Катерина как трагический характер конспект

Обновлено: 08.08.2024

Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: Что такое коллизия? – безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца…- прости счастье, простите радости и обаяния жизни!… Последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца – он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести… В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения.

В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса?

Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас (*65) весело – и этого достаточно: Надолго ль муж-то уехал?… О, так мы погуляем! Время-то довольно…

Никто и не узнает про нашу любовь… – Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Какой контраст! Какая полнота свободной любви в противоположность робкому Борису! Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания.

Тщетны надежды Катерины: Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела. Кабы, может быть, какую-нибудь… Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе.

Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!

Лучше б бежать мне тогда! Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!… Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…

А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал, и глухота его весьма примечательна. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного приданого. Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек.

У него не хватает смелости и терпения даже выслушать последние признания Катерины. Не застали б нас здесь!

– Время мне, Катя!… Нет, такая любовь не может послужить Катерине исходом.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте Грозы эпохальный смысл, а в характере Катерины – новую фазу нашей народной жизни. Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины.

Колебания героини, полюбившей Бориса, горение ее совести Добролюбов счел невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования. Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены предрассудками, искусственными комбинациями, условными наставлениями старой морали, старой ветошью. Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис. (*66) Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от таких героинь Островского, как, например, Липочка из Своих людей…

Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким протестанткам нипочем! Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о суеверии, невежестве, религиозных предрассудках. Не увидим в страхе Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости.

Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. У меня уж очень сердце болит,- говорит Катерина в минуту признания. В ком есть страх, в том есть и Бог,- вторит ей народная мудрость. Страх искони понимался русским народом по-толстовски, как обостренное нравственное самосознание, как Царство Божие внутри нас.

В Толковом словаре В. И. Даля страх толкуется как сознание нравственной ответственности. Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев Грозы, страх Катерины – внутренний голос ее совести.

Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. Какая совесть!…

Какая могучая славянская совесть!… Какая нравственная сила…

Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты,- писал о Катерине – Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С.

В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления Грозы с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму (*67) молча, углубленный в себя.

Но в той патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: Это не я, не я: это – Бог! Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену. Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины.

Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: Кто любит, тот будет молиться. Смерть по грехам страшна,- говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини.

Под деревцом могилушка… Солнышко ее греет… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут… Не напоминает ли такой финал известную народную песню на стихи Некрасова (Похороны): Будут песни к нему хороводные Из села по заре долетать, Будут нивы ему хлебородные Безгреховные сны навевать… В храм превращается вся природа. Отпевают охотника в поле под солнцем пуще ярого воску свечи, под птичий гомон пуще церковного пения, среди колыхающейся ржи и пестреющих цветов. Катерина умирает столь же удивительно. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке – проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим,- таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.

Сочинение на тему: Катерина как трагический характер.

Сочинение. Катерина как трагический характер.

Методы: метод творческого чтения, эвристический метод.

Приёмы: слово учителя; чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями; чтение по ролям; беседа.

Любовь сильнее смерти,

сильнее страха смерти…

II. Постановка задач.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа). Как вы понимаете данные слова?

Ученики: Когда человек любит, то он готов на всё, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг ради любви.

Ученики: Д.1, явл. 5:

- Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

- Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

- Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

Эти реплики говорят о Катерине то, что она не способна лицемерить и что ей свойственна прямота.

Учитель: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живёт по иным законам?

Ученики: Эти черты зародились в родительском доме. Автор подробно рассказывает о детстве Катерины.

Д 1, явл.7. (Чтение по ролям).

Катерина и Варвара.

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.1'

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Знаешь, мне что в голову пришло?

Катерина. Отчего люди не летают?

Варвар а. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, -у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Варвара. А что же?

Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю.

Варвара. Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина. Здорова. Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.

Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.

Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара. Говори, нужды нет!

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись.

Варвара. Только не с мужем.

Катерина. А ты почем знаешь?

Варвара. Еще бы не знать.

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

Варвара. Чего ты испугалась?

Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Варвара. А вот погоди, там увидим.

Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хоту.

Варвара. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

Учитель: Сравните жизнь в доме у Кабанихи и в доме у родителей. Сделайте соответствующие записи.

В доме у родителей:

- точно птичка на воле;

- маменька в ней души не чаяла;

- работать не принуждали;

- вышивала, ходила в церковь, гуляла.

В доме Кабанихи:

- завяла как цветок;

- всё по принуждению;

- дома душно, что бежать хочется.

Учитель: В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, ходила в церковь. Отсюда у Катерины впечатлительность и романтическое отношение к жизни. В доме у Кабанихи Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возник настоящий духовный бунт. И, конечно же, эта жизнь оказала влияние на Катерину. Какие же ещё мы можем выделить черты характера героини?

Ученики: Свободолюбие, независимость, чувство собственного достоинства, мечтательность и поэтичность, религиозность, решительность, доброта, бескорыстие, честность .

Учитель: Итак, для Катерины главное – жить согласно своей душе. Давайте прочтём с вами действие 2 явление 10.

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.

Учитель: Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

(Учащиеся высказывают своё мнение).

Учитель: Любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, это ещё и протест, так как это чувство разрушающее, оно сыграло в её судьбе роковую роль, привело героиню к гибели. Почему Варвара догадалась о чувствах Катерины?

Учитель: Как вы думаете, почему Катерина полюбила Бориса?

В чём сложность внутреннего состояния Катерины? Почему она признаётся в своём преступлении?

Ученики: Катерина идет на обман и встаёт в один ряд с Варварой, а это не свойственно её натуре. Героине тяжело на душе, и поэтому ей легче признаться, покаяться.

Учитель: Можно ли считать покаяние Катерины слабостью? Что было бы с ней, если бы она не раскаялась?

Учитель: Что такое самоубийство Катерины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?

Ученики: Смерть Катерины – это протест. Она бросила вызов самодурству, и это привело к некоторым результатам: Варвара убегает из дома; по-своему протестует Тихон: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы. ", - кричит он; Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!".

IV. Подведение итогов.

Учитель: Таким образом, мы видим, что Катерина – здоровая, сильная личность. В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности. Она нашла в себе силы и решимость покончить с этой гнилой жизнью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

создать условия, способствующие раскрытию образа главной героини; содействовать работе, направленной на раскрытие конфликта драмы; разобраться в специфике жанра;

развивать аналитические способности, умения применять теоретические сведения при исследовании эпического произведения; использовать знания символики как средства глубокого познания текста и обобщения мыслительной деятельности учеников;

воспитывать истинные человеческие чувства; понимание, уважение к ближним, сопереживание.

создание характеристики героини

сопоставление оценок образа Катерины в русской критике

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала: наблюдения и сбора

Вид урока : Урок практических работ с элементами анализа ситуаций

Структура урока : Актуализация прежних знаний и формирование умений и навыков.

Технология: интерактивное обучение

2.Чтение учителем стихотворения

Загадочная русская душа.

Сложна, как смена красок при рассветах.

Усилья институтов и разведок

Ее понять — не стоят ни гроша.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

Загадочная русская душа.

Коль вы друзья, скажу вам по секрету:

Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,

Открытостью она и хороша.

Тот, кто возвел неискренность и ложь

В ранг добродетелей, понять бессилен,

Что прямота всегда мудрей извилин.

Где нет замков — ключей не подберешь.

И для блуждающих во мгле закатной,

Опавших листьев золотом шурша,

Пусть навсегда останется загадкой

Рассвет в апреле —

-обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

-Какие вопросы вы хотели бы обсудить, исходя из темы занятия?

хочу узнать

историю жизни Катерины

в чем трагизм положения Катерины, понять её психологическое состояние

Нравы Калинова

Так случайна ли её гибель или неизбежна?

Слово преподавателя: Жизнь Катерины проходит в волжском городе Калинове, там разыгрывается и трагедия. На прошлом занятии мы говорили о жизни города, его обитателей. Сформулируйте выводы, к которым мы пришли ?

Предполагаемый ответ : основная тема пьесы «Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, к стремлению к равноправию, к свободе личности. Основной конфликт пьесы «Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми.

Слово преподавателя : Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

Слово преподавателя : расскажите о детских годах героини и о формировании её характера?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле - это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая. ( Чтение отрывка: Почему люди не летают. )

Слово преподавателя : Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог ?

Предполагаемый ответ : Мечтательность, поэтичность, тянется ко всему прекрасному; глубоко религиозна - монолог 1 д. Уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.

Слово преподавателя - Что происходит с героиней, когда она попадает в домостроевское общество?

Предполагаемый ответ : Подобно цветам - засыхает, погибает изнутри, происходит медленная душевная гибель. Взамен свободе , радости навязывается страх, повиновение..

Слово преподавателя: Заполним таблицу:

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Вывод . Для Катерины главное - жить согласно своей душе.

Вывод . Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Слово преподавателя : Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Предполагаемый ответ : Катерина чувствует потребность любить - быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях .На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Слово преподавателя - Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

Предполагаемый ответ : Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Слово преподавателя - Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Предполагаемый ответ : Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Слово преподавателя : Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

Слово преподавателя : Но обретает ли Катерина свободу ?

Слово преподавателя - Почему же кается Катерина? (д. явл. 6) Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

Слово преподавателя : К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?

Предполагаемый ответ : Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его. В христианстве покаяние очищение. Люди ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение.

Слово преподавателя : Приходит ли очищение к Катерине?

Предполагаемый ответ : Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

Слово преподавателя : А как ведёт себя Борис?

Слово преподавателя : Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. явл.) Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Предполагаемый ответ : Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её - забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Слово преподавателя Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми? Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? При том обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство — самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Предполагаемый ответ : Смерть героини - это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства - стать безвольным существом .

Преподаватель : Как оценили пьесу и образ Катерины в русской критике.

Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся;

- развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой

2. Оценка образа Катерины

- выработка собственной позиции по изучаемой теме. Оценка образа Катерины в русской критике.

Подобная таблица в качестве дидактического материала представлена представлена на столах. В сильных классах можно предложить самостоятельно заполнить таблицу, а затем сверить с информацией на слайде.

Вывод: Определите, оценка какого критика вам ближе и почему?

- С двумя героями связана Катерина: с одним - долгом, с другим чувством. Речь пойдет о Тихоне и Борисе.

(Катерина: Возьми меня с собой отсюда

Тихон: нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Борис: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. )

Учитель: Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?( Организация дебатов. Представители групп высказывают свою точку зрения. )

Позитивные стороны

Негативные стороны

3. «Мою любовь у меня никто не

6. «Сколько радости принесут

Учитель:- Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу?

Вывод: прежде всего - это выражение протеста домостроевским социально- бытовым принципам. Конфликт Катерины и её мужа с окружающим миром не разрешается. Единственный выход для свободной личности - не примирение с устоями и деспотизмом. В этом обществе она не может быть счастливой. Счастье было только в душе, но за него она заплатила слишком дорогой ценой - своей жизнью.

Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?

Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.

Луч света в темном царстве.

А луч? Резкий длинный свет, беспощадно высвечивающий, холодный;

режущий, вызывающий желание закрыться. Разве это Катерина? Вспомните!

Борис: Как она молится! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица - то будто светится.

Свет идет изнутри! Нет, это не луч. Свеча. Трепетная, беззащитная. А от нее свет. Рассеивающийся, теплый, живой свет. К нему потянулись - каждый за своим. От этого - то дыхания многих и погасла свеча.

9 Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность. Самооценка.

Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения

аргументированно отстаивать свою позицию в письменном виде.

Тематика письменных работ на выбор:

В заключении я хочу вам прочесть стихотворение (Сережа Мельник)

Екатерина не получила образования, она была довольно ограниченной женщиной, многие вещи были ей непонятны, она не могла в них разобраться и принять это как данность. Она не могла понять, почему и за что к ней так относятся, ей хотелось изменить это отношение.
Ведь мать привила ей способность любить людей (она росла в любящей семье) , но новые родственники отказывались отвечать ей взаимностью, в семье мужа она не получила той любви и ласки, только грубость, хамство, самодурство, унижения.

Ее признание мужу в измене я лично считаю попыткой сблизиться с этими людьми, стать частью их общества, объяснить им, что она теперь такая же, как и они, пошлая и подлая, а вовсе не актом раскаяния за произошедшее. Ведь она знала, на что идет, значит измена была осознанной, а не спонтанной.
"Лучом в темном царстве" ее называют потому, что часть ее не смогла примириться со своей изменой и с этим грубым, ханжеским мирком, который ее окружал. Она не смогла пойти против своей сущности! Эта искра любви к людям, человечности, честности не смогла потухнуть под влиянием окружающих ее людишек.
В душе Екатерины произошел внутренний конфликт, трагедия, когда она поняла, что не смогла достичь цели - войти в это мещанское общество, да и свою душу загубила ("Измена-смертный грех",говорит она) . Она поняла, что для нее нет места ни на этой земле, ни у Бога на небе. И она решила взлететь, чтобы оказаться на свободе и от своих духовных обязательств, и от общества, ее окружавшего.
А вообще автор рассказывает о подвиге человека, хоть и слабого, но глубоко порядочного человека, который не смог приспособиться к действительности. Приспособленцы правят миром, привыкая врать, убивать, хамить, грабить, воровать, брать взятки.
Катерина - пример честности и порядочности, она всего лишь слабая и весьма ограниченная женщина, но тут все дело в порыве.
Можно говорить, что женщины в то время были чувствительны и слишком пеклись о своей чести и достоинстве, что она могла бы поступить иначе, уехать, развестись. Но такие были времена! Церковный развод был сложным и осуждаемым мероприятием, не каждая женщина могла бы так рисковать своим положением в обществе.

Да, еще че хотела сказать, многие считают, что Катерина ушла из жизни, чтобы "избавиться от греха". Фигня все это, она была религиозным человеком и знала, что самоубийство куда более страшный грех, чем измена.

Источник: В общем, я ее лучом считаю. очень давно читала, но что-то еще помню. Выйддешь замуж - поймешь Екатерину. У меня свекровь похлеще, чем у нее

здравствуйте! я конечно не литературный критик, но мое мнение таково - я нахожу противоречие в ее "подвиге" (о Катерине разумеется). вы говорите, что в те времена развод считался мероприятием осуждаемым, но с другой стороны, измена ведь тоже осуждаема. ) так что о ее поступке как о подвиге весьма опрометчиво говорить. ну это конечно мое мнение. у каждого читателя свое мировоззрение. но вот такая нестыковка в рассуждениях.

Назарова Анна Гуру (3410) Вы косно исложили свою мысль, я ее не поняла. Но попробую разобраться. В те времена, да и сейчас, церковный развод был практически невозможен. К тому же куда позорнее было быть разведенной, нежели чем просто изменившей своему мужу женщиной. Про измену и развод я говорила в контексте того,что Катерина была женщиной слабой, одной из миллиона таких же слабых женщин, которая не могла ничего поделать со своим положением, со своей совестью,со своей внутренней порядочностью, не могла она развестись! И она решилась на единственный в своей жизни решительный шаг, ведь по сути ничего в жизни значительного она больше и не совершила. Развод или измену к подвигу никак не приплетешь, не понимаю,как вам это удалось сделать в одном предложении. Вы очень неясно сформулировали мысль. Катерина не смогла примириться со своей несчастной судьбой и с этим миром. Ей не было места в этом мире, люди не приняли ее к себе даже после того, как она уподобилась им, стала такой же, как и они, изменила мужу

Характеристика Катерины


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.

Возраст — не указано, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.

Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.

Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.

Внешность — красивая молодая женщина.

Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.

Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.

Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.

Источник: Действие второе, явление 8

Внешность

Катерина — молодая красивая женщина.

Источник: Действие четвертое, явление 6

У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Черты характера и поступки

Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянного противостояния, склок и раздоров.

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.

Источник: Действие первое, явление 5

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.

В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие пятое, явление 3

Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие второе, явление 8

У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.

Источник: Действие первое, явление 7

Источник: Действие первое, явление 7

Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.

Источник: Действие первое, явление 9

Источник: Действие первое, явление 9

Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.

Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.

Источник: Действие второе, явление 4

Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.

Источник: Действие второе, явление 10

Источник: Действие второе, явление 10

Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.

Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3

Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.

Источник: Действие четвертое, явление 6

Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 3

Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню всё чаще посещают мысли о смерти.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.

Источник: Действие пятое, явление 2

Источник: Действие пятое, явление 4

Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.

Источник: Действие пятое, явление 6

Воспитание

Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Катерины другими героями

Кабанов

Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.

Источник: Действие четвертое, явление 4

Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.

Источник: Действие пятое, явление 1

Борис

Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Кабанова

Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с мужем.

Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.

Варвара

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.

Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.

Источник: Действие второе, явление 2

Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.

Источник: Действие второе, явление 2

После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.

Источник: Действие четвертое, явление 3

Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.

Источник: Действие второе, явление 2

Источник: Действие четвертое, явление 3

Кулигин

После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.

Источник: Действие пятое, явление 7

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!

Биография

Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.

В родительском доме Катерина приобщилась к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.

Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменяется после замужества. Её супругом становится купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любит. Жизнь в доме Кабановых резко отличается от привычной жизни в стенах родительского дома. Здесь царят жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давит на Катерину, душит её. Она честно пытается полюбить мужа, но, задавленный властной матерью, Тихон не способен на сильные чувства.

Острое чувство одиночества толкает Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не даёт ей покоя, и она признаётся в измене Тихону и его матери. Последняя начинает изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от беспросветной жизни, решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.

Образ Катерины

С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.

Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.

Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.

Образ Катерины в оценке Добролюбова

Речевая характеристика Катерины

Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.

Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.

Читайте также: