Классный час на нравственную тему 2 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формировать умение принимать участие в обсуждении ситуации; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость.

Оборудование: у учителя — звезда, изготовленная из цветного картона или любого другого материала, плакат с пословицами.

На плакате написаны следующие пословицы:

- Есть совесть — есть и стыд,

А стыда нет — и совести нет.

- Меньше говори, да больше слушай.

- Добро не лихо, бродит тихо.

- Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

Желательно провести это занятие в неформальной обстановке, например, за круглым столом или разместившись на стульях, составленных в форме овала.

Учитель. Сегодня, ребята, я принесла вам кое- что необычное.

Учитель демонстрирует звезду.

Это волшебная звезда. Она имеет чудодейственную силу. Если я качну ее, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать своих собеседников. Давайте проверим действие этого волшебного предмета.

Двое ребят любезно согласились сыграть роль гостей, приглашенных на наше занятие. Они расскажут о жизненных ситуациях, якобы произошедших с ними. Поверьте, что такие случаи довольно часто происходят в реальной жизни, и вам было бы неплохо научиться правильно себя вести в подобных ситуациях, не растеряться, найти правильный выход. Поэтому я предлагаю вам всем принять самое активное участие в обсуждении этих ситуаций, то есть высказать свое отношение к героям, поставить себя на их место, посоветовать что-либо полезное.

Итак, начинаем.

Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник — табуретку и крыльцо,

Но только у волшебников в починке

Светлеют ваше сердце и лицо.

Какая тонкая работа —

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти.

Волшебник — это сказочная личность,

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность,

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали —

И это основной его предмет.

Учитель. Какого волшебника имела в виду поэтесса Юнна Мориц? (Доброго, отзывчивого человека.)

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.

Учитель. Только того, кто заботится об окружающих людях, кто может вовремя прийти на помощь другому сам, а не тогда, когда его об этом попросят, кто умеет сочувствовать, переживать за других, радоваться чужим успехам, кто всегда готов протянуть руку помощи, того можно назвать отзывчивым человеком.

Можно ли сына третьей женщины назвать отзывчивым? Почему?

Учитель. Послушайте еще один рассказ того же автора.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики пересыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатое! Сладкое! — говорил Миша.

— Угу! — отозвался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба.

Учитель. Можно ли мальчиков назвать добрыми и отзывчивыми? Почему? А эгоистами? Почему? Как бы вы поступили на их месте? Придумайте продолжение рассказа.

Выслушиваются 1 —2 ученика.

История 1

Один Вася Сапунов не навещал ее. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

Когда Мария Ивановна выздоровела, она пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Мы удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый день приходил к ее старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

После прослушивания каждой из ситуаций учитель вначале предлагает детям свободно высказаться по поводу услышанного, а затем, если возникнет необходимость, задать дополнительные вопросы. После этого учитель просит детей выбрать одну из пословиц, записанных на доске, наиболее точно выражающую главную мысль про-

Вопросы, которые детям задает учитель:

— Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту историю?

— Можно ли сказать, что мальчик оказал самую большую помощь учительнице? Почему?

— Какими качествами характера обладает Вася?

— Что вы хотите посоветовать своим одноклассникам?

— Какая из пословиц больше подходит к этой истории? (Добро не лихо, бродит тихо.) Как вы понимаете смысл данной пословицы?

История 2

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

И мать ему с обидой

Когда-нибудь ты маме

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

— Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать.

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар —

И храбрый комиссар, —

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Прочесть сумел ты повесть,

Учитель задает детям следующие вопросы:

— Какая из пословиц выражает главную мысль этого произведения? (Есть совесть — есть и стыд, а стыда нет — и совести нет.)

Учитель. Занятие окончено. Всем спасибо за активную работу.

Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или рассказов по теме. Предложить детям порассуждать, отвечая на вопросы.

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

- И откуда, - спросишь ты, -

В доме столько доброты?

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- Проанализируйте жизнь нашего класса за последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Мы счастье всем добудем,

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?

- Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?

Сила-не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

- Рассудите, что сказал Мише отец?

- Как должен был поступить старший брат Сережа?

- Правы ли оба мальчика?

- Сформулируйте главную мысль рассказа?

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

2. Объяснение смысла пословиц, комментирование.

На доске записаны пословицы:

Добро век не забудется.

Доброе дело само себя хвалит.

Себялюб никому не люб.

Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

От добра добра не ищут.

Худо тому, кто добра не делает никому.

- Легко ли быть добрым?

3. Инсценировка рассказа В. Сухомлинского.

У маленькой Кати большая радость - поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

4. Анализ рассказа.

- Какие качества проявились у Пети, Гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

- Почему Катя заплакала?

- Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми? Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

- Какие советы вы дали бы ребятам?

- Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

Слово учителя. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта -- это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Дети исполняют песенку Кота Леопольда.

Если добрый ты

Сл. М. Пляцковского Муз. Б. Савельева

Дождик по земле

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот, - плохо.

Слышишь, как звенят

Солнечных лучей струны?

А когда наоборот, - плохо.

С каждым поделись

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

А когда наоборот, - скучно.

5. Практическое задание: письмо маме.

Учитель. Мы сегодня в роли волшебников добра приступим к практической деятельности незамедлительно. Предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку (маме, бабушке, папе, другу). Но письмо не простое, слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет сформировать у детей понятие, что такое доброта.

Цель: формировать важнейшие нравственные ценности: добро, уважение, любовь;

-способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

- учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

-уметь пользоваться культурой дружбы;

-соблюдать традиции дружбы в коллективе;

-быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

-умение работать в коллективе;

-соблюдать правила этикета.

-развитие коммуникативных способностей, умение общаться в группе;

3. Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-прогнозировать предстоящую работу;

4. Познавательные:

-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- на основе анализа делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

- формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

2.Определение темы занятия.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей)-

- Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и зле, о добрых делах.

- Сейчас я вам расскажу притчу о Добре и Зле. Притча- это поучительный рассказ.

Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: ….

-Как вы думаете, что могло сказать добро? (ответы детей)

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром на зло.

- Вспомните, пожалуйста, добрый поступок, который вы совершили. Или расскажете о поступке, который кто-то совершил, а вы запомнили. (ответы детей)

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (ответы детей)

Игра ассоциации.(работа в группе)

Вспомнить правила работы в группе.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

Давайте, ребята, вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела, приносили радость окружающим. Послушайте и узнайте сказочного героя.
1)Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5) Я спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Буратино)
6) Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
7) Я спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
8) Я помогла выздороветь больному мальчику, используя последний лепесток. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
9) Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
10) Я помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли)

- Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

- своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- разорванной страничке в книге

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята, не зевайте,

Их скорее называйте.

С добрым утром!- я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день! –кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер!- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

- Про хорошие ваши поступки мы вспомнили. А случалось ли вам хоть раз совершить плохой поступок? Или обидеть кого-нибудь? Часто даже словом можно причинить боль человеку.

- Что вы видите у меня в руках? Правильно. Это кукла. Она сделана из бумаги. Сейчас каждый из вас вспомнит плохой поступок, или приведет пример плохих действий. И при этом будет загибать кусочек куклы.

- Что произошло с нашей куклой? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- Столько причинили боли, обиды.

- Хорошо. Какими словами можно попросить прощения? (ответы детей)

- Мы будем извиняться. просить прощения, говорить что-то приятное и при этом разглаживать куклу.

- Посмотрите, что изменилось? Стала ли кукла такой же, какой я ее вам показала? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- Обижая, в душе другого человека все равно остается боль, шрамы, неприятный осадок. Правильно говорят: Словом можно ранить.

- Почему обиды запоминаются?

- Как вы себя чувствуете, когда вас обижают?

- Как мы можем поднять друг другу настроение?

- Что нужно делать, чтобы быть добрее?

-Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Изготовление солнышка.(Коллективная работа)

- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.

- Перед вами лежат лучики солнца. Вам нужно каждому написать любое доброе дело или поступок и прикрепить на доску.

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

Делать добро для близких и друзей.

-Давайте ещё раз зачитаем наши правила.

-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

10.Рефлексия (заполняют таблицы по самооцениванию)

11.Итог занятия: Доброта- это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее. Лев Толстой сказал, чтобы поверить в добро, нужно начать делать его.
Покормите птиц зимой, помоги бабушке перейти через дорогу, улыбнись прохожему, говори вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания, уступи место в транспорте…
Мы знаем, что в сказке есть добро и есть зло, и мы знаем, что в конце сказки добро всегда побеждает зло, и тебе повезло, если в твоем окружении много добрых людей. Нести добро для них естественно и даже необходимо. Твори добро и будь добрым человеком.

Классный час во 2 классе по нравственному воспитанию

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности.

- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка в конверте, пословицы и поговорки, дерево, картинки (2) с добрыми поступками, картинка куклы, красные и желтые цветы

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

- Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть Вас!

Не придётся нам писать,

И не станем мы считать,

Мы сегодня на уроке

Будем с Вами рассуждать.

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. (СЛАЙД 2)

Ребята, у нас сегодня с вами необычный классный час. Но перед тем, как начнём, давайте настроимся, чтобы у вас было хорошее настроение. А для этого сначала посмотрите на слайд, а потом закройте глазки. Представьте, что вы все идёте по лесу, поют песни птички. Кругом очень красиво, много зелени. Воздух свежий, вы идёте и его вдыхаете. У вас хорошее настроение. Кругом разноцветные цветы. Вы улыбаетесь.

Открываем глазки. Мы вернулись с вами в класс. А теперь покажите мне свои улыбки. Посмотрите друг на друга и подарите улыбки, поделитесь хорошим настроение.

Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.

Посмотрите притчу и запомните последние слова Мудреца для того, чтобы потом объяснить их смысл. (ВИДЕО)

Притча о бабочке и мудреце.

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились.

И вот как-то два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет, что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

- И так, какие слова сказал мудрец?

(Всё в твоих руках)

- Ребята, как вы думаете почему так ответил мудрец?

(Каждый сам решает, как ему поступить).

- Скажите, как бы вы поступили с бабочкой? (Отпустили)

- А можно вообще их ловить? Почему?

- Как можно назвать человека, который не обижает никого, совершает хорошие поступки? (Добрым)

- А какое противоположное слово можно подобрать к слову добро? (Зло)

Так какая тема нашего классного часа? (Добро и зло) открыть запись на доске

- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? СЛАЙД 3

- А что такое добро? (Высказывание детей)

- Что такое зло? (Высказывание детей)

Посмотрите на слайд. Прочитаем определения этих слов из толкового словаря Ожегова и Даля. СЛАЙД 4

Внутри каждого человека есть добро и зло. И чего будет у нас больше, всегда зависит от нас. Надо стремиться к тому, чтобы только добро заполняло пространство в нашей душе, а место злу не оставалось.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).

Посмотрим на слайд. (СЛАЙД 5)

Добро – это…(счастье, семья, жизнь, добро, мама, ласка, забота, любовь, красота, радость.

А что значит быть добрым человеком? (ответы детей) (СЛАЙД 6)

Ø Добрый человек совершает хорошие поступки;

Ø Старается всем помочь;

Ø Заботится о других;

Ø Приносит пользу окружающим и самому себе;

Ø Уважает старших;

Ø Защищает младших.

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицы и попытаться объяснить её значение. (соедините эти пословицы на листах, которые лежат перед вами) СЛАЙД 7

Читайте также: