Конспект подгруппового логопедического занятия домашние животные

Обновлено: 05.07.2024

Конспект логопедического подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе ОНР.

Цель:

- Автоматизация правильного произношения звуков Ш Ж Ч Ц С З.

- Подготовка к обучению грамоте ( определение количества слогов в слове).

- Развитие диалогической и монологической речи, слухового внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

План занятия:

1. Организационный момент.

Л: Ребята, я получила письмо из деревни Простоквашино от кота Матроскина. Он с Шариком уехал погостить к дяде Фёдору в город, а нас попросил присмотреть за своим хозяйством. Нам надо будет не только помочь Матроскину и Шарику, но и рассказать и показать как мы справились. Поможем нашим друзьям?

(Дети встают все друг за другом, кладут руки на плечи соседу, стоящему впереди).

Л: Маша, за кем ты стоишь? М: Я стою за Катей.

Л: Между кем стоишь ты, Миша? М: Я стою между Яриком и Остапом.

Л: Поезд тронулся! Поехали! ( Дети двигаются за логопедом).

- С — ветерок шумит.

- З — комарик поёт.

- Ц — поёт кузнечик.

Л: Вот мы и приехали .Выходите с поезда и посмотрите какие животные во дворе у Матроскина.

Дети садятся вокруг стола.

(У каждого ребёнка на одежде приклеена геометрическая фигура определённого цвета. Такую же фигуру ребёнок находит на столе и садится около неё).

На столе лист ватмана и рисунки домашних животных, разобранные на части.

Детям предлагается собрать части в единое целое ( у каждого ребёнка свой рисунок).

Дети собирают и приклеивают каждый свою картинку.

Л: Какое же домашнее животное вы увидели? Как оно подаёт голос?

Р: У меня свинья. Она хрюкает и т. д.

Л: Матроскин просил нас позаботиться о них. Ребята, что мы можем сделать?

Д: Покормить (попоить) их.

2. Л: Какие вы замечательные помощники! Были животные голодные, а стали….сытые. Но, посмотрите, они грустят. Знаете почему? (Ответы детей).

Они потеряли своих детёнышей, помогите их найти! Пойдёмте посмотрим в ближайшем лесочке.

Л: Посмотрите, собирается дождик, как нам укрыть животных от дождя? (Ответы детей). Нужно построить крышу! Дети рисуют крышу каждый над своим животным.

Л: Давайте украсим наши домики и нарисуем такую цифру, сколько слогов в названии животного. ( каждый ребёнок отхлопывает название своего животного, считает в нём количество слогов и пишет на крыше нужную цифру).

Теперь пусть мамы и малыши поспят, а мы тоже отдохнём.

Физминутка.

- Звонко цокают копытца:

Конь к реке идёт напиться:

3. Л: Молодцы! Замечательные лошадки у вас получились!

Л: Сейчас мы составим рассказ по этой фотографии и обязательно запишем его для Шарика и Матроскина, а поможет в этом план, который мы составим вместе. Коллективное составление плана рассказа.

Рассказы детей. Оценка. Логопед записывает рассказы детей.

Л: Очень интересный рассказ получился. Вы очень интересно провели время в Простоквашино и помогли ухаживать за домашними животными!

Шептунова В.К., учитель-логопед ГДОУ №99 Выборгского района г.Санкт-Петербурга.

Задачи.

  • Закрепление представлений о домашних животных.
  • Уточнение и расширение словаря по теме "Домашние животные".
  • Работать над лексико-грамматическим строем речи (образование множественного числа существительных: козленок – козлята, теленок – телята, поросенок – поросята, котенок – котята, ягненок – ягнята, щенок – щенки).
  • Словарь: закрепить названия животных и детенышей; уточнить названия действий животных: корова – мычит, лошадь – ржет, коза, овца – блеет, свинья – хрюкает, собака – лает, кошка – мяукает.
  • Фонематический слух: закрепить умение выделять первый звук в слове, находить слово на заданный звук.

3.Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.

Оборудование.

Орг. момент.

Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)

В гости к кошечке пришли домашние животные.

Л. (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны загадки отгадать, назвать их и сказать, где они прячутся”.

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)

Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел.)

Ходит печка,
Вся в колечках. (Овца)

Кто меняет
Молоко на сено? (Корова.)

Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь.)

К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке.
Сидит на замочке. (Собака.)

Д. (составляют предложения по картинке) “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Корова прячется за забором. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Собака спряталась за будкой. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Лошадь спряталась за деревом. Пришла коза, потому что видна козья голова. Пришла свинья, мы видим свиные ушки. Свинья лежит в луже ”.

Пальчиковая гимнастика.

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

“А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”

Динамическая пауза.

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

Л. «Кошечка хочет подарить каждому маленький подарок. Какой первый звук в названии? Собаке - косточку [к], лошади - уздечку [у], козочке - травку [т], свинье - морковку [м], корове – колокольчик [к]. Нам нужно отправляться обратно, эти звуки помогут нам найти дорогу.

Использование технологии пескотерапии.

Л.Напишите букву на песочной полянке рядом с моей, прочитайте, что получилось и найдите слово в начале лабиринта.

Мнемотаблица к стихотворению.

Целый день паслись у сосен
Две подружки Ме и Му,
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Кукареку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”.

Коррекционно-образовательные:

Активизация словаря по теме “Домашние животные и их детеныши”;

Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи;

Развитие речевого внимания;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Раздаточный материал:

Картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши” по количеству детей, мяч,

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: Ребята послушайте меня внимательно. Сядет тот, кто стоит за. перед. между. около.

2. Рассматривание картинок “Домашние животные”.

Беседа о домашних животных. Развитие диалогической речи.

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны.

(Слайды с изображением домашних животных. )

Л: Правильно, ребята! А теперь давайте повторим названия домашних животных. (Слайд).

А теперь посмотрите на всех животных внимательно. Как можно назвать их одним словом? (Слайд).

Д: Все эти животные домашние.

Л: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?

Д: Потому что они живут рядом с человеком. ( Слайд).

3. Артикуляционная гимностика:

Ребята, давайте поиграем с нашим язычком. Почистим зубки. Поскачем, как лошадка.

Грибок. Заборчик. Барабан. Футбол.

3. Лексико-грамматическая игра “Что человек получает от домашних животных?”

Активизация словаря. Развитие связной речи.

Л: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.

Какую пользу приносят:

собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова.?

Ответы детей: (Слайды).

Собака охраняет дом.

Свинья дает человеку мясо.

Овца дает мясо и шерсть.

Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.

Кошка ловит мышей и крыс.

Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.

Корова дает человеку молоко и мясо.

Л: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.

4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд).

У кошкиной дочки
На лапках царапки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: “МЯУ”).

5. Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”

Развитие глагольного словаря.

Л: Ребята, а давайте с вами поговорим о том, кто как голос подает: (Слайды).

Свинья – хрю-хрю – хрюкает.

Кошка – мяу – мяукает.

Корова – му – мычит.

Собака – аф- аф- лает.

Овца – бе – блеет.

Лошадь – иго-го – ржет.

Л: Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.

6. Дидактическая игра “Кто что ест?”.

Употребление творительного падежа имен существительных.

Л: Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Слайд с изображением жив и их еды).

На проекторе появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.

Л: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?

Собаку угостим мясом.

Кошку угостим рыбой.

Корову угостим им сеном.

Лошадь угостим овсом.

Козу угостим капустой.

Свинью угостим яблоками.

Овцу угостим травой.

Л: Молодцы! Все животные теперь сытые.

7. Физкультминутка. Развитие общей моторики.

Л: А сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают на ковер и выстраиваются в круг, повторяют движения за логопедом.

Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).

8. Дидактическая игра “ Один- много”. (Слайды).

Корова - коровы. Кошка – кошки.

Собака - собаки. Свинья - свиньи.

Коза - козы. Овца – овцы.

9. Дидактическая игра “Назови ласково”. (с мячом)

Собака - собачка. Кошка- кошечка. Коза - козочка.

10 . Дидактическая игра “У кого кто?” Падежное согласование существительных. (Индивидуальная работа каждого ребенка).

Л: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками).

Л: Теперь проверим. Кто у кого?

Ответы детей: (Слайды).

У кошки – котенок.

У лошади – жеребенок.

У собаки – щенок.

У коровы – теленок.

У овцы – ягненок.

У свиньи – поросенок.

У козы – козленок.

Л: Правильно, ребята.

11. Задания на карточках

Ребята, сейчас я вам раздам карточки с заданиями.

Обведите пунктирными линиями только тех животных, которые спрятались в путанице.

Найдите на картинке животных и их детенышей. Соедините их линиями разного цвета .

12. Итог занятия.

Анализ работы детей.

Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Д: Мы сегодня говорили о домашних животных и их детенышах.

Л: Что нового мы узнали про них?

Д: Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу приносят они людям, как называют их детенышей.

Л: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.

Коррекционно- образовательные:

Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

Коррекционно - развивающие:

Развитие связной речи;

Развитие речевого внимания;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие мелкой моторики рук;

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно- воспитательные:

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.

Отгадайте загадку : Ходят модницы за речкой - кудри белые колечком. А зимой из их кудряшек бабушка носочки вяжет.

Отгадайте загадку :

Ходят модницы за речкой - кудри белые колечком. А зимой из их кудряшек бабушка носочки вяжет.

Отгадайте загадку: С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт, А лаптей не плетёт.

Отгадайте загадку:

С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт, А лаптей не плетёт.

Отгадайте загадку: Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. Кто это?

Отгадайте загадку:

Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. Кто это?

Отгадайте загадку : Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку.

Отгадайте загадку :

Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку.

Отгадайте загадку: У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт.

Отгадайте загадку:

У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт.

Отгадайте загадку: Заворчал живой замок, Лег у двери поперёк.

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Отгадайте загадку:

Отгадайте загадку: Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое.

Отгадайте загадку:

Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое.

Повторите слова: КОШКА КОРОВА СВИНЬЯ КОЗА ОВЦА ЛОШАДЬ КРОЛИК СОБАКА

Повторите слова:



Что человек получает от домашних животных?

Что человек получает от домашних животных?







Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках царапки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

- Совершенствование грамматического строя (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в Т.п.).

- Совершенствование слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели.

- Развитие диалогической речи.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие общей моторики.

- Развитие конструктивного праксиса.

- Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.

Коррекционно – воспитательные цели.

- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к домашним животным. Садимся в поезд, помашем мамам левой ручкой, помашем воспитателям правой ручкой. Поехали.

Мы приехали на полянку, но чтобы появились животные нужно их позвать, отхлопав в ладоши их название (конь, коза, кролик, корова, кошка, собака).

Ребята отхлопывают и называют.

Посмотрите и скажите, где находятся животные.

Где стоит конь? (Конь стоит за забором.)

Где лежит собака? (Собака лежит в будке.)

Где сидит кролик? (Кролик сидит под кустом.)

Где стоит корова? (Корова стоит перед забором.)

Где сидит кошка? (Кошка сидит на заборе.)

Где стоит коза? (Коза стоит за кустом.)

Все правильно вы сказали.

Приготовили все свои ладошки.

Вот мука, а вот зерно,

Вот морковь, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот

И картошку не берет

Ей не нравится мука,

Кошка просит молока.

Хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Грозят указательным пальцем левой руки.

Ребята, животных надо кормить, поэтому давайте их угостим.

Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову сеном.)

Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.)

Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.)

Чем ты угостишь кота (Я угощу кота рыбой и молоком.)

Чем ты гостишь козу (Я угощу козу сеном.)

Чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой.)

Я думаю, ребята, что наши животные очень довольны, что вы их накормили.

6. Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (С).

Девочки и мальчики я вас приглашаю пройти к зеркалу.

Если не дать животному попить, то оно может рассердиться.

Давайте покажем, как киска сердится. Мы нальем ей в миску водички и она будет ее лакать. После этого миску надо помыть. Как течет водичка из крана? (Сссссссссссссс)

Кто хочет быть мышками? Одевайте маски. Кто хочет быть кошкой? Одевай маску.

Сейчас вы услышите песню и отправитесь на прогулку.

Пешком шагали мышки, по узенькой дорожке

От деревушки Пешки по деревушки Ложки.

А в деревушки Ложки у них устали ножки,

Обратно в Пешки Мышки поехали на Кошке.

Если Кошке с Мышкой по пути,

Отчего ж тогда не подвезти?

Если Кошке с Мышкой по пути

Отчего ж тогда не подвезти?

То рощица, то поле,

То с горки, то на горку

Ах, нужно каждой Мышке попасть в родную норку

И что не говорите, дорогу знают Кошки

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

Если Кошке с Мышкой по пути,

Отчего ж тогда не подвезти?

Если Кошке с Мышкой по пути

Отчего ж тогда не подвезти?

Вам понравилась эта песенка? (Да)

(Дети снимают маски.)

А сейчас, я предлагаю вам сесть за стол и собрать из геометрических фигур кошку.

(Дети собирают кошку).

Какого цвета кошка? (Кошка черного цвета)

Какой формы у кошки туловище? (Туловище у кошки овальное).

Какой формы у кошки голова? (Голова у кошки круглая).

Какой формы у кошки лапки? (Лапки у кошки круглые).

Какой формы у кошки ушки? (Ушки у кошки треугольные).

Какой формы у кошки хвост? (Хвост у кошки овальный)

Ребята, вы все правильно сделали и у вас получились замечательные кошки.

9. Окончание занятия.

Наше путешествие подошло к концу. Наш поезд отправляется в обратный путь.

Логопед предлагает детям перечислить игры, в которые они играли, рассказать о том, что им было особенно интересно делать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Список используемой информации.


Полный текст материала Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР Лексическая тема "Домашние животные" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: