Каждый народ строит украшает изображает 4 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).

Вводная беседа учителя

* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина

Постановка художественной задачи

Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.

Обмен впечатлениями об увиденном

Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.

*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.

Практическое выполнение задания

Дети рисуют свои образы русской избы

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Какие элементы декора избы вы запомнили?
  2. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях?
  3. Что помогало мастерам создавать узоры?
  4. Почему Кижи называют восьмым чудом света?
  5. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?
  6. Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.

Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.

* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25

Постановка художественной задачи

На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.

Практическое выполнение задания

Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека).

* Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7

** Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23

Домовёнок Кузя принимает работу.

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Посмотрите, какие из построек получились интереснее?
  2. Какие постройки украшены богаче?
  3. Какую часть избы украшали наиболее пышно?
  4. Как называется накладное резное украшение вокруг окна?
  5. Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?
  6. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.

Балясина – резной столбик или доска крыльца, галереи.

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

Наличник- украшенное обрамление окна.

Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал, как художник –конструктор. И сегодня человек строит в городе и в деревне . И каждый народ делает это по- своему.

С тех же древних времён все народы украшали себя. Это не было развлечением. Украшения – это всегда были знаки, Которые помогают людям понимать друг друга. По украшению можно узнать, откуда он, узнать о его намерениях- мирных или воинственных. О том кто он, простой воин, крестьянин или вождь.

Иглу Всюду , где бы ни жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться рядом. Тебе нетрудно представить дом из дерева, камня или кирпича. А дом, сделанный изо льда?

Жилище северных народов А еще народы Севера, оленеводы и охотники, делают дома из меха. Это яранги и чумы.

А где же дом жителей степей? Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стены Такой дом называется юрта.

Внутри юрты пол выстилают коврами, сделанными женщинами вручную. Рисунок они берут из природы, окружающей их.

А как строили свои дома жители гор? Эти постройки делают из камня .Крыши у них совсем плоские и их можно использовать: спать на них в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. Вблизи горный аул похож на крепость. А издали сливается с окружающими скалами. Н.Рерих. Горы.

Туманные острова Японские дома. Пагода. Отправимся в Страну восходящего солнца. Представь себе бескрайний великий океан. Со Дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих Островах поселились люди.

Любование клёнами на горе Такао Роспись ширмы. Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому искусству учат японских детей в школах.

Каждый народ изображает, украшает, строит

№ слайда 1

Каждый народ изображает, украшает, строит

Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал об

№ слайда 2

Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал, как художник –конструктор.И сегодня человек строит в городе и в деревне . И каждый народ делает это по- своему.

С тех же древних времён все народы украшали себя. Это не было развлечением.Украш

№ слайда 3

С тех же древних времён все народы украшали себя. Это не было развлечением.Украшения – это всегда были знаки, Которые помогают людям понимать друг друга. По украшению можно узнать, откуда он, узнать о его намерениях- мирных или воинственных. О том кто он, простой воин, крестьянин или вождь.

Всюду , где бы ни жил человек, ему необходимо жилище.Каким быть дому зависит от

№ слайда 4

Всюду , где бы ни жил человек, ему необходимо жилище.Каким быть дому зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться рядом. Тебе нетрудно представить дом из дерева, камня или кирпича. А дом, сделанный изо льда?Иглу

Жилище северных народовА еще народы Севера, оленеводы и охотники, делают дома из

№ слайда 5

Жилище северных народовА еще народы Севера, оленеводы и охотники, делают дома из меха. Это яранги и чумы.

Чтобы смягчить суровые условия жизни, они стараются ярко украсить свою одежду, п

№ слайда 6

Чтобы смягчить суровые условия жизни, они стараются ярко украсить свою одежду, предметы быта.

Так народы Северные украшают свои вещи.

№ слайда 7

Так народы Северные украшают свои вещи.


№ слайда 8

Детские рисунки

№ слайда 9


№ слайда 10

А где же дом жителей степей?Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют

№ слайда 11

А где же дом жителей степей?Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стеныТакой дом называется юрта.

П. Кузнецов. Степь. Масло.

№ слайда 12

П. Кузнецов. Степь. Масло.

Посуда их кожиКухня юрты

№ слайда 13

Посуда их кожиКухня юрты

Внутри юрты пол выстилают коврами, сделанными женщинами вручную. Рисунок они бер

№ слайда 14

Внутри юрты пол выстилают коврами, сделанными женщинами вручную. Рисунок они берут из природы, окружающей их.

Жители степей- это охотники и пастухи

№ слайда 15

Жители степей- это охотники и пастухи


№ слайда 16

А эти каменные замки расположились в горах. Горы были хорошей защитой от врага.

№ слайда 17

А эти каменные замки расположились в горах. Горы были хорошей защитой от врага.

А как строили свои дома жители гор?Эти постройки делают из камня .Крыши у них со

№ слайда 18

А как строили свои дома жители гор?Эти постройки делают из камня .Крыши у них совсем плоские и их можно использовать: спать на них в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. Вблизи горный аул похож на крепость. А издали сливается с окружающими скалами.Н.Рерих. Горы.

Самыми почитаемыми людьми в аулах являются люди почтенного возраста

№ слайда 19

Самыми почитаемыми людьми в аулах являются люди почтенного возраста


№ слайда 20


№ слайда 21

Отправимся в Страну восходящего солнца. Представь себе бескрайний великий океан.

№ слайда 22

Отправимся в Страну восходящего солнца. Представь себе бескрайний великий океан. Со Дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих Островах поселились люди.Пагода.Японские дома.Туманные острова

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого мален

№ слайда 23

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому искусству учат японских детей в школах.Любование клёнами на горе ТакаоРоспись ширмы.

Журавли. Гравюра.Пионы. Фрагмент настеннойросписи

№ слайда 24

Журавли. Гравюра.Пионы. Фрагмент настеннойросписи

Главная хозяйка в японском доме- женщина.она и главное его украшение. Одежда япо

№ слайда 25

Главная хозяйка в японском доме- женщина.она и главное его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье- халат с Широкими рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота Кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их для себя сами, берегли ипередавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, на бабочек.

Детские рисунки

№ слайда 26


№ слайда 27

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация, составленная мной для проведения уроков Изобразительного Искусства в пятых классах, поможет учителю ознакомить детей с искусствами разных народов. Множество иллюсраций, которые содержаться в данном материале, смогу с высокой точностью объяснить учащимся какие инструменты, одежды и т.д. использовали разные народы мира. В конце данной презентации имеется слайд с Заданиями на урок для наилучшего усвоения и закрепления материала детьми. Надеюсь, что данная презентация окажеться полезной как для детей, так и для учителей Изобразительного Искусства.

Каждый народ изображает , украшает , строит . Каждый народ земли – художник Учитель : Логинова Татьяна Михайловна .

Каждый народ изображает , украшает , строит .

Каждый народ земли – художник Учитель : Логинова Татьяна Михайловна .

Каждый народ строит Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал, как художник –конструктор . И сегодня человек строит в городе и в деревне . И каждый народ делает это по- своему.

Каждый народ строит

Чтобы смягчить суровые условия жизни, они стараются ярко украсить свою одежду, предметы быт

Так народы Северные украшают свои вещи.

Так народы Северные украшают свои вещи.

А где же дом жителей степей ? Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стены . Такой дом называется юрта.

А где же дом жителей степей ? Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стены . Такой дом называется юрта.

Читайте также: