Рисование кувшина конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Материал: силуэты кувшинов, образцы посуды, краски, кисти, палочки, салфетки, стаканы.

Ход занятия по рисованию в старшей группе детского сада:

Воспитатель. — К детям пожаловала Лисичка из сказки. Почему такая грустная?

Лиса. — Пригласила Журавля в гости, а пока обед готовила, разбила кувшин, в чем теперь буду Журавлю борщик подавать?

— Дети, как вы думаете, где нам взять новый кувшин?

— Да, и в самом деле, давайте пойдем на ярмарку, да приобретем кувшин.

— Издавна наша земля славилась народными мастерами. В России умели и вышивать, и ткать, резать по дереву, изготавливать керамику. Свои изделия умельцы везли на ярмарку, где и продавали.

— Взгляните сколько керамических изделий сегодня на ярмарке.

— Из чего они изготовлены?

— Как называют человека, который изготавливает эти изделия?

Ну, конечно же, это (гончар)

— Да, эту посуду изготавливают гончары. Чтобы получилось такое изделие, глина проходит долгий путь. Сначала ее просеивали, намачивали, потом лепили изделие, обжигали в печи. И только после этого украшали разными узорами.

— Давайте рассмотрим, какими элементами украшена посуда? (цветы, листочки, веточки, линии, точечки)

— Эти элементы называют растительными и геометрическими. Растительные элементы располагают по кругу в центре, а геометрические вверху и внизу.

— Какого цвета растительные элементы, а геометрические?

(воспитатель называет изделие, а дети находят его)

(один ребенок описывает предмет, дети называют его)

Лиса: А вот и мой кувшин, но он просто коричневый, узоров на нем нет, что же делать?

— Давайте, как настоящие мастера раскрасим кувшин для лисички.

(сначала рисуем цветок, кистью набираем краску, по центру ставим точку, вокруг нее рисуем лепестки, другой краской с обеих сторон рисуем веточки и листочки, потом рисуем геометрические элементы вверху и внизу белой краской, затем очень осторожно белой краской обводим контур цветка и листочков)


Возраст учащихся: 4 класс художественного отделения (8 лет обучения),10-11 лет.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методическая цель: линейно-конструктивное построения предмета, подобного телам вращения.

Образовательные задачи:


обучающая: усвоение этапов и правил линейно-конструктивного построения предметов, формирование навыков изображения окружности в перспективе;

развивающая: чувство пропорций, глазомер, графические навыки, аналитическое и пространственное мышление;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, целеустремленности, умения объективно оценивать собственную работу.

Вид урока: практический

Тип урока: комбинированный

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа);

наглядный (показ, наблюдение);

практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);

эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).

Материально-техническое обеспечение урока:

для учеников: мольберт, формат листа А3, графитные карандаши разной твердости, ластик.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей и посадкой за мольбертом;

- нормирование времени при работе.

Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения.

Одна из главных задач рисунка с натуры – научить юного художника анализировать и передавать на плоскости предметы различной формы. Любая сложная пространственная форма может быть изображена как сочетание простых геометрических тел, ее составляющих. Процесс мысленного разделения сложной формы на условные простые называется анализом формы предмета и представляет первый необходимый этап рисования с натуры.

Процесс построения изоб­ражения при учебном рисовании с натуры необходимо разделить на четкие отдельные этапы. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к бездумному сри­совыванию. В рисовании с натуры нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному и от простого к сложному..

При изображении предметов юные художники нередко пренебрегают различиями в их размерах или просто не могут правильно воспринять и передать пропорции, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конструкции и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого. А между тем соблюдение пропорций и их значение весьма значимо. Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Пренебрежение пропорциями приводит к безграмотному рисунку.

Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. Но это не значит, что учитель должен ограничиться проверкой отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,

Начало урока – один из важнейших его моментов и должен быть направлен на создание у учащихся рабочего настроения, мотивации. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Оргмомент - 2 мин.

Повторение – 3 мин.

Объяснение нового материала - 15 мин.

Самостоятельная работа – 20 мин.

Итог урока – 5 мин.

I. Оргмомент:

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания).

Создание у учащихся рабочего настроения, мотивации:

-Сегодня на уроке вы узнаете, как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами, сюжетными композициями и даже портретами.
А вообще кувшин – это что такое?:
- Сосуд с носиком и ручку для жидкости.

- Незаменимый натурщик для художника при создании натюрморта (потому что в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам и не моргает и не крутит головой). Фрукты, овощи плюс кувшин, и смело можно рисовать с натуры натюрморт.

- Неплохой предмет дизайна интерьера или сада. Изящный кувшин для воды прекрасно впишется в интерьер любой комнаты, сделает обстановку интереснее и ярче.

- А если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность, что Маг – чародей- старик Хоттабыч, либо Джин, исполнит, все что пожелаешь…

II. Повторение

На предыдущих уроках мы с вами изучали построение геометрических объемных тел. Каких?

А также мы познакомились с правилами изображения окружности в перспективе. Внимательно посмотрите на эти рисунки (Рис. 1)

и найдите ошибки, которые допустил художник при изображении цилиндров.



III. Объяснение нового материала.

Конструктивный рисунок начинается с анализа габаритов предмета и компоновки изображения на листе.

Определяем расположение листа на мольберте (по вертикали или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе бумаги. Если высота больше чем ширина, то лист располагаем вертикально, если ширина больше, то - горизонтально.

Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа.

С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и исключительно в горизонтальном или вертикальном положении, и никогда не использовать короткие карандаши.

Работу начинаем с большей величины - это высота. Намечаем ее в листе произвольно, но так что бы будущее изображение кувшина не было слишком мало или слишком велико по отношению к листу. Причем снизу пустого места оставим чуть больше чем сверху, что бы создать ощущение глубокого пространства.

А вот ширину в рисунке мы должны взять в тех же соотношения к высоте, как выяснили в натуре, т.е. ширина должна быть меньше высоты в 1,2 раза.

Далее необходимо отнять:

слева от общей ширины кувшина ширину ручки (причем ширину ручки визируем в нижней части кувшина, потому что кувшин к низу расширяется);

справа – ширину носика.

Посередине остается прямоугольник (тулово кувшина), пропорции которого проверяем еще раз методом визирования (сравниваем отношение большей ширины тулова и высоты в натуре и в рисунке). Исправляем ошибки.

Тулово данного кувшина симметрично. Поэтому проводим осевую вертикальную линию, прежде найдя середину верхнего и нижнего основания.


Быстрый набросок на глаз.

На этом же наброске легко провели осевые линии, чтобы определить неточности и ошибки.

Внесли исправления и получили симметричный рисунок.

Уточняем форму тулова кувшина.

Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник.



На рисунке 3 намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными, а углы скругленными.

Тулово нашего кувшина имеет форму трапеции (усеченный конус). Находим соотношение размеров верхнего и нижнего основания, и легкими линиями намечаем трапецию.

Намечаем месторасположения ручки и носика кувшина.

Отмечаем, где находится верхние границы ручки по отношению к тулову кувшина и его верхнего основания, отмечаем нижнюю границу ручки по отношению к нижнему основанию тулова кувшина. Далее намечаем горизонтальными легкими линиями поперечные части ручки и вертикальной линией – продольную часть ручки. И в завершении уточняем насколько отклоняются части ручки от вертикальных и горизонтальных линий.

Простраиваем окружности основании тулова кувшина.

Работу начинаем с верхнего основания, потому что оно видно полностью. Важно точно показать степень развёрнутости овала, для этого надо верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины).

Находим соотношение вертикального диаметра и горизонтального (степень раскрытия). Например, горизонтальный диаметр больше вертикально в 2 раза. Отмечаем на осевой линии отрезок в два раза меньше ширины верхнего основания и намечаем трапецию. Далее вертикальный радиус делим пополам, но горизонтальный радиус проводим чуть выше середины, потому что по закону перспективы ближний радиус больше, а дальний меньше. Отмечаем точками концы диаметров и аккуратно вписываем окружность, следя за симметричностью обрезанных углов трапеции.

Основные требования к изображению эллипса (рис. 4):

Края должны быть округлыми, а не заострёнными.

Нижняя половина чуть шире верхней.

Больший диаметр должен быть расположен строго горизонтально.

Левая половина должна быть симметрична правой.

Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее.

Затем изображаем нижнее основание. Если соотношение диаметров верхнего основания было 1:2, то внизу возьмем отношения чуть-чуть больше, потому что высота кувшина небольшая и разница перспективных сокращении находящихся близко друг от друга плоскостей совсем незначительная.

6. Уточнение и обобщение изображения кувшина.

На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.

IV. Самостоятельная работа.

Ученики садятся за свои мольберты, и последовательно строят кувшин.

Преподаватель наблюдает за работой учащихся и в случаи затруднений оказывает индивидуальную помощь, обращая внимания на ошибку и указывая способ ее устранения.

V. Итог урока.


Просмотр и оценивание работ.

И напоследок загадку вам загадаю:

У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас.


Ответ к загадке:
Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся.

Домашнее задание:

Кто догадался, как решить загадку - молодец, и дома вы должны нарисовать еще стакан или кружку.

Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивным построением ставит своей задачей правильно наблюдать, анализировать и познавать окружающую нас мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. —М.: Эксмо, 2007. — 480 е.: ил.

Рисунок. Живопись Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож-граф фак. пединститутов Сост. Н. Н. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.

Ростовцев Н.Н.Учебный рисунок. Издательство: Просвещение, 1976.

Соловьев А. М., Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева Учебный рисунок. Методические обоснования рисования с натуры Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. 1953.

Тихонов С. В. и др. Рисунок: Учеб. пособие для вузов — М.: Стройиздат, 1983.—296 с, ил.

Цель:Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам росписи народных мастеров, передавая её характерные особенности.

Программные задачи:

- продолжать обучать особенностям городецкой, хохломской, дымковской, филимоновской росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- закрепить приемы рисования концом кисти точки, спирали, травинки, завитки, волнистые и прямые линии;

- закрепить навыки рисования элементов городецкой, дымковской, хохломской, филимоновской росписи (розочки, бутоны, ягодки, листики, полоски, сетка, волнистые дуги и др.);

- учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

- расширять знания детей об истории народного промысла.

Развивающие:

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение;

- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.);

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и творчество;

- умение оценивать работу сверстников.

Материалы: картинки с элементами городецких, дымковских, хохломских, филимоновских узоров, акварельные краски, кисти, салфетки бумажные, баночки с водой (непроливайки, палитра, готовые бумажные заготовки для росписи: кувшин.


Предварительная работа:

- знакомство с процессом изготовления изделий народных мастеров: свистулек, посуды, предметов мебели, рассматривание и беседа о них;

- чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание;

- знакомство с декоративными приемами рисования;

- роспись силуэтов изделий, используя шаблоны;

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход ООД:

- У всех вас есть дома посуда, здесь в детском саду вы тоже кушаете из посуды. А из чего сделана она? (Из стекла, из пластика, из металла)

- А кто знает, в старину из чего делали посуду? (Из дерева, глины, фарфора)

- Верно, давно на Руси начали делать посуду из глины и дерева. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. Со временем форма посуды менялась, ее чем-то украшали. И появились мастера, которые расписывали посуду разными красками.

В одной деревне Нижегородской губернии иконописцы начали расписывать посуду красками. Краски у них были яркие: желтые и красные. И от их живописи и пошла роспись под названием хохлома. Со временем купцы стали возить их изделия на ярмарки, и все на Руси и за границей узнали, что есть такая красочная посуда.

Воспитатель показывает элементы хохломской росписи.

- В другой деревне Дымково рядом с городом Вятка в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям также изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Воспитатель показывает элементы дымковской росписи.

- Производство филимоновских игрушек возникло на базе изготовления посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Воспитатель показывает элементы филимоновской росписи.

- Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Воспитатель показывает элементы городецкой росписи.

Я дарю тебе кувшин,

В нем не водится маг-джинн.

Но ты все-таки проверь,

Вдруг завелся он теперь?

Когда стал кувшин твоим,

Все могло случиться с ним! (интернет-ресурсы)

- Ребята, что не так с кувшином? (Он белый, не расписанный)

- Вы хотите почувствовать себя в роли народных мастеров и расписать каждый свой кувшин? (Да, хотим)

- Мы немножко отдохнём и расписывать начнём.

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

Автор Нищева Н.

- А теперь возьмите каждый по кувшину, и начнем их разрисовывать. У каждого из вас получится свой неповторимый кувшин. Вы можете использовать элементы любой народной росписи: дымковской, городецкой, хохломской, филимоновской. Выписывайте кружочки, линии, точки, розочки, бутоны, ягодки, листики прямые и волнистые линии, толстые и тонкие полосы. Но стиль росписи должен быть узнаваем.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Далее дети самостоятельно разрисовывают кувшинчики. За образец можно взять любой элемент с выставки росписей. Каждый воспитанник рисует сам в выбранной им технике. Стоит обратить внимание каждого на цвете выбранного стиля росписи и напомнить про преобладающие в каждой технике оттенки. Цвет можно регулировать водой. Ребятам нужно показать, как нажимом кисти можно регулировать яркость цветов, каким образом одной кистью наносить тонкие и толстые линии. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Можно предложить ватные палочки для нанесения красивых пушистых кружков. Обязательно проконтролировать, что каждый ребёнок понял разницу в техниках. Воспитатель должен следить за посадкой детей, осанкой, помогать индивидуально нуждающимся в этом воспитанникам.







Рефлексия. Анализ рисунков.

- Давайте полюбуемся нашими кувшинами. Ребята, мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи кувшинов. Вам понравилось? (да) А что вам понравилось?

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на кувшины не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы)

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый кувшин и ответить на вопросы:

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Молодцы, все старались создать красивые народные узоры.

Оформление выставки "Роспись кувшинов"







Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит.

1.Определяется общее пространственное положение кувшина на листе, проводится средняя линия, отмечаются горизонтальными штрихами высота кувшина, высота горлышка и самое широкое место в нижней части кувшина. Отмечаются ширина горла, самой широкой части кувшина и донышка. Соединение этих точек даёт возможность получить общий контур кувшина. Причём горло рисуют прямыми линиями, так как его ширина в верхней и нижней части одинакова, а нижнюю часть кувшина рисуют сложной ломаной линией. Намечают носик и ручку кувшина.

2. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение круглых частей кувшина

( горло, средняя часть, донышко). Определяются границы света и тени.

3. Светотоновая моделировка формы. Штрихи накладываются по форме предмета.

4. Последний этап- дальнейшая светотеневая проработка формы кувшина, передача объёмности. Необходимо показать на гладкой поверхности сосуда самые светлые места

( блики), постепенный переход от света к тени ( полутон), самые тёмные места ( тень), более светлые места в тени ( рефлексы), которые возникают от отражённого света. Рисуется орнамент, украшающий кувшин. Он тоже перспективно сокращается, подчёркивая округлость кувшина. Элементы орнамента не везде одинаково выделяются. Это зависит от освещения кувшина. Прорабатываются детали, обобщается форма, постепенно стираются и затушёвываются линии построения. Рисунок кувшина завершён.

Рисование кувшина с натуры.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит.

1.Определяется общее пространственное положение кувшина на листе, проводится средняя линия, отмечаются горизонтальными штрихами высота кувшина, высота горлышка и самое широкое место в нижней части кувшина. Отмечаются ширина горла, самой широкой части кувшина и донышка. Соединение этих точек даёт возможность получить общий контур кувшина. Причём горло рисуют прямыми линиями, так как его ширина в верхней и нижней части одинакова, а нижнюю часть кувшина рисуют сложной ломаной линией. Намечают носик и ручку кувшина.

2. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение круглых частей кувшина

( горло, средняя часть, донышко). Определяются границы света и тени.

3. Светотоновая моделировка формы. Штрихи накладываются по форме предмета.

4. Последний этап- дальнейшая светотеневая проработка формы кувшина, передача объёмности. Необходимо показать на гладкой поверхности сосуда самые светлые места

( блики), постепенный переход от света к тени ( полутон), самые тёмные места ( тень), более светлые места в тени ( рефлексы), которые возникают от отражённого света. Рисуется орнамент, украшающий кувшин. Он тоже перспективно сокращается, подчёркивая округлость кувшина. Элементы орнамента не везде одинаково выделяются. Это зависит от освещения кувшина. Прорабатываются детали, обобщается форма, постепенно стираются и затушёвываются линии построения. Рисунок кувшина завершён.

Читайте также: