Классицизм в русской портретной живописи 18 века изо конспект

Обновлено: 22.07.2024

Русский классицизм — это национальный стиль в искусстве, являющийся интерпретацией европейского неоклассицизма на российской почве. Но почему же неоклассицизма? Тут дело в небольшой терминологической путанице. Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.

Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.

Направление господствовало в России с 1760-х по 1830-е годы. В своём развитии стиль прошёл три фазы:

  • Ранний (с 1760-х по начало 1780-х годов). В этот период на мастеров ещё оказывали значительное влияние барокко и рококо;
  • Зрелый, или строгий (1780-1790-е годы). В это время доминировали строго-классицистические тенденции;
  • Высокий, или Поздний (первая треть XIX столетия). Часть художников работает в рамках ампира (который считается ветвью неоклассицизма), другая испытывает смягчающее влияние романтической традиции.

Особенности творчества русских классицистов

В целом для живописи этой эпохи в России были характерны те же черты, что и для европейской школы:

  • незыблемый авторитет античности;
  • строгость и чёткость форм;
  • воспевание высоких идеалов;
  • тяготение к торжественности (порой даже к пафосу), но без барочной вычурности;
  • предпочтение исторических и мифологических сюжетов, которые могут научить зрителя различным добродетелям.

Но были у отечественного классицизма и свои особенности. Во-первых, они проявились в высокой идеологизации: вдохновение мастеров-классицистов было поставлено на службу державе и было призвано развивать отечественную культуру в самом широком смысле слова.

Живописцы-классицисты, согласно этой идеологии, не просто творили прекрасное, а ставили свой талант на службу Отечеству, брали на себя миссию цивилизаторов и просветителей. Стиль недаром называют просветительным классицизмом.

Это направление надолго утвердилось на российских просторах и в связи с благоволением со стороны властей, от которых зависела и деятельность Академии художеств. Живопись художников-классицистов идеально отражала имперские амбиции благодаря торжественной манере подачи. Не случайно в Российской империи получило широкое развитие такое ответвление неоклассицизма, как пафосно-торжественный ампир.

Вторая особенность отечественного классицизма заключалась в его гибкости. Он довольно легко сочетался с другими стилями и это особенно сильно проявилось в живописи. Сначала художники-классицисты испытывали влияние рококо, затем — сентиментализма, после — романтизма. Благодаря такому подходу классицизм почти целый век сохранял свежесть и актуальность. Это ограждало его от вырождения.

Интересно, что в России противостояние живописцев-классицистов и художников-романтиков не было столь жёстким, как в Европе, где Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault) и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) дали настоящий бой традиционной школе. В России это взаимодействие было более мягким. Две стилистические традиции взаимодополняли и обогащали друг друга. Например, великолепные образцы романтическо-классицистического микса создал Карл Павлович Брюллов.

Известные художники русского классицизма

Эта эпоха подарила России плеяду крупных портретистов. Удивительным образом сочетал мастерство и плодовитость Фёдор Степанович Рокотов: о нём говорили, что он написал всю Москву. Его кисти принадлежат целые фамильные галереи.

Вначале на произведениях Рокотова присутствовала рокайльная дымка, но постепенно рококо уходит из его парадных портретов. Они становятся импозантнее, торжественнее, наряднее. Блистают на картинах кружева, шелка, атласы, драгоценности.

Знаменитым мастером камерного и парадного портрета был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822). Авторитет Левицкого был бесспорен, он руководил портретным классом в Академии художеств.

У этого живописца также заметен след рококо — в частности, в изящных и чуточку кукольных портретах смолянок.

Но немало у Левицкого и торжественных работ, выполненных в духе высоких классических традиций. Образец портретистки этой эпохи — его изображение Екатерины II. Уже сам образ, в котором императрица предстаёт перед зрителем — в виде Законодательницы в храме богини Правосудия — апеллирует к идеологии Просвещения, лежащей в основе отечественного классицистического искусства.

А вот у Владимира Лукича Боровиковского заметен след сентиментализма. В его сентиментально-классицистических работах сочетается и великолепие рисунка с традиционным для классицистов акцентом на роскоши атласа, бархата и украшений, и отображение сокровенных чувств людей, которых он изображал.

Боровиковский считается выдающимся мастером портретной миниатюры.

В ранних работах Брюллова больше радостных мотивов, но постепенно в его творчестве нарастает психологизм. Художника всё больше интересуют человеческие страсти, глубокие переживания.

Слияние двух подходов отражено в художественной манере Брюллова. Для него характерна античная скульптурность фигур и романтические эффекты: драматическая игра красок, теней и света.

Также следует отметить творчество мастера городских пейзажей Фёдора Яковлевича Алексеева и ряда значительных исторических живописцев:

  • Антона Павловича Лосенко (1737 — 1773);
  • Ивана Акимовича Акимова (1755 — 1814);
  • Григория Ивановича Угрюмова (1764 — 1823);
  • Дмитрия Ивановича Антонелли (1791 — 1842);
  • Фёдора Андреевича Бронникова (1827 — 1902); (1799 — 1875).

Заметим, что у поздних классицистов уже доминирует академическая манера. Так, работы Бронникова обычно относят к академическому реализму (он примкнул к передвижникам), а Бруни чаще всего считают эталонным академистом.

Это была логическая эволюция стиля: его каноны ещё долго оставались образцовыми для академической живописи.

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этого времени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного, однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можно считать не историческую живопись, а портрет .

О.А.Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. .

"Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.

А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова И. И. Левитана (1860-1900)

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

В раннем творчестве М. В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования

Реалистические искания русской живописи 1 половины 19 века.

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. Классицизм как направление в русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII - начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для живописцев этого времени было романтическое утверждение красоты неповторимого, индивидуального, необычного, однако наивысшим достижением этой эпохи изобразительного искусства в России можно считать не историческую живопись, а портрет .

О.А.Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. .

"Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.




А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова И. И. Левитана (1860-1900)

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

В раннем творчестве М. В. Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования

Реалистические искания русской живописи 1 половины 19 века.

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кудряшова Анна Евгеньевна

Русская живопись 18 века — искусство русского портрета

Цели и задачи урока:

Выявить характерные особенности портретной живописи XVIII-первой половины XIX в.

Учить анализировать живописные произведения.

Воспитывать у учащихся более утончённое восприятие произведений искусства.

Зрительный ряд:

Литературный ряд:

Портрет и его типы.

Известные портреты XVIII в. Произведения И.Н. Никитина; Ф.С. Рокотова; Д.Г. Левицкого; В.Л. Боровиковского.

Подведение итогов урока.

Русская живопись 18 века — искусство русского портрета

В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление. Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Дионисий. "Митрополит Петр с житием"

Парсуна "Иван Грозный"

Ф.Рокотов. "Портрет неизвестного в треуголке"

Искусство русского портрета в XVIIІ веке и основные его направления

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:

отечественная школа живописи (творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);

традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе (С. Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

живопись иностранцев на территории Росии — россика (Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).

Основным магистральным направлением была деятельность российской школы портретной живописи. Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.

Луи Токке "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1756

Виды портретов в русской школе 18 века

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то со второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

• парадный (внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

И.П.Аргунов. "Екатерина Алексеевна"

• полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

• камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

А.П.Антропов "Портрет М.А.Румянцевой"

• интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).

В.Л.Боровиковский "Портрет М.И.Лопухиной" ,1797

Национальная специфика русской портретной живописи

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками. Русские мастера портрета научились правильно

выстраивать картинную плоскость,

анатомически верно передавать человеческое тело,

овладели искусством перспективы,

основами масляной техники и законами колорита.

Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и

выработали свои композиционные схемы,

тональность и стилевые установки.

Русский портрет XVIII века стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.

Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.

Отсутствие группового (семейного) портрета.

Прошло совсем немного времени, и русские мастера портретной школы создали такие произведения, которые стали в один ряд с наилучшими образцами западноевропейской портретной живописи.

Русские художники 18 века - мастера портрета

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета можно смело назвать А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

Алексей Петрович Антропов

Среди наиболее известных работ портретиста Антропова портреты:

А.Антропов "Портрет княгини Т.А.Трубецкой", 1761

А.И. и П.А. Колычевых;

Екатерины ІІ в профиль;

Иван Петрович Аргунов

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

Самыми значимыми в творчестве Аргунова были портреты:

П.Б. Шереметева в детстве;

Екатерины Александровны Лобановой - Ростовской;

неизвестной в крестьянском костюме.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией.

Фёдор Степанович Рокотов

Ф.Рокотов "Портрет неизвестного в треуголке"

Новая фаза развития портретного искусства связана с именем русского мастера портрета — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основоположниками развития портретной живописи в России по праву являются: РОКОТОВ Федор Степанович и ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич.

Портрет вписан в овальный формат, помещен в прямоугольную раму. Изображенный мальчик стоит в трехчетвертном развороте. Перед нами поясной полупарадный портрет, в представлении ребенка отсутствует официальность, несмотря на наличие ордена Святого Александра Невского и ленты ордена Андрея Первозванного. Камерность формата создается за счет невероятной выразительности взгляда портретируемого. Красивые глаза, слегка приподнятые брови, нежный розовато-фарфоровый румянец щек, тонкое лицо, светло-русые, аккуратно причесанные волосы создают образ благовоспитанного венценосного наследника престола. Гладкость кожи и свежесть лица портретируемого достигается с помощью тончайшей лессировки. Во взгляде ребенка, несмотря на возраст, мы видим образованность, мудрость и вдумчивость, казалось бы еще не свойственную его юным годам. Художнику хорошо удалось передать аристократический лоск и светскую сдержанность своей модели. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 гг.) Левицкий Д.Г .

Портрет вписан в овальный формат, помещен в прямоугольную раму. Изображенный мальчик стоит в трехчетвертном развороте. Перед нами поясной полупарадный портрет, в представлении ребенка отсутствует официальность, несмотря на наличие ордена Святого Александра Невского и ленты ордена Андрея Первозванного. Камерность формата создается за счет невероятной выразительности взгляда портретируемого. Красивые глаза, слегка приподнятые брови, нежный розовато-фарфоровый румянец щек, тонкое лицо, светло-русые, аккуратно причесанные волосы создают образ благовоспитанного венценосного наследника престола. Гладкость кожи и свежесть лица портретируемого достигается с помощью тончайшей лессировки. Во взгляде ребенка, несмотря на возраст, мы видим образованность, мудрость и вдумчивость, казалось бы еще не свойственную его юным годам. Художнику хорошо удалось передать аристократический лоск и светскую сдержанность своей модели.

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 гг.) Левицкий Д.Г .

Портрет относится к серии московских портретов. Полотно небольшого формата, трехчетвертной разворот модели, погрудный обрез. Композиция несложная. Абсолютная непроработанность фона не означает, что отсутствует пространство. Подобный портрет не был бы востребован в Петербурге, где требовалась официальность. В Москве легче дышалось, не было жестких придворных требований, была обстановка свободы. Это портрет кулуарный, минимизирующий социальные характеристики .

Портрет относится к серии московских портретов. Полотно небольшого формата, трехчетвертной разворот модели, погрудный обрез. Композиция несложная. Абсолютная непроработанность фона не означает, что отсутствует пространство. Подобный портрет не был бы востребован в Петербурге, где требовалась официальность. В Москве легче дышалось, не было жестких придворных требований, была обстановка свободы. Это портрет кулуарный, минимизирующий социальные характеристики .

Читайте также: