Класс насекомые 7 класс конспект и презентация

Обновлено: 23.06.2024

Класс Насекомые.

Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых; создать условия для формирования умения выделять особенности строения и образа жизни класса Насекомые.

Образовательные: раскрыть основные особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения насекомых.

Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации; развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.

Планируемые результаты.

Обучающиеся узнают : особенности строения насекомых, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Обучающиеся научаться : находить отличия насекомых от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Актуализация знаний.

1. Назовите признаки внешнего строения паукообразных, отличающие их от других представителей членистоногих.

2. На примере паука- крестовика расскажите о способах добывания и переваривания пищи. Как связаны эти процессы с внутренней организацией животного?

3. На основании чего можно утверждать, что ракообразные и паукообразные относятся к одному типу?

4. Какое значение имеют паукообразные в природе и жизни человека?

Работа с текстом.

Задание . Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ. Дайте систематическое положение данной группе организмов.

Размеры тела этих животных небольшие. В отличие от других представителей данной систематической группы их тело не разделено на отделы. Голова, грудь и брюшко не расчленены на членики, покрыты хитиновым панцирем.

Описываемый организм имеет четыре пары членистых конечностей. Дыхание трахейное. Отверстия трахей располагаются на заднем сегменте брюшка. Там же находятся железы, выделяющие липкую нить – паутину. Представители данной группы могут паразитировать, питаясь кровью млекопитающего, или жить в его кожных покровах. Укус этих животных болезнен. Вид, обитающий в тайге, является переносчиком смертельно опасного для человека заболевания.

Семейство Иксодовые клещи.

Вид Таежный (энцефалитный) клещ.

Изучение новой темы.

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Они жужжат, таскают мёд

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом,

Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

Они и ты из особого теста

И в мире занимают каждый своё место.

Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

Так какая же тема нашего урока?

Тема. Класс Насекомые.

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.

Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их вы можете встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни. Существуют также и домашние насекомые, которые приспосабливаются жить в непосредственной близости от человека. Насекомые адаптировались почти ко всем средам обитания. Наиболее обильны они в тропиках и областях с теплым умеренным климатом, однако некоторые виды постоянно обитают даже в Антарктике. Большинство видов наземные, но известны и формы, плавающие на поверхности океана или ведущие земноводный образ жизни на его берегах. Насекомые встречаются в реках и озерах, в самых сухих пустынях и глубоких пещерах. Некоторые виды регулярно совершают длинные перелеты, тогда как у других особи проводят почти всю или всю жизнь внутри маленькой норки, одного плода или даже семечка.

Цель. Изучить особенности внешнего строения насекомых.

Оборудование: коллекция насекомых, лупа, линейка.

Рассмотрите строение майского жука, осторожно дотроньтесь до его покровов, убедитесь в их плотности и твердости.

Определите с помощью линейки размеры его тела: длину и ширину.

Найдите отделы тела: голову, грудь, брюшко.

Рассмотрите с помощью лупы органы, расположенные на голове: глаза, усики. Грызущие ротовые органы.

Рассмотрите грудной отдел жука, определите. Из какого количества члеников он состоит, сколько пар конечностей к ним прикрепляются.

Найдите на спинной стороне жука крылья и надкрылья; определите, к каким членикам груди они прикрепляются, определите, сколько пар конечностей имеет майский жук.

Рассмотрите членистое брюшко, сколько члеников его образуют; с помощью лупы найдите отверстия – дыхальца по бокам брюшка.

Данные своих исследований занесите в таблицу.

Сделайте вывод, указав, какие особенности внешнего строения насекомых.

Внутреннее строение насекомых достаточное сложное.

Пищеварительная система имеет три основных отдела, каждый из которых выполняет специфические, рабочие функции. Передний отдел служит для измельчения и переработки пищи, средний – для переваривания и всасывания, задний – для выведения остатков наружу и всасывания воды. Выделительная система устроено своеобразно. Она представляет собой системы трубочек, расположенных в полости тела. На одном конце трубочки (мальпигиевы сосуды) замкнуты, на другом – впадают в кишечник.

Дыхательная система представлена системой трахей, а главный трахейный ствол открывается наружу отверстием, которое называется дыхальцем. Кислород, поступающий в систему трахей, диффундирует в органы, а углекислый газ выводится через трахеи, а также через покровы тела.

Как известно, насекомые не имеют постоянной температуры, поэтому у них имеется система теплорегуляции с помощью дыхательных движений.

Нервная система насекомых достаточно сложна, состоит из надглоточного ганглия и брюшной цепочки. Сложность, социальность многих насекомых отмечается увеличенным размером головного мозга и укрупнением нервных узлов за счет слияния нервных клеток. Помимо центральной нервной системы у насекомых имеется вегетативная (симпатическая) нервная система.

Система органов размножения представлена у самок парными яичниками, переходящими в трубчатый яйцевод. Зрелые яйца направляются по яйцеводу. Половые органы самца состоят из двух семенников, переходящих в семяпроводы. Таким образом, становится понятным, что насекомые – раздельнополы, хотя нужно знать о том, что среди них могут быть и гермафродиты

Первичное закрепление знаний.

Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Выберите признаки, характерные только для данного организма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ насекомые.pptx

Проверим домашнее задание Обсудите в паре друг с другом ответы на вопросы 1.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверим домашнее задание Обсудите в паре друг с другом ответы на вопросы 1.

Проверим домашнее задание Обсудите в паре друг с другом ответы на вопросы 1. Перечислите, в каких местах на нашей планете встречаются насекомые. Приведите примеры. Какие приспособления у них выработались к условиям проживания? 2. Назовите отделы тела насекомых. Перечислите органы, которые находятся на каждом отделе тела. Какова их функция? 4. Какие типы ротового аппарата насекомых вам известны. Как они устроены и как работают? Приведите примеры. Соотнесите насекомое и строение ротового аппарата Пчела Колюще-сосущий Комнатная муха Грызущий Комар Сосущий Рыжий таракан Лижущий Капустная белянка Грызуще-сосущий

 - плавательная, -прыгательная, - копательная, - бегательная, - хватательная

- плавательная, -прыгательная, - копательная, - бегательная, - хватательная

Внешнее строение насекомых У насекомых имеются различные типы ротовых аппарат.

Внешнее строение насекомых У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов Грызущий Грызуще-сосущий Колюще -сосущий Лижущий Сосущий Таракан пчела комар муха Капустная белянка

5 - плавательная, 4 -прыгательная, 2- копательная, 1 - бегательная, 3- хвата.

5 - плавательная, 4 -прыгательная, 2- копательная, 1 - бегательная, 3- хватательная

 Расставь верно! Оцени работу

Расставь верно! Оцени работу

Внутреннее строение насекомых

Внутреннее строение насекомых

Внутреннее строение насекомых Насекомые имеют кровеносную, дыхательную, выде.

Внутреннее строение насекомых Насекомые имеют кровеносную, дыхательную, выделительную, нервную, половую системы

Сравнительная характеристика Членистоногих Параметры сравнения Класс Ракообра.

Сравнительная характеристика Членистоногих Параметры сравнения Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Отделы тела Усики Ротовой аппарат Конечности покров Полость тела Пищеварительная система Органы дыхания Кровеносная система Нервная система Органы чувств Половая система, развитие и размножение

Системы внутренних органов Передний отдел: рот, глотка, пищевод, зоб, муск. ж.

Системы внутренних органов Спинной сосуд – сердце имеет камеры и клапана. Сос.

Системы внутренних органов Дыхательная система система разветвлённых трубочек.

Системы внутренних органов Дыхательная система система разветвлённых трубочек: трахей и трахеол; возд. мешки. дыхальца трахея воздушные мешки трахея продольная трахея дыхальца грудные дыхальце брюшное тр. пучок трахеола Наилучшая вентиляция органов дыхания происходит во время полёта

Системы внутренних органов Выделительная система Трубчатые мальпигиевы сосуды.

Системы внутренних органов Выделительная система Трубчатые мальпигиевы сосуды извлекают из гемолимфы вредные продукты жизнедеятельности и выводят в задний отдел кишечника. Там они обезвоживаются и выделяются наружу через анус. средняя кишка фекалии мальпигиевы сосуды задняя кишка прямая кишка средняя кишка мальпигиевы сосуды прямая кишка задняя кишка

Системы внутренних органов виды нервной системы слияние грудных и брюшных ган.

Сенсорные системы Жизнедеятельность насекомых сопровождается обработкой звуко.

Поведение Для насекомых характерно чрезвычайно сложные формы поведения. Это р.

Поведение Для насекомых характерно чрезвычайно сложные формы поведения. Это результат высокоразвитой нервной системы и тонкой работы органов чувств. Инстинкты – врождённые поведенческие реакции организма. Многие инстинкты связаны с заботой о потомстве, особенно сложны у общественных насекомых. Уховёртка опекает малышей пчёлы собирают нектар

Системы внутренних органов Половая система Раздельнополые животные. Характере.

Системы внутренних органов Половая система Раздельнополые животные. Характерен половой диморфизм. У самцов – парные семенники, у самок – пара яичников. у самца у самки

Сравнительная характеристика Членистоногих Параметры сравнения Класс Ракообра.

Сравнительная характеристика Членистоногих Параметры сравнения Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Отделы тела Усики Ротовой аппарат Конечности покров Полость тела Пищеварительная система Органы дыхания Кровеносная система Нервная система Органы чувств Половая система, развитие и размножение


Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ Полное превращение (развитие с метаморфозом) Неполное.

ТИПЫ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ Полное превращение (развитие с метаморфозом) Неполное превращение (развитие без метаморфоза) ИМАГО ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА ИМАГО ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ ЯЙЦО ЛИЧИНКА (НИМФА) ИМАГО

Ответим на вопросы и подведём итоги Определите, какое биологическое понятие н.

Ответим на вопросы и подведём итоги Определите, какое биологическое понятие не относится к классу насекомые? 1Жабры 2Головогрудь 3Крылья 4Мозаичное зрение 5Мимикрия 6Хитин 7Инстинкт 8Замкнутая кровеносная система

Домашнее задание 1. По учебнику изучить материал §27. 2. Запись терминов пара.

Домашнее задание 1. По учебнику изучить материал §27. 2. Запись терминов параграфа

Выбранный для просмотра документ урок насекомые.docx

Склярук Наталья Александровна

Систематизация ранее изученного, освоение новой темы и первичное закрепление знаний

ознакомить учащихся с внутренним строением насекомых, закрепить представления об особенностях строения и развитии насекомых.

Воспитательные:

бережное отношение к природе как целостному организму живого;

экологическое значение насекомых в природе и в жизни человека.

Образовательные:

формирование системы знаний о насекомых;

закрепить представления об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых;

расширить знания учащихся о развитии насекомых;

совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;

развивать логическое мышление, память, мировоззрение и речь;

развитие интереса к знаниям.

Оборудование :

2.Настраивает учащихся на плодотворную работу на уроке

3.Сообщает план занятия.

2.Проверка готовности к уроку, настрой на урок

II . Повторение ранее изученного

1. Индивидуальные задания

1. Подпишите типы ротовых аппаратов: колюще-сосущий, сосущий, лижущий.

2. Соотнесите типы конечностей

2. Расставь верно (в паре)

Систематика

Многоклеточные

Членистоногие

Ракообразные

Паукообразные

Проводят взаимопроверку

Оценка в тетрадь за д/з.

Самопроверка

Оценка в тетрадь за работу в паре.

- Какой класс мы начали изучать, что конкретно сегодня на уроке.

Записываем в тетради тему урока.

- Какие цели и план урока

- (ответы детей)

IV . Мотивация и актуализация знаний

Отмечают, если точно уверены.

Викторина "А знаешь ли ты"?

Почему божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы? (для защиты от врагов божьи коровки выделяют ядовитую жидкость).

Где находятся ушки у комара? (на передних ногах).

Как называется жук, который носит имя того месяца, в котором появляется на свет? (майский жук).

Почему этого жука называют жук-олень? (у него есть рога, как у одного лесного жителя - оленя).

За что получила своё название бабочка - капустница? (эта бабочка вредит посевам капусты).

Знаю - хлопок над головой

Не знаю – сесть на стул

V . Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учеб. материала

Объяснение в форме эвристической беседы

Пищеварительная система насекомых

Пищеварительная система подразделяется на три общих отдела: передний, средний и задний.

В состав переднего отдела кишечника входят ротовая полость, в которую открываются слюнные железы, глотка с сильно развитой мускулатурой, удлиненный пищевод, зоб – резервуар для накопления пищи, хорошо развитый у сосущих насекомых, и компактный мускульный желудок, измельчающий пищу, лучше развитый у грызущих насекомых.

Основное пищеварение происходит в среднем отделе кишечника . Стенки средней кишки всасывают питательные вещества. У многих насекомых средняя кишка образует слепо замкнутые отростки, увеличивающие пищеварительную поверхность.

В заднем отделе кишечника происходит всасывание избытков воды и формируются экскременты, удаляемые наружу.

( У пчел секрет слюнных желез образует маточное молочко, которое соединяясь с нектаром, превращает его в мед.У гусениц ряда бабочек этот секрет образует шелковину, используемую при завивании куколочного кокона.У кровососущих насекомых слюнные железы выделяют вещества, разжижающие кровь и препятствующие ее свертыванию. У насекомых, питающихся древесиной – термитов, в кишечнике присутствуют симбионты ( кто такие симбионты ?), которые выделяют вещества, способствующие перевариванию грубой растительной пищи. На шерсти ленивца проживают синие водоросли и насекомые, которые ими питаются ).

Дыхательная система насекомых представлена комплексом трахей – воздухоносных трубочек с упругими стенками, содержащими хитин. Воздух поступает в трахеи через дыхальца – мелкие парные отверстия, расположенные по бокам сегментов, у многих насекомых начиная от среднегруди до конца брюшка. В дыхальцах имеются запирательные аппараты, регулирующие воздухообмен. Далее трахеи многократно ветвятся вплоть до тончайших трахеол, пронизывая все тело и доставляя воздух непосредственно к органам и тканям. В некоторых участках крупные трахейные стволы расширяются, образуя воздушные трахейные мешки. ( Какую функцию выполняют воздушные мешки?)

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Главные органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды, трубчатые канальцы (от двух до сотни), замкнутые концы которых свободно располагаются в полости брюшка, другими концами они открываются в кишечник на границе средней и задней кишок. Жидкие продукты метаболизма – избытки солей, азотистые соединения – избирательно всасываются тонкими стенками сосудов, концентрируются и выводятся через заднюю кишку.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ незамкнута ( что это значит? ), т.е. часть своего пути кровь проходит не по специальным сосудам, а в полости тела. Центральным органом является сердце, или спинной сосуд, лежащий в верхней части полости брюшка и подразделенный на ряд (6—7) однородных пульсирующих камер. Кровь насекомых называют гемолимфой. Она обычно не окрашена и не содержит гемоглобина или аналогичных акцепторов кислорода, доставляемого непосредственно трахейной системой. Гемолимфа выполняет транспорт питательных веществ и экскретов, а также функции иммунитета.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ представлена надглоточным нервным ганглием, или головным мозгом, состоящим из трех пар слившихся нервных узлов. От него отходит окологлоточное нервное кольцо, соединенное внизу с парой подглоточных ганглиев. От них в нижней части полости тела тянется брюшная нервная цепочка. Исходно парные в каждом сегменте узлы у некоторых насекомых сливаются в грудном отделе. С центральной нервной системой связана периферическая нервная система — совокупность нервов, отходящих от узлов к мышцам, и симпатическая система, идущая от подглоточных узлов к внутренним органам.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ НАСЕКОМЫХ

Несмотря на небольшие размеры насекомые обладают сложными, высокочувствительными органами чувств. Органы зрения представлены сложными фасеточными глазами и простыми глазками. Фасеточный глаз состоит из тысяч элементарных зрительных единиц — омматидиев. Насекомые обладают развитым цветовым зрением, спектр которого несколько смещен в ультрафиолетовую область. Простые глазки, по-видимому, служат дополнительными светочувствительными органами и способны воспринимать поляризованный свет. Насекомые проявляют высокоразвитую зрительную ориентацию, некоторые из них ориентируются по солнцу с учетом его склонения.

Главными органами обоняния служат антенны, несущие множество специальных чувствительных рецепторов. Острота и специфичность обоняния насекомых необычайно велика. Самцы некоторых ночных бабочек находят самку, ориентируясь по запаху полового феромона, с расстояния 10—12 км.

Специально развитыми органами слуха обладают только некоторые насекомые. Рецепторы вкуса сосредоточены в основном на ротовых придатках – чувствительных щупиках, а у некоторых насекомых (бабочки и пчелы) обнаруживаются даже на лапках. Насекомые обладают высокоспецифичным вкусом, позволяющим безошибочно определять пищевые объекты. В кожных покровах насекомых помимо многочисленных осязательных рецепторов некоторые рецепторы регистрируют давление, температуру, микровибрации среды и другие параметры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Орган зрения пчелы.mpeg

Типы ротовых аппаратов насекомых.wmv

Выбранный для просмотра документ Класс Насекомые.Общая характеристика класса. Особенности строения насекомого.docx

Поурочный план Дата

Класс ____ 7

Урок 32 биологии

Тема урока: Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (слайд 3).

Цель: познакомить с особенностями внешнего строения, типами ротового аппарата, конечностей и местообитанием насекомых.

Образовательные: выявить особенности внешнего строения, местообитания насекомых.

Развивающие: развивать познавательный интерес через активизацию деятельности учащихся; умения выделить главное, сравнивать, анализировать;

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь. В от с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

(слайды 1 - 2).

Отгадав загадки, скажите о каких животных мы будем сегодня вести речь на уроке?

Не птица, а летает,

с хоботом, а не слон,

никто не приручает,

а на нас садится.

Черен – не ворон,

карий – не мерин,

шесть ног – без копыт,

с рогами – не бык.

Свою кровь прольет.

Нас всех больше на Земле,
И этим мы гордимся!
Есть поесть, что нам, а тле —
Листик народился.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения (слайд 3).

Цель урока: познакомиться с особенностями внешнего строения, типами ротового аппарата, конечностей и местообитанием насекомых.

Работа в группах

Изучение н/м:

А). Биологическая эстафета (слайд 4)

Б). Происхождение названия класса.

Как Вы думаете, почему насекомые получили свое название?

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, которое имеет насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие, которое отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног.

Насекомых изучает наука энтомология.

В). Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (слайд 5)

1. Проблемный вопрос:

Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

Насекомые имеют отличия, позволившие им стать хозяевами планеты. Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности.

Для того чтобы познакомиться с ними вы будете работать в группах.

2. Оцени свою работу на уроке по следующим критериям (слайд 6).

3. Работа в группах.

Используя материал на страницах 167- 169 §43 учебника под редакцией К.Кайыма и приложения 1-5, найдите материал по предложенному заданию, обсудите его в группах, запишите в таблицу в тетради и выступите перед классом (слайды 7- :

1 группа: многообразие насекомых и среды обитания (слайды 8 - 9).

3 группа: способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых (слайд 12).

Давайте вернемся к проблемному вопросу и ответим на него: Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

Г). А знаете ли Вы, что …. (слайды 23- 25) :

самыми плодовитыми на планете являются насекомые. Известно, что при благоприятных условиях масса

потомства одной самки капустной тли за год может составить 822 млн. тонн, что в 3 раза превосходит вес

населения всего з.ш.;

самыми крупными и тяжёлыми среди насекомых считаются жуки-голиафы;

самыми прожорливыми на планете считается гусеница ночной бабочки сатурнии полифеи (Сев.Америка), она за

первые48 часов жизни поглощает количество пищи в 86 тыс. раз её веса;

самыми шумными насекомыми считаются самцы цикад. В минуту они издают 7400 звуковых импульсов, которые

слышны на расстоянии в 400м;

самой большой в мире дневной бабочкой является охраняемый вид - птицекрылка Александра. Размах крыльев 28 см.

Работа в группах

Работа в группах

IV . Физминутка

V . Закрепление

1.На какие отделы разделено тело насекомого?

2. Какие органы расположены на голове насекомого?

3. Сколько ходильных ног?

4. Где располагаются крылья?

Б). Вставьте пропущенные слова (слайды 27 -28):

1.У насекомых … конечности, их . пары. Летают с помощью … .

2. Тело состоит из 3 отделов : … , … , … .

3. На голове органы чувств: … глаза, … зрение, … пара усиков.

Сложные и простые глаза (фасеточное зрение)

Усики (антенны), лапки

Органы слуха на коленках, на брюшке

Усики (антенны), ротовые конечности

Органы, издающие звуки

VI . Подведение итогов

Вывод. Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.

Оценивание работы каждого учащегося на уроке по предложенным критериям.

VII. Д/З:

творческое задание на выбор:

найти поговорки, пословицы, загадки, стихи о насекомых, составить альбом рисунков.

VIII .

Слайды 32 - 34:

Список литературы и Интернет – источников:

Т.Богданова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающие в вузы. Москва, 2004.

А.Никишов. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений, Москва, 2000.

Б.Быховский, Зоология. Учебник для 6- 7 классов средней школы. Москва, 1975.

О.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. 7- 8 классы. Москва, 2004.

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.

kopilkaurokov . ru >Презентации> fizminutka - dlia - ghlaz …

Приложение 1:

Насекомые - самый многочисленный класс членистоногих животных, насчитывающий более 1 млн. видов. Они населяют самые разнообразные среды обитания. Большинство насекомых занимает наземно – воздушную среду жизни (бабочки, мухи, комары, осы). Так же обитают в воде (водомерки, плавунцы, гладыши), в почве (медведки, личинки майского жука). Встречаются насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы). Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. Насекомые ведут свободноживущий и паразитический образ жизни. Размеры их тела разнообразны: самые маленькие длиной около 1 мм, а самые большие достигают 30 см. Есть насекомые, которые живут поодиночке (хищные жуки, наездники), а есть и общественные, живущие большими семьями до 3 миллионов особей (это муравьи, пчёлы, термиты).

Приложение 2

Внешнее строение насекомых

Несмотря на огромное разнообразие насекомых, для всех них характерны общие особенности.

Насекомые имеют хитиновый покров. Тело насекомых защищено кутикулой, которая снаружи покрыта водонепроницаемой плёнкой. Она предохраняет насекомое от потери воды. В покровах имеются многочисленные волоски и многочисленные железы. К покровам тела изнутри прикрепляются мышцы, которые у насекомых очень хорошо развиты. Это позволяет насекомым совершать очень сложные движения. Общее количество мышечных пучков может достигать двух тысяч, в то время как у человека насчитывается всего около 600 скелетных мышц. Взрослые насекомые не растут и не линяют.

Их тело чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Они соединены между собой подвижно.

На голове расположены одна пара усиков, разнообразные по длине, числу и форме члеников, которые могут быть нитевидными, гребенчатыми, перистыми, булавовидными и пластинчатыми, выполняющие функции осязания и обоняния; два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько мелких простых глаз, позволяющие ориентироваться в пространстве, и ротовой аппарат, необходимый для захвата пищи. Имеют два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько мелких простых глаз.

Грудь состоит из трёх сегментов, которые называются переднегрудью, среднегрудью и заднегрудью. Каждый сегмент несёт по одной паре ходильных конечностей. Насекомые имеют три пары ног. Конечности, как и у всех членистоногих, состоят из члеников, которые подвижно соединены между собой суставами. Это позволяет животному совершать разнообразные движения. Последние два сегмента несут ещё, кроме конечностей, и по паре крыльев. Насекомые – единственный класс среди беспозвоночных животных, представители которого имеют крылья и способны летать. Крылья – тонкие кутикулярные пластинки, содержащие жилки, в которых проходят трахеи и нервы. Крылья в большинстве случаев не одинаковы, хотя у стрекоз они почти равноценны. У жуков передняя пара крыльев полностью затвердевает и превращается в жёсткие надкрылья, которые не способны к машущему полёту и просто защищают заднюю пару крыльев, которые тонкие и прозрачные. У комаров и мух, наоборот, полноценными крыльями становится передняя пара, тогда как задняя уменьшается в размерах и видоизменяется в жужжальца. Относительно небольшое число видов насекомых бескрылы. Часть из них утратила крылья в связи с паразитическим образом жизни, например вши и блохи.

Брюшко насекомых может содержать разное количество сегментов, причём у примитивных видов сегментов больше. Например, брюшко двухвостки состоит из 11 сегментов, а у более высокоразвитых – всего четыре-пять сегментов. Конечности на брюшке отсутствуют. Примитивные виды содержат на брюшке недоразвитые конечности, т.е. их рудименты. На заднем конце брюшка могут находиться придатки в виде яйцеклада (у кузнечиков) или жала (у пчёл, ос).

Приложение № 3:

Насекомые имеют 3 пары ходильных ног, которые могут быть прыгательными, они сильно вытянуты в длину (у кузнечика), роющими – они укорачиваются и становятся массивными (у медведки), плавательными (у плавунца), собирательными (у пчелы) и бегательными (у жужелицы).

Приложение № 4:

Насекомые питаются разнообразной пищей, и в зависимости от характера питания, у них встречаются различные типы ротовых аппаратов. Виды, питающиеся твёрдой растительной и животной пищей, имеют грызущий ротовой аппарат (жуки, стрекозы). Виды, питающиеся жидкой пищей (соками растений, кровью животных, нектаром цветков, разложившимися остатками тканей растений и животных) имеют сосущий (бабочки), колюще-сосущий (вши, комары), грызуще – лижущий (пчёлы), фильтрующее - лижущий ротовые аппараты (мухи).

Приложение № 5:

Органы чувств у насекомых обычно многообразны и развиты очень хорошо.

Зрение представлено сложными и простыми глазами. Сложные, или фасеточные, глаза (1 пара) расположены по бокам головы. Они состоят из множества зрительных элементов — омматидиев, или фасеток, число которых у комнатной мухи достигает 4000, а у стрекоз — даже до 28000 в каждом глазу. Простые глаза, или глазки, располагаются на голове насекомого треугольником: 1 срединный — на лбу, 2 других — симметрично по сторонам и выше на темени. Развиты они не у всех насекомых. Часто срединный глазок исчезает, реже отсутствуют парные глазки при сохранении среднего. Простые глаза позволяют воспринимать свет, но не могут различать предметы. Многие чешуекрылые и двукрылые совсем лишены глазков.

Насекомые могут различать цвета. Цветовым зрением обладают насекомые: пчелы, мухи, бабочки. Они воспринимают желтые, синие, фиолетовые оттенки, а красный, вероятно, как черный. Например,

тли, например, отличают красный, желтый и зеленый от синего и фиолетового;

шведскую муху привлекают голубые оттенки на зеленом фоне;

у пчел цветовое зрение сдвинуто в сторону коротковолновой части спектра, и они плохо различают оранжево-красный его участок, но это компенсируется различением недоступного для глаза человека УФ-летового участка.

Усики являются органами осязания и обоняния. Вкусовые рецепторы расположены на ротовом аппарате.

Органы слуха хорошо развиты у насекомых, способных издавать звук (саранчовые, кузнечики, сверчки, певчие цикады, некоторые клопы). Они расположены у саранчовых и цикад на I сегменте брюшка, а у кузнечиков и сверчков — на голенях передних ног. Однако различать звуки могут и многие другие насекомые, не имеющие тимпанальных органов.

Органы вкуса расположены на ротовых частях. У бабочек, пчел и мух они также обнаружены на лапках передних ног. Голодная бабочка развертывает хоботок при прикосновении нижней стороны лапок к раствору сахара. При этом бабочки ощущают концентрацию сахара в воде в 2000 раз меньшую, чем человек. Насекомые в той или иной мере могут различать сладкое, соленое, горькое и кислое. Чувствительность к разным вкусам у различных насекомых неодинакова. Например, гусеницам бабочек лактоза кажется сладкой, а пчелам – безвкусной. Зато пчелы очень чувствительны к соленому

Кроме того, отдельные виды могут различать колебания температуры и влажности воздуха, изменение давления воздуха и водной среды, магнитное поле Земли и воздействие




Конспект подробный. Логически выдержанный. Презентация не привлекает внимание. Неудачно выбрана цветовая гамма. На некоторых слайдах текстовая информация не поддаётся прочтению, т.к. размер шрифта не соответствует санитарным нормам. Презентация на некоторых слайдах содержит сканированные иллюстрации низкого качества.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: