Буква т закрепление конспект урока в 1 классе школа россии

Обновлено: 07.07.2024

• усвоят на практическом уровне понятие единственного и множественного числа.

1. Актуализация знаний

— Какие буквы согласных звуков мы уже знаем? Назовите их правильно. На какие две группы мы их разделили? Назовите глухие согласные звуки. А теперь — звонкие.

Назовите самые маленькие слова, в состав которых входят эти звуки. Для понимания составьте с ними предложения. (С, на, но, ну, ни-ни, к, ты.) Мы уже многое узнали о звуках и буквах русской речи. Сегодня упорядочим все наши знания.

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу и объясните её значение: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. О ком так можно сказать? (О людях, которые всегда выполняют своё дело хорошо, с желанием и мастерством.)

Составим звуковую схему предложения. Укажите букву согласных звуков [т], [т'].

— От слова труд образуйте ряд родственных слов. (Трудиться, трудовой, трудный, трудящийся, трудяга.)

Зная одно слово, мы можем получить много родственных слов.

3. Работа по теме урока

К слову гость подберите ряд родственных слов. Мы уже научились это делать. (Гость, гостиница, гостить, угостить, гостевая.)

Когда один человек приходит к вам домой, как его можно назвать? (Гость.)

Когда вы пригласили много людей? (Это гости.)

Что вы можете сказать про слова: гости — гость? Что они обозначают? (Это много предметов и один предмет.)

В словах рассыпались и перепутались все буквы. Расставьте буквы правильно и напечатайте слова.


Назовите слова, в которых буква т обозначает мягкий согласный звук. (Тигр.)

Почему? (За ним идёт звук [и].) К какой группе предметов относится это слово? (Это животное.)

Какие звуки [т] в двух других словах? (Трамвай — звук [т] — твёрдый. В слове тыква — звук [т] тоже твёрдый.)

Назовите гласные буквы, с которыми согласные читаются твёрдо. (Это буквы а, о, у, ы.)

К каким группам слов относятся эти слова? (Трамвай — это пассажирский транспорт. Тыква — это овощ.)

Напечатайте предложения: У Насти нитки. Ау Алика канат.

Дети записывают предложения с комментированием.

— К какому предложению относится эта схема? (К первому предложению.)

image176

Как изменить схему, чтобы она подходила ко второму предложению? (Нужно добавить одну черту после первого слова.)

Почему в середине этих предложений показаны слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Имена, фамилии и отчества людей пишутся с заглавной буквы.)

Расскажите наизусть четверостишие о букве т. Из букв слов нитка, нос, тут составьте новые слова (с. 54). Можете воспользоваться тетрадью для печатания. (Ткани.)

Напечатайте эти слова и разделите их на слоги. Подчеркните слоги-слияния. Прочитайте слова (с. 54) и запишите их в тетрадь для печатания по слогам. (А-ист, сос-ны, о-си-ны, кус-ты, о-со-ка.)

Если слово не умещается на строке, как выйти из этого положения? (Слово надо перенести на другую строку.)

Как мы это делаем? (Переносим слова по слогам.)

Какие предостерегающие правила мы должны помнить? (Переносить с одной строки на другую нельзя одну букву и оставлять на строке одну букву тоже нельзя.)

— Подчеркните слово, которое нельзя переносить с одной строки на другую. (Нельзя переносить слово а-ист, так как в первом слоге только одна буква. Одну букву нельзя переносить с одной строки на другую и оставлять одну букву на строке.)

Дети подчёркивают слово аист.

Прочитаем слова на странице 55. Если оно обозначает один предмет, то вы говорите хором слово, которое обозначает много предметов, и наоборот.

Объясните значение слов каток, кисти. Рассмотрите рисунки и объясните значение данных слов.

Добавляется рисунок человека, танцующего и крутящего кистями рук. Добавляется рисунок кисти винограда, кисти у скатерти, платка. Кисти для покраски стен.

— Рассмотрите картинку на странице 55. Что здесь изображено? (Оркестр и солистка.)

На каких инструментах играют дети? (У них балалайки, гармонь.)

Какую песню исполняет девочка? (Она поёт русскую народную песню. У неё костюм русский и кокошник.)

Какие ещё инструменты вы могли бы внести в оркестр народных инструментов?

Давайте попробуем сделать текст более красивым. Для чего собрались дети с инструментами? (Они готовили выступление к празднику Новый год и т. д.)

Как вы думаете, кого дети пригласили к себе на праздник? (Своих родителей, бабушек, дедушек.)

Придумайте несколько предложений, с которых начнётся ваш рассказ. (Скоро ________ _______ ! Мы стали готовиться к праздничному концерту. На концерт мы пригласили мам, пап, бабушек, дедушек, своих сестричек и братишек. )

Вот мы и научились составлять красивые тексты. При составлении рассказов очень важно правильно строить каждое предложение и следить, чтобы одно предложение было связано с другим, чтобы всем всё было понятно. Прочтите слоги и слова. Обратите внимание на выделенные слова. Они помогут вам назвать то, что изображено на доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа России" по теме "Буквы Т,т. Согласные звуки (Т),(Т").

Учитель: Гударева И.В.

познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;

развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;

способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.

Оборудование: кукла Незнайка, два плаката, компьютер, кассы букв, цветные карточки-схемы.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил, нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе,

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.

Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)

А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)

Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)

А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)

А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)

Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)

3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

Помотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)

Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)

Почему? (один гласный звук [и])

Назовите слияние (ри)

А какой звук вне слияния? ([т])

Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.

Поможем Незнайке угадать второе слово.

Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)

Назовите хором слияние. (пя)

Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза. ([т’])

Дайте ему полную характеристику (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)

Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).

Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].

Глупый, маленький телёнок

Только вышел из пелёнок.

Вот тебе косыночка,

Ты, телёнок,- Зиночка!

е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

5.Упражнения для развития речевого аппарата.

6.Первичное закрепление: чтение слияний-чистоговорок.

А сейчас представьте, что мы мыши.

Ты-ты-ты – к нам пришли коты.

Та-та-та – не боимся мы кота.

Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.

То-то-то – будем мы играть в лото.

Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.

7.Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)

8.Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.

б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.

Назовите слова со звуками [ т ]и [ т’].

в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

Чтение по цепочке.

Чтение текста одним учеником (3-4 человека).

Беседа по содержанию и озаглавливание:

-У кого были окуни?

-Что сказано про кота?

-Как можно назвать этот рассказ?

Пересказ текста учащимися.

-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.

10.Работа с кассой букв. Учащиеся составляют слова: кот - кит – тик – ток – так. (Дети работают в индивидуальных кассах, один человек на общей кассе).

11.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-Какой буквой на письме они отличаются?

-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.

-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы.

Учитель приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.

- Ушки ваши пусть не просто, слушают. А всё слышат.

- Поднимите смайлики, которым соответствует ваше настроение для нашей дальнейшей работы.


II. Актуализация знаний

- Я начну, а ты продолжи…

Учащийся с ОВЗ показывает ответы при помощи графических карточек.


- Речь бывает (устная и письменная)

- Устную речь мы (слышим и читаем)

- Письменную речь (пишем и читаем)

- Наша речь состоит из (предложений)

- Предложение состоит из (слов)

- Слова состоят из слогов (слогов)

- Слоги состоят из (звуков)

- Звуки мы (слышим и произносим)

- Буквы мы (пишем и читаем)

- Звуки бывают (гласные и согласные)

Работа в парах

- У вас на партах лежат карточки с буквами (а,о,и,у,ы,с,н,к,т)

- Определите, какой звук она обозначает. Докажи.

- На какие две группы можно распределить эти буквы? (Гласные, согласные)

Учащийся с ОВЗ в это время работает с индивидуальными карточками, на которых гласные буквы изображены красным цветом, а согласные синим.


- Назовите гласные, с которыми согласные читаются твёрдо.

Учащийся с ОВЗ работает с ЭОР.

- А как они будут читаться с буквой И, и? (мягко)

- Составьте слова из этих букв.

(Возможные варианты: сон, нос, сук, кит, коса, кино, кони, кот).

Работа над словообразованием.

- Составьте из букв слово и схему слова КОТ

- Кот – это взрослое животное, а маленькое? (котик)

- Составьте звуковую схему для к слову КОТИК.

- Что вы можете сказать про эти слова? (слова кот и котик - родственные)

- Составьте с этими словами предложения.

Учащийся с ОВЗ подчеркивает в слове котик и кот гласные и согласные по твердости, мягкости.(учитель контролирует и корректирует работу обучающегося).

Физминутка.

(Учащиеся выполняют движения, которые проговаривает учитель.)

Котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Вытянул шею, повернулся вправо, влево.

Выгнул спинку, весело замахал хвостом.

В словах рассыпались и перепутались все буквы. Расставьте буквы правильно и напечатайте слова. (Ученики выполняют на доске)

Учащийся с ОВЗ выполняет задание вместе со всеми.


- Прочитайте слова в столбиках (с.54).Составьте со словами канат и нитки предложения.

- Что можно сказать о словах каждого столбика? (много предметов и один).

- К какому предложению и текста относится эта схема?

- Прочитай это предложение.

- Как изменить схему, чтобы она подходила к первому предложению? (Нужно убрать одну черту после первого слова.)

- Прочитай третье предложение и составь схему самостоятельно.

Учащийся с ОВЗ выполняет задание под руководством учителя.

Физминутка. Снятие усталости

(Учащиеся выкладывают букву из ручек, карандашей, карточек и т.д.)

- На что похожа эта буква?

- Выложите эту букву из того, что есть на парте.

- Напишите пальчиком на спине друг у друга.

Работа по теме урока.

- Из букв слова нитка, нос, тут составьте новые слова (с.54). Напечатайте их в тетрадь. Разделите на слоги, подчеркните слоги слияния.

IV. Работа с ЭОР. (Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого)

- Чтобы дать сигнал к отправке. Нам надо выполнить следующее задание.

- Найти 8 слов с буквой Т,т на картинке.

- А теперь составим с этими словами рассказ.

- Проверим наш рассказ в соответствии с предложенным. (Просмотр мультфильма).

Урок 31. чтение слогов и слов с буквой т
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [т], [т′], букве Т т; развивать связную речь, память, логическое мышление.

Оборудование : учебник, карточки с ребусами.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

а) Придумайте слова, в которых звуки [т], [т′] в начале (ток, тигр, тачка), в середине (станок, ситец, соты, ноты), в конце слова (кот, рот, флот, плот).

б) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′]. (Стол, стул, цветок, картина, парта.)

в) Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т′]? (Портфель, ластик, кисточка, тетрадь.)

1. Разгадывание ребусов.

Рассматривание рисунков. На рисунке изображен кит. Зачеркнутая буква и говорит о том, что вместо нее надо вставить букву о.



Другие рисунки разбираются таким же образом.



тыква театр тигр

2. Работа с анаграммами: с. 58–59.

Нитка ткани нос сон тут тут

Физкультминутка

& Работа по учебнику: с. 58.

▲ Чтение слов по слогам.

Обращается внимание детей на то, что не во всех словах слоги-слияния. Объясняется, что читать надо по слогам. Так, в слове канатка | на т, прочитывается первый слог-слияния ка, затем
слог на протяжно читаем, добавляя звук [т], получается слог нат. Затем слово прочитывается целиком – ка | на т.

т аким же образом прочитываются слова:

Ни ¦ т | ки, ни¦ т | ка, а | и¦ с¦ т, со¦ с | ны, к¦у с | ты, к¦и с | ти.

3. Работа со словами-антонимами.

▲ Чтение предложений на с. 58.

Выясняется, чем отличаются нитки от каната.

Канат – толстый.

Нитки – тонкие.

Учитель объясняет детям, что слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами.

Дети сами называют слова-антонимы, или учитель называет одно значение, а дети называют противоположное значение (например: белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д.)

4. Работа с многозначными словами, с. 58–59.

Рассматривание рисунка на с. 59.

Объясняется, что такие слова называются многозначными.

Таким же образом проводится работа над словом ки с | ти.

Физкультминутка

■ Развитие связной речи учащихся.

▲ Чтение предложений на с. 59.

Если у детей возникают затруднения в чтении слова Антон, учитель объясняет, что читать его надо по слогам. В первом слоге узнаем первую гласную букву и называем ее, звук произносится протяжно, и, глядя на следующую букву, договариваем твердый согласный звук, получился слог Ан; слитно, по двум буквам читаем слияние и договариваем твердый согласный звук, получился слог тон. Теперь читаем все слово целиком.

Читайте также: