Как устроено государство 6 класс 8 вид конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Дидактическая цель: формирование представлений о быте и нравах древних славян.

Цели по содержанию:

Коррекционно - обучающие:

- помочь обучающимся понять, как жили древние славяне;

- познакомить с особенностями жилища, внутренним убранством дома, питанием и одеждой, военным делом;

- охарактеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию умения делать выводы;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- развивать память, внимание, мышление, логику;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в дальнейшей жизни;

- развивать коммуникативные способности учащихся.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к учебе, самодисциплину, общую культуру, уважительное отношение к истории и традициям русского народа.

Специальные: соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности, создать благоприятную рабочую обстановку.


Тип урока: системно-деятельностной направленности изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы.

Планируемый результат:

Предметный: сформировать систему новых понятий, об образе жизни древних славян;

Личностные УУД: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение изучаемой темы, проецировать древнерусскую культуру на собственный опыт.

Познавательные УУД: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, учиться контролировать и оценивать свои действия, понимать значение новых знаний для дальнейшей жизни;

Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения, овладение ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, а также компетенцией личностного самосовершенствования

Оформление: класс разделён на две части. Во второй части класса за ширмой имитация русской избы (изображение русской печи, стол с угощением, скамейки, сундук).

Структура урока

I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и вы друг с другом. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учитель: Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Потому что на уроке нас ожидают новые интересные открытия.

II. Мотивационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня к концу урока постарайтесь выяснить, насколько полученные новые знания вам будут полезны.

III. Закрепление ранее изученной темы.

Учитель: Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Культура Древней Руси)
Интересно было читать параграф?

Давайте проверим, насколько вы это внимательно делали.

Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты из истории культуры Древней Руси (дети выступают по цепочке).
Высказывания могут быть следующими:

Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом.

Устное народное творчество – это былины, сказки, песни.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.

Первые русские книги были очень дорогими. Листы книг изготавливали из телячий кожи.

Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

Деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий.

В 989 году при князе Владимире была построена в Киеве Десятинная церковь.

При Ярославе Мудром был построен в Киеве Софийский собор.

Стены храмов украшались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Для изготовления ювелирных изделий использовалась техника зернь, когда на изделие напаивался узор из мельчайших шариков – зёрнышек.

Скань – орнамент или рисунок из тонкой золотой или серебряной проволоки.

Учитель: Молодцы, я вижу, что вы очень внимательно читали дома параграф!

IV. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее. Можно закрыть глаза и послушать Древнерусскую музыку

(на фоне музыки учитель читает стихи)

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего посёлка

Отблески оставили свои.

Здесь живёт народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки…

Учитель: Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?

Учащиеся: О наших предках – славянах.

Проблемный вопрос: К концу урока мы с вами определим, что повлияло на формирование самобытности русского народа?

1. Жилище древних славян.

2. Одежда древних славян.

Учитель: А что обозначают эти два понятия – быт и нравы. В конце параграфа найдите эти понятия и запишите их в тетрадь.

Быт – повседневная жизнь людей.

Нравы – обычаи, уклады общественной жизни или повседневные отношения между людьми (учащиеся записывают понятия в тетрадь).


1. Жилище древних славян.

Учащиеся: Пожар.

Учитель: Дверь в полуземлянке была узкая, чтобы лучше сохранить тепло внутри. Стенки закрывались досками. Окон не было.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Учащиеся: Потому что люди позже начали строить себе жилища из дерева.

Учитель: Наши предки славяне в дереве видели не просто строительный материал, а таких же, как и они сами, детей земли и неба. Перед тем как срубить дерево снимали шапку, кланялись земным поклоном и рассказывали о нужде, заставившей покусится на зелёную жизнь дерева.

Дома построенные из дерева стали называться избами.

Впервые избы появились в северных районах. Как вы думаете почему?

Учащиеся: Земля была слишком холодной и сырой.

Учитель: В таких небольших домах жили крестьяне и ремесленники.

Жилища князей и бояр назывались хоромы, которые состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горница – повалуши, летние спальни – клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. В богатых хоромах была ещё и гридница – большая парадная гостиница, где хозяин пировал со своей дружиной. Недалеко находились жилища управителей, кузница. Располагались амбары, погреб, зерновые ямы. Как вы думаете, что в них хранили?

Учащиеся: Мёд, зерно, масло и другие продукты.

Слайд 5 Гимнастика для глаз (белый слайд).

В класс входят мальчик и девочка (старшеклассники) переодетые в русские национальные костюмы. У них в руках длинное полотенце, вышитое русским орнаментом, на нём хлеб и соль.

Мальчик: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех.

Приглашают детей во вторую половину класса.

Дети рассаживаются на скамейки, которые стоят у стола.

Девочка: Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук

Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

Не земля хлеб родит, а небо.

И пес перед хлебом смиряется.

Пересев хуже недосева.

Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Учащиеся: Люди старались защититься от холода.

Учитель: Из чего она была сложена?

Учащиеся: Из камней и глины.

Учитель: Для чего она использовалась?

Учащиеся: Для приготовления пищи и отопления.

Учитель: Топилась эта печь по-чёрному, то есть без трубы. Дым выходил на улицу через дверь и отверстие на крыше. А сейчас окунемся в мир внутреннего убранства домов.
На чём вы сидите?

Учащиеся: На скамейках.

Учитель: Как вы думаете, для чего использовались скамейки?

Учащиеся: Для сидения и для сна.

Столы имели простую, рациональную, прямоугольную форму и массивные ножки в основании. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе разнообразная пища. Эти продукты употребляли наши предки. Давайте определим, какие продукты здесь представлены. Давайте начнём с Даши (девочка тотально слепая). Можно предложить ей определить на вкус морковь, репу, горох, мёд.

Учитель: А ещё на Руси варили разнообразные каши. Их готовили не только из крупы, но и измельчённых продуктов.

Конкурс, угадай в каком горшке какая каша?

Приглашаются 3 человека (слабовидящие) из класса завязывают им глаза и дают попробовать каши , а они должны назвать их (пшённая, манная, овсяная).

Жилые покои освещались свечами. В великокняжеских домах и хоромах горели восковые свечи, потому, что воску было много: его снимали в лесах из диких пчельников и продавали, вероятно, дешево. Люди победнее жгли обыкновенное масло (конопляное, льняное) наливаемое в глиняные круглые сосуды. Также была распространена лучина. Лучина - это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы учеников)

Вывод: Правильно, ребята по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Знать живёт в больших роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.

2. Одежда.

Учитель: Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовёт подумать.

О быте, нравах может рассказать.

Рассказ девочки старшеклассницы: Наряды славян были очень простыми и незамысловатыми. Причиной тому было отдаленное расположение от торговых путей, а также отсутствие у большинства населения денег для покупки дорогих восточных тканей и украшений. Кроме того, простой одежда славянская была еще и потому, что изготовление материи требовало сложного и кропотливого труда.

Посмотрите на мой наряд. Славянки носили длинную рубашку поверх, которой надевалась домотканая шерстяная юбка. В отличие от мужской, женская славянская одежда имела красочные вышивки с добавлением различных украшений. Потрогайте мой наряд из какой он ткани. Такая ткань называлась холщовая.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. Голову украшали на лобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами. Позднее на территории сегодняшней России популярностью пользовались кокошники. Из украшений особенную изюминку образу добавляли височные кольца. Это спиралевидные кольца, которые носили у висков. Также женщины любили массивные ожерелья из бус. . Замужняя славянская женщина носила одну косу, а незамужние женщины носили несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине. Но также спереди вдоль плеч.

Зимой носили шубы – кожухи. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Богатые люди носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Верхней одеждой были епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом и золотыми и серебряными пряжками. На ногах носили кожаные сапоги с загнутыми кверху носами. Для хранения вещей чаще всего применялись большие сундуки. А ещё на Руси любили веселиться.

Девочка: приглашает ребят встать в круг.

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

После танца дети садятся за парты.

Жизнь славян и их соседей протекала в череде загорающихся и угасающих конфликтов, сменяющихся периодами мира.

Профессиональными воинами были княжеские дружинники. По суше они передвигались на конях. А по воде на лёгких ладьях. Головы воинов защищали шишаки – изящные остроконечные шлемы, а тело – кольчуга. Вооружены они были мечами, копьями, саблями.

Вывод: Военному делу придавалось большое значение, так как врагов было много. И долг каждого мужчины был встать на защиту своего народа

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока, что повлияло на формирование самобытности русского народа?

Ученики: природно – климатический фактор, творческое применение новых знаний и умений, выносливость и трудолюбие народа.

Как вы думаете, полученные на уроке знания будут вам полезны в жизни?

Учитель: Осталось оценить ваш труд. Как вы считаете, каких оценок вы сегодня достойны?

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграф 8 читать. Выписать новые понятия на странице 78.

1 группа. Пользуясь сведениями из учебника и интернет – ресурсами, выясните, какими рисунками и орнаментами украшалась мужская и женская одежда в Древней Руси. Материал представить в виде презентации.

VII. Итог урока.
Учитель: Мы очень хорошо поработали с вами. Спасибо вам всем за то, что внимательно слушали, смотрели, отвечали на мои вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по предмету "Мир истории", 6 класс, по АООП, вариант 9,1.

2/24/20 Россия - страна и государство.

Россия - страна и государство.

Гражданин – постоянный житель какого-нибудь государства.

Рассмотрите национальные костюмы народов России.

Прочитайте о народах, населяющих нашу страну в учебнике на стр. 47

Россия – самое большое по площади государство в мире. Её территория почти равна территории материка Южная Америка и более чем в 2 раза превышает территорию материка Австралия.

Россия – самое большое по площади государство в мире. Её территория почти равна территории материка Южная Америка и более чем в 2 раза превышает территорию материка Австралия.

 У каждой страны есть особые отличительные знаки – государственные символы

У каждой страны есть особые отличительные знаки – государственные символы

Символы Российской Федерации Гимн Флаг Герб

Символы Российской Федерации

Флаг России Трёхцветное полотнище Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду; синий – верность, веру; красный – смелость и мужество, доброту, честность

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду;

синий – верность, веру;

красный – смелость и мужество, доброту, честность

 Найди флаг России Флаг Голландии Флаг России Флаг Франции

Найди флаг России

Герб России У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. На красном щите золотой двуглавый орёл с изображением всадника, убивающего дракона на груди.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

На красном щите золотой двуглавый орёл с изображением всадника, убивающего дракона на груди.

Гимн России Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн исполняется в торжественных, случаях, предусмотренных законом. Автором слов Гимна Российской Федерации является поэт Сергей Михалков, музыку написал Александр Александров.

Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Гимн исполняется в торжественных, случаях, предусмотренных законом.

Автором слов Гимна Российской Федерации является поэт Сергей Михалков, музыку написал Александр Александров.

Столица России - Москва

Столица России - Москва

Президент России Владимир Владимирович Путин.

Президент России Владимир Владимирович Путин.

Конституция – основной закон государства. Прочитайте в учебнике на стр. 52 о том, что такое Конституция Прочитайте в учебнике на стр. 53 о том, кто управляет государством

Конституция – основной закон государства.

Прочитайте в учебнике на стр. 52 о том, что такое Конституция

Прочитайте в учебнике на стр. 53 о том, кто управляет государством

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАК УСТРОЕНО ГОСУДАРСТВО

Основной закон нашего государства— это Конституция как. В ней описано, как устроено наше государство, определены права и обязанности граждан. Граждане России должны жить по этому основному закону.

Если кто-то его нарушает с ним будет разбираться суд. Самое тяжелое наказание— лишить виновного свободы, то есть посадить его в тюрьму.

Для того чтобы граждане жили по закону и не нарушали чужих прав, существует полиция.

Армия охраняет границы территории государства от нападения. У России надёжная армия, и страна старается сделать её ещё надежнее и сильнее.

Во главе нашего государства стоит Президент. Он избирается всем народом. Человек, которому народ доверяет управлять государством , должен много знать, любить свою страну, быть её патриотом.

Законы, исполнение которых обязательно для всех жителей России принимаются Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

В Государственную Думу граждане России избирают своих представителей— депутатов.

Депутаты разрабатывают и принимают законы, которые затем должны одобрить Члены Совета -сенаторы

Чтобы закон вступил в силу его должен подписать Президент России.

Обеспечивает исполнение законов Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Судебные органы Российской Федерации независимые и подчиняются только Конституции и федеральному закону.

Россия Великая держава которая стремится к дружбе и согласию с другими государствами и народами.

С 51-54, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ
ЗНАТЬ НОВЫЕ СЛОВА

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

Краткое описание документа:

презентация составлена с материала учебника. Для понимания темы используются иллюстрации. Для закрепления материала используются ребусы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 277 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Тема 6. Как устроено государство

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.10.2021 814
  • PPTX 15.5 мбайт
  • 190 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юрочкина Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как устроены высшие государственные органы в Российской Федерации

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: