сейчас очень много, и они ездят абсолютно везде, порою где и как захотят. Поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными. И всегда соблюдать правила дорожного движения!

А сейчас, давайте с вами как раз и проверим, а соблюдаете ли вы эти самые правила дорожного движения.

Если же вы так не делаете, так не поступаете, то тогда говорить ничего не нужно, надо просто промолчать.

Понятно, что делаем?!-Тогда, давайте начнем:

-Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

(-Это я, это я,

Это все мои друзья!)

-Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

-Знает кто, что свет зеленый

Означает, путь открыт.

А что желтый свет всегда нам

О вниманье говорит?

-Знает кто, что красный свет –

Это значит хода нет?

-Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

-Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

-Хорошо, молодцы! Вижу, что всё-таки знаете и соблюдаете хотя бы эти основные правила дорожного движения! Это правильно! Так и нужно поступать. Но вернемся к занятию..

(В ПДД есть следующее определение дороги:

Дорога – это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов)

-Хорошо. А кто-нибудь из вас знает, что включает в себя дорога, какие основные элементы?

(Дорога в городе чаще всего включает в себя 2 элемента: тротуар и проезжую часть

-Что такое проезжая часть?

(Проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный для движения транспорта)

-Пешеходы имеют права ходить по проезжей части?

-Пешеходы не имеют права ходить по ней

-А для чего тогда предназначен тротуар?

-А как мы отличим тротуар от проезжей части?

(Тротуар приподнят над проезжей частью и отделен от неё бордюром)

-А знаете ли вы, что такое пешеходный переход?

(Пешеходный переход – это участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов)

-Чем же тогда отличается пешеходный переход от тротуара? Ведь, и тот и этот, вроде, предназначены для пешеходов.

(Тротуар – это полностью дорога для пешеходов, а пешеходный переход – лишь участок на проезжей части, на дороге для машин

-Допустим, мы идем с вами, и как мы поймем, как определим, где находится пешеходный переход?

-Какого цвета полоски у пешеходного перехода?

-А почему именно такого цвета они, а не красного, например, или зеленого, как вы думаете?

-Да, так, действительно, лучше видно и водителям и самим пешеходам.

А почему все люди называют пешеходный переход зеброй?

-Хорошо. Какие виды пешеходных переходов вам известны, по месту их расположения?

(наземный, подземный, надземный)

-Какой из этих пешеходных переходов самый распространенный? Какой встречается чаще всего нам?

(наземный пешеходный переход)

-А какие, на ваш взгляд, самые безопасные? И почему?

(подземный и надземный пешеходные переходы)

-Вспомните, какие пешеходные переходы встречаются на вашем пути в школу?

-А всегда ли вы переходите дорогу только по ним? Или всё-таки бывает такое, что перебегаете где-нибудь без пешеходного перехода?

-Вот, и плохо. Нужно всегда стараться переходить дорогу только по пешеходным переходам, чтобы лишний раз обезопасить самого себя от движущегося транспорта.

Разгадывание кроссворда

-И чтобы запомнить лучше основные понятия, встречающиеся в правилах дорожного движения, я хочу предложить вам разгадать кроссворд.


1. Человек, управляющий движением на перекрёстке или пешеходном переходе (регулировщик).

2. Часть дороги, выделенная для пешеходов и приподнятая над проезжей частью (тротуар).

3. Место пересечения дорог, на котором вы должны переходить дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода (перекресток).

4. Он бывает подземный, наземный и надземный (переход).

5. Животное, название которого присвоили пешеходному переходу (зебра).

6. Трёхцветный регулировщик движения (светофор).

7. Она расположена рядом с проезжей частью дороги (обочина).

2. Объяснение нового материала

Во-первых, я бы хотела спросить у вас, как называется улица, на которой находится школа.

-А точный адрес знаете?

А кто сам на какой улице живет? Давайте перечислим названия ваших улиц по очереди, но не будем повторяться. Если вашу улицу уже назвали, вы её больше не говорите (пропускаете ход)

-Видите, как много различных улиц.

А вы знаете, например, как называются самые короткие улицы в городе? По таким улицам обычно проезжает мало машин, и в них не отводят специальных мест для перехода, но и здесь надо быть внимательным.

- Самые короткие улицы в городе называют – переулками.

-Если самые короткие улицы – это переулки, то как будут называться самые широкие и длинные улицы в городе?

-Самые широкие и длинные улицы в городе называются проспектами.

-А как будет называться место, которое пересекают сразу много улиц?

В таких местах обычно устанавливают памятники, и проводятся массовые праздники (День города, например)

Это площади. Какая самая главная площадь нашей страны? И где она находится?

-Красная площадь в Москве.

-Кто-нибудь был из вас на ней?

- Как мы видим, в нашем городе много различных улиц ( длинных и коротких), разные площади есть. И каждый из вас, чтобы дойти до школы, идет по своей улице, своим маршрутом.

Скажите, а вы ходите всегда только одной дорогой из дома в школу или разными?

Давайте скажем ещё раз, о каких правилах безопасности рассказали нам ребята? Кто какое правило запомнил?

III. Подведение итогов

-И на этом наше занятие подходит к концу. Всем хочу сказать большое спасибо за то, что старались, отвечали на вопросы, выполняли задания! Спасибо, вы все молодцы! Я буду рада увидеться с вами в следующий раз. Занятие окончено. До свидания!


Воспитатель:
Утром дети просыпаются,
Тёплой водой умываются,
Каждый ребёнок рад
Идти с мамой в детский сад.
Деток рано по утру
Воспитатель встречает в саду.
Дети предлагаю не скучать!
А в игру со мной играть!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое транспорт?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Я буду кидать Вам мяч, а вы называйте транспортное средство. Постарайтесь не выкрикивать. После того как поймаете мяч и назовёте транспортное средство, киньте мне мяч обратно.

Воспитатель: Молодцы! У вас всё получилось.
Предлагаю пойти гулять.
Что ребятам нужно знать?
Ребёнок 1: Сандалики переодень.
Ребёнок 2: Другу помочь поспеши.
Ребёнок 3: Панамку на голову надень
Ребёнок 1:От солнца себя защити!

Воспитатель:
Солнце светит! Жара!
Не хочет скучать детвора.
Зову вас дети, играть!
Правила движения повторять!

Воспитатель раздаёт детям маски автомобилей и рули.

Воспитатель: Сколько глаз у светофора – подскажи:
Ребёнок 1: Я знаю, я знаю: их ровно три!
Воспитатель: Правильно! Теперь их назови!
Ребёнок 2: Красный стой! Жёлтый жди!
Ребёнок 3 (кричит): Зелёный значит- смело кати!
Воспитатель: Тише Петя, не кричи! Дай же Маше сказать, потерпи…
Будем правила соблюдать:
На красный свет, рули опустив – стоять.
Как жёлтый увидишь –
Руль приготовь и жди!
А на зелёный..
Ребёнок 3 кричит и едет одновременно: Смело вперёд кати.
Воспитатель: Пётр, ай, ай, ай!
Сначала дослушай, потом выполняй!
Хочу тебе предложить:
Светофором сегодня побыть!
Воспитатель передаёт три флажка (красный, жёлтый и зелёный) ребёнку Пете, а сама присоединяется к детской игре.

Воспитатель: Поиграли вы на славу!
И устали наверняка..
Вы берите свою пару.
Нам обедать уже пора.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вот помыли руки дети,
И обед уж ими съеден.
Спать ложиться детвора.
Днём поспать пришла пора.
Мы не будем им мешать.
После сна опять играть.
Песни петь и танцевать.
Воспитатель: Ну что детвора. Вам понравилась Игра?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю выбрать из моей корзиночки смайлик.
Если Вам понравилось играть
И правила движения повторять –
То выберите смайлик улыбкой.
А если было скучно и не интересно-
То смайлик грустный возьмите, но!
Вместе с ним не грустите!
А соседу подмигните!

Дети выбирают смайлики.
Воспитатель обращает внимание детей на выбранные ими весёлые смайлики и спрашивает детей, что им больше всего понравилось в занятии.
В случае, если кто-то выбрал грустный смайлик, желательно вспомнить о ом, что у малыша что-то хорошо получилось во время занятия и похвалить его.

Воспитатель: До завтра говорю ребятам я.
Завтра ждёт нас новая игра!
Каждый день играть нам не лень.
Мир познавать в игре – вот наша цель!

Читайте также: