Классификация наводнений конспект обж

Обновлено: 05.07.2024

Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространёнными и часто повторяющимися из них являются наводнения.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населённых пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Что такое наводнение?

Наводнение — это значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русел реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.


Одно из многочисленных наводнений в Санкт-Петербурге

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется розливом реки, озера или водохранилища.

Виды наводнений

    Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Затор — это скопление льда в русле реки, ограничивающее её течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).

Зажор — это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъём уровня воды в реке вверху по её течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъёма воды отмечаются реки Ангара и Нева.

Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселённых районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и гибели людей. Отмечаются они примерно один раз в 100—200 лет.

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.

Это интересно

История знает немало примеров катастрофических наводнений.

Картину самого древнего из них удалось восстановить по данным археологических исследований.

Было установлено, что Чёрное море 12 000 лет назад представляло собой пресноводное озеро, а 7500 лет назад из-за глобального потепления на Земле, таяния ледников и поднятия уровня воды в Мировом океане оно было заполнено водами Средиземного моря и превратилось в солёное Чёрное море.

Современные американские геологи В. Питман и В. Райн, собрав воедино все известные науке факты о происшедшем прорыве океанических вод 7,5 тысяч лет назад, сумели воспроизвести картину гидрологической катастрофы.

Воды Средиземного моря ринулись в проход между Азией и Европой. Около года в этом месте вода низвергалась с высоты 120 м. Озеро, превращенное в Чёрное море, вышло из берегов и затопило почти сто тысяч квадратных километров земли, главным образом северо-западное побережье. Рядом с Чёрным морем образовалось новое, Азовское море. На востоке воды подошли к подножиям Кавказского хребта. Не меньше трёхсот дней стремились воды через долину, где теперь находится пролив Босфор, соединяющий Чёрное и Мраморное моря. Каждый день через неё протекало 50 кубических километров воды, и уровень Чёрного моря каждые сутки поднимался на 15 сантиметров.

На северном и западном побережьях Чёрного моря катастрофа приняла трагический характер. За каждые сутки вода здесь продвигалась на 400 м. Здесь была затоплена большая площадь земли.


Всемирный потоп. Гибель всего живого. Гравюра Гюстава Доре

Смертельная опасность вынудила людей стремительно уходить с насиженных мест, вызвав тем самым мощное движение человеческих масс. Спасшиеся от потока люди навсегда запомнили ужасные дни и ночи бегства от мчавшейся за ними воды.

Эта катастрофа, возможно, была отождествлена впоследствии с описанным в Библии Всемирным потопом.

Проверьте себя

  1. Дайте определение природному явлению наводнение.
  2. Перечислите основные виды наводнений.
  3. Какие природные явления гидрологического происхождения могут вызвать наводнения?

После уроков

В дневнике безопасности приведите примеры наводнений в Российской Федерации, которые произошли по различным причинам (половодье, паводок, нагонные ветры). Укажите их последствия и мероприятия по защите населения. Примеры можно подобрать с помощью Интернета и средств массовой информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОБЖ в 7 классе "Наводнения. Виды наводнений и их причины".

Урок 14. ОБЖ. 7 класс.

Тема: НАВОДНЕНИЯ. ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.

— актуализировать знания о наводнениях;

— научить определять приближение наводнения;

— научить определять тип наводнения;

— проконтролировать знания о поражающих факторах наводнений;

— научить решать практические задания;

— проконтролировать знания об опасности наводнений;

— воспитать умение работать в команде для достижения цели.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового матери­ала и урок применения знаний).

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточ­ный материал, компьютер, проектор.

Материал учебника: § 4.1 (новый учебник), § 2.1.-2.4. (старый учебник).

Учебные вопросы:

1. Понятие наводнения.

2. Классификация наводнений по причинам возникновения.

3. Классификация наводнений по масштабу.

4. Поражающие факторы наводнений.

Содержание (цель) этапа

Нацелить учащихся на урок

Проверка домаш­него задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о ЧС при­родного происхождения

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об истории и опасности наводнений

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о наводнениях

Самостоятельная работа учащихся

Отработать умения применять знания о наводнениях

Проверить качество усвоения нового материала и навыки само­стоятельной работы

Подведение ито­гов урока

Обобщить теоретические сведе­ния, полученные на уроке

Разъяснить содержание домаш­него задания

На доске (экране):

Число, месяц

Домашнее задание: учебник: § 4.1..

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточ­ный материал.

Материал учебника: § 2.2—2.3.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Что собой представляет смерч как метеорологическое явление?

- Какую опасность представляет смерч для жизни человека?

- Опишите признаки появления смерча.

- Дайте рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

3. Изучение нового материала.

Наводнения сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. До наших дней дошли сведения о катастрофическом наводнении на р. Хуанхэ, произошедшем в 2297 г. до н.э., и на р. Нил, которое было примерно 3 тыс. лет тому назад.

- В ВИДЕО-СЮЖЕТЕ вам упомянули о всемирном потопе:

Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяс­нить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор — даже всей воды на Земле, включая леднико­вые щиты Антарктиды и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызва­но всемирным распространением великих наводнений.

Практически ежегодно в нашей стране происходят круп­ные наводнения, а по площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедст­вия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 ты­сяч квадратных километров. То есть под водой могут ока­заться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мел­ких населенных пунктов с населением более 4,6 миллиона человек, множество хозяйственных объектов, более 7 мил­лионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений со­ставляет около 43 миллиардов рублей.

В большинстве районов земного шара наводнения вызываются продолжительными интенсивными дождями и ливнями в результате прохождения циклонов. На реках Северного полушария наводнения обусловлены бурным таянием снегов, зажорами и заторами льда. Предгорья и высокогорные долины подвергаются наводнениям, связанным с прорывами внутриледниковых и завальных озер. В приморских районах при сильных ветрах нередки нагонные наводнения, а при подводных землетрясениях и извержениях вулканов наводнения, вызываемые волнами, — цунами.

В России зоны возможных опасных наводнений располагаются вдоль русла и в устье рек.

4. Фронтальная беседа.

Вопросы для активизации знаний.

— Как вы думаете, что такое наводнение?

— Как вы думаете, чем опасны наводнения? Почему?

- Хорошо. Давайте по порядку изучим это явление. Итак:

Наводнением называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вы­званное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.

5. Самостоятельная работа с учебником.

- Рассмотрим с вами типы наводнений.

Задание 1. Записать в тетрадь схему ТИПЫ НАВОДНЕНИЙ со слайда № 7! (По­ловодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон.)

Половодье. Причины — весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах. Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характери­зуются значительным и длительным подъемом уровней воды.

Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры). Большое сопротивление водному потоку на отдельных уча­стках русла реки, возникающее при скоплении ледового ма­териала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (запоры) или ледохода (заторы). Заторные наводнения об­разуются в конце зимы или начале весны. Они характери­зуются высоким и сравнительно кратковременным подъе­мом уровня воды в реке. Запорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее, чем при заторе) подъемом уровня воды и более значитель­ной продолжительностью наводнения.

Нагонные наводнения (нагоны). Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ. Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды.

Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин. Излив воды из водохранилища или водоема, обра­зующийся при прорыве сооружения напорного фронта (пло­тины, дамбы и т. п.) или при аварийном сбросе воды из во­дохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обва­лах, движении ледников. Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших терри­торий и разрушению или повреждению встречающихся на пути ее движения объектов (зданий, сооружений и др.).

- Обратимся к учебнику стр. 15.

СЛАЙД 15. ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

6. Практическая работа. Работа с учебником.

- По размерам и масштабам убытка наводнения делятся на 4 группы:

-низкие (малые) наводнения,

-высокие наводнения,

-выдающиеся наводнения,

-катастрофические наводнения.

1. Низкие (малые) наводнения. Наблюдаются, в основном, на равнинных реках и имеют повторяемость примерно один раз в 5-10 лет. Затопляется при этом менее 10% сельхозугодий, расположенных в низинных местах. Они наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают ритма жизни населения.

2. Высокие наводнения. Сопровождаются значительным затоплением, охватывают сравнительно большие участки местности, существенно нарушают хозяйственную деятельность и установленный ритм жизни. Иногда приходится временно эвакуировать население. Материальный и моральный ущерб значительны. Происходят один раз в 20-25 лет.

3. Выдающиеся наводнения. Они охватывают целые речные бассейны. Парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный и моральный ущерб. Очень часто приходится прибегать к массовой эвакуации населения и материальных ценностей. Повторяются примерно один раз в 50-100 лет.

4. Катастрофические наводнения. Вызывают затопления громадных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. Хозяйственная деятельность полностью парализуется. Резко изменяется жизненный уклад населения. Материальный ущерб огромен. Наблюдаются случаи гибели людей. Случаются один раз в 100-200 лет и реже.

Задание 2. Ответить на следующие вопросы:

— Наводнения какого класса повторяются чаще всего? (Низкие (малые) наводнения)

— Наводнения какого класса охватывают огромные тер­риторий и затопляют более 70% сельскохозяйственных уго­дий? (Катастрофические наводнения)

— Наводнения какого класса: высокие или выдающиеся приводят к полной эвакуации людей, животных и матери­альных ценностей? (Выдающиеся.)

— Каковы признаки высоких наводнений? (Охватывают большие участки речных долин, затопляют 10—15% сель­скохозяйственных угодий, наносят ощутимый ущерб и на­рушают уклад жизни. Приводят к частичной эвакуации.)

7. Составление таблицы. (Работа в тетрадях).

Первичные поражающие факторы

Вторичные поражающие факторы

1. Поток воды, характеризую­щийся высоким уровнем подъе­ма воды.

2. Значительные скорости пото­ка при прорыве плотин и павод­ках.

3. Затопление и подтопление прилегающих к водоему терри­торий.

Утрата прочности зданий и сооружений, транспортной сети в результате размыва грунта

Перенос потоком воды вредных веществ из разрушенных емкос­тей (горючее, сточные воды ка­нализации, вредные в больших количествах вещества, исполь­зуемые на производстве кисло­ты, щелочи и т.д.)

Осложнение санитарно-эпиде­миологической обстановки

Заболачивание местности, размыв плодородной почвы, образование промоин и рытвин; изменение уровня грунтовых вод, активиза­ция оползневых процессов, обвалы

8. Практическая работа.

— Каковы, на ваш взгляд, могли быть вторичные пора­жающие факторы наводнения описанного поэтом? Объяс­ните свой ответ.

9. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Что мы называем наводнением?

— Перечислите первичные и вторичные пора­жающие факторы наводнений.

— Приведите примеры известных наводнений.

- Какие бывают наводнения по масштабу распространения?

10. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по ОБЖ

Тема: Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Цель: изучить причины возникновения и последствия наводнений, их классификацию.

Обучающая – сформировать представления о наводнениях и их видах

Развивающая - развивать память, умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;

Воспитательная - развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учеников к учебному занятию.

II. Актуализация знаний.

Проверка пройденного учебного в форме тестирования.

Технологическая карта урока.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Озвучивает тему урока.

Предлагает разбиться на пары. В парах ответить на поставленные проблемные ситуации.

Расскажите о своих действиях при получении сигнала оповещения о том, что:

Через 2 дня к месту вашего проживания подойдет ураган.

Через 30 минут в район, где вы находитесь, предполагается прохождение урагана.

Раздает карточки с тестовым заданием на 4 варианта каждому ученику.

Работают в парах.

Рассказывают алгоритм действий.

Ответ по парам по алгоритму действия при ураганах, бурях и смерчах.

Работа индивидуальная по 4 вариантам.

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстникам; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие .Индивидуально ответить по вариантам на тестовые вопросы.

Постановка учебных задач.

- Как вы думаете, что такое наводнение?

- Что может вызвать наводнения?

- Что такое затор?

- Что вам о нем известно?

Отвечают на вопросы.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности.

1.Расказ учителя о наводнениях.

2 Смотрят презентацию.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими;

Познавательные: познакомиться с причинами возникновения наводнений;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми, готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

3. Самостоятельная работа.

Задание. Заполните схему .Какие бывают наводнения.

3. Выполняют задание.

Просмотр видео роликов о различных видах наводнении.

1. Смотрят ролики

2.Анализируют виды наводнении делают выводы.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний.

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации.

Познавательные: познакомиться с последствиями наводнений.

Задаются вопросы. Дать определение наводнению.Качества необходимые человеку для спасения. Перечислить виды наводнений. Перечислить явления гидрологического происхождения, которые могут вызвать наводнения.

Отвечают на вопросы.

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми).

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: Выучить виды наводнений их происхождение. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика. И работу в парах.

Оценивают тестовую работу на уроке.

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.

Задает задание на дом

Записывают домашнее задание.

III . Мотивация учебной деятельности.

Вниз по реке проплыли глыбы льда,

На отмелях сшибаясь, словно кремни,

И захлестнула полая вода

Заклязьменские села и деревни.

О каком природном явлении говорит поэт в своём стихотворении?

Почему наводнение является опасным природным явлением?

Целью нашего урока является знакомство с видами наводнений и их происхождением.

Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях”. Чаше всего страдают от наводнений жители речных долин. При большой воде необходимо эвакуировать население, скот. Иногда из зоны затопления приходится вывозить и материальные ценности, например, дорогое и сложное оборудование.

Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. От волжских наводнений сильно страдал Нижний Новгород, наносился ущерб Твери, Рыбинску, Казани, Самаре, Астрахани. Вода в Волге иногда поднималась до 13 м. Впервые уровень поднятия воды из-за наводнения отмечен Петром I во время его поездки по Волге. В 1722 году он посетил монастырь у Макарьева, расспрашивал о катастрофическом наводнении 1709 года и уточнил уровень поднятия воды. С тех пор в России стали следить за наводнениями.

Небывалый подъем воды в бассейне Верхней Волги, включая Москву-реку, наблюдался в 1908 г. Он произошел вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза. К тому же в апреле начались сильные дожди, и в результате были уничтожены озимые посевы, разрушены дома, без крова остались 50 тыс. человек. В Москве затопило многие улицы вблизи Москвы-реки, подвалы и первые этажи домов; людей из залитых жилищ спасали на лодках.

Наводнения – одно из наиболее опасных стихийных явлений, часто повторяющихся. Подсчитано, что за последние 100 лет жертвами наводнений стали свыше 9 млн. человек. На северных реках причиной наводнений бывают ледяные заторы, образующиеся во время ледохода. Катастрофические наводнения часты летом на Амуре из-за обильных муссонных дождей.

Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, проводили отвод паводковых вод, спрямляли русла рек, углубляли дно.

Стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.

Что же такое наводнение? (даётся определение с записью в тетради)

Наводнение — значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, приводящее к нежелательным последствиям для человека и окружающей среды.

Каковы причины наводнений?

-продолжительные интенсивные дожди и ливни в результате прохождения циклонов;

-бурное таяние снегов;

-прорывы внутриледниковых и завальных озер;

-подводные землетрясения и извержения вулканов;

- прорыв плотин и водохранилищ;

Какие бывают виды наводнений? (даётся определение со схемой и дальнейшими записями в тетради).

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку наводнения 7 кл. 2.98 МБ
конспект урока наводнения 26.31 КБ

Подписи к слайдам:

Гусейнов Э.О., преподаватель-организатор ОБЖМАОУ-СОШ №20 г.Армавир
Цели урока:
Познакомить с основными понятиями темы.Развивать интерес к предмету.Воспитывать чувство взаимопомощи, дисциплинированность и самостоятельность.
Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин.
Наводнения угрожают почти всей земной поверхности. Установлено, что только в США 10 миллионов человек живут на местности, подверженной наводнениям. По статистике ЮНЕСКО только от речных наводнений за последние 20 лет погибло около 200 тысяч человек (не включая жертв наводнений вызванных тропическими циклонами). По мнению некоторых гидрологов эта цифра сильно занижена. Только в одном 19 столетии число жертв наводнений на китайских реках достигло цифры 1миллион.
Из истории.
Рассказ о наводнениях подобает начать со Всемирного Потопа: "В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы". Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяснить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор - даже всей вообще воды на Земле, включая ледниковые щиты Антарктиды и Гренландии. По - видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызвано всемирным распространением великих наводнений.
К счастью, не все наводнения были столь губительны, а некоторые, наоборот, обеспечивали благополучие и процветание. Ежегодные разливы Нила, например, многие тысячелетия служили экономической базой цивилизации Египта. Искусство устройства каналов и запруд - одно из древнейших технических достижений человечества. Скорее всего оно не намного младше колеса. Примечательно, что люди впервые научились ему в Египте и Шумере в связи с разливами рек. Уже в те отдаленные времена техника управления водой достигала высокого уровня. В Китае техника ирригации появилась вначале в долине реки Хуанхэ, также известной своими наводнениями.
Причины наводнений.
Интенсивные и продолжительные ливни.Таяние ледников.Прорыв внутриледниковых озер.Сильные ветры.Подводные землетрясения и извержения вулканов.Деятельность человека.
Типы наводнений.
Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.
Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.
Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.
Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.
Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях.
Поражающие факторы наводнений.
Затопление и подтопление.Скорость и высота подъема воды.Скорость течения (сила тока), водовороты.Переохлаждение тела в воде.Прекращение доступа кислорода растениям.Проникновение воды и ила в приборы, механизмы, сооружения, трубопроводы.
Классификация наводнений.
Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет.
Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет.
Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет.
Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет.
Основные параметры водного режима реки.
Уровень воды – отсчитывается от нуля поста или от ординара.Расход воды – количество воды (сток воды), протекающий через замыкающий створ реки за секунду (м3/с).Объем наводнения – измеряется в м3 и определяется посредством умножения суммы средних суточных расходов воды за половодье (паводок) на коэффициент 0,0864 (число миллионов секунд в сутках).
Характеристики наводнения.
Площадь затопления – размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню
Для закрепления. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах.
А) половодье;Б) паводки;В) затор или зажор.Г) нагонные;Д) горные;Е) вызванные прорывом плотин;Ж) вызванные приливом;З) вызванные подводными землетрясениями.

Предварительный просмотр:

Цель: изучить причины возникновения и последствия наводнений, их классификацию.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Объявление темы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению чрезвычайных ситуаций гидрологического характера (слайд № 1).

2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, что такое гидрология? (На партах для каждого ученика приготовлена карточка ):
ГИДРОЛОГИЯ - (от гидро… и …логия) – наука, изучающая природные воды, явления и процессы, в них протекающие.
- Предмет изучения гидрологии - все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенные и подземные воды.
( Энциклопедический словарь)

3. Объявление темы урока.

4. Объяснение нового материала.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 2.

- Скажите, что вы знаете о наводнениях? (Дети отвечают, а учитель заполняет схему):

- используемые понятия
- причины наводнений

- последствия наводнений
- меры по защите населения

- правила безопасного поведения

В процессе работы мы дополним схему, которую начали составлять.

Рассказ о наводнениях начнут мои помощники (домашнее задание с опережением для группы учащихся):

1. Около 40 процентов всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Почти три четверти суши Земли находится в районах, где существует опасность затопления.

2. Установлено, что только в США 10 миллионов человек проживают на местности, подверженной наводнениям.

4. В 1931 году в долине реки Хуанхэ (Китай) погибло более 3 миллионов человек.

Знакомство с определением .

- Что же такое наводнение? Запишите определение в тетрадь.

- Запишите заголовок в тетради. Сейчас мы познакомимся с существующей классификацией. Посмотрите, пожалуйста, (классификация по масштабу), (классификация по причинам возникновения).

- Запишите в тетрадь классификацию наводнений по масштабу.


Классификация наводнений по масштабу по причинам возникновения

низкие таблица
высокие
выдающиеся
катастрофические

5. Самостоятельная работа.

- Откройте, пожалуйста, учебник на страницах 96- 97. Познакомьтесь более подробно с классификацией наводнений по масштабу и подготовьтесь ответить на вопросы о каждом из видов наводнений по данной классификации.
Вопросы:

1. Как часто происходят наводнения?
2. Какие территории затапливает вода?
2. Какой ущерб наносят наводнения?
3. Какие меры по защите населения необходимо предпринять?
Ответы учащихся.

  1. + Я знаю правила оповещения при наводнении.
  2. + Я знаю причины возникновения и последствия наводнений.
  3. + Я знаю, как действовать во время наводнения, чтобы сохранить свою жизнь.
  4. + Я знаю, как уменьшить вред от наводнений.
  5. + Я могу оценить риск возникновения наводнения в моем районе, основываясь на истории наводнений и основных понятиях гидрологии.

- Пожалуйста, выпишите в тетрадь (дополните схему) ту информацию, которая позволила бы выйти на желаемый для вас уровень. Также на партах лежит дополнительная информация, которая поможет вам освоить лучше эту тему и подготовиться к итоговому тесту.
Домашнее задание: обязательная часть - знать определение наводнения и классификацию по масштабу; накопительная часть – подготовить рассказ о наводнении по материалам дополнительных источников.

Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий, это:

Читайте также: