Каждый народ строит украшает изображает 4 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).
Вводная беседа учителя
* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21
Знакомство с основными элементами жилища
Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?
Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина
Постановка художественной задачи
Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.
Обмен впечатлениями об увиденном
Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.
*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.
Практическое выполнение задания
Дети рисуют свои образы русской избы
Предполагаемые вопросы учащимся:
- Какие элементы декора избы вы запомнили?
- Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях?
- Что помогало мастерам создавать узоры?
- Почему Кижи называют восьмым чудом света?
- О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?
- Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.
Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.
* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25
Постановка художественной задачи
На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.
Практическое выполнение задания
Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека).
* Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7
** Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23
Домовёнок Кузя принимает работу.
Предполагаемые вопросы учащимся:
- Посмотрите, какие из построек получились интереснее?
- Какие постройки украшены богаче?
- Какую часть избы украшали наиболее пышно?
- Как называется накладное резное украшение вокруг окна?
- Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?
- О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?
Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.
Балясина – резной столбик или доска крыльца, галереи.
Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.
Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.
Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.
Конёк- бревно на стыке кровли из досок.
Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.
Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.
Наличник- украшенное обрамление окна.
Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.
Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.
Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.
Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал, как художник –конструктор. И сегодня человек строит в городе и в деревне . И каждый народ делает это по- своему.
С тех же древних времён все народы украшали себя. Это не было развлечением. Украшения – это всегда были знаки, Которые помогают людям понимать друг друга. По украшению можно узнать, откуда он, узнать о его намерениях- мирных или воинственных. О том кто он, простой воин, крестьянин или вождь.
Иглу Всюду , где бы ни жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться рядом. Тебе нетрудно представить дом из дерева, камня или кирпича. А дом, сделанный изо льда?
Жилище северных народов А еще народы Севера, оленеводы и охотники, делают дома из меха. Это яранги и чумы.
А где же дом жителей степей? Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стены Такой дом называется юрта.
Внутри юрты пол выстилают коврами, сделанными женщинами вручную. Рисунок они берут из природы, окружающей их.
А как строили свои дома жители гор? Эти постройки делают из камня .Крыши у них совсем плоские и их можно использовать: спать на них в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. Вблизи горный аул похож на крепость. А издали сливается с окружающими скалами. Н.Рерих. Горы.
Туманные острова Японские дома. Пагода. Отправимся в Страну восходящего солнца. Представь себе бескрайний великий океан. Со Дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих Островах поселились люди.
Любование клёнами на горе Такао Роспись ширмы. Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому искусству учат японских детей в школах.
№ слайда 1
Каждый народ изображает, украшает, строит
№ слайда 2
Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал строить себе жилище, он уже выступал, как художник –конструктор.И сегодня человек строит в городе и в деревне . И каждый народ делает это по- своему.
№ слайда 3
С тех же древних времён все народы украшали себя. Это не было развлечением.Украшения – это всегда были знаки, Которые помогают людям понимать друг друга. По украшению можно узнать, откуда он, узнать о его намерениях- мирных или воинственных. О том кто он, простой воин, крестьянин или вождь.
№ слайда 4
Всюду , где бы ни жил человек, ему необходимо жилище.Каким быть дому зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться рядом. Тебе нетрудно представить дом из дерева, камня или кирпича. А дом, сделанный изо льда?Иглу
№ слайда 5
Жилище северных народовА еще народы Севера, оленеводы и охотники, делают дома из меха. Это яранги и чумы.
№ слайда 6
Чтобы смягчить суровые условия жизни, они стараются ярко украсить свою одежду, предметы быта.
№ слайда 7
Так народы Северные украшают свои вещи.
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
А где же дом жителей степей?Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стеныТакой дом называется юрта.
№ слайда 12
П. Кузнецов. Степь. Масло.
№ слайда 13
Посуда их кожиКухня юрты
№ слайда 14
Внутри юрты пол выстилают коврами, сделанными женщинами вручную. Рисунок они берут из природы, окружающей их.
№ слайда 15
Жители степей- это охотники и пастухи
№ слайда 16
№ слайда 17
А эти каменные замки расположились в горах. Горы были хорошей защитой от врага.
№ слайда 18
А как строили свои дома жители гор?Эти постройки делают из камня .Крыши у них совсем плоские и их можно использовать: спать на них в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. Вблизи горный аул похож на крепость. А издали сливается с окружающими скалами.Н.Рерих. Горы.
№ слайда 19
Самыми почитаемыми людьми в аулах являются люди почтенного возраста
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
Отправимся в Страну восходящего солнца. Представь себе бескрайний великий океан. Со Дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих Островах поселились люди.Пагода.Японские дома.Туманные острова
№ слайда 23
Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. И теперь этому искусству учат японских детей в школах.Любование клёнами на горе ТакаоРоспись ширмы.
№ слайда 24
Журавли. Гравюра.Пионы. Фрагмент настеннойросписи
№ слайда 25
Главная хозяйка в японском доме- женщина.она и главное его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье- халат с Широкими рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота Кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их для себя сами, берегли ипередавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, на бабочек.
№ слайда 26
№ слайда 27
Данная презентация, составленная мной для проведения уроков Изобразительного Искусства в пятых классах, поможет учителю ознакомить детей с искусствами разных народов. Множество иллюсраций, которые содержаться в данном материале, смогу с высокой точностью объяснить учащимся какие инструменты, одежды и т.д. использовали разные народы мира. В конце данной презентации имеется слайд с Заданиями на урок для наилучшего усвоения и закрепления материала детьми. Надеюсь, что данная презентация окажеться полезной как для детей, так и для учителей Изобразительного Искусства.
Каждый народ изображает , украшает , строит .
Каждый народ земли – художник Учитель : Логинова Татьяна Михайловна .
Каждый народ строит
Чтобы смягчить суровые условия жизни, они стараются ярко украсить свою одежду, предметы быт
Так народы Северные украшают свои вещи.
А где же дом жителей степей ? Они создают свой дом из шерсти овец. Из него валяют войлок и делают ковры, чтобы потом утеплить и украсить им стены . Такой дом называется юрта.
Читайте также: