Буквосочетания жи ши ча ща чу щу 1 класс школа россии конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туча], [роща]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

Скоро выйдут муравьи
На дорогах лужи.
По полям бегут ручьи,
После зимней стужи.

– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

Конспект урока "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" в 1 классе.

ВложениеРазмер
urok_v_1_klasse_2015g.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; проверить прочность усвоения навыка .

Предметные: осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове; выделять в слове непарные твёрдые согласные ( ж, ш ), писать и после ж и ш; а после ч и щ , у после ч и щ; называть ударные, безударные гласные; выделять в слове орфограммы; демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач, владеть основами смыслового чтения текста;

коммуникативные : использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию;

регулятивные: выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем; находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Методы и формы обучения : частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

У нас на уроке присутствуют сегодня гости.

Повернитесь лицом друг к другу и начнем урок с пожелания добра.

Хором: Я желаю тебе добра,

ты желаешь мне добра,

мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно – я тебе помогу.

- Итак, все готовы к уроку. Сегодня мы повторим очень важные правила русского языка. Человека, не знающего этих правил смело можно назвать неграмотным Я думаю, никто из вас не желает прослыть таким.

- Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

( согласный, звонкий, парный, всегда твердый)

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

- Как шипит змея? ( ш-ш-ш )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

- Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик )

Назовите первый звук.

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

- Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?

( на доске открылись написанные буквы – ж ш ч щ )

3.Физкультминутка для кистей рук.

- Напишите буквы красиво и до конца строчки.

- На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки?

( всегда мягкие и всегда твердые )

- Что объединяет эти звуки? (шипящие)

- Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:

жы, шы, чя, щя, чю, щю .

- А как же тогда нам писать эти слоги?

- Запишите на следующей строке эти сочетания букв.

Жи ши ча ща чу щу

5.Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

- Ребята, скажите, чему же мы будем учиться сегодня на уроке?

- Что будем изучать?

(будем учиться писать слова с сочетаниями жи ши ча ща чу щу)

1) Работа с учебником.

с. 41 упр.93 Составьте правило.

Один ученик, потом хором. устно

- Какие слова вы запишете?

( жизнь, шина, чай, чудо, пощада, щука )

- Поставить ударение и разделить на слоги.

- Звукобуквенный разбор слов:

жизнь – 1 гл., 1 сл., 3 согл., 5 б., 4 зв.

щука – 2 гл., 2 сл., 2 согл.,4 б., 4 зв.

- Ребята, какое слово вам не совсем понятно? Пощада

- Как вы думаете, где можно узнать значение какого-либо слова? ( в словаре)

- Устно составить предложения: 1 вариант со словом - чай,

2 вариант со словом – щука.

Например: Дети любят чай с лимоном.

- Ребята, мы ходим с вами в столовую и нам тоже дают чай с лимоном.

- Как вы думаете, почему? ( лимон-это витамин С, который помогает нам справляться с простудными заболеваниями, стимулирует иммунитет и увеличивает продолжительность жизни)

7.Работа в парах.

( на парте у всех карточка)

Найди лишнее слово. Зачеркни его.

крыши роща грущу

стрижи щавель живет

туча часы стучу

- Проверить, какие лишние слова нашли и объяснить.

- Посмотрите внимательно на все слова и скажите какие орфограммы спрятались в этих словах?

8. Работа в группах.

( раздать задания, каждое задание проверить)

1) Из слов составить предложение.

(У нас живет пушистый кот.)

- Запишите предложение в тетрадь.

- Как мы пишем предложение?

- Разделим слово пушистый для переноса: пу-шистый, пушис-тый.

2) Подобрать подходящие по смыслу слов.

3) и 4) Из слогов составить слова.

- Какая цель была нами поставлена?

- Что надо помнить при написании буквосочетаний жи ши ча ща чу щу?

- Подведите итог урока по схеме:

У вас на партах лежат смайлики, но они очень грустные. Если вы все внимательно слушали и поняли тему нашего урока, настроение хорошее - нарисуйте улыбающегося смайлика, если, что-то не удалось - ротик вниз опущен.

Спасибо всем за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" во 2 классе

Разработка урока по литературноему чтению во 2 классе по теме В. Драгунский. Друг детства.Урок разработан в соответствии с методами рефлексивно-мотивационного обучения.Учебник "Литературное чтение" Э.

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате.


План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы.


План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока

Предмет физическая культура Класс.


План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Дата проведения: 7 апреля 2016 года.

Тема урока: Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Дата проведения: 7 апреля 2016 года.

1. Образовательные:

– формировать правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать информационный кругозор обучающихся;

- развивать устную и письменную речь.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию уважительного отношения к культуре других народов;

- формировать умение слушать мнение другого;

- воспитывать чувство прекрасного.

1. Познавательные:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Личностные:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

4. Регулятивные:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся находить в словах сочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетания

Оборудование: таблицы, карточки, интерактивная доска, презентация, картинки.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нужно поработать нам с вами дружно, быстро и уметь применять всё , что мы узнаем, на уроках русского языка и в жизни.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Отгадайте загадки. Запишите слова отгадки. Подчеркните сочетание ЧК, ЧН, ЧТ.

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном

Он стоит на круглой ножке

Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)

Провели под потолок

Загорелся огонёк. (Лампочка)

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки. (Спички)

Он висит на видном месте

Круглый год глотает вести.(Почтовый ящик)

3. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чижи, ужи, ежи, стрижи

Жирафы, мыши и моржи

Шиповник, шины, камыши

Машины и карандаши

Кружить. Служить, дружить и шить

Спешить, шипеть, смешить и шить

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща , чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА и ЩА

Сочетания ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У

Чушка, щучка, ухвачу

И лучу кричу, свищу

- КТО МОЖЕТ НАЗВАТЬ ТЕМУ УРОКА?

4.Работа по теме урока.

1). Наблюдения над словами с ЖИ-ШИ

Сам колёсами кручу

Сам по улицам качу

ЗА виражом вираж

И в гараж.( МАШИНА)

- Назовите все звуки в этом слове.

- Что вы заметили?( Все согласные твёрдые)

Звук Ш твёрдый , но после него надо писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то Ж и Ш были мягкие с тех пор и осталось правило : после букв Ж и Ш пиши И. ( На доску вывешиваем ЖИ и ШИ). Запишите слово МАШИНА и подчеркните ШИ.

Отгадайте загадку: Посреди саванны два подъёмных крана

Нет там стройки точно это мама с дочкой

Как столбы для телеграфа возвышаются…( жирафы)

- Напишите слово отгадку. После какой буквы нельзя писать букву Ы. ( После буквы Ж )

- Подчеркните сочетание ЖИ.

-Подберите и запишите по одному слову с ЖИ и ШИ.

- Прочитайте слова , которые вы записали .Подчеркните ЖИ и ШИ.С какой гласной вы эти слова написали.

4.1. НАБЛЮДЕНИЯ НАД СЛОВАМИ С ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Отгадайте загадку: Таять может, но не лёд

Не фонарь , свет даёт. ( Свечка)

- Назовите все звуки в этом слове.

- Произнесите мягкие согласные (В,) и (Ч,)

- Какая гласная смягчает( В) ( Гласной буквой Е).

А после буквы Ч, которая обозначает мягкий звук , нужно всегда писать букву А. Так договорились люди между собой.

- Запишите слово СВЕЧА, подчеркните ЧА. ( На доске карточка с ЧА)

- Назовите небольшой чаще лиственный лес. (РОЩА)

- Звук Щ твёрдый или мягкий? (мягкий)

- Какую гласную нужно писать после буквы Щ (А). (НА доске карточка с ЩА).

- Придумайте слово, в котором есть оба сочетания.( ЧАЩА)

- Расскажите правило.( ЧА и ЩА пишем с А)

- А как вы думаете какую гласную нужно писать в сочетании Чу и ЩУ? Сформулируйте правило (ЧУ и ЩУ пишем с У).

4.2. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Упр.1.( 115) - Прочитайте. – Какую работу выполняют буквы И, А,У в буквосочетаниях, а какую нет.

- Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?

- Прочитайте на что надо обратить внимание.

- Почему в сочетаниях ЖИ-ШИ пишется И?

- Почему в ЧА-ЩА пишется А? А в ЧУ-ЩУ пишется У?

Упр2.(стр.116) -Прочитайте. Выполните задание самостоятельно. Прочитайте сведения о языке.

- Как пишется ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

- Произнесите звук , который есть во всех словах.( Ы)

- А какой буквой его нужно обозначать на письме? И)

- Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

Ползёт улитка по тропе,

Несёт свой домик на спине

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам вовсю глядит

НУ а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

5.1. Работа по учебнику.

- Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ, ШИ).

- Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

- Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

А зовут их …(ЛЫЖИ).

- Запиши в тетрадь слово ЛЫЖИ. Поставьте ударение, подчеркните опасное место. Придумайте предложение с этим словом.

5.3. Работа по учебнику.

Упр5(с.117). Прочитайте. Что вы заметили? ( Строки расположены не по порядку).

- Расположите строки стиха в нужном порядке.

Назовите автора этих строк.( С. Маршак)

- Найдите слова с ЖИ,ШИ.

- Запишите стих, расположив строки в правильном порядке.

Упр6 (с.118). – Прочитайте.

- Сколько предметов называют данные слова?

- Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

5.4. Запись под диктовку. ЧИЖИК. У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

(Учитель показывает картинки. Учащиеся записывают слова: снежинка, ёжик, ужи, часы, кувшин, щука).

- Какое правило надо знать . чтобы написать эти слова.

- Кто научился уже писать эти слова без ошибок?

- Кому ещё нужно потренироваться?

- Оцените свою работу на уроке.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВУРОКА.

- Что нового вы узнали на уроке?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нужно поработать нам с вами дружно, быстро и уметь применять всё , что мы узнаем, на уроках русского языка и в жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Котельникова Александра Вилорьевна

Класс: 1 класс

Время: 45 мин.

Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?

Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Пусть он вам сегодня будет впрок.

Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках [ш][ч´][щ´][ж]? (на доске появляются эти звуки на листке) – (это согласные шипящие звуки)

- Что можно сказать о звуках [ш]и[ж]?

( это не парные твёрдые шипящие согласные звуки)

- Что можно сказать о звуках [ч´]и[щ´]?

(это непарные мягкие шипящие согласные звуки)

- Ребята, давайте вспомним, что такое опасное место в слове? (это место, в котором мы можем допустить ошибку (орфограмма)

Самоопределение к деятельности

А теперь мы с вами поиграем, я буду читать вам загадки, а вы называть отгадки (на доске будут появляться картинки со словами)

Правду скажут коль идут, остановятся соврут? (часы)

Почти сорняк, трава – травою, но кислый лист его весною, кладут в омлет, пирог слоёный, в салат, щи и борщ зелёный? (щавель?)

Словно треугольник в тундре стоит, В небе над ним дымок дрожит. В летний зной и холода Служит людям он всегда? (чум)

У неё во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала? (щука)

Он ходит голову задрав, не потому что важный граф, не потому что гордый нрав, а потому, что он (жираф)

Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут? (мыши)

- Рябята, посмотрите внимательно на слова, которые появились у нас на доске. Какие орфограммы вы нашли? Назовите их?

(БУКВОСОЧЕТАНИЯ жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить? (дети не знают)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?)

- Какие цели мы перед собой поставим?

научимся определять опасные места в словах

научимся правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

узнаем почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.

Работа по теме урока

- Ребята, давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж´], [ш´] и [ч´] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква И.

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

С. 115 упр. 1

- Открываем учебник на с. 115 упр. 1. Прочитайте (дети читают слова в столбиках (по столбикам)

- Правильный ответ : жи-ши, ча-ща, чу-щу – буквы И, А, У – обозначают звуки [и][а][у], но буква И не обозначает мягкость предшествующего согласного. [ж] и [ш] - остаются твёрдыми.

А буквы А, У не обозначают твёрдость предшествующих согласных. [ч´] и [щ´] – остаются мягкими.

- Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

(Нужно запоминать написание гласных в буквосочетаниях потому, что не смотря на твёрдость звуков [ж] и [ш], после них пишется буква И , а также не смотря на мягкость звуков [ч´] и [щ´], после них пишутся буквы обозначающие твёрдость А, У.)

Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.

- Давайте прочитаем и запомним то, на что нас просят обратить внимание . (кто-то один читает)

- Давайте прочитаем правило на с.116 (дети читают)

Итак, давайте закроем глазки и представим буквосочетания жи-ши, повторяем правило все вместе вслух (жи-ши пишем только с буквой И),

Дальше буквосочетание ча-ща представили, повторяем правило (ча-ща пишем только с буквой А)

Представили чу-щу (чу-щу пишем только с буквой У)

Молодцы! Открываем глазки.

Работа по теме урока

С. 115 упр. 2 (учитель читает задание)

- Прочитай ещё раз слова из упр.1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

- Открываем зелёные тетради (читают стихотворение я тетрадочку открою…) (дети диктуют, где записываем число)

(дети по цепочке диктуют слова и записывают в столбики)

(кувшин, моржи, перчатки, прощание, чувство, щука)

- Ручки пока убрали из рук и подготовили руки на физминутку.

С. 117 упр. 5 устно (строчки разрезаны в конвертах задание)

Прочитайте (учитель читает задание)

- Определите, в какой порядке должны следовать строчки, чтобы они составили стихотворение (работа в парах)

Прочитайте получившееся стихотворение. Кто автор этих строк? (С. Маршак)

- Найдите слова с буквосочетаниями жи-ши (лужи – стужи (слышим Ы, пишем И)

Учитель показывает рисунки, учащиеся записывают слова:

Снежинка, шишка, лыжи, чайник, кувшин, свеча, щавель, пища, чучело, чукча, щука.

- Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями? (жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу пиши с буквой У)

- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

- Оцените себя с помощью смайликов.

- Кто считает, что поработал на уроке отлично, всё запомнил, научился применять правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте на полях красное яблочко.

- Кто считает, что поработал хорошо, но сомневается, что научился применять правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте зелёное яблочко.

- Кто не усвоил правило о правописании гласных после шипящих, нарисуйте коричневое яблоко.

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали?

- Что понравилось на уроке?

Молодцы! Наш урок окончен.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданием.

Урок русского языка в 1 классе.

Тема урока: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у

Планируемые
образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданием.

I.Организация деятельности учащихся.

Долгожданный дан звонок –

Проверьте, вашу готовность к уроку.

Сегодня к нам прибудет необычный гость. Если вы хотите узнать кто это, то вам предстоит выполнить задания, только после этого мы узнаем его имя.

II. Чистописание.

ча чу чи че чо чё

чашка чайник чулан чугун

- Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква? (сог., глух, мяг.)

-Посмотрите на слоги, которые вы написали. Слог слияния с каким гласным звуком здесь отсутствует? Почему? (чя)

- Посмотрите на слова, что у них общего? (есть опасные места)

- Что такое опасное место? ( слог, в котором мы можем допустить ошибку)

-Подчеркните опасные места в словах.

III.Целеполагание.

1.Посмотрите на слоги. Есть ли среди них опасные места?

но те су жи ву ши мо ча ща лу ме чу щу

Почему эти места опасные? Спишите эти слоги?

-Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

-Что же мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели нашего урока? Чему мы должны научиться?

-Сегодня на уроке мы будем повторять правописание сочетаний жи –ши, ча – ща, чу –щу.

А поможет нам в этом необычный гость. Он очень любознательный. Он прилетел из далёкой Галактики. Пролетая мимо нашей планеты, он решил сделать остановку и познакомиться с жителями. Мы ему очень понравились, и наш любопытный пришелец тоже решил научиться нашему языку. У него это быстро получается. Но вот правильно написать своё имя у него ещё не получается и наша с вами задача ему в этом помочь.

А вот чтобы узнать его имя на нужно потрудиться.

Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек.

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним во век. (Ужи.)

Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Рукавами машет —
С ветром пляшет.
Птицы боятся —
На грядки не садятся.(чучело)

На огне ворчу, бурчу.
А потом чихаю —
Пар я выпускаю. (чайник)

- Сложи слоги, которые являются опасными местами в отгадках.

- Почему же у Жичучи не получается правильно написать своё имя?

- Что же для этого нужно знать?

IV. Физминутка.

V. Изучение нового материала .

1. Повторение правил правописания.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

Читайте также: